СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Р.П. Гео.- 10кл.Кузн.2022-23.ФГОС.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная рабочая программа соответствует учебнику «География. Базовый уровень 10-11 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / А. П. Кузнецов, Э. В. Ким.— М.: Дрофа, 2021г»

Просмотр содержимого документа
«Р.П. Гео.- 10кл.Кузн.2022-23.ФГОС.»



КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ВЕЧЕРНЯЯ (СМЕННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1»



РАССМОТРЕНО

Руководитель МО


___________ С.А.Козловский


Протокол №

от « » августа 2022г.



УТВЕРЖДАЮ

Врио директора школы

_____________А.Л. Ревтов

Приказ №

от « » августа 2022г.





Рабочая программа учебного предмета

«География»

для 10-х классов

основного общего образования

Базовый уровень (очная форма обучения)

на 2022 – 2023 учебный год.







Составитель: Козловский С.А.






г. Рубцовск, 2022г

Пояснительная записка


Рабочая программа по биологии для 10 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, Фундаментального ядра содержания общего образования, Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ основного общего. Рабочая программа разработана в соответствии с Основной образовательной программой среднего общего образования КГКОУ «Вечерняя школа №1».


Нормативные документы, использованные при разработке рабочей программы:


  1. ФГОС СОО. Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010г.№1897.

  2. Учебный план на 2022-2023 учебный год КГКОУ «Вечерняя школа №1».

  3. Годовой календарный график работы для основного общего образования КГКОУ «Вечерняя школа №1».

  1. Приказ №295 Министерства юстиции Российской федерации от 16.12.2016г. «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений».

  2. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к

использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих образовательные программы и имеющих

государственную аккредитацию на 2022 – 2023 учебный год. 

  1. География. 10—11 классы. Базовый уровень : рабочая программа к линии УМК А. П. Кузнецова, Э. В. Ким /Э. В. Ким, А. П. Кузнецов. — М. : Дрофа, 2017., соответствующая учебнику «География. Базовый уровень 10-11 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / А. П. Кузнецов, Э. В. Ким.— М.: Дрофа, 2021г».

Главной целью изучения курса является создание у учащихся систематизированного целостного представления о закономерностях развития мирового хозяйства, формирования политической карты мира, принципах размещения хозяйства, о пространственном функционировании экономических законов на неоднородных в природном и хозяйственно-культурном отношении территориях современного мира, о роли географии в их познании.

Одной из важнейших задач курса является формирование у учащихся умений, необходимых для самостоятельного понимания и анализа процессов и явлений современного мира.


Общая характеристика учебного предмета.

Курс «География. 10—11 классы. Базовый уровень» является завершающим курсом, для которого содержание курса школьной географии основной школы является базой для изучения географических закономерностей, гипотез, теорий и основой для уровневой и профильной дифференциации в старшей школе. Содержание курса отвечает Фундаментальному ядру содержания образования в части «География» и реализует

идеи Концепции духовно-нравственного воспитания и развития гражданина России. Данный курс посвящен изучению социальной географии современного мира и выявлению места и роли России в современном мире. Соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта. В процессе изучения курса важно опираться на исторический, типологический, дифференцированный подходы, проблемное обучение и самостоятельную работу учащихся с источниками географической информации. Знания и практические умения, приобретенные учащимися при изучении курса, могут быть использованы во всех сферах будущей деятельности.

Таким образом, содержание курса:

• обеспечивает достижение предметных результатов путем формирования у учащихся целостной системы комплексных знаний о современном мире, о закономерностях размещения населения и хозяйства, об особенностях, динамике и территориальных следствиях главных социально-экономических процессов, проблемах взаимодействия общества и природы;

• организовано в соответствии с принципами системно-деятельностного подхода, оно направляет и организует деятельность учащихся, давая им возможность работать с информацией, представленной в разном виде, и вырабатывать таким образом разнообразные метапредметные


умения;

• создает мотивацию для изучения предмета;

• способствует реализации интересов и развитию творческого потенциала, а в конечном итоге формированию глубокой разносторонней личности учащихся.

Место предмета в учебном плане школы.

В учебном плане школы на изучение географии в 10 классе отводится 35 часов. Данная рабочая программа соответствует этому количеству часов. Во время выполнения учебной рабочей программы по предмету «География» реализуются следующие модули «Рабочей программы воспитания КГКОУ «Вечерняя школа №1»:1. «Школьный урок»; 2. «Профориентация»; 3. «Учащийся и его здоровье».

Количество учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа:

Название темы

Авторская программа

Рабочая программа

10 класс



Раздел I. ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА.

24

23

Введение.

1

1

Тема 1. Природа и человек в современном мире.

3

3

Тема 2. Население мира.

6

6

Тема 3.География мирового хозяйства.

14

13

Раздел II. МНОГОЛИКАЯ ПЛАНЕТА.

10

10

Географический облик регионов и стран мира.

2

2

Зарубежная Европа.

8

8

Резерв времени

0

2

Всего

-

35














Отличие рабочей программы от авторской, с указанием внесённых изменений в и их обоснование.

В программе Э. В. Кима, А.П.Кузнецова на изучение тем курса «География. Базовый уровень. 10-11 класс» выделяется 68 часов за два года обучения в 10 и 11 классах. В КГКОУ «Вечерняя школа №1» изучение этого курса проводится в течение двух лет: в 10 и 11 классах. Данная рабочая программа рассчитана 35 учебных часов в год. Так как в учебном плане школы на изучение географии в 10 классе выделяется 35 часов, поэтому в рабочей программе добавлен 1 час в резерв времени. Еще 1 час добавлен в резерв времени за счет объединения тем уроков «Современные мирохозяйственные связи» и «Внешняя торговля товарами». Таким образом, в рабочей программе учебного предмета «География» для 10 классов 33 часа используется для изучения тем курса «География. 10—11 классы. Базовый уровень», а 2 часа включены в резерв времени. Резерв времени может использован для повторения учебного материала.

Используемые технологии обучения, методы, формы уроков:

1. Технологии обучения: традиционная (репродуктивная), технология развивающего обучения, технология поэтапного формирования умственных действий, технология полного усвоения, технология разноуровневого обучения, технология адаптивного обучения, технология проблемного обучения, технология дистанционного обучения.

2. Методы обучения: кейс-метод, проблемный, исследовательский, модульный.

3. Формы уроков:   урок-путешествие, проблемный урок, лекция, дискуссия, обсуждение, формирование новых знаний, диспут, комбинированный урок, практическая работа, смешанный урок, обобщающий урок.

Виды и формы контроля:

Формы контроля: устный и письменный опросы; самостоятельная, практическая; тестирование, работа с контурными картами, взаимоконтроль и взаимопроверка.

Виды контроля: входной, текущий, периодический, тематический.

Содержание курса

Название курса «География. 10—11 классы. Базовый уровень».

Раздел I. Географическая картина мира (24 ч)

ВВЕДЕНИЕ

География как наука. Методы географических исследований. Источники географической информации. Уникальная роль географии в системе наук:

формирование образа конкретной территории. Основная цель современной географии — обоснование путей рациональной организации общества, изучение

процессов взаимодействия природы и общества на конкретной территории. История развития географической науки; основные этапы. Структура овременной географии; физико-географические и общественные географические науки, картография. Элементы научных знаний: учения, теории, законы, концепции, гипотезы, понятия и термины. Источники географической информации: экспедиционные наблюдения, исторические документы, статистика, средства массовой информации (периодические издания, радио, телевидение, Интернет), учебные материалы (учебники, атласы, справочники и пр.). Методы географических исследований: описательный, сравнительный, картографический, статистический, моделирования, геоинформационный.


