СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

PYTHON 3.10. Урок № 3. Переменные

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок № 3. На этом уроке дети узнают, что скрывается под понятиями "Переменная", имя переменной и значение переменной, ограничения, которые существуют в Питоне. Познакомятся с документом PEP-8, который предлагает единый и общепринятый стиль написания программ на языке Python. Для учащихся становится привычкой набирать программы, чтобы сразу увидеть уровень понимания темы урока.

К этой теме урока приготовлены домашняя работа и задание на практическую работу. Эти работы учащиеся могу выполнить и дома в текстовом редакторе, типа Блокнот, а могут и непосредственно в интерпретаторе (установка ПО была описана в предыдущей презентации)

Просмотр содержимого документа
«PYTHON 3.10. Урок № 3. Переменные»

PYTHON 3.10 Тема урока: Переменные СПб ГБНОУ «Лицей искусств «Санкт-Петербург», 2021 г.

PYTHON 3.10

Тема урока: Переменные

СПб ГБНОУ «Лицей искусств «Санкт-Петербург», 2021 г.

Что это такое – переменные? В предыдущих упражнениях мы уже использовали переменные, но до сих пор никто не объяснял, что же это такое и с чем его едят. Мы знаем, что команда input() обозначает «подожди, пока пользователь введет что-нибудь с клавиатуры, и запомни то, что он ввёл». Просто так просить «запомнить» довольно бессмысленно: нам ведь потом надо будет как-то сказать компьютеру, чтобы он вспомнил то, что запомнил. Для этого используем переменные и пишем такой код: variable_name = input() print('Вы ввели текст:', variable_name) Данный код означает: «Сохрани то, что ввёл пользователь, в памяти, и дальше это место в памяти мы будем называть именем variable_name». Соответственно, команда print(variable_name) означает: «Посмотри, что лежит в памяти, под именем variable_name, и выведи это на экран». Вот такие «места в памяти» называются переменными . Любая переменная имеет имя и значение .

Что это такое – переменные?

В предыдущих упражнениях мы уже использовали переменные, но до сих пор никто не объяснял, что же это такое и с чем его едят.

Мы знаем, что команда input() обозначает «подожди, пока пользователь введет что-нибудь с клавиатуры, и запомни то, что он ввёл». Просто так просить «запомнить» довольно бессмысленно: нам ведь потом надо будет как-то сказать компьютеру, чтобы он вспомнил то, что запомнил. Для этого используем переменные и пишем такой код:

variable_name = input()

print('Вы ввели текст:', variable_name)

Данный код означает: «Сохрани то, что ввёл пользователь, в памяти, и дальше это место в памяти мы будем называть именем variable_name». Соответственно, команда print(variable_name) означает: «Посмотри, что лежит в памяти, под именем variable_name, и выведи это на экран».

Вот такие «места в памяти» называются переменными . Любая переменная имеет имя и значение .

Имя переменной В имени переменной используйте только латинские буквы a-z, A-Z, цифры и символ нижнего подчеркивания (_); Имя переменной не может начинаться с цифры; Имя переменной по возможности должно отражать её назначение. Запомни : Python — регистрочувствительный язык. Переменная name и Name — две совершенно разные переменные. Для именования переменных принято использовать стиль lower_case_with_underscores (слова из маленьких букв с подчеркиваниями).

Имя переменной

  • В имени переменной используйте только латинские буквы a-z, A-Z, цифры и символ нижнего подчеркивания (_);
  • Имя переменной не может начинаться с цифры;
  • Имя переменной по возможности должно отражать её назначение.

Запомни : Python — регистрочувствительный язык.

Переменная name и Name — две совершенно разные переменные.

Для именования переменных принято использовать стиль lower_case_with_underscores (слова из маленьких букв с подчеркиваниями).

