СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Путешествие в Уссурийском крае. Н. Пржевальский

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Путешествие в Уссурийском крае. Н. Пржевальский»

Задание. Составьте конспект лекции.

Анализ книги Н.М. Пржевальского

«Путешествие в Уссурийском крае. 1867–1869 гг.»

Книга исследователя-путешественника Николая Михайловича Пржевальского «Путешествие в Уссурийском крае. 1867–1869 гг.», напечатана в 1870 году.

Главное содержание книги «Путешествие в Уссурийском крае» – полное описание этого края: народы, населяющие его, сельское хозяйство, животный и растительный мир, климат, общая география.

За два года пребывания в Уссурийском крае Николаем Михайловичем Пржевальским были пройдены огромные расстояния, даны описания флоры и фауны, собраны уникальные коллекции уссурийских птиц и растений, изучены пути в Маньчжурию и Корею, составлены топографические карты, проведены скурпулезные метеорологические измерения, представлены подробные статистические сведения, со всех сторон было изучено озеро Ханка и реки. Наблюдая за жизнью населения в Уссурийском крае, он оставил в своем «Путешествии» для нас интересные зарисовки быта и нравов народностей того времени. Здесь на уссурийской земле Николаем Михайловичем были выработаны свои исследовательские приемы и та систематичность, с которой он проводил свои исследования в следующих азиатских экспедициях.

В своем «Кратком историческом очерке города Владивостока», являющемся первой исторической летописью города, известный приморский поэт, журналист и краевед Николай Петрович Матвеев описывал это так: «Командующий войсками в Восточной Сибири командировал в Приамурский край состоящего при окружном штабе, причисленного к Генеральному штабу штабс-капитана Пржевальского для доставления сведений о расквартировании и хозяйственном устройстве войск, а также для производства некоторых статистических исследований». Другие авторы представляли целью командировки Пржевальского «работу по переписи и изучению населения Уссурийского края», замечая, что в его исследовании «о природе края говорилось не меньше, чем о населении».

Дав в первой главе своей книги об Уссурийском крае краткий обзор суровой природы Забайкалья и Приамурья, уже во второй главе Пржевальский останавливается на проблемах тяжелого существования русского казачьего населения станиц по берегам Уссури. Богатство и гармония девственных природных пейзажей, удивительно сочетающих в себе южные и северные черты, усиливают тяжелые противоречия нищенской жизни заброшенных на край света первых переселенцев, не успевших еще приспособиться к новым условиям. Пржевальский пишет: «Результатами такой ужасающей нищеты являются, с одной стороны, различные болезни, а с другой – крайняя деморализация населения, самый гнусный разврат и апатия ко всякому честному труду».

При знакомстве с третьей главой «Путешествия в Уссурийском крае» интерес представляет не только комплексная характеристика растительного и животного мира Приханковья и самого озера Ханка, в которой Николай Пржевальский проявил себя как незаурядный ученый, но также описание местности Никольского поселения (ныне г. Уссурийска) и реки Суйфун (ныне Раздольной). Вокруг Никольского Н. М. Пржевальский заметил остатки древних земляных укреплений, сооружений, курганов, каменные плиты, черепаху, высеченную из красноватого гранита, а также валявшуюся рядом стелу, которая стояла когда-то на спине черепахи. Задавая вопрос, кому принадлежали эти камни и укрепления, путешественник выразил надежду, что будущие археологические исследования дадут точный ответ, хотя сам уже определил дату их происхождения как время правления династии Нюжчень (современное научное название – чжурчжэни). В конце главы Николай Михайлович пишет: «В глубоком раздумье бродил я по валам укреплений, поросших кустарником и густой травой, по которой спокойно паслись крестьянские коровы. Невольно тогда пришла мне на память известная арабская сказка, как некий человек посещал через каждые пятьсот лет одно и то же место, где встречал попеременно то город, то море, то леса и горы и всякий раз на свой вопрос получал один и тот ответ, что так было от начала веков».