ТЕМА 1. ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Природные условия и природные ресурсы — основа экономического развития. Классификация природных ресурсов по характеру их использования:

для промышленности, сельского хозяйства и отдыха человека (рекреационные). Понятие о природно-ресурсном потенциале. Территория как главный ресурс для экономического развития. Основные направления использования территории: для проживания людей, для ведения хозяйства, основа географического разделения труда, сфера геополитических интересов различных стран. Понятие об экономически эффективной территории. Особенности пространства Мирового океана; его природная специфика, политическое и экономическое значение. Понятие о ресурсообеспеченности территорий и стран мира.

Прак. раб. №1. Оценка ресурсообеспеченности США и Китая (выполняется на с картографическими и статистическими материалами). (тема 1.1)

Взаимодействие общества и природной среды. Влияние природной среды на антропологические характеристики человека, его образ жизни, хозяйственную деятельность (в том числе и на специализацию хозяйства). История взаимоотношений природы и человека. Постоянное расширение масштабов вторжения человека в природу. Формирование ноосферы. Учение В. И. Вернадского о ноосфере.

География природопользования. Развитие человечества как история взаимоотношений человека и природы. Понятие о природопользовании. Рациональное и нерациональное природопользование. Типология стран по особенностям природопользования. Отрицательные последствия нерационального природопользования; истощение многих видов природных ресурсов и ухудшение их качества. Основные методы рационального природопользования: экономические, технологические, санитарно-гигиенические.

ТЕМА 2. НАСЕЛЕНИЕ МИРА

Численность и воспроизводство, половой и возрастной состав населения мира. Динамика численности населения мира в ХХ—XXI вв. Типы воспроизводства населения: традиционный, переходный и современный. Особенности естественного движения населения в странах трех типов воспроизводства. Концепция демографического перехода и его социально-экономическая основа. Демографическая политика и ее основные виды (ограничительная, стимулирующая). Возрастная структура населения различных регионов мира; «зрелые» и «молодые» регионы. Старение нации и

омоложение населения — в возрастной структуре мирового населения. Продолжительность предстоящей жизни населения и ее региональные различия. Парадокс полового состава мирового населения: преобладание мужского населения в мире и преобладание женского населения в большинстве стран мира. Половозрастные пирамиды и их анализ.

Прак. раб. №2 Анализ современного состояния естественного движения населения мира. (тема 2.1)

Географический рисунок мирового населения. Географическая история расселения человека по планете. Основные особенности современного размещения населения. Плотность населения и отличия; ареалы повышенной плотности населения. Три типа размещения населения: городской, сельский, кочевой; их мировая география. Понятие об урбанизации, ее основные этапы (формирующаяся, развитая и зрелая урбанизация) и их специфика. Урбанизация в развитых и развивающихся странах. Миграции населения, их критерии и виды. Внутренние и внешние, постоянные и временные миграции.

Прак. раб. №3 Географические аспекты современной урбанизации.(тема 2.2)

Человечество — мозаика рас и народов. Расовый состав населения мира и его региональные особенности.

Понятие об этносе (народе). Этнические процессы в современном мире: объединение, разъединение, консолидация. Национальный состав населения мира; одно-, дву- и многонациональные страны. Классификация народов мира по языковому принципу; основные языковые семьи и группы и особенности их размещения.

Современная география религий. Религии (мировые, этнические, традиционные). Очаги возникновения и современная география распространения основных религий. География паломничества к святым местам. Особенности религиозного состава населения стран мира. Храмовые сооружения как элемент культурного ландшафта; их основные виды.

Уровень и качество жизни населения. Уровень и качество жизни как основные критерии, определяющие условия жизни людей. Основные показатели уровня жизни населения: размеры доходов, размеры производства продукции в расчете на душу населения. Богатые и бедные страны мира. Уровень бедности, справедливость в распределении доходов населения. Качество жизни населения и его составляющие: экономическая, кологическая и социальная. Индекс человеческого развития (ИЧР) как показатель качества жизни населения.

Прак. раб. №4 Составление характеристики идеального города-«экополиса».(тема 2.6)


ТЕМА 3. ГЕОГРАФИЯ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА

Особенности развития современного всемирного хозяйства. Понятие о всемирном (мировом) хозяйстве; основные этапы его развития. Факторы формирования всемирного хозяйства: глобализация, интернационализация, научно-техническая революция (НТР), социализация. Научно-технический прогресс и НТР. Научно-технический потенциал и его составляющие. Глобализация как всемирный процесс; ее проявления в экономической, политической и социальной сферах жизни современного общества. Всемирное хозяйство в эпоху глобализации; широкое развитие

процессов транснационализации и экономической интеграции. Географические аспекты экономической интеграции и деятельности транснациональных корпораций (ТНК). Главные интеграционные объединения. Человек в современном всемирном хозяйстве.

Факторы размещения хозяйства. Понятия о факторах размещения производства. Основные факторы размещения хозяйства и их характеристика: территория, природно-ресурсный потенциал, экономико-географическое положение, трудовые ресурсы, потребитель, транспорт и связь, научно-технический потенциал. Изменение роли факторов в процессе исторического развития хозяйства. Типы промышленных районов: старопромышленные, новые промышленные районы, районы концентрации новейших производств. Государственная региональная политика.

«Кто есть кто» в мировой экономике. Страны мира во всемирном хозяйстве. Основные экономические показатели, определяющие место страны: размеры (масштабы), структура, темпы и уровень развития экономики. Показатели размеров экономики: валовой внутренний продукт (ВВП) и валовой национальный продукт (ВНП); страны-лидеры по размерам ВВП. Структура хозяйства и соотношение важнейших сфер экономики (сельского хозяйства, промышленности и непроизводственной сферы) по занятости населения и стоимости произведенной продукции. Различия в темпах экономического развития в странах мира на рубеже ХХ—XXI вв.; их социально-экономическая обусловленность. Основные показатели, характеризующие уровень экономического развития страны: ВВП на душу населения, производительность труда, доля наукоемкой продукции в производстве и экспорте и др.

Мировое аграрное производство. Значение аграрного производства. Страны-лидеры в производстве сельскохозяйственной продукции. Структура производства в мировом сельском хозяйстве и ее региональные различия. Структура и география мирового растениеводства; ведущая роль зерновых и технических культур (главные культуры). География мирового животноводства; особенности размещения скотоводства, свиноводства и овцеводства. Уровень развития сель ского хозяйства и его показатели (производительность труда, производство продукции в расчете на душу населения и единицу сельскохозяйственных угодий, уровень механизации и химизации, самообеспеченность страны продовольствием и др.).

Горнодобывающая промышленность мира. Горнодобывающая промышленность во всемирном хозяйстве. Структура добычи минерального сырья; особая роль топлива металлических руд. Изменения в структуре производства и географии мировой топливной промышленности. Особенности

географии добычи минерального сырья. Страны-лидеры в добыче полезных ископаемых; ведущие и главные горнодобывающие державы. Актуальные проблемы развития горнодобывающей промышленности мира: ресурсообеспеченность, рациональное использование, резкие колебания цен на сырье и пр.