значение переменной Значение переменной — сохранённая в ней информация. Это может быть текст, число и т.д. Знак «=» это оператор присваивания . Он присваивает значение, которое находится справа от знака «равно», переменной, которая находится слева от знака «равно». В нашем случае это то, что поместил в неё пользователь командой input() . Это текстовое значение — строка. То есть переменная сохраняет в себе строковое значение. Говорят, что переменная имеет строковый тип данных. Запомни : интерпретатор ждет, что пользователь что-то введет с клавиатуры ровно столько раз, сколько команд input() встречается в программе. Каждый input() завершается нажатием Enter на клавиатуре. Значения переменной, естественно, можно менять (переприсваивать). print('Как тебя зовут?') name = input() print('Привет,', name) name = 'Timur' print('Привет,', name)

значение переменной

Значение переменной — сохранённая в ней информация. Это может быть текст, число и т.д.

Знак «=» это оператор присваивания . Он присваивает значение, которое находится справа от знака «равно», переменной, которая находится слева от знака «равно».

В нашем случае это то, что поместил в неё пользователь командой input() . Это текстовое значение — строка. То есть переменная сохраняет в себе строковое значение. Говорят, что переменная имеет строковый тип данных.

Запомни : интерпретатор ждет, что пользователь что-то введет с клавиатуры ровно столько раз, сколько команд input() встречается в программе. Каждый input() завершается нажатием Enter на клавиатуре.

Значения переменной, естественно, можно менять (переприсваивать).

print('Как тебя зовут?')

name = input()

print('Привет,', name)

name = 'Timur'

print('Привет,', name)

значение переменной Оператор присваивания сообщает переменной то или иное значение независимо от того, была ли эта переменная введена раньше. Вы можете менять значение переменной, записав ещё один оператор присваивания. Если у нас имеется переменная, мы можем делать с её значением все что угодно — например, присвоить другой переменной: name1 = 'Тимур' name2 = name1 print(name2) Итак, если вы хотите, чтобы у вас была переменная с каким-то именем и каким-то значением, нужно написать на отдельной строчке:  =

значение переменной

Оператор присваивания сообщает переменной то или иное значение независимо от того, была ли эта переменная введена раньше. Вы можете менять значение переменной, записав ещё один оператор присваивания. Если у нас имеется переменная, мы можем делать с её значением все что угодно — например, присвоить другой переменной:

name1 = 'Тимур'

name2 = name1

print(name2)

Итак, если вы хотите, чтобы у вас была переменная с каким-то именем и каким-то значением, нужно написать на отдельной строчке:

=

Множественное присваивание В языке Python можно за одну инструкцию присваивания изменять значение сразу нескольких переменных. Делается это так: name, surname = ‘Иван', ‘Сергеев' print('Имя:', name, 'Фамилия:', surname) Имя: Иван Фамилия: Сергеев Этот код можно записать и так: name = 'Timur' surname = 'Guev' print('Имя:', name, 'Фамилия:', surname) Отличие двух способов состоит в том, что множественное присваивание в первом способе присваивает значение двум переменным одновременно. Имя: Иван Фамилия: Сергеев

Множественное присваивание

В языке Python можно за одну инструкцию присваивания изменять значение сразу нескольких переменных. Делается это так:

name, surname = ‘Иван', ‘Сергеев'

print('Имя:', name, 'Фамилия:', surname)

Имя: Иван Фамилия: Сергеев

Этот код можно записать и так:

name = 'Timur'

surname = 'Guev'

print('Имя:', name, 'Фамилия:', surname)

Отличие двух способов состоит в том, что множественное присваивание в первом способе присваивает значение двум переменным одновременно.

