СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пути и средства совершенствования и развития предметно-игровой среды по профилактике дорожно-транспортного травматизма, пожарной безопасности и других чрезвычайных ситуаций

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

      Здоровье детей – это самое ценное, что есть в нашей жизни. Безопасность детей превыше всего независимо от возраста и места их нахождения. Мы отдаём ребенка в садик – за его безопасность несет ответственность воспитатель, в школе – учитель, а во дворе и в квартире – родители. Вопрос о безопасности жизнедеятельности детей возник еще в древности. Во все времена родители пытались защитить своих детей от диких зверей, природных явлений, чрезвычайных ситуация и других возможных опасностей.  

Просмотр содержимого документа
«Пути и средства совершенствования и развития предметно-игровой среды по профилактике дорожно-транспортного травматизма, пожарной безопасности и других чрезвычайных ситуаций»

Пути и средства совершенствования и развития предметно-игровой среды по профилактике дорожно-транспортного травматизма, пожарной безопасности и других чрезвычайных ситуаций


Здоровье детей – это самое ценное, что есть в нашей жизни. Безопасность детей превыше всего независимо от возраста и места их нахождения. Мы отдаём ребенка в садик – за его безопасность несет ответственность воспитатель, в школе – учитель, а во дворе и в квартире – родители. Вопрос о безопасности жизнедеятельности детей возник еще в древности. Во все времена родители пытались защитить своих детей от диких зверей, природных явлений, чрезвычайных ситуация и других возможных опасностей.
В современно мире условия жизни изменились, и соответственно поменялись критерии и требования к оценке безопасности жизнедеятельности детей. Опасность ожидает детей повсюду, на улице это машины, дома – электричество, острые и режущие предметы, забытые нами спички, лекарства или химические средства, на природе – укусы разных насекомых, а порой и животных. Даже люди могут быть источником опасности для наших деток.
Главная задача родителей, учителей, воспитателей объяснить детям элементарные правила безопасности, научить умению вести себя в экстремальных ситуациях, привить общепринятые правила поведения, чтобы они умели адекватно действовать в той или иной обстановке. Развивать у детей самостоятельность и ответственность. Когда ребенок будет знать и, главное, понимать все эти правила ему будет легче обеспечить свою безопасность при необходимости. Но в любом случае безопасность жизнедеятельности детей целиком и полностью зависит от взрослых.

Понятие предметно-игровая среда-это фактор, стимулирующий, направляющий, развивающий деятельность ребенка. Она оказывает влияние на развитие личности в широком смысле и на формирование у нее более узких качеств, таких как самостоятельность, активность, наблюдательность. Предметная среда выполняет ответную функцию – она побуждает к игре, формирует воображение. Она как бы является материальной средой мысли ребенка. В игровую предметно - развивающую среду входят: крупное организующее игровое поле, игровое оборудование, игрушки, игровая атрибутика разного рода, игровые материалы, необходимые для игровой деятельности детей. Все эти игровые средства находятся обычно не в каком-то абстрактном игровом пространстве, а в классе, актовом зале, на стадионе. Главное, чтобы все игровые и неигровые предметы должны отвечать принципу безопасности. помимо материальных и субъективных требований к организации предметно-развивающей среды, есть и сугубо педагогические. это, прежде всего, самодеятельные игры – игры-экспериментирования, сюжетно-ролевые, режиссерские игры детей младшего школьного возраста. не менее важны обучающие и досуговые игры, так как, благодаря именно этим играм у детей формируются основные необходимые новообразования в психической сфере, развиваются предпосылки мотивов новых видом деятельности. Часто в понятие развивающая предметно-игровая среда включаются те отношения, которые складываются у ребенка со взрослыми. Если сформированы раскрепощенные отношения, значит обеспечено создание им игрового пространства.

Предметно-игровая среда групп организуется таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования по принципу нежесткого центрирования позволяет детям объединяться небольшими подгруппами по общим интересам.

Все классное пространство доступно детям: книги, журналы, игрушки, дидактический материал, игры. они прекрасно знают, где взять бумагу, краски, карандаши, природный материал, костюмы и атрибуты для игр­инсценировок. Можно создать уголок уединения за ширмой, где можно полистать любимую книжку, рассмотреть фотографии в семейном альбоме и просто посидеть и отдохнуть от детского коллектива. Деревянные переносные ширмы и стойки служат и как стены для уголков индивидуальных игр детей. Используя их, ученик может сделать комнату для игры, таким образом отгораживаясь от общего пространства, создавая свой собственный мирок. Этим простым способом достигается создание “своего” личного пространства.

Для организации предметно-игровой среды по профилактике дорожно-транспортного травматизма, пожарной безопасности и других чрезвычайных ситуаций, ставиться цель: формирование и систематизация представлений школьников о безопасности их жизни через различные виды деятельности.

Задачи в работе с учащимися:

  • формировать знания детей о здоровом образе жизни, способствовать осознанию понятия «здоровый образ жизни»;

  • формировать у детей сознательное и ответственное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих;

  • расширять и систематизировать знания детей о правильном поведении при контактах с незнакомыми людьми;

  • закрепить у детей знания о правилах поведения на улице: дороге, транспорте;

  • развить и совершенствовать знания школьников по правилам пожарной безопасности.

Содержание предметно-игровой среды необходимо организовать в следующих направлениях:

  • ребёнок и его здоровье;

  • ребёнок и другие люди;

  • ребёнок один дома;

  • ребёнок и природа;

  • ребёнок на улицах города;

  • правила пожарной безопасности;

  • правила дорожного движения;

  • правила поведения в общественных местах.

Для ознакомления с предметно-игровой средой необходимо провести знакомство учащихся с уже приготовленными материалами.