Обрабатывающая промышленность мира. Роль обрабатывающей промышленности во всемирном хозяйстве. Особенности географии мировой обрабатывающей промышленности; ведущая роль стран Азии, страны-лидеры. Прогрессивные сдвиги в структуре обрабатывающей промышленности; ведущая роль машиностроения и химической промышленности. Структура мирового машиностроения; особое значение автомобильной промышленности (ее современная география). Прак. раб. №5-6 Определение сдвигов в размещении обрабатывающей промышленности мира. Составление характеристики автомобильной промышленности мира. (тема 3.6)

Непроизводственная сфера мирового хозяйства. Место непроизводственной сферы в мировом хозяйстве. Структура непроизводственной сферы: услуги, финансы, транспорт и связь, внутренняя торговля, управление. Особенности географии отдельных секторов непроизводственной сферы. Главные виды деловых и потребительских услуг; их география.

Мировая транспортная система. Транспортная система мира; ее география; влияние НТР; роль отдельных видов транспорта. Обеспеченность транспортными путями. Типы конфигурации транспортной сети. География главных мировых грузопотоков. Уровень развития транспорта и его показатели.

Современная информационная экономика. Развитие информационной экономики и информационной индустрии в постиндустриальную эпоху. Структура и география информационной экономики. Основные виды информационных услуг. Типы научно-производственных центров: технополисы, города науки, технопарки; их географическая специфика.

Современные мирохозяйственные связи. Международное географическое разделение труда (МГРТ) как основа развития международных экономических отношений (МЭО). Труды Н. Н. Баранского. Международная специализация производства и ее виды: межотраслевая, предметная, технологическая и подетальная. Подетальная специализация и международное кооперирование производства. Масштабы участия стран в МЭО; ведущая роль стран-лидеров (США, Япония, Китай, Германия). Степень участия стран в МЭО; различный уровень «открытости» их экономики. Понятие о международной конкурентоспособности стран; определяющие ее факторы. Основные формы МЭО: международная специализация и кооперирование производства, внешняя торговля товарами, внешняя торговля услугами (финансовые отношения, торговля научно-техническими знаниями, международный туризм, международный рынок рабочей силы).

Внешняя торговля товарами. Динамичное развитие внешней торговли как свидетельство дальнейшей интернационализации производства. Прогрессивные сдвиги в структуре внешней торговли — постоянное увеличение доли готовой промышленной продукции и уменьшение доли сырья. Особенности географии мировой внешней торговли; ведущая роль стран-лидеров. Главные торговые потоки: внутриевропейская и внутриазиатская торговля. Баланс (сальдо) внешней торговли; факторы его формирования и экономическая роль. Уровень развития внешней торговли.

Международные финансовые отношения. Международные финансовые отношения (МФО) как совокупность трех мировых рынков — валютного, кредитного и инвестиционного. Понятие о валюте; виды валют (национальная, иностранная, коллективная, резервная). Главная коллективная валюта — евро и география ее распространения. Доллар США и евро — основные резервные валюты мира. География мировой валютной торговли. Валютные резервы и золотой запас стран мира; источники их формирования и экономическая роль. Роль международных кредитов в развитии экономики; государственное и частное кредитование. Внешняя задолженность стран мира; причины ее образования и возможности ликвидации. Мировой рынок инвестиций и его география. Новые мировые финансовые центры и специфика их деятельности («налоговые гавани» и офшоры).

Международный туризм. Экономическая роль международного туризма. Классификация видов туризма — приморский, морской круизный, горнолыжный, познавательный, религиозный паломнический и др., их география. Основные туристические потоки — внутриевропейский, американо-европейский. Регионы и страны-лидеры международного туризма; ведущая роль Европы, европейских стран (Франции, Испании и Италии), а также США и Китая.

Раздел II. Многоликая планета (39 ч)

ТЕМА 4. ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ОБЛИК РЕГИОНОВ И СТРАН МИРА

Общая характеристика регионов и стран мира.

Понятие о географическом регионе и субрегионе. Части света как историко-географические регионы мира; их географическое наследие и географическая специфика. Географическое наследие включает в себя элементы культуры и цивилизации, оказавшие большое влияние на современные географические особенности региона. Географическая специфика региона, историко-географический анализ пространственного рисунка размещения населения и хозяйства. Особенности состава каждого региона мира. Место регионов в современном мире. Политическая карта как «политический портрет мира»; ее особенности.

Государства и страны на политической карте. Особенности территории стран — географическое положение, величина, конфигурация. Государственное устройство стран мира: формы правления (республики и монархии) и территориально-государственное устройство (унитарные страны и федерации). Специфика государственного устройства некоторых стран мира — абсолютные и теократические монархии, страны Содружества и др. Непризнанные государства на карте мира.

Геополитический образ мира. Понятие о геополитике. Составляющие геополитики: определение сферы геополитических интересов страны, построение системы отношений с различными странами, разработка методов обеспечения интересов государства. Сферы геополитических интересов различных стран мира и методы обеспечения геополитических интересов страны — экономические, политические, военные, культурологические и др. Геополитическое положение стран мира и его составляющие — экономическая и военная мощь, ресурсный потенциал и др. Современная геополитическая ситуация в мире. Политическая география как ветвь географической науки.

Прак. раб. №7. Составление сравнительной характеристики геополитического положения стран мира. (тема 4.2)

ТЕМА 5. ЗАРУБЕЖНАЯ ЕВРОПА

Зарубежная Европа в современном мире. Место зарубежной Европы: небольшая территория и численность населения, ограниченный природно-ресурсный потенциал, крупный экономический и военный потенциал, большой Геополитический вес. Политическая карта и изменения на ней во второй половине ХХ в. Высокая степень заселенности территории. «Старение нации» и массовая иммиграция. Зрелая урбанизация; крупнейшие агломерации и мегалополисы. Однородность этнического и религиозного состава населения большинства стран. Этнические и конфессиональные

проблемы и конфликты. Крупный экономический потенциал, ведущие позиции в системе международных экономических отношений. Европа — зона активных интеграционных процессов. Влияние интеграции на географию хозяйства региона. Особенности географического (пространственного) рисунка европейского хозяйства: высокая степень освоенности территории, единое экономическое пространство. Основные этапы формирования европейского экономического пространства: начало нашей эры, периоды раннего и развитого феодализма, эпоха позднего феодализма и Великих географических открытий, ХIII—XIX вв., первая и вторая половина ХХ в. Современный пространственный рисунок европейского хозяйства; главное экономическое ядро, основные экономические ареалы, экономическая ось.

Прак. раб. №8 Анализ историко-географичеких особенностей формирования экономического пространства Европы.(тема 5.1)

Внутренние географические различия в Европе. Северная Европа. Норвегия — природная среда в жизни человека. Природные, политические и социально-экономические различия внутри зарубежной Европы. Географические субрегионы и их специфика. Различные варианты выделения субрегионов. Северная Европа: приморское положение; морские, лесные, гидроэнергетические ресурсы; малая численность населения и высокие стандарты жизни; старые (рыболовство, лесное хозяйство, судоходство и пр.) и новые (добыча нефти и природного газа, электроника и пр.) отрасли международной специализации хозяйства. Природные условия и природные ресурсы как основа зарождения и развития хозяйства Норвегии. Особая роль моря в жизни норвежцев. Традиционные виды хозяйства: морское и лесное хозяйство, горно-металлургическое производство. Развитие рыболовства, морского транспорта, целлюлозно-бумажной и алюминиевой промышленности. Нефтяная эпоха в жизни Норвегии; изменения в структуре хозяйства и новая международная специализация страны; значительное повышение уровня жизни населения. Особенности размещения населения и хозяйства страны: особая роль прибрежных районов и столичной агломерации.

