СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Р.р. №13. Сочинение – описание картины А. Пластова «Жатва"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: - познакомить с творчеством  художника А.А.Пластова; продолжать учить составлять план,  интерес к созданию собственного текста; стремление к речевому самосовершенствованию; строить устное высказывание, используя искусствоведческий текст и картину художника; формировать умение анализировать произведение живописи и аргументировать свой ответ, делать выводы; развивать творческие способности учащихся; развивать орфографическую зоркость, память, внимание, воображение.

Планируемые результаты: предметные: строить устное высказывание, используя искусствоведческий текст и картину художника, оформлять письменную речь в соответствии с литературными нормами.

метапредметные: организовывать свою работу, работать с текстом, проводить самооценку, корректировать свою работу.

личностные: достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств при создании текста в письменной форме.

Тип урока. Урок развития речи.

Оборудование: Компьютер, наглядно-демонстративный материал, карточки-задания, слайдовая презентация.

Просмотр содержимого документа
«Р.р. №13. Сочинение – описание картины А. Пластова «Жатва"»

Урок №

Предмет _________________________________________

Класс _________

Дата _____________________

Тема урока: «Р.р. №13. Сочинение – описание картины А. Пластова «Жатва»».

Цель урока: - познакомить с творчеством художника А.А.Пластова; продолжать учить составлять план,  интерес к созданию собственного текста; стремление к речевому самосовершенствованию; строить устное высказывание, используя искусствоведческий текст и картину художника; формировать умение анализировать произведение живописи и аргументировать свой ответ, делать выводы; развивать творческие способности учащихся; развивать орфографическую зоркость, память, внимание, воображение.

Планируемые результаты:
предметные: строить устное высказывание, используя искусствоведческий текст и картину художника, оформлять письменную речь в соответствии с литературными нормами.

метапредметные: организовывать свою работу, работать с текстом, проводить самооценку, корректировать свою работу.

личностные: достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств при создании текста в письменной форме.

Тип урока. Урок развития речи.

Оборудование: Компьютер, наглядно-демонстративный материал, карточки-задания, слайдовая презентация.

Ход урока.


  1. Организационный момент.

Начинается урок.

Он пойдёт, ребята, впрок.

Постарайтесь всё понять

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давайте

 И на уроке не зевайте!


  1. Формулирование темы, задачи и цели урока. Слайд №2, №3


III. Подготовка учащихся к активному восприятию картины.


Учитель. Вы ответили правильно. Сегодня у нас урок развития речи. Учащиеся записывают в тетрадях число, классная работа, тему урока: Сочинение -описание по картине А.А.Пластова

« Жатва». Слайд №1

Совсем недавно мы уже писали сочинение, но по опорным словам.

Вспомните, какую картину мы с вами описывали?

- Легко ли было описывать эту картину. Действительно, трудностей было немного, т.к. вы пользовались опорными словами и карточками, которые помогали вам составить предложения.


Сегодня нам предстоит открыть удивительный мир русской живописи. Мы познакомимся с творчеством выдающегося русского живописца А. Пластова, увидим его картины.

Поль Гоген говорил, что картины – настоящее сокровище человеческой культуры. Согласны ли вы с этим утверждением?

Сегодня нам предстоит написать сочинение по картине. Но для начала я предлагаю вам стать настоящими учеными, в руки которых попало бесценное творение русского художника. Мы с вами станем первооткрывателями, которые постараются приоткрыть тайну живописи.

Как удавалось мастерам создавать свои шедевры? Какими приемами пользуются художники при создании своих картин.

Готовы, господа ученые к открытиям? Тогда приступим.

Сегодня у вас задача сложнее. Вы будете описывать картину без опорных слов, т.е ,используя опыт прошлого урока, вы будете сами подбирать слова.

Давайте вспомним, каким типом речи вы будете пользоваться в своем сочинении

(описание).


IV. Работа над картиной


а) Беседа о художнике А.А.Пластове (знакомство с творчеством художника)


Познакомиться с жизнью и творчеством еще одного известного русского художника Аркадия Александровича Пластова поможет наш учебник. Откройте стр.89, в рубрике «Это интересно» прочитайте краткую статью об этом художнике. Читает Марина Л.

А сейчас посмотрите на экран. Слайд № 5

Перед вами портрет художника. Обратите внимание на его глаза. Говорят: « Глаза - это зеркало души человека. Глаза у него добрые и внимательные". Только истинно добрый человек может любить детей. Большую часть своей жизни художник прожил в деревне, наблюдая за нелегкой жизнью сельских жителей. Его картины раскрывают красоту и силу родной земли, выражают восхищение человеком – тружеником. Любимые герои Пластова – деревенские ребятишки. Они присутствуют почти в каждом его полотне. ( « Первый снег», Ужин трактористов», «В деревне»,

«Фашист пролетел» и много других. Слайд № 6, №7

Аркадий Александрович оставил нам в наследство большое количество картин. Его полотна отражают жизнь простого человека. А все вместе они складываются в великую летопись страны, трудную и героическую.

