СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пути, условия и средства становления педмастерства.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Лекция по основам педмастерства содержит сведения о путях, условиях и средствах становления педмастерства, а также ступенях профессионального роста современного учителя.

Просмотр содержимого документа
«Пути, условия и средства становления педмастерства.»

Пути, условия, средства становления педагогического мастерства.

1. Пути формирования педагогического мастерства

Что думает каждый педагог о своей профессии в момент принятия решения о том, что он станет Учителем?

Это - замечательная, благородная и благодарная профессия. Он представляет себя стоящим у доски, вдохновенно и увлеченно излагающим свой любимый предмет группе жаждущих знаний, исследований и открытий счастливых детей. Но порою суровая школьная действительность очень скоро рассеивает эти мечты в прах. Учитель лишается свой мечты - учить. Он постепенно начинает ощущать себя надсмотрщиком, погоняющим «шайку» ленивых учеников, основное желание которых любой ценой избежать какой бы то ни было работы. Они лгут, жалуются, плачут, предают друг друга и думают только о том, чтобы их оставили в покое, и они смогли «перевалить» в следующий класс.

Учителю смешно, страшно и обидно, что результаты его труда оцениваются по успешности написания школьниками контрольных работ и сдачи ими экзаменов - разве он не бился изо всех сил, чтобы эти существа запомнили хоть что-нибудь, и разве он виноват в их лени?! Судьба, о которой столько мечталось, превращается в великую педагогическую битву. Учитель воюет с учениками, чтобы выжить. Он боится каждого нового класса, нового дня. Он отпихивает от себя новые педагогические методики.

Каждый учитель, проработав немного в школе, пытается выяснить, почему все так плохо, первыми под удар попадают преподаватели, - они внушили педагогические иллюзии и не показали реального мира во всей его черноте. Затем возникает мысль о радикальном изменении отношения нового поколения к обучению: «Мы такими не были». Потом начинается обвинение системы образования в целом: классы слишком большие, программы переусложнены и чересчур часто меняются, и уж слишком мало платят. Наконец, учитель приходит к мысли, что это он виноват, не ту профессию выбрал, он просто не может быть хорошим учителем. За всем этим стоит разочарование, чувство собственной неполноценности и несостоятельности.

Во всех перечисленных причинах есть доля истины. Хотя за время обучения педагога в колледже и вузе не могло произойти столь уж радикальных изменений в психологии школьников. Конечно, классы переполнены и зарплата небольшая. Однако само по себе увеличение зарплаты и уменьшение количества детей в классах не может привести к появлению полной удовлетворенности в работе.

Проблема состоит не в том, что учителя не знают педагогики или недостаточно компетентны в своем предмете, не знают, чему и как надо учить. Просто у них нет возможности это делать. Почему так происходит? Потому, что есть важный момент в педагогической профессии - создание соответствующих отношений с учениками, владение педагогическим мастерством, педагогическими технологиями, которые придают педагогической деятельности другое качество, постоянное самосовершенствование, получение удовольствия от своей работы…

По мнению Томаса Гордона, бытует восемь мифов, связанных с «идеальным образом» учителя. Послушайте каждый из них и согласитесь или опровергните.

1.Хороший учитель спокоен, не суетится, всегда в одном настроении. Он всегда сдержан и никогда не показывает сильных эмоции.

2. Хороший учитель не имеет предубеждений или пристрастий. Для него все дети одинаковы - черные и белые, умные и глупые, мальчики и девочки.

3. Хороший учитель может и должен скрывать свои настоящие эмоции от школьников.

4. Хороший учитель способен обеспечить стимулирующую обстановку в классе при постоянном соблюдении порядка и спокойствия.

5. Хороший учитель всегда хорош. Он никогда ничего не забывает, не оборачивается к ученикам то плохой, то хорошей стороной. Не делает ошибки.

6. У него нет любимчиков.

7. Хороший учитель может ответить на любой вопрос.

8. Хорошие учителя всегда поддерживают друг друга, выступают «единым фронтом» по отношению к ученикам.