Средняя Европа. Германия — «экономический локомотив Европы». Географический облик Средней Европы: значительная численность населения, массовая иммиграция; крупный экономический потенциал и ведущая роль стран субрегиона в мировом хозяйстве и международных экономических отношениях, крупномасштабное развитие всех основных производств; экологические проблемы. Историко-географические и социальные факторы превращения Германии в европейского лидера. Длительная политическая раздробленность Германии; поздняя индустриализация. Раскол и объединение Германии во второй половине ХХ в. Географическое положение Германии в Европе: «ключевое» центральное положение, высокая степень соседства (большое количество стран-соседей). Ограниченный природно-ресурсный потенциал страны; значительные ресурсы угля и калийных солей; благоприятные агроклиматические ресурсы. Крупная численность населения; «нулевой» прирост населения и массовая иммиграция. Традиционные трудовые навыки населения. Возрастающая роль немецкого языка в современном мире. Крупные масштабы и высокий уровень развития хозяйства страны. Высокая экспортность производства; активное участие в системе международных. экономических отношений. «Полицентрический» пространственный рисунок немецкого хозяйства и его исторические корни. Ведущая роль крупнейших промышленно-городских агломераций.

Средняя Европа. Многоликая Франция. Особенности географического положения и природных условий Франции. Многообразие природных ландшафтов страны. Население Франции: черты сходства и отличия в сравнении с другими европейскими странами. Особая роль Парижа и столичной агломерации. Национальный состав населения; иммигранты и национальные меньшинства, особенности их размещения. Значительные масштабы и высокий уровень развития французского хозяйства. Отрасли международной специализации — агропромышленный и военно-промышленный комплексы, туризм и др. Регионы страны и их географический облик — Парижский, Восточный, Лионский, Западный, Юго-Западный и Средиземноморский.

Средняя Европа. Великобритания: от традиций до современности. Великобритания как одна из великих держав; ее место в современном мире. Историко-географические особенности формирования населения (иберийцы, кельты, римляне, англы, саксы). Национальный состав населения:

англичане, шотландцы, валлийцы (уэльсцы), ольстерцы. Британия — страна традиций; политические традиции, традиционный образ жизни британцев. Внутренние географические различия. Географический облик районов страны: Юго-Восток, Юго-Запад, Центральная Англия, Йоркшир и Ланкашир, Северная Англия, Шотландия, Уэльс и Северная Ирландия (Ольстер).

Южная Европа. Италия на мировых рынках. Географический облик Южной Европы: приморское положение; крупные рекреационные ресурсы мирового значения; отрасли международной специализации (туризм, субтропическое земледелие, легкая промышленность и современные производства). Факторы формирования специализации хозяйства. Приморское положение в Средиземноморском бассейне. Благоприятные агроклиматические и рекреационные ресурсы. Значительные трудовые ресурсы. Коренное изменение характера внешних миграций населения во второй половине ХХ в. — от эмиграции к иммиграции. Европейская экономическая интеграция и углубление международной специализации

итальянского хозяйства. Особое место Италии на международных рынках потребительских товаров и туризма. Роль Севера и Юга Италии в хозяйстве и экспорте страны.

Прак. раб. №9 Составление характеристики географического пространства Италии.

Восточная Европа. Венгрия — страна на перекрестке Европы. Восточная Европа: значительный ресурсный потенциал; коренные социально-экономические преобразования, смена моделей развития; вступление большинства стран в ЕС и НАТО. Центральное положение Венгрии на Европейском континенте. Заселение территории финно-угорскими народами и создание Венгерского государства. Географическое положение и его влияние на этноконфессиональный состав населения. Современное геополитическое положение страны: интеграция в Западную Европу, участие в НАТО, ЕС и Шенгенском соглашении. Западноевропейская внешнеэкономическая ориентация и международная специализация; развитие международного туризма (в том числе транзитного). Влияние географического положения на формирование пространственного рисунка размещения населения и хозяйства страны. Доминирующая роль Будапешта в жизни страны.

Прак. раб. № 10 Создание географического образа территории Зарубежной Европы. (тема 5.8)

ТЕМА 6. ЗАРУБЕЖНАЯ АЗИЯ

Географическое наследие Азии. Древние азиатские цивилизации и их религиозные основы. «Культурные миры» зарубежной Азии — индийский, арабско-исламский, китайский и др. Географическое наследие и традиционные виды аграрного хозяйства: великие речные цивилизации, поливное и террасное земледелие, хозяйство в оазисах, отгонно-пастбищное скотоводство.

Природно-ресурсный потенциал зарубежной Азии и проблемы его использования. Природно-ресурсный потенциал зарубежной Азии и его главные особенности: огромная величина, большое разнообразие, территориальные сочетания ресурсов, концентрация в пределах лишь нескольких стран. Минеральные ресурсы зарубежной Азии, имеющие мировое значение: топливо (нефть, природный газ, уголь, руды металлов — олово, вольфрам и др.). Прочие виды ресурсов (графит, сурьма). Крупнейшие в мире земельные ресурсы; высокая доля обрабатываемых, а также неудобных для сельского хозяйства земель и низкая доля лесов. Специфика агроклиматических ресурсов; малая доля земель, получающих достаточное количество тепла и влаги. Особенности размещения лесных, водных и рекреационных ресурсов. Высокая степень территориальной концентрации природных ресурсов в пределах нескольких ареалов и стран.

«Азиатский тип» населения. Главные особенности населения зарубежной Азии: максимальная численность, резкие контрасты в размещении, низкий уровень и высокие темпы развития урбанизации, «пестрый» состав населения (расовый, этнический, религиозный и др.), крупнейшие по масштабам миграции. Сохраняющийся максимально высокий абсолютный прирост населения. Высокая степень концентрации населения всего лишь в нескольких ареалах (долины больших рек и крупные равнины). Резкие контрасты в плотности населения между отдельными странами. Азия — «мировая деревня»; невысокая доля горожан и максимальное число сельских жителей; «живучесть» сельского образа жизни. Бурная урбанизация и быстрый рост городов-гигантов и городских агломераций. Пестрый этнический состав; особенности размещения крупнейших народов. Преобладание многонациональных стран; однонациональные страны Азии. Преобладание мужского населения и его причины.

Прак. раб. № 11 Анализ особенностей размещения населения зарубежной Азии. (тема 6.3)

Зарубежная Азия в современном мире. Специфика положения зарубежной Азии в мировом хозяйстве определяется: огромным ресурсным потенциалом, стабильно высокими темпами роста экономики, самым большим объемом производства. Противоречивость азиатской экономики: сочетание традиционного и самого современного производства. Невысокий в целом уровень развития экономики; сохраняющаяся сырьевая специализация хозяйства большинства стран; их «незрелая» территориальная структура хозяйства. Контрасты в уровне экономического развития отдельных стран региона. Особенности структуры хозяйства. Место стран региона в системе международных экономических отношений; особая роль во внешней торговле товарами и на рынке рабочей силы. Модели социально-экономического развития азиатских стран: японская (восточноазиатская), социалистическая, китайская, стран — экспортеров нефти.

