СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пути решения глобальных проблем безопасности жизни на Земле.ОБЖ 11. Презентация.

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

В результате двух революций — промышленной (XIX в.) и научно-технической (XX в.) — преобразование природной среды достигло такого уровня, когда биосфера во многих случаях уже не способна постоянно восстанавливать и компенсировать свои потери. С целью исследования возникающих проблем планетарного масштаба и привлечения к ним внимания мирового сообщества А. Печчеи* создал в 1968 г. Римский клуб, объединивший деятельность авторитетнейших людей мира.

Римский клуб — это неформальная организация, проводящая международные научные конференции и творческие дискуссии, стремящаяся работать в интересах всего человечества. Привлекать внимание общественности и правительств к вопросам, которые волнуют мир сегодня, к прогнозам ближайшего и отдаленного будущего. Римский клуб насчитывает свыше 100 независимых экспертов — деятелей науки и культуры, бизнесменов, политических и общественных деятелей из 53 стран мира. В своё время Римский клуб заказал исследования авторитетным учёным в вопросах экологической безопасности. Как выяснилось, проблемы глобальной безопасности не решаются с помощью отдельно действующих экологических программ. В результате был сделан вывод, что во избежание глобальной катастрофы человечество должно выработать и реализовать программу действий, обязательную для всех государств и наций.

Просмотр содержимого документа
«Пути решения глобальных проблем безопасности жизни на Земле.ОБЖ 11. Презентация.»

Пути решения глобальных проблем  безопасности жизни на Земле   Мкоу « Большеприваловская СОШ» Подготовил: Васютин а.м. ОБЖ 11. (П.2).

Пути решения глобальных проблем безопасности жизни на Земле

Мкоу « Большеприваловская СОШ»

Подготовил: Васютин а.м. ОБЖ 11. (П.2).

В результате двух революций — промышленной (XIX в.) и научно-технической (XX в.) — преобразование природной среды достигло такого уровня, когда биосфера во многих случаях уже не способна постоянно восстанавливать и компенсировать свои потери. С целью исследования возникающих проблем планетарного масштаба и привлечения к ним внимания мирового сообщества А. Печчеи* создал в 1968 г. Римский клуб, объединивший деятельность авторитетнейших людей мира.

Римский клуб — это неформальная организация, проводящая международные научные конференции и творческие дискуссии, стремящаяся работать в интересах всего человечества. Привлекать внимание общественности и правительств к вопросам, которые волнуют мир сегодня, к прогнозам ближайшего и отдаленного будущего. Римский клуб насчитывает свыше 100 независимых экспертов — деятелей науки и культуры, бизнесменов, политических и общественных деятелей из 53 стран мира. В своё время Римский клуб заказал исследования авторитетным учёным в вопросах экологической безопасности. Как выяснилось, проблемы глобальной безопасности не решаются с помощью отдельно действующих экологических программ. В результате был сделан вывод, что во избежание глобальной катастрофы человечество должно выработать и реализовать программу действий, обязательную для всех государств и наций.

Учёные предупреждают, что человечество достигло пределов роста и находится на перепутье, когда для выживания требуются глобальные изменения в направленности и характере жизнедеятельности людей, их образе жизни и психологии. Человечество несомненно является частью биосферы, которая развивается 4 миллиарда лет как «единый уникальный организм», который обладает определённой, относительной мощной устойчивостью. Преобразовательная деятельность человека нарушает сложившееся равновесие биосферы. В настоящее время во избежание экологической катастрофы, помимо охраны биосферы, необходимо уже восстанавливать многие экологические сообщества. Сегодня и в ближайшее время человек не сможет создать вместо биосферы искусственную комфортную среду обитания.

Учёные предупреждают, что человечество достигло пределов роста и находится на перепутье, когда для выживания требуются глобальные изменения в направленности и характере жизнедеятельности людей, их образе жизни и психологии. Человечество несомненно является частью биосферы, которая развивается 4 миллиарда лет как «единый уникальный организм», который обладает определённой, относительной мощной устойчивостью. Преобразовательная деятельность человека нарушает сложившееся равновесие биосферы. В настоящее время во избежание экологической катастрофы, помимо охраны биосферы, необходимо уже восстанавливать многие экологические сообщества. Сегодня и в ближайшее время человек не сможет создать вместо биосферы искусственную комфортную среду обитания.

