СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Р.П.Гео.-9кл.Алексеев.22-23.ФГОС.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная рабочая программа соответствует соответствует «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс»: учебник (авторы А. И. Алексеев, В. А. Низовцев, Э. В. Ким) - М.: Дрофа, 2021».

Просмотр содержимого документа
«Р.П.Гео.-9кл.Алексеев.22-23.ФГОС.»

КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ВЕЧЕРНЯЯ (СМЕННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1»



РАССМОТРЕНО

Руководитель МО


___________ С.А.Козловский


Протокол №

от « » августа 2022г.



УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

_____________А.Н. Гузеев

Приказ №

от « » августа 2022г.





Рабочая программа учебного предмета

«География»

для 9 класса

основного общего образования

Базовый уровень (очная форма обучения)

на 2022 – 2023 учебный год.







Составитель: Козловский С.А.






г. Рубцовск, 2022г


Пояснительная записка

При составлении рабочей программы по географии для 9 класса опирались на Фундаментальное ядро содержания общего образования, Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ основного общего, среднего общего образования.

Нормативные правовые документы


  1. ФГОС ООО. Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010г.№1897.

  2. Учебный план на 2022-2023 учебный год КГКОУ «Вечерняя школа №1».

  3. Годовой календарный график работы КГКОУ «Вечерняя школа №1».

  4. «География. 5—9 классы: рабочая программа к линии УМК под ред. О. А. Климановой, А. И. Алексеева / Э. В. Ким. — М. : Дрофа, 2018.) соответствует «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс»: учебник (авторы А. И. Алексеев, В. А. Низовцев, Э. В. Ким) - М.: Дрофа, 2021».

  5. Приказ №295 Министерства юстиции Российской федерации от 16.12.2016г. «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений».

Целями изучения дисциплины являются:

• формирование знаний законов и закономерностей пространственно-временной организации географической оболочки и ее объектов разного масштаба (от материков до мелких ПТК), географических основ охраны природы и рационального природопользования;

• формирование комплексного мышления и целостного

восприятия территории, знаний и понимания географических закономерностей, понимания насущных проблем взаимодействия человека и природной среды; подготовка учащихся к решению многих проблем: политических, экономических, социальных, экологических;

• знакомство с основными факторами, принципами и направлениями формирования новой территориальной структуры российского общества, с путями перехода России к устойчивому развитию;

• развитие ассоциативного мышления путем формирования географического образа мира, его крупных частей (материков и стран), своей страны и малой родины.

При изучении курса решаются следующие задачи:

• формирование географической картины мира и общей культуры;

• формирование географического (пространственно-временного) мышления, географического видения глобальных и локальных проблем, деятельно-ценностного отношения к окружающей среде;

• осознание единства природы, хозяйства и населения — идеологии выживания человечества в единой социоприродной среде, решения проблем экологической безопасности и устойчивого развития природы и общества;

• воспитание любви к своему краю, своей стране, уважения к другим народам и культурам.

Курс географии 9 класса опережает по времени изучение многих тем, которые нуждаются в опоре на другие предметы, вследствие чего многие важные межпредметные связи (например, с математикой, физикой, биологией, историей) не могут быть установлены. Поэтому некоторые вопросы в курсе 9 класса рассматриваются на уровне представлений.

При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применением следующих педагогических технологий обучения: проблемного обучения, технологии развития критического мышления через чтение и письмо, ИКТ.




Место курса географии в учебном плане школы

Обучение учащихся в 9 классе КГКОУ «Вечерняя школа №1» происходят в течении 34 недель в учебном году, поэтому учебный план школы для изучения географии в 9 классе рассчитан на 68 часов в год (2 часа в неделю). Во время выполнения учебной рабочей программы по предмету «География» реализуются следующие модули «Рабочей программы воспитания КГКОУ «Вечерняя школа №1»:1. «Школьный урок»; 2. «Профориентация»; 3. «Учащийся и его здоровье».

Количество учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа


Названия разделов и тем

Авторская программа

Рабочая программа

Введение

1

1

Раздел I. Хозяйство России

20

20

Тема 1. Общая характеристика хозяйства. Географическое районирование

4

4

Тема 2. Главные отрасли и межотраслевые комплексы

16

16

Раздел II. Районы России (45 ч)

45

45

Тема 3. Европейская часть России.

26

26

Тема 4. Азиатская часть России.

16

16

Тема 5. Россия в мире.

3

3

Резерв времени

2

2

Итого

68

68



Отличие рабочей программы от авторской, с указанием внесённых изменений и их обоснование.

В данной рабочей программе нет отличий от авторской программы.


Используемые технологии обучения, формы уроков.

  1. Технологии обучения: Личностно-ориентированные, разноуровневого обучения, социально-коммуникативные, игрового обучения, критического мышления;

2. Формы уроков: комбинированный, практикум, видеоэкскурсия, открытия нового знания.

Виды и формы контроля:

В процессе изучения курса используются следующие формы текущего контроля: индивидуальный, групповой и фронтальный опросы; самостоятельные, практические, тестовые работы. В процессе изучения курса используются следующие формы промежуточного контроля: тестовый контроль, географические диктанты, контрольные работы. Используются дидактические карточки.