Юго-Западная Азия. Турция: географическое положение и социально-экономическое развитие страны. Географические субрегионы зарубежной Азии и факторы их формирования (географическое положение, природно-ресурсный по- тенциал, особенности исторического развития, социокуль-

турные особенности, стратегия экономического развития). Юго-Западная Азия — узловое географическое положение, богатейшие ресурсы нефти и природного газа, острый и многолетний ближневосточный конфликт, страны — экспортеры нефти, Турция как новая индустриальная страна. Узловое географическое положение Турции. Территория страны как сфера геополитических интересов крупных держав. Формирование турецкого этноса и влияние географического положения. Индустриализация и превращение Турции в новое индустриальное государство. Место Турции в системе международных экономических отношений и отрасли ее международной специализации (эмиграция рабочей силы, подрядные строительные работы, традиционная и современная промышленная продукция, международный туризм). Структура и размещение сельского хозяйства и промышленности; место их продукции в экспорте страны. Пространственный рисунок размещения населения и хозяйства; исторически сложившаяся ведущая роль западных районов, и особенно Стамбула. Развитие международного туризма; главные туристические центры страны.

Южная Азия. Индия — самая многонациональная страна мира. Южная Азия как субконтинент, специфика состава стран, особенности природных условий, специфика многочисленного населения и его низкий уровень жизни, внутри и межгосударственные проблемы и конфликты. Место Индии в современном мире. Особенности географического положения и его влияние на формирование населения страны. Современный сложный этнический состав населения; преобладание крупных индоевропейских и дравидийских народов. Многообразие государственных языков и его причины. Федеративное территориально-государственное устройство Индии. Религия в жизни индийцев, ее влияние на воспроизводство и образ жизни населения. Главные религии Индии: индуизм, ислам и сикхизм.

Прак. раб. № 12 Составление характеристики текстильной промышленности Индии. (тема 6.6)

Юго-Восточная Азия. Индонезия — крупнейшая страна-архипелаг. «Буферное» географическое положение между Восточной и Южной Азией и их социокультурное и экономическое влияние. Индонезия — страна-архипелаг. Влияние островного положения на особенности заселения и освоения территории страны. Уникальность государственного индонезийского языка. Крупнейшая исламская держава мира. Резкие контрасты в плотности населения. Традиционные виды хозяйства на островах Индонезии: сельское хозяйство, добыча полезных ископаемых и заготовка древесины, плантационное и нефтяное хозяйство. Индустриализация и развитие современных промышленных производств в машиностроении

и химической промышленности. Иностранные инвестиции и создание авиационной и автомобильной промышленности, а также электроники. Развитие туризма. Крайняя неравномерность размещения населения и хозяйства; ведущая роль острова Ява.

Восточная Азия. Китай: социально-экономическое развитие. Крупнейший субрегион, самый мощный ресурсный и экономический потенциал, большой геополитический вес, традиции буддизма и местных этнических религий. Динамичное социально-экономическое развитие Китая во второй половине ХХ и в начале XXI в. Превращение Китая в «стройку» и «фабрику» мира. Изменения в структуре китайского хозяйства. Уровень жизни населения. Факторы динамичного развития Китая: географические, демографические, экономические и политические. Пространственный рисунок размещения населения и хозяйства страны: ведущая роль восточных районов, развитие западных территорий. Роль специальных экономических зон. Специальные административные районы Сянган и Аомэнь.

Восточная Азия. Японское «экономическое чудо». Развитие хозяйства Японии в первые послевоенные годы. Составляющие «экономического чуда»: высокие темпы экономического развития, прогрессивные сдвиги в структуре хозяйства, развитие наукоемких производств, укрепление позиций в системе международных экономических отношений. Основные факторы «экономического чуда»: гибкая государственная экономическая политика, рост производительности труда, высокая квалификация и традиционное трудолюбие рабочей силы, невысокие военные расходы, благоприятные внешнеэкономические условия. Смена моделей экономического развития страны. Приоритетное развитие обрабатывающей промышленности в 50—70-е гг. ХХ в. Развитие наукоемких производств и сферы услуг в конце ХХ в. и развитие высоких технологий и научно-технического потенциала на рубеже ХХ и XXI вв. Особенности размещения населения и хозяйства: ведущая роль Тихоокеанского промышленного пояса, регионы Японии; доминирующее положение Центра и его трех экономических районов (Канто, Кинки и Токай).

Восточная Азия. Республика Корея — новое индустриальное государство. Раскол Кореи на два государства после Второй мировой войны. Различные пути социально-экономического развития КНДР и Республики Корея. Современная Республика Корея — передовая новая индустриальная

страна; современная структура хозяйства и экспорта. Международная промышленная специализация: автомобильная промышленность, судостроение, электроника и др. Особая роль в хозяйстве главных экономических центров — Сеула и Пусана. Человеческий потенциал как главный ресурс для развития страны. Особенности воспроизводства и размещения населения.

Центральная Азия и Закавказье. Казахстан — «ключевая» страна Центральной Азии. Становление национальной экономики стран СНГ после распада СССР, проблемы и перспективы развития. Казахстан в составе России и СССР. Современное географическое положение республики. Специфика природно-ресурсного потенциала: сложные условия для развития сельского хозяйства, богатейшие минеральные ресурсы (топливо, руды металлов, фосфориты). Контрасты в плотности населения. Многонациональный характер населения; преобладание казахов и русских. Двуязычие в Казахстане: казахский как государственный язык и русский —язык межнационального общения. Хозяйство современного Казахстана и его главные специализированные производства: горнодобывающая и тяжелая промышленность, сельское хозяйство. Основные виды добываемого минерального

сырья: нефть, уголь, железные и другие металлические руды; география их добычи. Электроэнергетика и металлургия — основа тяжелой промышленности страны. Специализация сельского хозяйства: производство зерна, мяса и шерсти. Экономические регионы Казахстана: их природно-

ресурсный потенциал и специализация хозяйства (Запад, Центр, Север, Восток и Юг).

Прак. раб. № 13 Создание географического образа территории Зарубежной Азии. (тема 6.12)


ТЕМА 7. АМЕРИКА

Америка в современном мире. Место Америки в современном мире: крупный ресурсный и экономический потенциал, специфика положения двух ее частей (Англо-Америки и Латинской Америки), особая роль США в регионе и мире. Особенности формирования и специфика современной

политической карты Америки. Изменение рисунка размещения населения в эпоху колонизации; резкое усиление роли приморских территорий.

Высокий уровень урбанизации; формирование крупнейших городских агломераций и мегалополисов (в США). «Старение нации» в Англо-Америке и относительная молодость населения в Латинской Америке. Особенности структуры и размещения хозяйства стран Америки. Страны-лидеры в производстве аграрной и промышленной продукции; абсолютное лидерство США (2/3 ВВП Америки). Особенности размещения хозяйства; особенная

роль приморских районов. Географические типы хозяйства: плантационное хозяйство, горнопромышленные районы, районы современной обрабатывающей промышленности. Сравнительные масштабы Англо-Америки и Латинской Америки; их место в системе международных экономиче-

ских отношений. Международная специализация хозяйства стран Америки. Развитие интеграционных процессов в Америке во второй половине ХХ в. Формирование единого хозяйственного комплекса США и Канады. Международные (американо-канадские) производства: сельскохозяйственное

машиностроение, автомобильная промышленность, военное производство; их география. Интеграционное объединение НАФТА (Североамериканская ассоциация свободной торговли); сравнительные экономические показатели США, Канады и Мексики. Экономическая интеграция в Латинской

Америке и развитие крупнейшего интеграционного объединения МЕРКОСУР (Южноамериканский общий рынок), состав его участников.

