Внеклассное занятие для младших школьников
Тема: «Путешествие в занимательную страну Экономика».
(в рамках реализации национальной программы
повышения финансовой грамотности детей и молодёжи в РФ)
Возраст детей: 8-9 лет.
Форма проведения - игра.
Цель: познакомить обучающихся с основами финансовой грамотности.
Задачи:
объяснить роль заработной платы как основного источника доходов семьи;
расширить представление детей о необходимости рационального использования (вложения) денег для получения прибыли;
содействовать общему развитию младших школьников; развивать мышление, учить детей пользоваться экономическим словарем.
воспитывать нравственные качества, чувства взаимопомощи.
План:
Этапы | Время |
1.Мотивация к деятельности. Вступление. | 3 мин. |
2.Введение учащихся в тему занятия. | 5 мин. |
3.Этапы проведения игры. Театрализация ролей. Творческая работа. | 20 мин. 10 мин. |
4.Подведение итогов. Рефлексия. Награждение. | 7 мин. |
Ход занятия
Ведущий: - Ребята, послушайте мою загадку.
Бывают они медные,
Блестящие, бумажные,
Но для любого из людей,
Поверьте, очень важные! (Деньги, монеты)
- Правильно, это деньги.
-А какие бывают деньги? (бумажные и металлические)
-Появились первые деньги очень давно, человечество пользовалось ими далеко не всегда, на слайдах вы видите, что использовалось в качестве денег. В далёкие древние времена для того, чтобы получить то, что им необходимо, люди, чаще всего, использовали бартер (натуральный обмен). Но поскольку это было невыгодно, со временем был изобретён универсальный товар – деньги, на который стало возможно обменять практически всё, что угодно.
-Тогда ответьте мне на второй вопрос. Для чего нужны деньги?
- Совершенно верно. В современном мире без денег прожить невозможно. Они нужны нам ежедневно.
- Ребята, а назовите мне, каких вы знаете героев сказок или мультфильмов, где они что-то покупают, продают, копят деньги или меняют их на что-нибудь.
Конкурс «Мульти-пульти».
1. Какое «удобрение» увеличивало урожайность золотых монет на Поле Чудес в Стране дураков? (заклинание «Крекс – фекс – пекс»)
2. На чём разбогател сказочный коротышка Пончик на Луне? (соль)
3. Героине, какой сказки удалось за нетрудовую денежную единицу сделать выгоднейшую покупку к своему юбилею? (Муха-Цокотуха)
4. Какой сказочный персонаж периодически нёс золотые яйца? (Курочка Ряба)
5. В какой сказке Андерсена собаки охраняли три сундука с деньгами? («Огниво».)
- Молодцы, вы много знаете сказок и мультфильмов. Оказывается, даже сказочные персонажи живут, так же как и люди и используют в своей жизни деньги.
- Ну а теперь нам нужно составить Памятку, которая поможет вам экономно расходовать карманные деньги.
Памятка.
Старайтесь тратить деньги с умом! Родители зарабатывают деньги свои трудом.
Учитесь отличать «потребности» от «желаний». Первые, обычно, менее затратные, чем желания.
Заведите копилку и вносите в нее сдачу от своих покупок. Так вы сможете накопить сбережения.
Когда вы идете за покупками, то старайтесь выбрать те товары, в которых нуждаетесь. Если выберете сразу несколько товаров с одинаковыми функциями, то научитесь сравнивать цены и делать грамотный выбор.
Купите игру «Монополия» (или аналог) и регулярно играйте в неё. Это будет весело и научит вас понимать всю ценность денег.
Запомните, что финансовая грамотность играет огромную роль в вашем будущем и вашей независимости!
- А вы хотите узнать, как люди используют деньги в жизни?
1. Это крупный магазин,
У него не счесть витрин.
Всё найдётся на прилавке -
От одежды до булавки. (Супермаркет)
2. Всё, что в жизни продаётся,
Одинаково зовётся:
И крупа и самовар
Называются … (Товар)
3. Мебель, хлеб и огурцы
Продают нам … (Продавцы)
4. Сколько купили вы колбасы,
Стрелкой покажут вам точно … (Весы)
5. За сметану, хлеб и сыр
В кассе чек пробьёт … (Кассир)
6. В фирме прибыль он считает,
Всем зарплату начисляет.
И считать ему не лень
Все налоги целый день. (Бухгалтер)
7. Люди ходят на базар
Там дешевле весь … (Товар).
8. И врачу, и акробату
Выдают за труд … (Зарплату).
- Сегодня я вам предлагаю совершить путешествие в занимательную страну «Экономика». А проводниками для вас станут наши сказочные герои, которые тоже будут учиться вместе с вами. Итак, все готовы?
(звучит волшебная музыка, появляются три поросенка)
1-ая сценка. На полянке спорят о чем-то поросята.
- Я прав, нет - я, нет - я.
Наф-Наф: Нас трое братьев, мы работаем строителями. И получаем за это зарплату.
Ниф-Ниф: Я получил зарплату и всю истратил на продукты, а братец Нуф-Нуф говорит, что нужно еще платить за квартиру и телефон. Да, а как же. А где твоя зарплата?
Нуф-Нуф: А я очень люблю сладкое. И когда получил зарплату, то пошел в лесное кафе «Сластена». И зарплаты хватило только на один день.
Наф-Наф: А я очень хотел купить участок земли, чтобы выращивать на ней овощи и фрукты. Я долго копил деньги. А теперь добавил зарплату и мне хватит денег, чтобы купить участок прекрасной земли.