Имя: Иван Фамилия: Сергеев

Множественное присваивание Если требуется считать текст с клавиатуры и присвоить его в качестве значения переменным, то можно написать так: name, surname = input(), input() print('Имя:', name, 'Фамилия:', surname)) Если слева от знака «равно» в множественном присваивании должны стоять через запятую имена переменных, то справа могут стоять произвольные выражения, разделённые запятыми. Главное, чтобы слева и справа от знака присваивания было одинаковое число элементов. Множественное присваивание удобно использовать, когда нужно обменять значения двух переменных. В Python это делается так: name1 = 'Timur' name2 = 'Gvido' name1, name2 = name2, name1

Множественное присваивание

Если требуется считать текст с клавиатуры и присвоить его в качестве значения переменным, то можно написать так:

name, surname = input(), input()

print('Имя:', name, 'Фамилия:', surname))

Если слева от знака «равно» в множественном присваивании должны стоять через запятую имена переменных, то справа могут стоять произвольные выражения, разделённые запятыми. Главное, чтобы слева и справа от знака присваивания было одинаковое число элементов.

Множественное присваивание удобно использовать, когда нужно обменять значения двух переменных. В Python это делается так:

name1 = 'Timur'

name2 = 'Gvido'

name1, name2 = name2, name1

Примечания Примечание 1. Названия переменных ничего не говорят интерпретатору, и даже в очень хорошо названной переменной не появится нужное значение, если мы сами его туда не запишем. Примечание 2. Новое значение переменной вытесняет старое. Важно представлять, чему равно значение переменной в каждый момент времени. Примечание 3. Переменные можно вводить в любой момент (не только в самом начале программы).

Примечания

Примечание 1. Названия переменных ничего не говорят интерпретатору, и даже в очень хорошо названной переменной не появится нужное значение, если мы сами его туда не запишем.

Примечание 2. Новое значение переменной вытесняет старое. Важно представлять, чему равно значение переменной в каждый момент времени.

Примечание 3. Переменные можно вводить в любой момент (не только в самом начале программы).

Примечания Примечание 4.  В качестве названия переменных запрещено использовать ключевые (зарезервированные) слова. К ключевым словам в языке Python относятся: False; True; None; and; with; as; assert; break; class; continue; def; del; elif; else; except; finally; try; for; from; global; if; import; in; is; lambda; nonlocal; not; or; pass; raise; return; while; yield.

Примечания

Примечание 4.  В качестве названия переменных запрещено использовать ключевые (зарезервированные) слова. К ключевым словам в языке Python относятся:

  • False;
  • True;
  • None;
  • and;
  • with;
  • as;
  • assert;
  • break;
  • class;
  • continue;
  • def;
  • del;
  • elif;
  • else;
  • except;
  • finally;
  • try;
  • for;
  • from;
  • global;
  • if;
  • import;
  • in;
  • is;
  • lambda;
  • nonlocal;
  • not;
  • or;
  • pass;
  • raise;
  • return;
  • while;
  • yield.
PEP 8 При оформлении программ мы будем пользоваться  PEP 8 — Python Enhanced Proposal . Этот документ предлагает единый и общепринятый стиль написания программ на языке Python. Документ создан по рекомендациям Гвидо Ван Россума, автора Python. Прочесть его на русском языке можно по  ссылке .

PEP 8

  • При оформлении программ мы будем пользоваться  PEP 8 — Python Enhanced Proposal . Этот документ предлагает единый и общепринятый стиль написания программ на языке Python. Документ создан по рекомендациям Гвидо Ван Россума, автора Python. Прочесть его на русском языке можно по  ссылке .
Некоторые рекомендации PEP 8 Рекомендация 1. Избегайте использования пробелов перед открывающей скобкой, после которой начинается список аргументов функции. Правильно: print('Follow PEP8!') Неправильно: print ('Follow PEP8!')

Некоторые рекомендации PEP 8

Рекомендация 1. Избегайте использования пробелов перед открывающей скобкой, после которой начинается список аргументов функции.

Правильно:

print('Follow PEP8!')

Неправильно:

print ('Follow PEP8!')

Некоторые рекомендации PEP 8 Рекомендация 2. После запятой нужен пробел. Правильно: print('PEP8', 'Rocks!') Неправильно: print('PEP8','Rocks!')