Географическое наследие Америки. Древнейшее население Америки — индейцы; их языки и традиционные виды хозяйства. Государства инков, ацтеков и майя. «Маисовая» (кукурузная) цивилизация. Прочие виды земледелия и животноводства у индейцев. Специфические виды хозяйства — разведение лам и «чинампы» (плавающие участки земли). Население и хозяйство территорий за пределами индейских государств. Особенности населения и хозяйства Амазонии и Патагонии. Особенности европейской колонизации Америки; ее основные этапы. XV—XVI вв. — эпоха грабежа захва- ченных территорий. XVII—XVIII вв. — период становления плантационного хозяйства; выращивание сахарного тростника, кофе, какао, натурального каучука и пр.; латифундии — крупные помещичьи хозяйства. XIX в. — активное освоение внутренних территорий в США и Канаде («внутренняя колонизация»); развитие фермерского сельского хозяйства в Северной Америке. Различные пути развития Англо-Америки и Латинской Америки. Англо-Америка: быстрое развитие фермерского товарного хозяйства и бурная индустриализация. Латинская Америка: сохранение традиционного плантационного хозяйства и латифундий, развитие горного производства.

Население и география культур Америки. Трудные судьбы индейских народов в эпоху колонизации; вытеснение с лучших земель и массовое уничтожение. Решение проблемы рабочей силы на американских плантациях; география работорговли. Массовая европейская иммиграция в XVIII—

XIX вв. Формирование специфических расовых групп населения — креолов, метисов, мулатов и самбо. Смешанный расовый состав населения многих стран региона; «Америка — симбиоз культур». Культурно-географический облик современной Америки и его особенности: формирование в эпоху массовой европейской колонизации, большая пестрота расового состава населения, становление наций в странах Америки. Понятие о

культурно-географическом субрегионе; его основные признаки (расовый, этнический и религиозный состав населения). Культурно-географические субрегионы современной Америки: Север, Горный (Андский) пояс, Вест-Индия, «Гвианский треугольник», Юго-Восток, Гренландия.

Прак. раб. № 14 . Выявление географических особенностей населения Северной Америки. (тема 7.3)

Северная Америка. Пространственный рисунок хозяйства США. Историко-географические особенности заселения и освоения территории США. Рост территории США в XVIII—XIX вв. Промышленный переворот и бурное развитие хозяйства в XIX в. Современная структура американского хозяйства. География сельского хозяйства США; основные сельскохозяйственные пояса. Горнодобывающая промышленность, ее структура и размещение. Современная структура и высокий уровень развития обрабатывающей промышленности; особенности размещения в пределах главных районов (Промышленный пояс, Юго-Восток, Юг и Тихоокеанское побережье). Машиностроение и химическая промышленность — ведущие отрасли американской индустрии. Развитие электроники в Силиконовой долине в Калифорнии. География транспорта и сферы услуг. «Соотноше ние сил» трех районов США: Севера, Юга и Запада; ведущая роль Севера и увеличение роли в хозяйстве Юга и Запада.

Прак. раб. № 15 . Определение пространственного рисунка размещения хозяйства США. (тема 7.4)

Индустриализация в Латинской Америке. Индустриализация в странах Латинской Америки во второй половине ХХ в. Модели индустриализации — импортозамещающая и экспортоориентированная; их главные особенности. Причины смены моделей развития; преимущества экспортной ориентации. «Отверточное» (сборочное) производство в приграничных с США районах Мексики и его перспективы. Структура и размещение хозяйства стран Латинской Америки в условиях индустриализации. Модернизация структуры промышленности; приоритетное развитие машиностроения и химических производств. Высокая степень концентрации промышленности в главных индустриальных центрах региона.

Мезоамерика — территория на стыке двух Америк. Географическое положение и состав Мезоамерики (Мексика, Центральная Америка, Вест-Индия). Американское Средиземноморье. Природные и исторические факторы формирования населения и хозяйства Центральной Америки и

Вест-Индии. Европейская колонизация и коренное изменение населения. Традиционное плантационное хозяйство (выращивание сахарного тростника, бананов, цитрусовых и пр.). Новые виды хозяйства: горнодобывающая, обрабатывающая и нефтеперерабатывающая промышленность, международный туризм, финансовая деятельность, флот «удобного флага». Узкая экономическая специализация малых островных стран. Развитие «транзитной» экономики, выполняющей посреднические функции и имеющей некоторые стадии промышленного производства (в основном изготовле

ние деталей и сборку).

Прак. раб. № 16 . Составление характеристики латиноамериканских столиц. (тема 7.5)

Бразилия — латиноамериканский гигант. Бразилия — крупнейшая страна Латинской Америки и одна из крупнейших стран мира. Большая величина и разнообразие природно-ресурсного потенциала Бразилии. Главные виды природных ресурсов страны — минеральные, лесные, водные и др. Специфика населения страны: большая величина, значительный абсолютный прирост, распространение католицизма и португальского языка (Бразилия — крупнейшая католическая держава мира и крупнейшая португалоговорящая страна). Индустриализация и развитие современных произ-

водств; превращение Бразилии в новую индустриальную страну. Старые и новые отрасли международной специализации страны: экспортное значение сельского хозяйства, машиностроения (автомобильной и авиационной промышлен ности, электроники). Резкие контрасты в размещении насе-

ления и хозяйства страны.Экономические районы Бразилии: Юго-Восток, Юг, Северо-Восток, Центрально-Западный, Север; их географический облик. Доминирующая роль Юго-Востока; «индустриальный треугольник» Сан-Паулу, Рио-де-Жанейро, Белу-Оризонти. Амазония — зона нового освоения; ее экологические проблемы.

ТЕМА 8. АФРИКА

Африка в современном мире. Место Африки в современном мире: крупный природно-ресурсный потенциал, значительное и очень быстро растущее население, малые размеры экономики, очень низкий уровень социально-экономического развития, нестабильная политическая обста-

новка. Разнообразие природных ресурсов и их крайне неравномерное размещение. Важнейшие виды минеральных ресурсов: хромиты, фосфориты, марганец, уран, медь, бокситы. Лесные и водные ресурсы; возможности и проблемы их использования. Специфика населения: традиционный тип воспроизводства, крайняя неравномерность размещения, преобладание сельского населения и формирующаяся урбанизация, сложный этнический и религиозный состав, очень низкий уровень жизни большинства населения.

Отсталая структура экономики, в которой велика доля сельского хозяйства и до- бывающих производств. Потребительское и товарное сельское хозяйство; главные культуры. Место Африки в системе международных экономических отношений; отрасли международной специализации хозяйства.

Географическое наследие Африки. Основные ранние миграционные потоки в Африке; переселение народов банту и арабов. Традиционные виды хозяйства; их развитие в гармонии с природой. Особенности традиционного африканского общества, базирующегося на тесной общности людей; отно шения в африканской семье. Поздняя и быстрая колонизация Африки на рубеже XIX—XX вв.; раздел территории между крупными европейскими державами. Противоречивое наследие колониализма; его положительные и отрицательные последствия.

Географическая специфика Африки. Африканские ландшафты; двойственность («дуализм») территории — засушливые земли и переувлажненные леса. Процессы опустынивания и их последствия. Особенности размещения минеральных ресурсов; главные ареалы их концентрации. География расселения главных африканских этносов. Национальный состав населения; официальные языки в африканских странах. Религиозный состав населения; преобладание христианства и ислама. Пространственный рисунок размещения хозяйства, его очаговый характер. Главные районы концентрации промышленности. Колониальный рисунок транспортной сети. Формирующаяся урбанизация и гипертрофированное развитие главного города (как правило, столицы). Новые африканские столицы и причины их создания.