Физминутка

«Отдых наш - физкультминутка,
Занимай свои места.
Раз - присели, два - привстали,
Руки кверху все подняли.
Сели, встали, сели, встали
Ванькой- встанькой словно стали,
А потом пустились вскачь,
Словно мой упругий мяч.


б) Рассматривание учащимися репродукции картины « Жатва» Слайд №8

Картина « Жатва», над которой мы будем сегодня работать создана Пластовым в 1945 году, очень важном для страны. Что это за год?

Эта картина о горькой цене хлеба военного времени. В каждом куске хлеба, который шел на фронт, жило тепло детских да стариковских рук, сеявших, растивших хлеб все эти длинные военные годы. Вот оно горестное лицо войны.На этом полотне нет явных примет войны, но ощутить ее мы можем через описание картины. На переднем плане пожилой мужчина с маленькими детьми. Сразу возникает вопрос, почему на такой тяжелой работе трудятся старик, которому уже давно надо отдыхать, и дети, которым труд этот непосилен. Да потому что все взрослые крепкие мужчины находятся на фронте, защищают Родину. Вот и пашут, сеют, косят те, кто остался: старики и малолетние дети. Художник, словно волшебник, показал нам маленький эпизод из той, далекой от нас жизни. А мы сможем ощутить и чувство горечи, и чувство гордости за свою великую страну.

в) « Погружение в картину» ( в ходе анализа картины учащиеся записывают в тетради ответы)

Учитель. Познакомившись с жизнью и творчеством великого живописца Аркадия Пластова, давайте перенесемся в мир его картины « Жатва».

Репродукция этой картины.

  1. Что прежде всего привлекло ваше внимание?

  2. Рассмотрите картину более внимательно. Кого изобразил художник на переднем плане?

  3. ( на переднем плане картины мы видим группу людей. Это старик- колхозник и трое ребятишек. Они обедают, отдыхают после тяжелой работы)

  4. Опишите старика, какой он? (бородат, борода почти полностью белая, седые, густые волосы не причесаны) Слайд №9

  5. Обратите внимание на руки старика. Художник тщательно выписал его заскорузлые, потемневшие от работы, мозолистые руки, тяжелые, натруженные руки. Они большие, крупные. В одной руке старик держит кусок черного хлеба, а в другой – деревянную ложку, которой аккуратно хлебает немудреную еду из красноватого глиняного горшка. На плечи старик накинул старое темно-коричневое пальто, под ним видна синяя холщовая рубаха.. На ногах старые разбитые ботинки.

  6. Напротив него трое детей. Давайте сначала поговорим о девочке, потому что она ближе к нам. Во что она одета, что делает? (Голова девочки покрыта, повязана белым ситцевым платком, из-под которого выбиваются две косички. Темная кофточка, красное платьице, чулочки на поджатых под себя ногах и вишневого цвета сапожки. В руке у нее тоже ложка Слайд №10

  7. Что вы можете сказать о мальчиках? Наверное, это ее братья. ( около девочки сидит ее братишка- рыжеволосый, вихрастый паренек. Он давно не стрижен: либо некогда, а может, некому привести его голову в порядок. И снова вспоминается:

Война ведь, и мало ли где мать этих детей. Мальчонка тоже сосредоточен на еде, как и все его родные.

  1. Что вы скажете о втором пареньке? ( Мальчик жадно пьет воду из глиняного кувшина, а может и молоко. Видно здорово устал, и замучила жажда, даже не до еды ему. Оба одеты просто - в рубашки, желтую и белую, и темные штаны. ).

  2. Что вы можете сказать о собаке? Слайд №11

( собака пристально смотрит на обедающих, с нетерпением ожидает, когда же ей перепадет кусочек)

10.Что находится слева от обедающих? ( Слева от обедающих – большая только собранная скирд , на которой навалены косы, грабли). Какая еда у семьи? ( на платке разложены огурцы, черный хлеб, похлебка. Немудреная крестьянская еда). Слайд №12

11. Что изображено на заднем плане. ( Простирается бескрайнее поле, такие же огромные стога. Над всем этим высится серое предгрозовое небо. Видимо, из-за непогоды спешили дедушка с внуками убрать урожай).

12. Вспомните из уроков изобразительного искусства о холодных и теплых цветах. Какие ( теплые или холодные) использовал художник на картине? ( Теплые – красное платье, красно-коричневый кувшин, оранжевый- рыжие волосы, много желтого цвета,

Они делают картину яркой, светлой; холодные – зеленые огурцы, синяя рубаха, коричневое пальто – создают ощущение горечи. (такого цвета немного).

13. Какое настроение появляется у нас при рассматривании картины? Что вы ощутили?

Она радует своими яркими красками, красотой изображенной природы. Особенно привлекает лето – время года, когда вся природа расцветает. От полотна веет глубокой искренней любовью к людям и к Родине.