Некоторые рекомендации PEP 8

Рекомендация 2. После запятой нужен пробел.

Правильно:

print('PEP8', 'Rocks!')

Неправильно:

print('PEP8','Rocks!')

Некоторые рекомендации PEP 8 Рекомендация 3. Не отделяйте пробелами знак «равно», когда он употребляется для обозначения значения параметра по умолчанию. Правильно: print('My name', 'is', 'Python', sep='**', end='+') Неправильно: print('My name', 'is', 'Python', sep = '**', end = '+')

Некоторые рекомендации PEP 8

Рекомендация 3. Не отделяйте пробелами знак «равно», когда он употребляется для обозначения значения параметра по умолчанию.

Правильно:

print('My name', 'is', 'Python', sep='**', end='+')

Неправильно:

print('My name', 'is', 'Python', sep = '**', end = '+')

Комментарии До этого момента всё, что мы набирали в тексте наших программ, представляло собой команды для компьютера. Но в программу имеет смысл включать также примечания, описывающие, что она делает и как работает. Это может помочь вам или кому-то другому понять принцип работы программы спустя некоторое время. Такие примечания называются комментариями. Однострочные комментарии Любую строку можно превратить в комментарий, поместив перед ней символ #. Рассмотрим следующий код: # Это комментарий в программе на языке Python. print('Python rocks!') Если запустить эту программу, то получится: Python rocks! Первая строка при запуске игнорируется. Комментарий, начинающийся с символа #, предназначен только для автора программы и для тех, кто будет читать этот код.

Комментарии

До этого момента всё, что мы набирали в тексте наших программ, представляло собой команды для компьютера. Но в программу имеет смысл включать также примечания, описывающие, что она делает и как работает. Это может помочь вам или кому-то другому понять принцип работы программы спустя некоторое время.

Такие примечания называются комментариями.

Однострочные комментарии

Любую строку можно превратить в комментарий, поместив перед ней символ #.

Рассмотрим следующий код:

# Это комментарий в программе на языке Python.

print('Python rocks!')

Если запустить эту программу, то получится:

Python rocks!

Первая строка при запуске игнорируется. Комментарий, начинающийся с символа #, предназначен только для автора программы и для тех, кто будет читать этот код.

Комментарии Комментарий в конце строки Комментарий можно поместить после строки кода. print('Python rocks!') # Это комментарий в программе на языке Python. Комментарий начинается после символа #. Все, что находится до этого символа, представляет собой обычный код. Если запустить эту программу, получится: Python rocks!

Комментарии

Комментарий в конце строки

Комментарий можно поместить после строки кода.

print('Python rocks!') # Это комментарий в программе на языке Python.

Комментарий начинается после символа #. Все, что находится до этого символа, представляет собой обычный код. Если запустить эту программу, получится:

Python rocks!

Примечания Примечание 1. Согласно стандарту PEP 8, комментарии должны отделяться хотя бы двумя пробелами от кода. Они должны начинаться с символа # и одного пробела. Правильно: # Далее будет напечатан текст print('Comments in Python') # Печать текста с помощью команды print. Неправильно: #Далее будет напечатан текст print('Comments in Python') #Печать текста с помощью команды print. Примечание 2. При вводе комментариев в среде Wing IDE вы обнаружите, что они выделяются цветом. Это сделано, чтобы облегчить чтение кода.

Примечания

Примечание 1. Согласно стандарту PEP 8, комментарии должны отделяться хотя бы двумя пробелами от кода. Они должны начинаться с символа # и одного пробела.

Правильно:

# Далее будет напечатан текст

print('Comments in Python') # Печать текста с помощью команды print.

Неправильно:

#Далее будет напечатан текст

print('Comments in Python') #Печать текста с помощью команды print.

Примечание 2. При вводе комментариев в среде Wing IDE вы обнаружите, что они выделяются цветом. Это сделано, чтобы облегчить чтение кода.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!