На сегодняшний момент времени в странах Европы и Северной Америки практически не осталось ненарушенных участков биосферы. В США, например, нетронутые человеком ландшафты составляют только 4%от всей площади с учётом Аляски. Качество окружающей природной среды в России очень неоднородно по регионам. На 20% территории России характеристики окружающей среды удовлетворительны по критериям экологической безопасности. Экосистемы сохраняют воспроизводственный потенциал, хотя и обеднены в результате хозяйственной деятельности. Примерно на 15% территории состояние окружающей среды не соответствует нормативам, определяющим уровень экологической безопасности людей. В этих районах сосредоточена основная часть населения России, производственные мощности и наиболее продуктивные сельскохозяйственные угодья.

На сегодняшний момент времени в странах Европы и Северной Америки практически не осталось ненарушенных участков биосферы. В США, например, нетронутые человеком ландшафты составляют только 4%от всей площади с учётом Аляски. Качество окружающей природной среды в России очень неоднородно по регионам. На 20% территории России характеристики окружающей среды удовлетворительны по критериям экологической безопасности. Экосистемы сохраняют воспроизводственный потенциал, хотя и обеднены в результате хозяйственной деятельности. Примерно на 15% территории состояние окружающей среды не соответствует нормативам, определяющим уровень экологической безопасности людей. В этих районах сосредоточена основная часть населения России, производственные мощности и наиболее продуктивные сельскохозяйственные угодья.

По мнению учёных, порог устойчивости биосферы перейдён более ста лет назад, и наступивший кризис ведёт к глобальной экологической катастрофе. Пока что она не наступила вследствие большой инерционности природных процессов. Но учёные полагают, что в природе имеются механизмы радикального ограничения (или ликвидации) тех видов организмов, которые ведут к нарушению устойчивости биосферы. В таком случае возвращение биосферы в устойчивое состояние неизбежно. Но, если человек не сумеет обеспечить безопасность своей жизнедеятельности, это произойдёт через глобальную экологическую катастрофу. Глобальное равновесие возможно. По мнению экспертов, оно потребует жёстких самоограничений и целеустремленности всего мирового сообщества в долгосрочной перспективе. Во избежание катастрофы человечество должно выработать и реализовать обязательные для всех государств и наций, понимаемые и разделяемые всеми жителями 3емли комплексные принципы «устойчивого развития» и нормы поведения. Образование должно целенаправлен-но и решительно вовлекать каждого человека в постоянный, длящийся всю жизнь процесс обучения, который начинается дома, в семье, продолжается в учебном заведении, затем на работе, во время отдыха, в религиозной, профессиональной, политической и любой другой деятельности людей. Оно должно способствовать эволюции общественного сознания и поведения и, таким образом, «создавать новую, единую разумную цивилизацию».

Беспокойство общественности привело к созыву ООН Конференции по окружающей среде в Стокгольме в 1972 г. с целью проверки и оценки результатов научных исследований по изучению и прекращению деградации окружающей среды («Человек и биосфера», «Программа исследований Мирового океана», «Всемирная климатическая программа», «Международное гидрологическое десятилетие», программы изучения обезлесивания, опустынивания и т.п.).

16 Стокгольмская конференция положила начало быстрому развитию национальных и международных организаций, направляющих и координирующих деятельность по сохранению окружающей среды. Создана координирующая организация —ЮНЕП — «Программа ООН по окружающей среде» (филиал в России — ЮНЕПКОМ).Наряду с созданием правительственных органов, ответственных за охрану окружающей среды, было обращено внимание и на создание специальных государственных ведомств по предотвращению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. На второй Конференции ООН по окружающей среде и развитию (1992 г., Рио-де-Жанейро), где были представители 179 стран мира и 1 600 неправительственных организаций, была принята Декларация Рио, в которой провозглашены обязательства государств по основным принципам достижения цивилизацией устойчивого развития. Главным из них является принцип упреждения, касающийся обеспечения безопасности жизнедеятельности: проблемы окружающей среды и развития не могут более рассматриваться раз дельно. Конференция предупредила, что развивающиеся страны не могут двигаться по пути, которым пришли к своему благополучию развитые страны, — этот путь ведёт к экологической катастрофе. Чтобы идти таким путём, необходимо 800% ресурсов, а их только 100%.

Угроза применения ядерного оружия

Началом новой эпохи следует считать 1945 г., когда очередным достижением науки и техники стало создание атомного оружия. Вооружённые столкновения и войны из-за ресурсов,