Географические субрегионы Африки. ЮАР — крупнейшая экономическая держава континента. Географические субрегионы: Северная, Западная, Центральная, Восточная и Южная Африка; их особенности. Особая роль ЮАР в экономике Африки (в первую очередь в про-

мышленности). Страна переселенческого капитализма; малые масштабы европейской иммиграции. Расовый и этнический состав населения. Система апартеида и борьба коренного африканского большинства за равноправие. Многочисленность официальных языков и ее причины. Неравномерность размещения населения; роль различных факторов. ЮАР — «страна четырех столиц». Минеральные ресурсы как важнейший фактор экономического развития страны; их главные виды и размещение. Особая роль руд драгоценных (платина, золото), черных (железная руда) и легирующих (ванадий, хром, титан) металлов, а также алмазов. Сельское хозяйство страны, его специализация, экспортное значение. Ведущая роль в экономике страны

небольшой провинции Готенг, промышленного района Витваттерсранд, главных экономических центров Йоханнесбурга и Претории.

Прак. раб. № 17 Создание географического образа территории Африки (одного из субрегионов Африки). (тема 8.4)


ТЕМА 9. АВСТРАЛИЯ И ОКЕАНИЯ

Австралия и Океания в современном мире. Заселение Австралии и Океании выходцами из Юго-Восточной Азии. Коренные жители: аборигены Австралии, тасманийцы и жители Океании; их образ жизни. Европейская колонизация в XVIII—XIX вв. Австралия и Новая Зеландия —

страны переселенческого капитализма. Этапы хозяйственного развития Австралии: XVIII в. — место ссылки, XIX в. — развитие овцеводства и мясо-молочного скотоводства, зернового хозяйства, «золотая лихорадка», ХХ в. — развитие добывающей и обрабатывающей промышленности. Экономическое развитие стран Океании; высокий уровень развития Новой Зеландии. Специализация хозяйства малых островных стран Океании; большое значение культуры кокосовой пальмы.

Прак. раб. № 18 Анализ внешней торговли Австралии. (тема 9.1)

Географическая специфика Австралии и Океании. Особенности географического положения региона — периферия Южного полушария. Уникальный состав региона: страна материк и мир многочисленных островов Океании. Состав Океании и географические особенности Меланезии, Полинезии и Микронезии. Специфика географического положения и природных условий Австралии. Географические особенности заселения и освоения; современный характер размещения населения. Географические регионы Австралии; специализация их хозяйства; особая роль Юго-Востока.


ТЕМА 10. РОССИЯ В МИРЕ

Геополитическое положение России. Россия — евразийская держава. Геополитическое положение. Важнейшие сферы геополитических интересов России. Ресурсный потенциал России. Особенности природно-ресурсного потенциала и трудовых ресурсов.

Россия в мировой экономике. Масштабы и уровень развития российского хозяйства. Место России в системе международных экономических отношений. Структура и география внешней торговли России. Конкурентные преимущества и недостатки российского хозяйства. Россия и мир в

начале ХХI в.

Прак. раб. № 19 Создание Анализ внешней торговли России. (тема 10.2)


Раздел III. Глобальные проблемы человечества

Глобальные проблемы современности. Экологическая проблема в фокусе современного мирового развития. Понятие о глобальных проблемах. Классификация глобальных проблем современности: политические, экономические и социальные. Тесная взаимосвязь и взаимообусловленность глобальных проблем. Возникновение и суть сырьевых проблем. Экологические проблемы — самые актуальные проблемы современности; экологический кризис. Главные факторы возникновения экологических проблем. Пути решения экологических и сырьевых проблем — экстенсивный и интенсивный; их особенности. Экологическая ситуация в различных регионах и странах мира (доля нарушенных ландшафтов, уровень загрязнения атмосферы и пр.). Концепция устойчивого развития.

Проблема демилитаризации и сохранения мира. Неизбежны ли войны? Понятие о милитаризации; ее противоречивое влияние на общество. Военно-промышленный комплекс (ВПК), его структура и место в экономике. Возможные пути демилитаризации общественной жизни; роль конвер-

сии. Проблемы сохранения мира и пути создания стабильной политической обстановки. Миротворческая деятельность международных организаций и крупных государств; роль России как миротворца.

Глобальная продовольственная проблема. Можно ли накормить всех людей: ресурсы продовольствия на планете. Основные виды продовольствия: естественное, культивируемое, промышленное. Главные виды продуктов: зерно, картофель, рыба, мясо, молоко и пр. Причины возникновения продовольственной проблемы. География сытости и голода в современном мире; калорийность питания в странах мира.

Районы с самой острой продовольственной ситуацией: Южная, Восточная и Юго-Восточная Азия, а также Африка. Пути решения продовольственной проблемы; как увеличить производство продовольствия.

Прак. раб. № 20 Выявление региональных особенностей глобальных проблем человечества (тема 11.3)

Все практические работы проводятся в составе уроков.




Календарно-тематический план по географии для 10-х классов на 2021-2022 учебный год



урока

в

теме

Дата уроков


Тема урока

Задание

на дом

по плану

фактически


10а

10б

10в

10а

10б

10в

Раздел I. ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА (23 ч).










Введение (1 ч)


0.1







География как наука. Методы географических исследований.

Источники географических знаний.

§1с.8-11 отв.на вопр.с.12. №1-4









Тема 1. Природа и человек в современном мире (3 ч).


1.1







Природные условия и природные ресурсы.

§2отв.на вопр.с.12.

1.2







Взаимодействие общества и природной среды.


§3отв.на вопр.с.18.

1.3







География природопользования.


§4отв.на вопр.с.23.









Тема 2. Население мира (6 ч).








Численность, воспроизводство, половой и возрастной состав населения.


§5отв.на вопр.с.36.







Географический рисунок мирового расселения.


§6 отв.на вопр.с.42.







Человечество – мозаика рас и народов.


§7отв.на вопр.с.47.







Современная география религий.


§8 отв.на вопр.с.53.







Уровень и качество жизни населения.


§9отв.на вопр.с.57.







Обобщающий урок по теме «Население мира».


Отв.на вопр № 7-8. с.58.









Тема 3. География мирового хозяйства (13 ч).








Особенности развития современного мирового хозяйства.


§10отв.на вопр.с.67.







Факторы размещения хозяйства.

§11отв.на вопр.с. 72.







«Кто есть кто» в мировой экономике.


§12отв.на вопр.с.77.







Мировое аграрное производство.

§13отв.на вопр.с.82.








Горнодобывающая промышленность мира.

§14отв.на вопр.с.87.







Обрабатывающая промышленность мира.

§15отв.на вопр.с.92.







Непроизводственная сфера.


§16 отв.на вопр.с.95.







Мировая транспортная система.


§17 отв.на вопр.с.104.







Современная информационная экономика.


§18 отв.на вопр.с.109.







Современные мирохозяйственные связи. Внешняя торговля товарами.


§19, 20 отв.на вопр.с.116, .120.







Международные финансовые отношения.


§21 отв.на вопр.с.127.







Международный туризм.


§22 отв.на вопр.с.133.







Обобщающий урок по разделу «Географическая картина мира».

Отв.на вопр № 7-8. с.134.









Раздел II. МНОГОЛИКАЯ ПЛАНЕТА










Тема 4. Географический облик регионов и стран мира(2 ч).








Общая характеристика регионов и стран мира.


§23 отв.на вопр.с.143.







Геополитический образ мира. Многообразие стран мира.

§ 24 отв.на вопр.с. 149.









Тема 5. Зарубежная Европа (8 ч).










Страны Северной и Средней Европы.