В четвертой главе «Путешествия» представлено описание инородческого населения: китайцев, корейцев, гольдов, орочей, или тазов, до сих пор имеющее интерес для историков и этнографов. Местное китайское население (манзы) исследователь разделяет на оседлое и приходящее, рассматривая быт, привычки и занятия китайцев. Перечисляя основные промыслы китайцев (земледелие, поиск и выращивание жэнь-шеня, ловля морской капусты, трепанга, собирание грибов на деревьях, промывка золота и др.), Пржевальский отмечает негативное воздействие их на природу. Например, для выращивания древесных грибов манзами «прекрасные дубовые леса истреблялись методически, и теперь даже грустно видеть целые скаты гор оголенными и сплошь заваленными гниющими остатками прежних дубов, уничтоженных китайцами». Упоминание о хунхузах (китайских бандитах) и войне с ними, в которой Пржевальский участвовал, отложив свои экспедиционные работы, было связано с золотым промыслом и разбоем на российской территории. Давая характеристику гольдам (нанайцам), Пржевальский выделил их приветливый и добродушный нрав, отмечая заботу о детях и стариках и два главных промысла: рыболовство и охоту. Исследователь также увидел зависимость гольдов от китайцев: «Всех добытых соболей гольды отдают китайцам за порох, свинец, просо, табак, соль и другие продукты, которые они забирают наперед в долг и за это обязываются доставлять весь свой улов… Эта кабала так велика, что гольд не смеет никому продать своих соболей за цену, гораздо большую…». Другую аборигенную народность южно-уссурийского края – орочей, или тазов – Пржевальский разделил на бродячих и оседлых по образу жизни. Правильно в целом дав описание и название тазов, исследователь причислил их к орочам, не упоминая этнонима «удэгейцы». Корейцам отведена вторая часть четвертой главы «Путешествия». Указывая причины переселения корейцев на юг Уссурийского края, Н. Пржевальский называет эту миграцию «замечательным явлением». При сравнении корейцев и китайцев положительные моменты замечаются Н. Пржевальским у корейцев: «В своем домашнем быту корейцы, или как они сами себя называют – каули, отличаются трудолюбием, особенно чистотой, что совершенно противоположно китайским манзам, грязным донельзя». В другом месте он повторяет: «Вообще услужливость, вежливость и трудолюбие составляют, сколько я мог заметить, отличительную черту характера корейцев». Положительный образ корейцев составляют такие важные качества, как хорошее подчинение народа начальникам и принятие православной веры при переселении корейцев на уссурийские земли. В конце четвертой главы об инородческом населении Пржевальский дает описание своего посещения пограничного корейского города Кыген-Пу, в котором раскрывается ум и юмор путешественника-дипломата, его умение наладить межкультурное общение как с корейским начальником города, так и с простыми людьми.

Восьмую главу, посвященную экспедиции 1869 г. в западную и южную части Ханкайского бассейна, времени «чудной обаятельной жизни, полной свободы и наслаждений», завершают душевные строки: «Два года страннической жизни мелькнули, как сон, полный чудных видений… Прощай, Ханка! Прощай, весь Уссурийский край! Быть может, мне не увидеть уже более твоих бесконечных лесов, величественных вод и твоей богатой девственной природы, но с твоим именем для меня навсегда будут соединены отрадные воспоминания о счастливых днях свободной, страннической жизни…».

В десятой главе книги автор подробно разобрал и назвал причины неудачной колонизации Уссурийского края, чем надо полагать удивил официальную власть, привыкшую к бодрым и жизнерадостным рапортам руководителей края. Особый интерес книга вызовет у специалистов по климатологии. В десятой главе Пржевальский делает «общие выводы относительно климата Уссурийского края», а в конце книги в Приложении дана уникальная таблица метеорологических наблюдений за 1867-1869 гг.

Приморская земля хранит память о великом русском путешественнике. Новые исследователи идут по тропам с его книгой и, покоряя сопки и труднодоступные пещеры, называют их именем Пржевальского.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!