ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ ДВИГАТЕЛЬНОГО РЕЖИМА В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ Отправной точкой при организации двигательного режима детей должна стать естественная потребность организма в движении. Она составляет в среднем от 10 до 15 тысяч локомоций в сутки для детей 6–7 лет; 10–12 тысяч — для детей 5–6 лет; 8–10 тысяч — для детей 3–4 лет; 6–8 тысяч — для детей 2–3 лет. Около 60–70 % этого количества движений должно приходиться на период пребывания ребенка в образовательном учреждении.
Оптимальным двигательный режим будет считаться при следующих условиях:
− соотношение покоя и двигательной деятельности составляет 30 % к 70 %;
− в течение дня у детей не наблюдается признаков рассеянности внимания или явно выраженного утомления;
− имеет место положительная динамика физической работоспособности детей;
− артериальное давление детей в течение всего дня соответствует возрастной норме.
При организации двигательного режима должна быть учтена степень моторности каждого ребенка возрастной группы. По степени активности детей можно разделить на три группы:
− нормальные;
− моторные;
− малоподвижные.
Отмечено, что дети с нормальной двигательной активностью имеют лучшие показатели в развитии, нежели дети второй и третьей групп. У них более устойчивы психика и настроение. У малоподвижных и моторных детей процессы саморегуляции менее совершенны.
Мало того, исследователи отмечают, что у многих из них развиваются такие негативные черты характера, как зависть, нерешительность агрессивность, неуравновешенность и т. д. Эти дети нуждаются в индивидуальном медицинском и психолого-педагогическом сопровождении.
Например, в изменении режима и качества питания, увеличении или ограничении двигательной активности. Одним из способов нормализации двигательной активности моторных и малоподвижных детей является их дружба, основанная на общности интересов.
Задачами педагога в организации двигательного режима являются:
− анализ и оценка двигательной активности детей в течение дня, недели, месяца с помощью современных измерительных приборов;
− выявление причин моторности или малоподвижности детей с учетом возможного наследственного фактора;
− оказание помощи в оборудовании мини-стадионов для самостоятельной двигательной деятельности детей с учетом их специфических психологических особенностей;
− выявление общих интересов, склонностей и влечений малоподвижных и моторных детей, создание ситуаций, стимулирующих их дружеские отношения.
Методы, способствующие развитию двигательной активности дошкольников, таковы:
− сказка-беседа, чтение стихотворений или отрывков из детской художественной литературы, использование пословиц, поговорок, потешек, помогающих осмысливанию поставленных перед детьми задач и сознательному выполнению двигательных упражнений, самостоятельному их применению в различных ситуациях;
− рассматривание иллюстраций или репродукций картин по теме. В связи с вызванными сильными впечатлениями дети проявляли эмоционально-личностное отношение к событиям, что обеспечивало яркость чувственного восприятия и двигательных ощущений и способствовало поддержанию интереса к двигательной деятельности на протяжении всего занятия;
− игровые занятия по перевоплощению в данный образ по теме занятия (превращение в бабочек, альпинистов), создание музыкальной композиции образа («Полет шмеля», «Извержение вулкана») под соответствующее музыкальное сопровождение или воспроизведение образа в изобразительно-иллюстративном виде;
− игровые задания на придумывание дальнейшего плана действий и подвижных игр по тематике занятия;
− практический метод, обеспечивающий действенную проверку правильности восприятия движений в образной форме или с использованием элементов соревнования.
В тех случаях, когда у ребенка возникали затруднения в процессе занятия, используются различные виды педагогической помощи; подбирается тот ее вид, который способствует правильному выполнению двигательных заданий:
− стимулирующая помощь (воздействие взрослого, направленное на активизацию собственных возможностей ребенка для преодоления затруднений);
− эмоционально-регулирующая помощь (оценочные суждения взрослого, одобряющие действия ребенка);
− направляющая помощь (такая организация деятельности ребенка, при которой все компоненты осуществляются им самостоятельно, взрослый лишь направляет ориентировку ребенка);
− организующая помощь (исполнительская часть деятельности осуществляется ребенком, а планирование и контроль — взрослым, причем планирование и контроль со стороны взрослого лишь указывают последовательность действий, а содержание каждого этапа работы, оценка правильности выполнения производятся самим ребенком);
− обучающая помощь (т. е. обучение ребенка новому для него способу действия, показ или непосредственное указание, что и как надо делать).
Педагогическая помощь, оказываемая в ходе проведения занятий, позволяет дошкольнику:
− активно участвовать в занятиях;
− чувствовать себя свободно, не бояться затруднений, не испытывать замешательства и неловкости;
− активно познавать окружающий мир;
− реализовать свои потенциальные возможности, личностные резервы, обеспечивающие развитие двигательной активности;
− активизировать общение взрослого с ребенком.
Реализация педагогической помощи в указанном режиме благоприятствует стимулированию двигательной активности детей, способствует эмоциональной заинтересованности (если все получается), развитию и укреплению детской индивидуальности, а также переориентированию профессиональной функции педагога с обучающей на личностно-взаимодействующую. Это особенно важно для тех детей, которые замкнуты, неуверенны в себе.