которых всегда не хватало, сопровождают всю известную историю человечества. Военные действия являются наиболее опасным видом человеческой жизнедеятельности. В войнах побеждали, как правило, страны, обладающие наиболее мощным оружием. Главным примером бурного развития техники и технологий является создание ракетного и ядерного (атомного) оружия. Германия, воевавшая в 40-х гг. прошлого столетия за мировое господство, привлекла немецких учёных, занимающихся исследованиями физики атома, к созданию атомной бомбы. Сведения об этом появились в среде физиков. От их имени А. Эйнштейн написал письмо президенту Рузвельту, после чего в США был организован сверхсекретный проект «Манхэттен». К р-ботам были привлечены крупнейшие учёные-физики из всех стран Европы во главе с Юлиусом Робертом Оппенгеймером. Весной 1945 г. бомба была изготовлена и испытана на одном из полигонов США. Несмотря на то, что война с Германией уже закончилась, а результат войны с её союзником Японией был предрешён, американская авиация в августе 1945 г. сбросила атомные бомбы на города Хиросиму и Нагасаки. В результате чего погибли сотни тысяч жителей этих городов. Дальнейшие планы правительства США включали бомбёжку СССР как геополитического конкурента. Планы были сорваны созданием в 1949 г. в СССР атомной бомбы учёными во главе с И.В. Курчатовым.

Хиросима в 1945 году.

Угроза применения ядерного оружия

В настоящее время существует реальная угроза распространения ядерного оружия по странам мира. Обладателями ядерного оружия являются страны НАТО, а также Россия, Китай, Израиль, Пакистан, Индия, ЮАР. Последствия отдельного ядерного (атомного) взрыва имеют страшный, но локальный характер: тепловой удар, воздушная ударная волна, пожары, сейсмические сотрясения, радиация, которые поражают большие площади только вокруг эпицентра взрыва. В случае масштабной ядерной войны серия взрывов повлечёт за собой целый ряд глобальных последствий, проанализированных в 1960—70-х гг. учёными СССР и США. Массированное применение ядерных взрывов будет сопровождаться выбросом в атмосферу огромного количества грунта и пыли. Выброшенные в атмосферу частицы грунта размерами около 1 мкм — пыль и сажа от пожаров — будут находиться в атмосфере долгое время. Они образуют экран, перекрывающий доступ солнечной энергии к поверхности Земли. На планете настанет «ядерная зима". К 2000 г. состоялось более 200 конференций, симпозиумов и семинаров, посвящённых запрету ядерного оружия. Таким образом, усилиями учёных и общественных организаций было создано общественное мнение о недопустимости ядерной войны.

ВОПРОСЫ При подготовке к ответам используйте дополнительные источники информации. 1. В чём отличие научно-технической и промышленной революции? 2. Вспомните, что такое экологическое сообщество. Какие экологические сообщества Земли требуют восстановления? 3. Почему в середине ХХ в. возникла необходимость в изучении глобальных проблем экологии Земли и создания общественного мнения, направленного на защиту живой природы? 4. Воздушная, водная среда и почва в определённых условиях способны к самоочищению. Приведите примеры и объясните механизмы самоочищения этих сред. 5. Что такое радиоактивность? Как образуется естественная радиоактивность? В каком случае радиоактивность опасна для живых организмов?

ВОПРОСЫ

При подготовке к ответам используйте дополнительные источники информации.

1. В чём отличие научно-технической и промышленной революции?

2. Вспомните, что такое экологическое сообщество. Какие экологические сообщества Земли требуют восстановления?

3. Почему в середине ХХ в. возникла необходимость в изучении глобальных проблем экологии Земли и создания общественного мнения, направленного на защиту живой природы?

4. Воздушная, водная среда и почва в определённых условиях способны к самоочищению. Приведите примеры и объясните механизмы самоочищения этих сред.

5. Что такое радиоактивность? Как образуется естественная радиоактивность? В каком случае радиоактивность опасна для живых организмов?

 САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА 1. Подготовьтесь к обсуждению темы «Есть ли будущее у «мирного» атома?». При подготовке к дискуссии подберите фактический материал о радиационно опасных объектах и средствах защиты от радиации. 2. Найдите информацию о вопросах и проблемах ядерного разоружения. Обсудите её в классе .

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

1. Подготовьтесь к обсуждению темы «Есть ли будущее у «мирного» атома?». При подготовке к дискуссии подберите фактический материал о радиационно опасных объектах и средствах защиты от радиации.

2. Найдите информацию о вопросах и проблемах ядерного разоружения. Обсудите её в классе .

Спасибо за внимание ! Большая Приваловка По учебнику для общеобразовательных учреждений Под редакцией Ю.Л. ВОРОБЬЁВА, заслуженного спасателя РФ, Героя России Авторы: М.П. Фролов, В.П. Шолох, М.В. Юрьева, Б.И. Мишин

Спасибо за внимание !

Большая Приваловка

По учебнику

для общеобразовательных учреждений

Под редакцией Ю.Л. ВОРОБЬЁВА,

заслуженного спасателя РФ, Героя России

Авторы:

М.П. Фролов, В.П. Шолох,

М.В. Юрьева, Б.И. Мишин


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!