Содержание учебного курса


Название курса «ГЕОГРАФИЯ РОССИИ. ХОЗЯЙСТВО И ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ РАЙОНЫ. 9 КЛАСС».

ВВЕДЕНИЕ (1 ч)

Роль экономической и социальной географии в жизни современного общества.

Раздел I. Хозяйство России (20 ч)

ТЕМА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ХОЗЯЙСТВА. ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ РАЙОНИРОВАНИЕ (4 ч)

Понятие хозяйства. Его структура.

Что понимают под словами «экономика», «хозяйство»? Какова структура хозяйства? Что такое межотраслевые комплексы?

Пр.раб №1. «Анализ изменений структуры хозяйства России с целью выявления перераспределения занятости населения по сферам хозяйства за последние десятилетия». ( тема 1.1).

Этапы развития хозяйства.

Какие этапы проходят страны мира в своем экономическом развитии? Как меняется структура промышленности? Какие этапы развития прошла

экономика России?

Географическое районирование.

Как можно проводить районирование территории? Каковы особенности административно-территориального устройства России?

ТЕМА 2. ГЛАВНЫЕ ОТРАСЛИ И МЕЖОТРАСЛЕВЫЕ КОМПЛЕКСЫ (16 ч)

Сельское хозяйство. Растениеводство.

В чем заключаются особенности сельского хозяйства? Какие культуры относят к техническим?

Пр.раб №2. «Объяснение причин зональной специализации сельского хозяйства». (тема 2.2)

Животноводство. Зональная специализация сельского хозяйства.

В чем заключаются главные особенности животноводства? Каков отраслевой состав животноводства?

Агропромышленный комплекс. Легкая и пищевая промышленность.

Что такое агропромышленный комплекс? Почему возникли проблемы 3-го звена АПК? Каковы основные особенности пищевой промышленности? Какова география легкой промышленности?

Пр.раб №3-4. «Выявление на примере своей местности особенностей взаимодействия трех звеньев агропромышленного комплекса», «Изучение географии легкой промышленности своего края». (тема 2.3).

Лесной комплекс.

Какие отрасли входят в состав лесного комплекса? Кто является основным потребителем древесины? Каковы задачи развития лесного комплекса?

Топливно-энергетический комплекс

Топливная промышленность.

Как изменяется роль отдельных видов топлива? Каково значение угля в хозяйстве страны? Где расположены главные угольные месторождения? Почему в угольных районах обострились социальные проблемы? Каковы особенности размещения нефтяной промышленности? Почему газовая промышленность стала самой перспективной отраслью промышленности? Какова роль нефти и газа во внешней торговле?

Пр.раб №5. «Характеристика особенностей географии угольной промышленности России по картам учебника и атласа».(тема 2.5).

Пр.раб №6. «Анализ карт «Нефтяная промышленность» и «Газовая промышленность» (основные районы добычи, транспортировка, переработка)».

(тема 2.6)

Электроэнергетика.

Зачем создают энергосистемы? Каковы особенности различных типов электростанций и их размещения?

Металлургический комплекс.

Почему металл называют «хлебом» экономики? В чем особенности металлургического производства? Какие факторы влияют на размещение

предприятий черной металлургии? Где размещены металлургические заводы? Каковы особенности размещения предприятий цветной металлургии?

Пр.раб №7. «Объяснение влияния различных факторов на размещение металлургического производства». (тема 2.8).

Машиностроительный комплекс.

Каковы роль и место машиностроения в жизни страны? От чего зависит размещение машиностроительных предприятий? Какое значение

имеют машиностроительные заводы в хозяйстве страны?

Пр.раб №8. «Изучение особенностей внутриотраслевых связей на примере предприятий автомобилестроения». (тема 2.9)



Химическая промышленность.

Почему химическая промышленность является уникальной отраслью народного хозяйства? Из каких отраслей состоит химическая промышленность? Где производят минеральные удобрения? Какие производства составляют основу химии полимеров?

Пр. раб. №9 «Анализ карты химической промышленности; составление схемы межотраслевых связей химической промышленности». (тема 2.10).

Транспорт.

Каково значение транспорта в России? Каковы отличительные черты транспортной сети страны? Каковы особенности развития различных видов транспорта в России? Какие проблемы необходимо решать транспортному комплексу страны?

Пр.раб №10. «Сравнение транспортной обеспеченности отдельных районов России (в том числе своей местности) на основе анализа карт». 2.11

Информационная инфраструктура.

В чем состоит значение информации для современного общества? Как средства телекоммуникации влияют на территориальную организацию общества? Влияет ли информационная инфраструктура на образ жизни людей?

Сфера обслуживания. Рекреационное хозяйство.

Каков состав сферы услуг и особенности размещения ее предприятий? Какие особенности отличают рекреационное хозяйство от других отраслей?

Пр. раб. №11 «Составление классификации учреждений сферы услуг своего района (микрорайона)». (тема 2.13).

Территориальное (географическое) разделение труда.