Ведущий: Ребята, как вы думаете, правы ли поросята? Можно ли за один день истратить всю зарплату? - Почему?
Ведущий: Поросята, вы должны рассчитать свой бюджет. А как это сделать?
-Мы вам поможем, правда, ребята?
- Для этого, мы должны с вами узнать, из чего складывается бюджет семьи?
(на доске - схема, с понятиями: ДОХОД РАСХОД)
-Что такое доход?
-Верно, основным источником дохода большинства людей является заработная плата, а также могут быть: пенсия, стипендия, разные пособия и проценты по вкладам в банк (прикрепляю карточки с понятиями на доску).
- Теперь, для того чтобы куда-то сложить заработанные деньги нам потребуется кошелёк.
Творческая работа.
-Посмотрите, перед вами лежит лист бумаги. Сейчас мы изготовим кошелек, чтобы сложить в него наши деньги.
(изготавливаем кошелек в технике оригами по образцу) Приложение 2.
-Итак, наш кошелек готов.
-На что же мы потратим наши доходы:
(слушаю ответы обучающихся и вывешиваю карточки: квартплата, мобильный телефон, интернет, еда, детский сад, игрушки, одежда, банк и т.п.).
-Из чего же складывается семейный бюджет?
-Можно ли, как поросята потратить заработную плату за один день?
-Почему нельзя?
Физкультминутка
-Ребята, а как вы думаете, можно сделать так чтобы денег стало больше?
-Давайте посмотрим сценку и узнаем.
2-ая сценка. Идет Буратино, в руках мешочек с деньгами.
Буратино: Здравствуйте, ребята. Я иду в «страну Дураков». Там есть поле чудес, я хочу там закопать деньги в землю, чтобы наутро выросло дерево, увешанное золотыми монетами.
Ведущий: Как вы думаете, Буратино сможет разбогатеть? А почему?
-Помогите Буратино. Что нужно сделать, чтобы денег стало больше?
-Правильно, деньги можно отнести в банк и через время они вырастут.
- Значит, нужно открыть вклад в банке под проценты, чтобы их стало больше.
(выскакивает волк)
Волк:
Знаю, любите трудиться,
Знаю, деньги есть у вас,
Мне ж трудиться не годится,
Заболею в тот же час.
Я деньги-денежки люблю,
Но я работать не хочу.
Работа мне не по плечу,
Я от нее худею,
Я лучше деньги отберу,
В большой мешок их положу,
И буду жить да поживать,
Пока не постарею.
Ага! Испугались?! Задрожали?!
Открывайте кошельки, Отдавайте денежки!
Ведущий: Ребята, а у нас с вами есть деньги?
Волк: Так я вам и поверил! Вы же с утра до вечера работаете.
-И получаете зарплату. У всех лесных зверей пользуетесь почетом и уважением. Не то, что я!
Ведущий: У нас денег нет. У нас все деньги в банке!
Волк: Ну, так я эту банку вмиг отыщу! А какая она - железная или пластмассовая? Большая или очень большая?
Дети объясняют волку, что банк - это учреждение, где хранятся деньги.
Волк: Ребята, я денег никогда не видел. А какие бывают деньги?
Дети объясняют, что деньги бывают бумажные и металлические, крупные и мелкие.
Ведущий: - Ребята, вот перед вами новенькие, хрустящие, блестящие деньги. Но пройдет немного времени и их вид изменился: они уже помятые, есть надорванные… -Почему так произошло?
-Происходит оборот денег от одного заведения к другому. Деньги путешествуют.
-А как вы думаете, где начинают и заканчивают свое путешествие деньги? (в банке).
Волк: Спасибо, ребята, теперь я знаю, что такое деньги и где их надо хранить.
И не забываем, что деньги надо зарабатывать честным трудом, а еще их надо уметь ЭКОНОМИТЬ.
Ведущий:
- Ребята, во всех ли странах одинаковые деньги?
Дети отвечают, что знают рубли, доллары, евро, зайчики, гривны и др.
(показываю на слайде, как выглядят деньги в разных странах)
- В разных странах разные деньги. А какие деньги в России? (рубли)
-Представьте, что у Саши есть 1 доллар и 10 рублей. Сможет ли Саша купить шоколадку «Сникерс»? А почему?
- А можно у нас в магазине что – то купить за другие деньги?
( Обращаю внимание детей, на то, что в России продажа и покупка возможна только на рубли.)
Ведущий: Ребята, вот и подходит концу наше путешествие. Я уверена, что вы многое сегодня узнали, многому научились.
Давайте сейчас проверим:
Вопросы и задания:
- Что такое деньги? (Это монеты и бумаги, на которые можно купить почти все, что угодно).
- Что является главным доходом семейного бюджета? (заработная плата).
- Что нужно сделать, чтобы денег стало больше? (открыть вклад в банке под проценты).
- Какие деньги в России? (рубли)
- Можно ли за другие деньги что-то купить в магазине? (нет, нельзя)
-Что научились делать на занятии? (кошелёк)
- Что нового вы узнали из сегодняшней игры?
Ведущий: Молодцы! Вы сегодня хорошо поработали, много узнали, научились экономить семейный бюджет и преумножать капитал.
-У меня для вас тоже есть банка, а в ней лежат монетки, только они не золотые, а шоколадные. И я хочу поделиться с вами за хорошую работу.
(Звучит музыка. Детям выдаются шоколадные монетки )
Просмотр ВИДЕО «Экономия глазами детей»