1. организационная форма.

а) познавательные занятия;

б) занятия-беседы;

в) игры-занятия;

г) викторины, конкурсы.

2. совместная деятельность учителя с детьми.

Упражнения подражательного характера на имитацию выразительных жестов, мимики, движений, характеристика поведения в заданной ситуации, обсуждения.

3. самостоятельная деятельность.

а) сюжетно-ролевые игры;

б) рассматривание иллюстраций, фотографий, видео просмотр; детская продуктивная деятельность (свободное рисование, поделки из различных материалов, аппликация).

Данный материал нужно формировать с учётом возрастных особенностей школьников. Одна из таких особенностей - поэтапное формирование умственных действий. Исходя из этого, подача материала осуществляется поэтапно.

На 1 этапе необходимо заинтересовать детей, актуализировать, уточнить и систематизировать их знания о правилах безопасности жизнедеятельности. Выяснить уровень сформированности знаний и умений о правилах безопасного поведения у детей на начало учебного года.

На 2 этапе вводятся правила в жизнь детей, показывается разнообразие их проявления в жизненных ситуациях, отрабатываются умения детей в применении этих правил.

На 3 этапе на основе усвоенных знаний и умений происходит осознанное овладение реальными практическими действиями.

Создание коллажа, совместно с родителями «домашние помощники»: предметы домашнего быта, которые являются источниками потенциальной опасности для детей, делятся на три группы:

1) предметы, которыми категорически запрещается пользоваться (спички, газовые плиты, печка, электрические розетки, включенные электроприборы);

2) предметы, с которыми, в зависимости от возраста детей, нужно научиться правильно обращаться (иголка, ножницы, нож);

3) предметы, которые взрослые должны хранить в недоступных для детей местах (бытовая химия, лекарства, спиртные напитки, сигареты, пищевые кислоты).

Настольная игра «найди 10 признаков опасных ситуаций»: учащимся предлагается рассмотреть 10 карточек с бытовыми ситуациями при использовании хозяйственных предметов и техники.

Фотосессия: «в гостях у мчс».

Конкурс рисунков «Наши спасатели! 101,102,103».

Изготовление плаката «слово нельзя о токе»:

  • Нельзя включать поврежденные электрические приборы, они могут ударить током или стать причиной пожара.

  • Нельзя трогать провода и электроприборы мокрыми руками – может очень сильно ударить током; если от телевизора или пылесоса пахнет горелой резиной, надо чтобы взрослые немедленно вынули вилку из розетки. Даже не пробуй сделать это сам.

  • Если задымился какой-то провод, вдруг проскочила искра, когда мы нажали на выключатель или вставили вилку в электрическую розетку, обязательно сообщи взрослым.

  • Уходя из дома, не забывай выключать все электроприборы, и постоянно напоминай об этом взрослым.

  • Нельзя тянуть руками электрический провод, можно брать в руки только вилку.

  • Нельзя вставлять никакие предметы в розетку• ни в коем случае нельзя подходить к оголенным проводам, не дотрагиваться до них. Это опасно для жизни.

Игровое лото «опасность – газ!», школьники ставят фишки на только правильные ответы:

  • самостоятельно включай газовую плиту.

  • пусть за огнем следят взрослые, они лучше знают, как с ним обращаться, чтобы не было пожара.

  • почувствовав запах газа, срочно скажи об этом взрослым, открой окна и двери, закрой кран на плите, позвони по телефону «04».

  • если вдруг задымился утюг - налей на него воды и т. д.

Изготовление книжек-малышек «один дома»:

  • Каждая страничка расскажет, как вести себя дома, когда взрослых нет рядом.

  • Все острые, колющие и режущие предметы обязательно надо класть на свои места. Порядок в квартире не только для красоты, но и для безопасности.

  • Ни в коем случае не пробуй никакие лекарства. Во-первых, это невкусно, а во-вторых, неправильно принятое лекарство может оказаться ядом.

  • Не трогать бытовую химию: стиральные порошки, средства для мытья посуды, соду, хлорку, средства от тараканов. Чтобы не приключилась беда, как в стихотворении и т.д.

Сюжетно - ролевые игры по обучению пользованием телефоном для вызова пожарных, «скорой помощи», полиции. Дети должны уметь пользоваться телефоном, знать номера близких взрослых. Это может понадобиться детям на практике в экстремальной ситуации, когда ребенок просто испугался чего-либо или кого-либо. Умение пользоваться настоящим телефоном поможет закрепить знания детей. Поэтому, кроме конкурса рисунков, будет нелишним провести тренинг я на тему «службы «01», «02», «03» всегда на страже».

Правила дорожного движения

Для выявления познания детей в 1 классе рекомендуется диагностика по следующим вопросам:

  • Где едут машины?

  • Покажи, какие машины ты знаешь?

  • Где можно играть на улице?

  • Что такое светофор?

  • Какие цвета у светофора?

  • Что такое пешеходный переход?

  • Что такое безопасность?

  • Что такое опасность?

  • Что такое тротуар?

  • Что означает красный свет светофора?

Диагностирование детей проводится в беседах, наблюдениях, играх различного характера, рассматривания наглядностей, исходя из итогов опроса на данную тему, в предметно-игровую среду необходимо включать настольные игры, сказочные анкетки, пазлы, аппликации на темы «ребенок и улица», «знакомство с правилами дорожного движения», «пешеход переходит улицу», «мы пассажиры» и другие».

Таким образом, развитие и восприятие школьником основ безопасной жизнедеятельности, зависит и от правильного создания предметно-игровой среды. Совершенствование творческих навыков и умений, обогащение творческого воображения и мышления считается важным достижением работы учителя.


Скачать

© 2018, 357 1

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!