Как возникает территориальное разделение труда? Какие условия позволяют успешно развиваться территориальному разделению районов? Как меняется территориальное разделение труда? Пр.раб №12. «Выделение на контурной карте главных промышленных и сельскохозяйственных районов страны, сравнение их размещения с Главной полосой расселения, положением территорий, благоприятных для жизни населения».( 2.14)

Раздел II. Районы России (45 ч)

ТЕМА 3. ЕВРОПЕЙСКАЯ ЧАСТЬ РОССИИ (26 ч)

Восточно-Европейская равнина.

Какие формы рельефа наиболее характерны для Восточно-Европейской равнины? Чем отличается климат европейской части России? Каковы главные особенности речной системы Европейской России? Каковы наиболее характерные черты современных ландшафтов Русской равнины?

Пр. раб. №13 «Обозначение на контурной карте памятников природы ВосточноЕвропейской равнины, выделение памятников природы своего края». (тема 3.1).

Волга.

Какие ландшафты можно наблюдать, путешествуя по Волге? Как Волга стала стержнем единого водного пути? Как деятельность человека по преобразованию великой реки отразилась на природе Поволжья, на жизни самого человека?

Центральная Россия

Центральная Россия: состав, географическое положение.

Что такое Центральная Россия? Почему территория, находящаяся на западной границе страны, называется Центральной Россией?

Центральный район: особенности населения.

Почему Центральный район считается ядром формирования русского народа? Почему для Центрального района характерна наибольшая контрастность в жизни населения? Почему так важен человеческий потенциал?

Хозяйство Центрального района

Какие этапы в своем развитии прошло хозяйство района? Какие изменения в хозяйстве района произошли в последние годы?

Москва — столица России.

Какова роль Москвы как инновационного центра? В чем заключаются столичные функции Москвы? Что такое Московская агломерация?

Города Центрального района.

Типы городов. Памятники истории и культуры. Современные функции городов.

Пр. раб. №14 «Составление маршрутов путешествий по достопримечательным местам Центральной России (памятники природы, культурноисторические объекты, национальные святыни России и др.)». (тема 3.7).

Центрально-Черноземный район.

Какие этапы можно выделить в развитии района? В чем особенности территориальной структуры и городов района?

Волго-Вятский район.

В чем заключается специфика района? Чем интересен Нижний Новгород?

Северо-Западный район. Географическое положение и природа.

Каковы природные особенности Балтийского моря? Почему Ладожское озеро издавна привлекало к себе людей?

Пр. раб. №15 «Составление географического описания путешествия от Финского залива до Рыбинска водным путем».(тема 3.10).

Города на старых водных торговых путях.

Какие города возникли на водных путях Северо-Запада? Каковы современные проблемы старых городов Северо-Запада?

Санкт-Петербург— новый «хозяйственный узел» России.

Как шло формирование нового крупнейшего промышленного центра России? Как изменилась роль Санкт-Петербурга в советское время? Какие новые хозяйственные задачи приходится решать Санкт-Петербургу после распада СССР?

Санкт-Петербург — «вторая столица России».

Почему Санкт-Петербург называют городом-музеем?

Калининградская область.

Как Калининградская область стала субъектом Российской Федерации? Какое значение имеет Калининградская область для хозяйства России?

Европейский Север. Географическое положение и природа.

Как влияет северное положение на хозяйственную деятельность людей? Каково влияние морей на жизнь района?

Этапы развития хозяйства Европейского Севера.

Почему XVII в. стал периодом расцвета хозяйства Севера? Как Санкт-Петербург повлиял на хозяйственную активность Севера? Какую новую роль

стал играть Север в советский период? Какие изменения происходят в хозяйстве Севера в новых хозяйственных условиях?

Пр. раб. №16 «Сравнение двух районов Европейского Севера — КольскоКарельского и ДвинскоПечорского по плану». (тема 3.15).

Роль Европейского Севера в развитии русской культуры.

Какую роль играли монастыри в развитии русской культуры? Какие художественные промыслы прославляли Север? Может ли «топорная работа» вызывать восхищение у людей? Чем отличались северные сельские избы и городской дом?

Поволжье. Географическое положение и природа.

Каковы особенности экономико-географического положения? В чем проявляется своеобразие природных условий? Что из себя представляют современные ландшафты Поволжья? Какими природными ресурсами богато Поволжье?

Население и хозяйство Поволжья.

Каковы основные этапы хозяйственного освоения территории? Каковы особенности состава населения? Что представляет собой современное хозяйство района? Какие основные факторы способствовали становлению крупнейших городов Поволжья? Чем может быть известен небольшой город? Пр. раб. №17 «Обозначение на контурной карте крупнейших городов Поволжья. Сравнительная характеристика двух городов (по выбору)». (тема 3.17).

Европейский Юг. Природные условия.

Каковы особенности рельефа Северного Кавказа? Чем объясняется разнообразие климатических ресурсов? Каковы особенности водных и почвенных ресурсов? Пр. раб. №18 «Сравнение природных условий западной и восточной частей Северного Кавказа».(тема 3.19).



