PYTHON 3.10
Тема урока: Переменные
СПб ГБНОУ «Лицей искусств «Санкт-Петербург», 2021 г.
Что это такое – переменные?
В предыдущих упражнениях мы уже использовали переменные, но до сих пор никто не объяснял, что же это такое и с чем его едят.
Мы знаем, что команда input() обозначает «подожди, пока пользователь введет что-нибудь с клавиатуры, и запомни то, что он ввёл». Просто так просить «запомнить» довольно бессмысленно: нам ведь потом надо будет как-то сказать компьютеру, чтобы он вспомнил то, что запомнил. Для этого используем переменные и пишем такой код:
variable_name = input()
print('Вы ввели текст:', variable_name)
Данный код означает: «Сохрани то, что ввёл пользователь, в памяти, и дальше это место в памяти мы будем называть именем variable_name». Соответственно, команда print(variable_name) означает: «Посмотри, что лежит в памяти, под именем variable_name, и выведи это на экран».
Вот такие «места в памяти» называются переменными . Любая переменная имеет имя и значение .
Имя переменной
- В имени переменной используйте только латинские буквы a-z, A-Z, цифры и символ нижнего подчеркивания (_);
- Имя переменной не может начинаться с цифры;
- Имя переменной по возможности должно отражать её назначение.
Запомни : Python — регистрочувствительный язык.
Переменная name и Name — две совершенно разные переменные.
Для именования переменных принято использовать стиль lower_case_with_underscores (слова из маленьких букв с подчеркиваниями).
значение переменной
Значение переменной — сохранённая в ней информация. Это может быть текст, число и т.д.
Знак «=» это оператор присваивания . Он присваивает значение, которое находится справа от знака «равно», переменной, которая находится слева от знака «равно».
В нашем случае это то, что поместил в неё пользователь командой input() . Это текстовое значение — строка. То есть переменная сохраняет в себе строковое значение. Говорят, что переменная имеет строковый тип данных.
Запомни : интерпретатор ждет, что пользователь что-то введет с клавиатуры ровно столько раз, сколько команд input() встречается в программе. Каждый input() завершается нажатием Enter на клавиатуре.
Значения переменной, естественно, можно менять (переприсваивать).
print('Как тебя зовут?')
name = input()
print('Привет,', name)
name = 'Timur'
print('Привет,', name)
значение переменной
Оператор присваивания сообщает переменной то или иное значение независимо от того, была ли эта переменная введена раньше. Вы можете менять значение переменной, записав ещё один оператор присваивания. Если у нас имеется переменная, мы можем делать с её значением все что угодно — например, присвоить другой переменной:
name1 = 'Тимур'
name2 = name1
print(name2)
Итак, если вы хотите, чтобы у вас была переменная с каким-то именем и каким-то значением, нужно написать на отдельной строчке:
=
Множественное присваивание
В языке Python можно за одну инструкцию присваивания изменять значение сразу нескольких переменных. Делается это так:
name, surname = ‘Иван', ‘Сергеев'
print('Имя:', name, 'Фамилия:', surname)
Имя: Иван Фамилия: Сергеев
Этот код можно записать и так:
name = 'Timur'
surname = 'Guev'
print('Имя:', name, 'Фамилия:', surname)
Отличие двух способов состоит в том, что множественное присваивание в первом способе присваивает значение двум переменным одновременно.
Имя: Иван Фамилия: Сергеев
Множественное присваивание
Если требуется считать текст с клавиатуры и присвоить его в качестве значения переменным, то можно написать так:
name, surname = input(), input()
print('Имя:', name, 'Фамилия:', surname))
Если слева от знака «равно» в множественном присваивании должны стоять через запятую имена переменных, то справа могут стоять произвольные выражения, разделённые запятыми. Главное, чтобы слева и справа от знака присваивания было одинаковое число элементов.
Множественное присваивание удобно использовать, когда нужно обменять значения двух переменных. В Python это делается так:
name1 = 'Timur'
name2 = 'Gvido'
name1, name2 = name2, name1
Примечания
Примечание 1. Названия переменных ничего не говорят интерпретатору, и даже в очень хорошо названной переменной не появится нужное значение, если мы сами его туда не запишем.
Примечание 2. Новое значение переменной вытесняет старое. Важно представлять, чему равно значение переменной в каждый момент времени.
Примечание 3. Переменные можно вводить в любой момент (не только в самом начале программы).
Примечания
Примечание 4. В качестве названия переменных запрещено использовать ключевые (зарезервированные) слова. К ключевым словам в языке Python относятся:
- False;
- True;
- None;
- and;
- with;
- as;
- assert;
- break;
- class;
- continue;
- def;
- del;
- elif;
- else;
- except;
- finally;
- try;
- for;
- from;
- global;
- if;
- import;
- in;
- is;
- lambda;
- nonlocal;
- not;
- or;
- pass;
- raise;
- return;
- while;
- yield.
PEP 8
- При оформлении программ мы будем пользоваться PEP 8 — Python Enhanced Proposal . Этот документ предлагает единый и общепринятый стиль написания программ на языке Python. Документ создан по рекомендациям Гвидо Ван Россума, автора Python. Прочесть его на русском языке можно по ссылке .
Некоторые рекомендации PEP 8
Рекомендация 1. Избегайте использования пробелов перед открывающей скобкой, после которой начинается список аргументов функции.
Правильно:
print('Follow PEP8!')
Неправильно:
print ('Follow PEP8!')
Некоторые рекомендации PEP 8
Рекомендация 2. После запятой нужен пробел.
Правильно:
print('PEP8', 'Rocks!')
Неправильно:
print('PEP8','Rocks!')
Некоторые рекомендации PEP 8
Рекомендация 3. Не отделяйте пробелами знак «равно», когда он употребляется для обозначения значения параметра по умолчанию.
Правильно:
print('My name', 'is', 'Python', sep='**', end='+')
Неправильно:
print('My name', 'is', 'Python', sep = '**', end = '+')
Комментарии
До этого момента всё, что мы набирали в тексте наших программ, представляло собой команды для компьютера. Но в программу имеет смысл включать также примечания, описывающие, что она делает и как работает. Это может помочь вам или кому-то другому понять принцип работы программы спустя некоторое время.
Такие примечания называются комментариями.
Однострочные комментарии
Любую строку можно превратить в комментарий, поместив перед ней символ #.
Рассмотрим следующий код:
# Это комментарий в программе на языке Python.
print('Python rocks!')
Если запустить эту программу, то получится:
Python rocks!
Первая строка при запуске игнорируется. Комментарий, начинающийся с символа #, предназначен только для автора программы и для тех, кто будет читать этот код.
Комментарии
Комментарий в конце строки
Комментарий можно поместить после строки кода.
print('Python rocks!') # Это комментарий в программе на языке Python.
Комментарий начинается после символа #. Все, что находится до этого символа, представляет собой обычный код. Если запустить эту программу, получится:
Python rocks!
Примечания
Примечание 1. Согласно стандарту PEP 8, комментарии должны отделяться хотя бы двумя пробелами от кода. Они должны начинаться с символа # и одного пробела.
Правильно:
# Далее будет напечатан текст
print('Comments in Python') # Печать текста с помощью команды print.
Неправильно:
#Далее будет напечатан текст
print('Comments in Python') #Печать текста с помощью команды print.
Примечание 2. При вводе комментариев в среде Wing IDE вы обнаружите, что они выделяются цветом. Это сделано, чтобы облегчить чтение кода.