Просмотр содержимого документа
«Пути анализа художественного образа на примере 9 классаА.П.Чехов «Хамелеон»»
Тренинг
«Здравствуй…»
Пути анализа художественного образа на примере 9 класса А.П.Чехов «Хамелеон»
Применения критического мышления на уроке литературы
(урок- тренинг)
Цель
- С помощью критического мышления развивать интеллектуальные способности учащихся;
- Умение естественным путём взаимодействовать с новыми идеями и информацией;
- Развивать устную и письменную речь на основе анализа художественного текста;
- Повышать свои нравственные качества, быть ответственным, прививать любовь к животным.
Базовая модель урока состоит из 3-х фаз: I «ВЫЗОВ» II «ОСМЫСЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ» III«РЕФЛЕКСИЯ»
«Вызов»
«Осмысление содержания»
Обучающиеся самостоятельно определяют цели-мотивы, выслушивают мнения одноклассников, формулируют собственные суждения.
«Рефлексия»
Обучающиеся самостоятельно отслеживают новый материал урока, сопоставляют его с имеющимися знаниями, ставят новые вопросы.
Обучающиеся обмениваются мнениями, превращают хаос мыслей в новое знание.
Кто такой Хамелеон?
Пресмыкающееся
тёплых стран
отряда ящериц.
Человек изменчивый, двуличный.
Маленькое созвездие
южной части неба,
вблизи от Южного полюса.
Какие символы присутствуют в рассказе? Что они означают?
Шинель-
Узелок в руке-
Пальто-
власть
корыстолюбие
покорность, рабство
Какое значение имеет слово хамелеон в рассказе А.П.Чехова?
Заполните таблицу:
Хамелеон
Прямое значение
Переносное значение
Сатирическая направленность
1. Полицейский произвол
2. Угодничество перед начальством
3. Грубость по отношению к нижестоящим
Главный объект сатиры писателя
Рабская психология человека
Концептуальный уровень художественного произведения
Тема - это то, о чем идет речь в произведении, основная проблема, поставленная и рассматриваемая автором в произведении.
Проблема - это та сторона жизни, которая особенно интересует писателя.
Идея - что хотел сказать автор; решение писателем главной проблемы или указание пути, которым она может решаться.
Метафора
Олицетворение
Само название рассказа
Психология
«Хамелеон»
Шинель «превращается»
в пальто
В жестах, мимике, телодвижениях, действиях
Разделение на группы
- Назовите время года, изображенное на картине?
- Почему у Чехова маленькая собачонка в роли главного героя?
Игра-кубик
Собачка
?
ОчУмЕлоВ
Хрюкин
Модель
Хамелеон
Рефлексия
- Почему А.П.Чехов назвал рассказ «Хамелеон»?
-Согласны ли вы быть «хамелеоном» ? Почему?
Вывод
- Формирует собственное мнение
- Совершает обдуманный выбор между различными мнениями
- Ценит совместную работу, в которой возникает общее решение
- Умеет ценить чужую точку зрения и сознаёт, что восприятие человека и его отношение к любому вопросу формируется под влиянием многих факторов