Хозяйство района.

На развитие каких отраслей хозяйства влияют агроклиматические ресурсы? Как используются рекреационные ресурсы? Развитию каких отраслей способствовало богатство полезными ископаемыми? Какие отрасли промышленности являются ведущими в районе?

Народы Северного Кавказа.

Как складывалась этническая карта района? Каковы особенности культуры народов Кавказа?

Южные моря России.

В чем заключается своеобразие Черного моря? Каковы проблемы Азовского моря? Когда Каспийское море стали осваивать русские купцы? Исчезнет ли когда-нибудь Каспийское море? Чем богато Каспийское море?

Географическое положение и природа Урала.

В чем заключается специфика географического положения Урала? Как образовались Уральские горы и их минеральные богатства? С чем

связано необычайное природное разнообразие Урала? Пр.раб.№19. «Географическое описание Среднего Урала по картам». (тема 3.23)

Этапы развития и современное хозяйство.

Как шло развитие горнозаводской промышленности Урала? Какова была роль Урала в Великой Отечественной войне? Каковы особенности современного этапа развития Уральского региона?

Население и города Урала. Проблемы района.

Какие народы живут на Урале? Какова особенность рисунка размещения городов Урала? Как рождались города Урала? Какие

проблемы отягощают Урал как старопромышленный район России? Где наиболее «болевые точки» в цепи экологических проблем региона?


ТЕМА 4. АЗИАТСКАЯ ЧАСТЬ РОССИИ (16 ч)

Природа Сибири.

Каков рельеф Сибири? Чем отличается климат Сибири? Каковы условия хозяйственной деятельности в сибирских ландшафтах? Какими природными особенностями характеризуются сибирские реки? Пр. раб. №20 «Географическое описание путешествия из Екатеринбурга во Владивосток по Транссибирской магистрали».( тема 4.1).

Природа и ресурсы гор Южной Сибири.

Какими полезными ископаемыми богаты горы Южной Сибири? Каковы особенности климата и горных рек? Чем характеризуется растительный мир горных районов?

Арктические моря.

В чем проявляется суровость климата северных морей? Какое значение имело освоение Северного морского пути? Чем отличаются друг от друга арктические моря?

Население Сибири.

Как формировалась этническая карта Сибири? Как начиналось русское заселение Сибири? Кто такие семейские? Чем старожилы Сибири отличаются от новоселов?

Хозяйственное освоение Сибири.

Как осваивалась Сибирь? Как осваивалась Сибирь в советское время? Каковы различия в освоенности территории Сибири?

Пр. раб. №21 «Характеристика Байкало-Амурской магистрали по типовому плану». (тема 4.5).

Западная Сибирь.Природные условия и ресурсы.

Чем отличается природа Западной Сибири? Какие природно-хозяйственные зоны представлены в районе? Почему в Западной Сибири сосредоточены крупнейшие месторождения нефти и газа?

Хозяйство района.

Какое значение имеет топливная промышленность района? Как изменилось экономико-географическое положение сибирской металлургии?


Какие другие отрасли развиты в Западной Сибири?

Восточная Сибирь

Природные условия и ресурсы.

Почему Восточная Сибирь, расположенная на древней платформе, имеет возвышенный характер рельефа? Какими полезными ископаемыми богата Восточная Сибирь? Почему разрабатываются не все угольные месторождения района? Почему реки Восточной Сибири благоприятны для строительства ГЭС? В какой природной зоне располагается большая часть Восточной Сибири?

Байкал.

Почему Байкал называют морем? Откуда же берется чистая вода Байкала? Как образовалась озерная котловина? Какое влияние оказывает озеро на окружающую территорию? Какие из обитателей встречаются только в Байкале? Как ведется хозяйство на берегах озера?

Хозяйство района.

Какие условия способствовали развитию цветной металлургии Восточной Сибири? Какова роль ВПК в хозяйстве Восточной Сибири? Каковы особенности развития лесопромышленного комплекса? Как развивается топливная промышленность Восточной Сибири? Какое значение имеет сельское хозяйство района?

Дальний Восток. Формирование территории.

Когда русские появились на Дальнем Востоке? Как возникла Русская Америка? Как добирались до Русской Америки? Как завершилась история

Русской Америки? Какова предыстория современной российско-китайской границы? Как русские снова появились на Амуре? Как формировалась русско-японская граница? Какие задачи решались Россией на Дальнем Востоке? Каковы современные границы района?

Природные условия и ресурсы.

В чем заключается своеобразие природы Дальнего Востока? Каковы природные различия на Дальнем Востоке? Каковы минеральные ресурсы Дальнего Востока? Как проявляются опасные природные явления?

Моря Тихого океана.

Каковы отличительные особенности Берингова моря? Каковы особенности природы и природных ресурсов Охотского моря? Каковы характерные черты Японского моря? Пр. раб. №22 «Сравнительная характеристика морей Тихого океана — Берингова, Охотского и Японского (природные условия, ресурсы)».(тема 4.13).

Население района.

Где расселялись люди на Дальнем Востоке? Чем отличается национальный состав населения?