Можно ли все время быть именно таким? Не кажется ли вам, что образ «хорошего» учителя теряет человеческие черты, и он все больше становится похожим на ангела.

Можно для реализации качеств педагога предложить и другую модель «хорошего» учителя: «Хороший учитель - это счастливый учитель». Запишите этот девиз и докажите ниже, согласны вы с ним или нет. Если нет, то предложите свой вариант.

Можно ли сказать, что конечной целью обучения и воспитания является душевное здоровье воспитанника и его человеческое счастье? Почему?

От учителя, его личностных качеств, профессионального мастерства зависит многое в судьбе обучающихся. Учитель может воспитывать прекрасных учеников, которые всю жизнь будут вспоминать его как свой идеал, но он же может искалечить жизнь, ум и способности своих учеников. Как сказал народный художник России и учитель А.А. Мыльников, «Педагогическая профессия коварна. Можно всю жизнь быть педагогом, но так и не стать Учителем. Только ученик может назвать педагога Учителем. Несущественно, что о вас не вспоминают плохо, тревожно, что не вспоминают хорошо». Как вы понимаете это высказывание?

Научить профессии учителя нельзя, но научиться ей можно. Состоится учитель-мастер или нет, зависит не только от системы обучения, но и от усилий тех, кто учится. Нередко можно встретиться с мнением, что овладение этим сложным искусством - дело только времени и опыта. Во многом это действительно так. Но исследования отечественных ученых показали, что не только опытом и стажем работы определяется уровень педагогического мастерства учителя. Важно на этапе становления педагогического мастерства сформировать гуманистическую направленность и педагогическую культуру, приобрести необходимые знания и умения, развить способности и овладеть педагогической техникой, сформировать себя как творческую педагогическую индивидуальность.

И.А. Зазюн выделяет ряд этапов формирования педагогического мастерства:

1.Формирование идеала профессиональной деятельности.

2.Овладение педагогической техникой (умение в процессе учебно-воспитательной работы управлять собой, учениками, сотрудничать).

3.Профессиональное самовоспитание, саморазвитие.

Попытайтесь ответить на вопросы.

- Сколько лет необходимо учителю, чтобы стать педагогическим мастером?

- «Опытный учитель» и «учитель-мастер» - эти понятия нужно рассматривать как синонимы или они содержат качественное различие?

- Может ли учитель состояться педагогом-мастером, если от школы остались преимущественно неприятные воспоминания?

- Может ли произойти утрата педагогического мастерства?

- Можно ли сказать себе: «Все, отныне я педагог-мастер, я все знаю, я все умею. Мне больше не надо самосовершенствоваться, саморазвиваться». Обоснуйте свой ответ.

2.Ступени профессионального роста учителя.

Особенность профессии учителя состоит в том, что он постоянно развивается как человек, как профессионал. А может ли профессионализм учителя иметь свои уровни? Обоснуйте ответ.

Есть просто умелый учитель, который проводит обучение и воспитание на обычном профессиональном уровне. Есть учитель, который проявляет педагогическое мастерство и добивается высоких результатов в своей работе. Многие же учителя, кроме мастерства, проявляют педагогическое творчество и своими находками обогащают методику обучения и воспитания. А есть учителя-новаторы, которые делают настоящие педагогические открытия, прокладывают новые пути.

Рассмотрим эти уровни более подробно.

Педагогическая умелость - это основа профессионализма учителя, без которой невозможно работать в школе. Она базируется на достаточной теоретической и практической подготовке учителя, которая обеспечивается в педагогических учебных заведениях и продолжает отшлифовываться в школе. Учителю необходимо знать способы подготовки к учебным занятиям, правильно определять структура, содержание и методику проведения отдельных этапов урока, использовать приемы создания проблемных ситуаций, поддерживать внимание, дисциплину учащихся на занятиях и т.д.

Педагогическое мастерство. Сформулируйте самостоятельно.