Зарубежная Европа в современном мире.

§25 отв.на вопр.с.158.







Внутренние географические различия в Европе. Северная Европа. Норвегия: природная среда в жизни человека.

§26 отв.на вопр.с.164.







Средняя Европа. Германия –«экономический локомотив Европы».


§27 отв.на опр.с.170.








Средняя Европа. Многоликая Франция.


§28 отв.на вопр.с.178.







Средняя Европа. Великобритания: от традиций до современности.


§29 отв.на вопр.с.184.









Страны Южной и Восточной Европы.








Южная Европа. Италия на мировых рынках.


§30 отв.на опр.с.189.








Восточная Европа. Венгрия-страна на перекрестке Европы.

§31 отв.на вопр.с.195.

5.8







Обобщающий урок по теме «Зарубежная Европа».










Резервное время




















Планируемые результаты обучения.

Предметные результаты:

1) владение представлениями о современной географической науке, ее участии в решении важнейших проблем человечества;

2) дальнейшее развитие географического мышления для определения географических аспектов природных, социально-экономических и экологических процессов и проблем;

3) сформированность системы комплексных социально ориентированных географических знаний о закономерностях развития природы, размещения населения и хозяйства, о динамике и территориальных особенностях процессов, протекающих в географическом пространстве;

4) владение умениями проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий;

5) владение умениями использовать карты разного содержания для выявления закономерностей и тенденций, получения нового географического знания о природных социально-экономических и экологических процессах и явлениях;

6) владение умениями географического анализа и интерпретации разнообразной информации;

7) владение умениями применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к изменению ее условий;

8) сформированность представлений и знаний об основных проблемах взаимодействия природы и общества, о природных и социально-экономических аспектах экологических проблем.

Метапредметные результаты:

1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов;

7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;

8) владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;

9) владение навыками познавательной рефлексии как осознание совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

Личностные результаты отражают:

1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);

2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;

3) готовность к служению Отечеству, его защите;

4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания; осознание своего места в поликультурном мире;

5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;

9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;

11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;

12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;

13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности.


Лист коррекции рабочей программы


Дата (номер)

Причина коррекции

(замена урока, болезнь, учителя, праздничный день, отмена занятий по приказу и т.д.)



Документ о проведении коррекции

(№ приказа, дата приказа)

урока, который требует коррекции

урока, который содержит коррекцию














































КИМ курса географии разработан к «География. Базовый уровень 10-11 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / А. П. Кузнецов, Э. В. Ким.— М.: Дрофа, 2020г». Структура и содержание КИМ соответствует УМК серии авторов А. П. Кузнецов, Э. В. Ким.


График практических работ

п/п

Тема

урока

Природные условия и природные ресурсы. Прак. раб. №1. Оценка ресурсообеспеченности США и Китая (выполняется с картографическими и статистическими материалами). (тема 1.1)

2

Численность, воспроизводство, половой и возрастной состав населения.

Прак. раб. №2 Анализ современного состояния естественного движения населения мира. (тема 2.1)

5

Географический рисунок мирового расселения.

Прак. раб. №3 Географические аспекты современной урбанизации.(тема 2.2)

6

Обобщающий урок по теме «Население мира».

Прак. раб. №4 Составление характеристики идеального города-«экополиса».(тема 2.6)

10

Обрабатывающая промышленность мира.Прак. раб. №5-6 Определение сдвигов в размещении обрабатывающей промышленности мира. Составление характеристики автомобильной промышленности мира. (тема 3.6)

16

Геополитический образ мира. Многообразие стран мира.

Прак. раб. №7. Составление сравнительной характеристики геополитического положения стран мира. 4.2

25

Зарубежная Европа в современном мире. Прак. раб. №8 Анализ историко-географичеких особенностей формирования экономического пространства Европы.(тема 5.1)

26

Южная Европа. Италия на мировых рынках.

Прак. раб. №9 Составление характеристики географического пространства Италии. 5.6

31

Обобщающий урок по теме «Зарубежная Европа».

Прак. раб. № 10 Создание географического образа территории Зарубежной Европы. (тема 5.8)

33


Прак. раб. №1. Оценка ресурсообеспеченности США и Китая (выполняется на с картографическими и статистическими материалами).

Описание и задания для практической работы №1 находятся в «География. 10-11 классы. Базовый уровень: рабочая тетрадь к учебнику А.П.Кузнецова, Э.В.Ким «География.10-11 классы. Базовый уровень / А.П.Кузнецов, Э.В.Ким» на с.6-10.


Прак. раб. №2 Анализ современного состояния естественного движения населения мира.

Описание и задания для практической работы №2 находятся в «География. 10-11 классы. Базовый уровень: рабочая тетрадь к учебнику А.П.Кузнецова, Э.В.Ким «География.10-11 классы. Базовый уровень / А.П.Кузнецов, Э.В.Ким» на с.13-16.


Прак. раб. №3 Географические аспекты современной урбанизации.

Описание и задания для практической работы №3 находятся в «География. 10-11 классы. Базовый уровень: рабочая тетрадь к учебнику А.П.Кузнецова, Э.В.Ким «География.10-11 классы. Базовый уровень / А.П.Кузнецов, Э.В.Ким» на с.17-20.


Прак. раб. №4 Составление характеристики идеального города-«экополиса».

Описание и задания для практической работы №4 находятся в «География. 10-11 классы. Базовый уровень: рабочая тетрадь к учебнику А.П.Кузнецова, Э.В.Ким «География.10-11 классы. Базовый уровень / А.П.Кузнецов, Э.В.Ким» на с.21-23.






Прак. раб. №5-6 Определение сдвигов в размещении обрабатывающей промышленности мира.

Составление характеристики автомобильной промышленности мира.

Описание и задания для практической работы №5 находятся в «География. 10-11 классы. Базовый уровень: рабочая тетрадь к учебнику А.П.Кузнецова, Э.В.Ким «География.10-11 классы. Базовый уровень / А.П.Кузнецов, Э.В.Ким» на с.24-25, с.26-29.


Прак. раб. №7 Составление сравнительной характеристики геополитического положения стран мира.

Описание и задания для практической работы №7 находятся в «География. 10-11 классы. Базовый уровень: рабочая тетрадь к учебнику А.П.Кузнецова, Э.В.Ким «География.10-11 классы. Базовый уровень / А.П.Кузнецов, Э.В.Ким» на с.33-37.


Прак. раб. №8 Анализ историко-географичеких особенностей формирования экономического пространства Европы.

Описание и задания для практической работы №8 находятся в «География. 10-11 классы. Базовый уровень: рабочая тетрадь к учебнику А.П.Кузнецова, Э.В.Ким «География.10-11 классы. Базовый уровень / А.П.Кузнецов, Э.В.Ким» на с.41-44.


Прак. раб. №9 Составление характеристики географического пространства Италии.

Описание и задания для практической работы №9 находятся в «География. 10-11 классы. Базовый уровень: рабочая тетрадь к учебнику А.П.Кузнецова, Э.В.Ким «География.10-11 классы. Базовый уровень / А.П.Кузнецов, Э.В.Ким» на с.45-47.


Прак. раб. №10 Создание географического образа территории Зарубежной Европы.

Описание и задания для практической работы №4 находятся в «География. 10-11 классы. Базовый уровень: рабочая тетрадь к учебнику А.П.Кузнецова, Э.В.Ким «География.10-11 классы. Базовый уровень / А.П.Кузнецов, Э.В.Ким» на с.48-50.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!