Каковы отличительные особенности современного населения?

Дальний Восток. Хозяйство района.

Какие отрасли определяют «лицо» Дальневосточного региона? Какие виды транспорта играют основную роль в районе?

Пр. раб. №23 «Сравнительная характеристика хозяйственного использования морей Тихого океана». ( тема 4.15).

ТЕМА 5. РОССИЯ В МИРЕ (3 ч)

Чем богата Россия?

Как изменялась роль России в мировом хозяйстве? Какую роль играла Россия в мировой политике?

Пр.раб. №24. «Работа со статистическими материалами с целью выявления уровня экономического и социального развития России в сравнении с показателями других стран мира (по выбору)». (тема 5.1).

Все практические работы входят в состав урока.




Календарно-тематическое планирование по географии для 9 класса

урока

в

теме

Дата


Название темы (раздела)

по плану

по факту





Введение (1 ч)




Введение.





Раздел I. Хозяйство России (20 ч)





Тема 1. Общая характеристика хозяйства. Географическое районирование (4 ч)

1.1



Понятие хозяйства. Его структура.

1.2



Этапы развития хозяйства.

1.3



Географическое районирование.

1.4



Итоговый урок по теме «Общая характеристика хозяйства. Географическое районирование».





Тема 2. Главные отрасли и межотраслевые комплексы (16 ч)



Сельское хозяйство. Растениеводство.



Животноводство. Зональная специализация сельского хозяйства.



Агропромышленный комплекс. Легкая и пищевая промышленность.



Лесной комплекс.



Топливно-энергетический комплекс. Топливная промышленность.



Нефтяная и газовая промышленность.



Электроэнергетика.



Металлургический комплекс.



Машиностроительный комплекс.



Химическая промышленность.



Транспорт.



Информационная инфраструктура.



Сфера обслуживания. Рекреационное хозяйство.



Территориальное (географическое) разделение труда.



Итоговый урок по теме «Главные отрасли и межотраслевые комплексы».



Итоговый урок по разделу «Хозяйство России».





Раздел II. Районы России (45 ч)





Тема 3. Европейская часть России (26 ч)



Восточно-Европейская равнина.



Волга.





Центральная Россия



Центральная Россия: состав, географическое положение.



Центральный район: особенности населения.



Хозяйство Центрального района



Москва — столица России



Города Центрального района



Центрально-Черноземный район.



Волго-Вятский район.





Северо-Западный район



Северо-Западный район. Географическое положение и природа.



Города на старых водных торговых путях.



Санкт-Петербург — новый «хозяйственный узел» России.



Калининградская область.





Европейский Север



Географическое положение и природа Европейского Севера.



Этапы развития хозяйства Европейского Севера.



Роль Европейского Севера в развитии русской культуры.





Поволжье



Географическое положение и природа Поволжья.



Население и хозяйство Поволжья.





Европейский Юг



Европейский Юг — Крым и Северный Кавказ. Природные условия.



Хозяйство района.



Народы Крыма и Северного Кавказа.



Южные моря России.





Урал



Географическое положение и природа Урала.



Этапы развития и современное хозяйство Урала.



Население и города Урала. Проблемы района.



Итоговый урок по теме «Европейская часть России».





Тема 4. Азиатская часть России (16 ч)



Природа Сибири.



Природа и ресурсы гор Южной Сибири.



Арктические моря.



Население Сибири.



Хозяйственное освоение Сибири.





Западная Сибирь



Западная Сибирь. Природные условия и ресурсы.



Хозяйство района.





Восточная Сибирь



Природные условия и ресурсы Восточной Сибири.



Байкал.



Хозяйство района.





Дальний Восток



Формирование территории Дальнего Востока.



Природные условия и ресурсы.



Моря Тихого океана.



Население района.



Дальний Восток. Хозяйство района.



Итоговый урок по теме «Азиатская часть России».





Тема 5. Россия в мире (3 ч)



Чем богата Россия?



Итоговый урок по разделу «Районы России».



Итоговый урок по курсу «География России. Хозяйство и географические районы».





Резервное время (2ч)











Планируемые результаты обучения

Предметные результаты обучения.

Учащийся должен уметь:

  • объяснять значение понятий: «экономическая география», «социальная география», «первичная, вторичная и третичная сферы (сектора) хозяйства», «структура хозяйства», «отрасль хозяйства», «технологические циклы (Кондратьева)», «наукоемкое, трудоемкое, материалоемкое, энергоемкое и водоемкое производства», «межотраслевые комплексы», «специализация», «кооперирование», «концентрация производства», «внутри и межотраслевые связи», «транспортная магистраль», «инфраструктура», «географическое разделение труда», «отрасль специализации», «экономический район», «экономическое районирование», «отрасли», «межотраслевые комплексы», «АПК», «ТЭК», «факторы размещения производства», «энергетическая система», «типы электростанций», «транспортная инфраструктура», «информационная инфраструктура», «телекоммуникационная сеть», «Интернет», «сотовая связь», «сфера услуг», «рекреационное хозяйство», «экологический туризм»;