г) Словарная работа Слайд №13

Чтобы грамотно написать сочинение, необходимо правильно использовать слова в своей речи. Для этого мы выясним с вами значение некоторых слов.

Записываем в тетради: словарь.

- Название картины « Жатва». Как вы думаете, что это значит?

Жатва – время уборки хлебов ( существительное образовано от глагола жать, то есть срезать, готовые для уборки колосья)

- в какое время года проходит жатва? ( в конце лета, начале осени)

- Стог - куча плотно уложенного сена или сжатых злаков под открытым небом, цилиндрической формы с закругленной вершиной.

- Сноп – связанный пук колосьев какого- нибудь злака.

- Стерня ( стернь) – сжатое поле пшеницы, остатки стеблей сжатых злаков на поле ( они очень колются, когда ступаешь по ним босыми ногами).

Чтобы избежать повторов в сочинении, я предлагаю подобрать синонимы к некоторым словам.

А. А.Пластов – художник, живописец, мастер, автор.

Картина – полотно, холст, произведение, репродукция

Жатва – уборка урожая.

При описании картины мы используем прилагательные – определения. Как называются красочные красивые определения ( Эпитеты)

Старик – пожилой мужчина, усталый от работы

Лицо старика – бородатое, борода с сединой, что указывает на его возраст. Волосы на голове –взлохмаченные ветром, запутанные, волосы не причесаны

Руки старика - натруженные сильные, крепкие, мозолистые, заскорузлые, потемневшие от работы. Художник хотел показать нам, что этот старик – труженик.

Одежда старика – темное старое пальто, коричневое, синяя рубашка и старые башмаки.

Девочка – белый, ситцевый платочек, светлый, красный, алый, вишневый, ботинки, сапожки

Мальчики:

А) Рыжеволосый, вихрастый, нестриженый.

Б) белая рубашка, темные штаны, черного цвета

Собака – смотрит пристально, жадно, хочет есть

На картине преобладает желтый цвет, подбираем синонимы: золотистый, ярко-желтый, солнечный, соломенный ( вспомнить правописание сложных прилагательных)

Есть оттенки коричневого: светло-коричневый, палевый


V. Составление плана

Любое сочинение – это текст, который подчиняется правилам. Чтобы ваш рассказ о картине был логичным, нужно составить план.

Давайте вспомним композицию сочинения. Работа с учебником. Обратить внимание на « Советы помощника».

- Как еще называют начало сочинения? ( Вступление)

- О чем можно писать во вступлении? ( О теме картины, об общем впечатлении от нее, о художнике, ее создавшем).

- За вступлением следует основная часть ( Что вы будете писать в основной части? Описывается картина и то, что на ней изображено).

- В заключительной части мы напишем о своем впечатлении о картине. Слайд №14

План (примерный)

I Знаменитый художник – пейзажист Аркадий Александрович Пластов

II Картина « Жатва»

1. Передний план. Люди, изображенные на картине(старик, дети)

2. Задний фон картины (скирды, орудия труда)

III. Мое впечатление от картины.


Напоминаю: каждый пункт сочинения начинаем с красной строки.

VI. Подведение итогов. Рефлексия.

Расскажите о настроении, появившемся у вас при рассмотрении картины Пластова « Жатва».

Какие эмоции вызывает данная репродукция?

VII. Домашнее задание. Составить план описания картины, подготовиться к написанию сочинения.







Перед нами картина А.А.Пластова "Жатва". С большой любовью и мастерством художник раскрывает красоту и силу родной земли. Чувствуется глубокое восхищение человеком-тружеником.

Картина написана в теплых тонах: желтое безграничное поле, золотые стога, красное платьице девочки. Казалось бы, ничего не предвещает беды. И только предгрозовое небо напоминает нам о том, что все происходит в тяжелом 1945 году.

На переднем плане мы видим старика и ребятишек. Закончив нелегкий труд, они обедают. Мужчина уже совсем пожилой, его борода почти полностью белая, а густые волосы не причесаны. Художник тщательно выписал его тяжелые, потемневшие от работы, руки. В одной он держит кусок чёрного хлеба, в другой – деревянную ложку, которой аккуратно набирает еду из красноватого глиняного горшка. На плечах старое темно-коричневое пальто, под ним видна синяя холщовая рубаха. На ногах –разбитые ботинки.

Рядом с ним ребятишки. Девочка одета в темную кофту и красное платьице, голова покрыта белым платком. В руке тоже ложка Возле нее мальчишки. Один рыженький, нестриженный, тоже увлечен едой. Другой жадно пьет воду, видно, очень устал. Одеты очень просто: желтую и белую рубашки, темные штаны. На них с любопытством смотрит песик, с нетерпением ожидает, когда же и ему перепадет кусочек.

На заднем плане картины видны скирды. На одну из них навалены косы, грабли. На платке разложены огурцы, черный хлеб, похлебка.

Эта картина оставляет светлое чувство радости, глядя на бескрайние просторы полей. Художник сумел передать свою любовью к людям-труженикам и к Родине.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!