Педагогическое творчество учителя характеризуется внесением в учебно-воспитательный процесс тех или иных инноваций, рационализацией приемов и методов обучения и воспитания без какой-либо ломки педагогической системы.

Высшим уровнем профессиональной деятельности учителя является педагогическое новаторство. Учитель вносит и осуществляет новые, прогрессивные принципы, идеи, приемы в той или иной сфере деятельности, значительно изменяет и повышает качество процесса обучения и воспитания.

Какие уровни профессионализма учителя вам встречались в школе чаще, какие реже, какие никогда? Как вы думаете почему?

3.Самообразование и самовоспитание как фактор совершенствования профессионального мастерства

- От чего зависит уровень профессионализма учителя, работающего в школе? Конечно же, прежде всего от самого учителя.

Сегодня жизненный успех каждого из нас зависит от самостоятельности, умения использовать внутренние резервы личности, максимально развивать способности, проявлять творческую активность. В педагогике такая работа носит название самовоспитание, саморазвитие.

Самовоспитание, саморазвитие - это сознательная практическая деятельность, направленная на возможно более полную реализацию человеком себя как личности.

Профессиональное самовоспитание, саморазвитие - это сознательная деятельность, направленная на совершенствование своей личности в соответствии с требованиями профессии к человеку.

Какие сходства и различия можно выделить в сущности определений «самовоспитание, саморазвитие», «профессиональное самовоспитание, саморазвитие»? Как взаимосвязанные эти процессы?

Личностное саморазвитие и профессиональное самовоспитание неразрывно связаны между собой.

Изучение жизни и деятельности великих людей убеждают в том, что критическое отношение к себе, к результатам своей деятельности стимулируют человека к постоянному личностному и профессиональному самосовершенствованию. Так, Альберт Эйнштейн считал себя не талантливым, а трудолюбивым, и свои достижения в науке относил на огромную работоспособность.

Работа по самовоспитанию необходимо начинать с самоизучения, осознания своих успехов и неудач, с недовольства собой, которое возникает в процесс сравнения своих результатов работы с достижениями других людей, оценки своих поступков, анализа своих психических состояний, переживаний.

Следующим шагом самовоспитания является формирование целей, т.е. целеполагание как выбор личностно-значимых целей саморазвития. От выбора цели зависит эффективность такой работы. Чем шире и значимее цель, тем вернее она может стать перспективной в жизни человека.

Выдвинуть, сформулировать, а тем более реализовать названные цели практически невозможно без самопознания и самооценки. Самопознание и самооценка - изучение и оценка своих личностных особенностей (интересов, склонностей, характера), типологических свойств нервной системы в процессе самонаблюдения и использования методов диагностики. Знание этих качеств позволяет построить программу саморазвития с учетом работоспособности, уравновешенности, эмоциональной стабильности.

При необходимости программа саморазвития, средства и методы корректируются на основе самоконтроля. Самоконтроль - это осознание и оценка субъектом собственных действий, психических процессов и состояний, результатов продвижения в саморазвитии.

Однако одного желания изменить себя бывает недостаточно, и поэтому после выдвижения целей личностного саморазвития очень важно наметить программу действий самовоспитания. Для реализации программы используются специфические методы: самоубеждение, самовнушение, самоприказ, самоободрение, аутогенная тренировка.

Ознакомьтесь с характеристикой методов самовоспитания и придумайте вопрос-загадку к каждому методу, приведите примеры самоубеждения, самовнушения, самоприказа, самоободрение, аутогенной тренировки. Оцените четкость, многосторонность, ясность, лаконизм, оригинальность и содержательность вашего вопроса, приведенного примера.

Самоубеждение применяется, когда человек знает, как надо вести себя, чего он хочется достичь, но у него недостаточно силы воли, чтобы реализовать себя в определенной ситуации. Поэтому, приняв решение, он подкрепляет его убедительными аргументами: создает притягательную для себя цель, рисует в своем воображении перспективы саморазвития, будущие успехи.