  • уметь отбирать и пользоваться разнообразными источниками географической информации; читать и анализировать графические и статистические материалы, тематические (отраслевые) карты;

  • объяснять межотраслевые и внутриотраслевые связи, влияние различных факторов на развитие и размещение производств, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на примере отдельных отраслей и межотраслевых комплексов;

  • называть сферы (сектора) хозяйства и главные отрасли в их составе;

  • называть и объяснять основные этапы развития хозяйства России, изменения в структуре хозяйства;

  • называть отрасли, входящие в состав тех или иных комплексов;

  • объяснять изменения структуры отрасли, их значение в экономике страны;

  • называть и показывать главные районы добычи природных ресурсов, главные районы и центры отраслей промышленности;

  • объяснять и приводить примеры взаимосвязей между производствами внутри отрасли и межотраслевые связи и особенности их размещения;

  • объяснять значение района своего проживания в производстве или потреблении продукции той или иной отрасли, того или иного производства;

  • объяснять значение той или иной отрасли для российской экономики;

  • называть, показывать по карте и приводить примеры крупнейших предприятий страны, объяснять особенности их

  • размещения и влияние различных факторов на размещение;

  • объяснять значение термина «межотраслевые связи», возникновение экологических проблем, связанных с различными производствами;

  • приводить примеры крупных магистралей страны, выявлять особенности их географического положения, показывать по карте;

  • объяснять влияние природных условий на работу отдельных видов транспорта и влияние транспорта на состояние окружающей среды;

  • приводить примеры современных видов связи;

  • сравнивать уровень информатизации и развития разных видов связи разных районов России;

  • объяснять территориальные различия в развитии отраслей третичной сферы, значения географического разделения труда;

  • объяснять значение понятий: «экономико и политико-географическое положение», «территориальная структура хозяйства», «территориально-хозяйственные связи», «уровень развития региона», «региональная политика», «качество и уровень жизни населения»;

  • читать и анализировать комплексные карты географических районов;

  • составлять комплексные географические описания и географические характеристики территорий;

  • отбирать необходимые источники информации для работы;

  • выявлять особенности развития географических районов, показывать на карте состав и границы экономического района;

  • основные природные объекты, определяющие своеобразие района;

  • перечислять факторы, определяющие ЭГП района;

  • давать оценку ЭГП;

  • перечислять особенности, характеризующие современное население и трудовые ресурсы района;

  • объяснять влияние природных факторов на хозяйственное развитие территории;

  • называть ведущие отрасли хозяйства района, показывать

  • на карте главные центры производств;

  • объяснять сложившуюся специализацию и особенности

  • размещения хозяйства по территории района; объяснять

  • хозяйственные различия внутри района;

  • определять показатель специализации по статистическим данным;

  • сопоставлять показатели специализации географических районов;

  • называть и объяснять экологические проблемы экономических районов, природные и социально-экономические особенности географических районов европейской части России называть и объяснять общие черты и проблемы развития географических районов, оценивать перспективы развития;

  • называть отличительные особенности, характеризующие своеобразие районов;

  • объяснять роль европейской и азиатской части России во внутригосударственном и межгосударственном разделении труда;

  • приводить примеры (и показывать на карте) районов с различным географическим положением, преобладающей специализацией и уровнем развития;

  • объяснять сложившееся различие в уровне развития географических районов, роль России в мировой экономике и политике, приводить примеры;

  • оценивать современное состояние и перспективы социально-экономического развития России.

Метапредметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

  • ставить учебные задачи; вносить изменения в последовательность и содержание учебной задачи;

  • выбирать наиболее рациональную последовательность выполнения учебной задачи;

  • планировать и корректировать свою деятельность в соответствии с ее целями, задачами и условиями;

  • оценивать свою работу в сравнении с существующими требованиями;

  • классифицировать в соответствии с выбранными признаками;

  • сравнивать объекты по главным и второстепенным признакам;

  • систематизировать информацию;

  • структурировать информацию;

  • определять проблему и способы ее решения;

  • формулировать проблемные вопросы, искать пути решения проблемной ситуации;

  • владеть навыками анализа и синтеза;

  • искать и отбирать необходимые источники информации;

  • использовать информационно-коммуникационные технологии на уровне общего пользования, включая поиск, построение и передачу информации, презентацию выполненных работ на основе умений безопасного использования средств информационно-коммуникационных технологий и сети Интернет;

  • представлять информацию в различных формах (письменной и устной) и видах;

  • работать с текстом и внетекстовыми компонентами: составлять тезисный план, выводы, конспект, тезисы выступления, переводить информацию из одного вида в другой (текст в таблицу, карту в текст и т. п.);

  • использовать различные виды моделирования, исходя из учебной задачи;

  • создавать собственную информацию и представлять ее в соответствии с учебными задачами;

  • составлять рецензии, аннотации;

  • выступать перед аудиторией, придерживаясь определенного стиля при выступлении;

  • вести дискуссию, диалог;

  • находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения.

Личностные результаты обучения

Учащийся должен обладать:

  • российской гражданской идентичностью: патриотизмом, уважением к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознанием своей этнической принадлежности, знанием истории, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоением гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; чувством ответственности и долга перед Родиной;

  • ответственным отношением к учению, готовностью и способностью к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования;

  • целостным мировоззрением, соответствующим современному уровню развития науки и общественной практики;

  • гражданской позицией к ценностям народов России, готовностью и способностью вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

  • коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;

  • пониманием ценности здорового и безопасного образа жизни, правилами индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях;

  • основами экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления;

  • эстетическим сознанием, развитым через освоение художественного наследия народов России.



Лист коррекции рабочей программы

Дата (номер)

Причина коррекции

(замена урока, болезнь, учителя, праздничный день, отмена занятий по приказу и т.д.)



Документ о проведении коррекции

(№ приказа, дата приказа)

урока, который требует коррекции

урока, который содержит коррекцию

























































КИМ курса географии разработан к «География России. Природа и население. 8 класс»: учебник / А. И. Алексеев, В. А. Низовцев, Э. В. Ким». Структура и содержание КИМ соответствует УМК «География» для 5—9 классов под редакцией О. А. Климановой, А. И. Алексеева.


График практических работ


Тема

урока

Понятие хозяйства. Его структура. Пр. раб. №1 «Анализ изменений структуры хозяйства России с целью выявления перераспределения занятости населения по сферам хозяйства за последние десятилетия». тема 1.1

1

Животноводство. Зональная специализация сельского хозяйства.

Пр. раб. №2 «Объяснение причин зональной специализации сельского хозяйства». тема 2.2

7

Агропромышленный комплекс. Легкая и пищевая промышленность.

Пр. раб. №3- 4 «Выявление на примере своей местности особенностей взаимодействия трех звеньев агропромышленного комплекса», «Изучение географии легкой промышленности своего края». тема 2.3

8

Топливно‑энергетический комплекс. Топливная промышленность.

Пр. раб. №5 «Характеристика особенностей географии угольной промышленности России по картам учебника и атласа».2.5

10

Нефтяная и газовая промышленность. Пр. раб. №6 «Анализ карт «Нефтяная промышленность» и «Газовая промышленность» (основные районы добычи, транспортировка, переработка)». тема 2.6

11

Металлургический комплекс.

Пр. раб. №7 «Объяснение влияния различных факторов на размещение металлургического производства». тема 2.8

13

Машиностроительный комплекс.

Пр. раб. №8 «Изучение особенностей внутриотраслевых связей на примере предприятий автомобилестроения». тема 2.9

14

Химическая промышленность. Пр. раб. №9 «Анализ карты химической промышленности; составление схемы межотраслевых связей химической промышленности». тема 2.10

15

Транспорт. Пр. раб. №10 «Сравнение транспортной обеспеченности отдельных районов России (в том числе своей местности)на основе анализа карт». 2.11

16

Сфера обслуживания. Рекреационное хозяйство.

Пр. раб. №11 «Составление классификации учреждений сферы услуг своего района (микрорайона)». тема 2.13

18

Территориальное (географическое) разделение труда.

Пр. раб. №12 «Выделение на контурной карте главных промышленных и сельскохозяйственных районов страны, сравнение их размещения с Главной полосой расселения, положением территорий, благоприятных для жизни населения». 2.14

19

Восточно‑Европейская равнина. Пр. раб. №13 «Обозначение на контурной карте памятников природы ВосточноЕвропейской равнины, выделение памятников природы своего края». тема 3.1

22

Города Центрального района.

Пр. раб. №14 «Составление маршрутов путешествий по достопримечательным местам Центральной России

(памятники природы, культурноисторические объекты, национальные святыни России и др.)». тема 3.7

28

Северо-Западный район. Географическое положение и природа. тема 3.10

Пр. раб. №15 «Составление географического описания путешествия от Финского залива до Рыбинска водным путем».

31

Этапы развития хозяйства Европейского Севера.

Пр. раб. №16 «Сравнение двух районов Европейского Севера — КольскоКарельского и ДвинскоПечорского по плану». 3.15

31

Население и хозяйство Поволжья. Пр. раб. №17 «Обозначение на контурной карте крупнейших городов Поволжья. Сравнительная характеристика двух городов (по выбору)». тема 3.17

38

Европейский Юг — Крым и Северный Кавказ. Природные условия.

Пр. раб. №18«Сравнение природных условий западной и восточной частей Северного Кавказа». тема 3.19

40

Географическое положение и природа Урала. Пр. раб. №19 «Географическое описание Среднего Урала по картам».тема 3.23

44

Природа Сибири. тема 4.1

Пр. раб. №20 «Географическое описание путешествия из Екатеринбурга во Владивосток по Транссибирской магистрали».

48

Хозяйственное освоение Сибири. Пр. раб. №21 «Характеристика Байкало-Амурской магистрали по типовому плану». т 4.5

52

Моря Тихого океана. Пр. раб. №22 «Сравнительная характеристика морей Тихого океана — Берингова, Охотского и Японского (природные условия, ресурсы)». тема 4.13

60

Дальний Восток. Хозяйство района.