Самовнушение, или другими словами самогипноз, помогает вести себя, не выходя за рамки принятых в данном обществе правил культурного поведения, владеть собой в самых трудных ситуациях. Самовнушение достигается путем словесных инструкций, мысленного воспроизводства определенных ситуаций, связанных с достижением поставленных целей. Самовнушение может быть применено в процессе самовоспитания любых качеств личности. В течение нескольких недель, а иногда и месяцев с целью изменения поведения в требуемую сторону по много раз в день произносится заранее подготовленная фраза: «Я ни при каких обстоятельствах не буду повышать голос!», «Меня не выведут из себя никакие замечания окружающих!» и делается это повторение заученных формул до тех пор, пока уверенность становится непоколебимой, не останется ни тени сомнений в возможности справиться с собой, вести себя в соответствии с самовнушением.

Эмоционально более насыщенным является метод самоприказа. Это волевое усилие, предполагающее мобилизацию всех душевных сил человека в экстремальной или просто сложной ситуации, как правило, очень значимой для человека. Чаще всего это короткое, отрывистое распоряжение, сделанное самому себе. Например: «Разговаривать спокойно!», «Не поддаваться на провокацию!». Самоприказ помогает сдерживать эмоции, вести себя сдержанно, соблюдать требования этикета.

Во многих жизненных ситуациях целесообразно применять метод самоободрения. Когда важно «оглянуться назад», вспомнить о своих успехах в аналогичном положении. Прошлые успехи говорят человеку о его возможностях, о скрытых резервах в духовной, интеллектуальной, волевой сферах и вселяют уверенность в своих силах. Ободряя себя, надо бороться не со своими недостатками, а изменять свое отношение к ним. Относиться к длинному носу, оттопыренным ушам, низкому росту с юмором.

«У меня самые красивые уши в мире», - улыбаясь, говорил Сократ. - Назначение ушей воспринимать звуки. Моя огромная ушная раковина позволяет делать это наиболее эффективно».

Все методы самовоспитания тесно связаны между собой, переплетаются и иногда применяются почти одновременно. Максимальному их использованию способствует метод аутогенной тренировки. Аутогенная тренировка - метод, благодаря которому происходит мышечная релаксация, самовнушение, концентрация внимания, умение контролировать непроизвольную умственную активность с целью повышения эффективности значимой для человека деятельности.

Чтобы работать эффективно, учитель должен постоянно повышать не только общекультурный, но профессиональный уровень, свою психолого-педагогическую образованность. Каждый человек в конкретных условиях и с учетом особенностей своей личности может воспользоваться самыми разнообразными средствами и способами самовоспитания.

Среди этого многообразия можно выделить следующие группы: средства и способы самопознания, самопрограммирования и самовоздействий.

В деле самопознания учителем особенностей своей личности в роли эталонов самооценки выступают знания о профессии педагога и личности учителя, представления об идеале. Оцениваются реальные проявления личности. Средством здесь выступает поведение и практическая деятельность учителя, а способами - самонаблюдение, самоанализ, самоиспытание, самооценка и т.д.

В качестве основного средства самопрограммирования в литературе о самовоспитании выделяют самообязательство (письменное или устное). В нем отражаются как особенности личности, так и требования профессии. Самообязательство одновременно является способом программирования изменений своей личности. Программирование изменений своей личности может осуществляться и в других формах: составление планов самообразования и самовоспитания, ведение дневниковых записей и т.д.

Центральное место в деле самовоспитания занимает реальная самовоспитательная деятельность. И к ее средствам можно отнести различные упражнения, обучающие игры, описание опыта других людей и многое другое.

Весьма эффективным средством самовоспитания учителя является литература, особенно литература о жизни и деятельности выдающихся ученых, педагогов и писателей, об опыте их работы над своей личностью (К.Д. Ушинский, Н.И. Пирогов, Л.Н. Толстой). Средствами самовоспитания будущего учителя являются и различные виды искусств, способствующие формированию и развитию в нем высокого духовного начала.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!