Пр. раб. №23 «Сравнительная характеристика хозяйственного использования морей Тихого океана». тема 4.15

62

Чем богата Россия? Пр. раб. №24 «Работа со статистическими материалами с целью выявления уровня экономического и социального развития России в сравнении с другими странами мира (по выбору)». тема 5.1

64




Все практические работы находятся в «География: География России. 8—9 классы. Методическое пособие к учебникам А. И. Алексеева, В. А. Низовцева, Э. В. Ким и др. «География России. Природа и население. 8 класс» и «География России. Хозяйство и географические районы.

9 класс» под ред. А. И. Алексеева / Э. В. Ким, В. И. Сиротин, А. И. Крылов. — М. : Дрофа, 2018».


Тема

Страницы

Понятие хозяйства. Его структура. Пр. раб. №1 «Анализ изменений структуры хозяйства России с целью выявления перераспределения занятости населения по сферам хозяйства за последние десятилетия». тема 1.1

169-170

Животноводство. Зональная специализация сельского хозяйства.

Пр. раб. №2 «Объяснение причин зональной специализации сельского хозяйства». тема 2.2

170-171

Агропромышленный комплекс. Легкая и пищевая промышленность.

Пр. раб. №3- 4 «Выявление на примере своей местности особенностей взаимодействия трех звеньев агропромышленного комплекса», «Изучение географии легкой промышленности своего края». тема 2.3

171-174

Топливно‑энергетический комплекс. Топливная промышленность.

Пр. раб. №5 «Характеристика особенностей географии угольной промышленности России по картам учебника и атлас».2.5

174

Нефтяная и газовая промышленность. Пр. раб. №6 «Анализ карт «Нефтяная промышленность» и «Газовая промышленность» (основные районы добычи, транспортировка, переработка)». тема 2.6

175-176

Металлургический комплекс.

Пр. раб. №7 «Объяснение влияния различных факторов на размещение металлургического производства». тема 2.8

176-180

Машиностроительный комплекс.

Пр. раб. №8 «Изучение особенностей внутриотраслевых связей на примере предприятий автомобилестроения». тема 2.9

180-181

Химическая промышленность. Пр. раб. №9 «Анализ карты химической промышленности; составление схемы межотраслевых связей химической промышленности». тема 2.10

182-183

Транспорт. Пр. раб. №10 «Сравнение транспортной обеспеченности отдельных районов России (в том числе своей местности)на основе анализа карт». 2.11

183-184

Сфера обслуживания. Рекреационное хозяйство.

Пр. раб. №11 «Составление классификации учреждений сферы услуг своего района (микрорайона)». тема 2.13

185-186

Территориальное (географическое) разделение труда.

Пр. раб. №12 «Выделение на контурной карте главных промышленных и сельскохозяйственных районов страны, сравнение их размещения с Главной полосой расселения, положением территорий, благоприятных для жизни населения». 2.14

186-187

Восточно‑Европейская равнина. Пр. раб. №13 «Обозначение на контурной карте памятников природы ВосточноЕвропейской равнины, выделение памятников природы своего края». тема 3.1

187-188

Города Центрального района.

Пр. раб. №14 «Составление маршрутов путешествий по достопримечательным местам Центральной России

(памятники природы, культурноисторические объекты, национальные святыни России и др.)». тема 3.7

189-190

Северо-Западный район. Географическое положение и природа. Пр. раб. №15 «Составление географического описания путешествия от Финского залива до Рыбинска водным путем». (тема 3.10).

190-191

Этапы развития хозяйства Европейского Севера. Пр. раб. №16 «Сравнение двух районов Европейского Севера — КольскоКарельского и ДвинскоПечорского по плану». (тема 3.15).

191-194

Население и хозяйство Поволжья. Пр. раб. №17 «Обозначение на контурной карте крупнейших городов Поволжья. Сравнительная характеристика двух городов (по выбору)». ( тема 3.17).

195-196

Европейский Юг — Крым и Северный Кавказ. Природные условия.

Пр. раб. №18«Сравнение природных условий западной и восточной частей Северного Кавказа». тема 3.19

197-198

Географическое положение и природа Урала. Пр. раб. №19 «Географическое описание Среднего Урала по картам».тема 3.23

198-200

Природа Сибири. тема 4.1

Пр. раб. №20 «Географическое описание путешествия из Екатеринбурга во Владивосток по Транссибирской магистрали».

200

Хозяйственное освоение Сибири. Пр. раб. №21 «Характеристика Байкало-Амурской магистрали по типовому плану». т 4.5

201

Моря Тихого океана. Пр. раб. №22 «Сравнительная характеристика морей Тихого океана — Берингова, Охотского и Японского (природные условия, ресурсы)». тема 4.13

201-203

Дальний Восток. Хозяйство района.

Пр. раб. №23 «Сравнительная характеристика хозяйственного использования морей Тихого океана». тема 4.15

203-204

Чем богата Россия? Пр. раб. №24 «Работа со статистическими материалами с целью выявления уровня экономического и социального развития России в сравнении с другими странами мира (по выбору)». тема 5.1

204-205



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!