Классный час: «Путешествие в страну прав и обязанностей»
Цель: познакомить обучающихся с основными правами ребёнка, провозглашёнными Конвенцией ООН.
Задачи:
1. Дать определения понятиям «права» и «обязанности».
2. Формировать представления о правах и обязанностях школьника.
Вступительное слово учителя.
Ребята сейчас мы с вами познакомимся вас с таким важным документом, как Конвенция о правах ребенка ООН. И поговорим о наших с вами правах.
2 слайд
А чтобы вам было интереснее, я приглашаю вас в путешествие. Ребята, а вы любите путешествовать? (дети отвечают) Сегодня я приглашаю вас в путешествие по удивительной стране . Говорят, есть такая страна в этой стране уважают каждого, не сравнивая не с кем, уважают всегда и любого. И неважно, какого цвета твоя кожа, к какой национальности ты принадлежишь, где живешь - в роскошном доме или маленькой комнате, в какой школе ты учишься, какой статус занимают твои родители, как ты одет, если у тебя свой сотовый телефон.
На доброту здесь нет запретов так же, как на свет и воздух. Эта страна называется страной «Прав и обязанностей». А живется в ней так хорошо, потому, что все ее жители знают и уважают законы и права друг друга. В путешествие по этой стране я вас и приглашаю.
Обязанности и права, ты должен знать
Как дважды – два.
В наш, бурный, XXI век, культурный,
Здравый человек осмыслить должен
Для чего он на Земле живёт давно.
3 слайд
Ребята для того, чтобы попасть в страну прав и обязанностей, нам необходимо разобраться, что же такое права.
4 слайд
Права - это нормы и правила поведения, которые устанавливаются и охраняются государством. Их должен соблюдать каждый человек, эти правила регулируют отношения между людьми.
Права есть у всех людей, у богатых и бедных. У взрослых и детей. Правда, дети обладают особыми правами, но о них мы поговорим позже. А, сейчас давайте поговорим о том, без чего не существует прав.
5 слайд
Прав не существует без обязанностей. Что такое обязанности? Итак, обязанности – это то, что входит в круг обязательных действий, поступков человека согласно закону, желаниям самого человека.
Каждый человек должен быть честным по отношению к другим людям, всегда помогать им и никого не обижать. Даже самые маленькие дети имеют определенные обязанности.
Чем старше становятся дети, тем больше у них появляется обязанностей. Обязанности бывают самые разные, и они проявляются повсюду – в школе, на улице, в общественных местах, на природе. Главное помнить о своих обязанностях. Теперь давайте закрепим свои знания о правах и обязанностях. Для этого я предлагаю вам выполнить задания на доске. Ребята, за каждое правильно выполненное задание вы будете получать орден «Правознайки» и те, у кого будет большее количество орденов смогут стать полноправными гражданами страны прав и обязанностей. Поэтому будьте активны, поднимайте руки и отвечайте, только не кричите с места пожалуйста. (дети выполняют задание на доске)
6-7слайд
Выберите предложения, в которых говориться о правах.
• Каждый учащийся школы может взять книгу в школьной библиотеке.
Ребята скажите это право (правильно)
• У каждого ребенка должно быть имя, фамилия и отчество (правильно)
• Каждое воскресенье Маша убирает свою комнату (неправильно)
• После того, как Петя достигнет возраста совершеннолетия, он пойдет в армию. (неправильно)
• После каждого урока в школе учащиеся могут отдохнуть на перемене (правильно)
8слайд
определи, что является обязанностью школьника.
• Школьник обязан выполнять все требования учителя (правильно)
• Ученик обязан посещать все занятия по расписанию (правильно)
• После уроков учащиеся обязаны сделать уборку по всей школе (неправильно)
итак ребята давайте закрепим, о чем мы с вами говорили? (за правильный ответ ребенок получает орден)
Ответьте мне пожалуйста на вопрос, что такое права? (орден)
Что такое обязанности? (орден) Чем отличаются права от обязанностей? (орден)
9слайд
Отлично, с правами и обязанностями мы разобрались.
Теперь можно отправиться на экскурсию по стране. И первый город который мы с вами посетим, называется Город Знаний. Экскурсия по этому городу будет очень полезной и информативной.
Скажите мне пожалуйста, как называется документ в котором описаны все права ребенка. (дети называют свои варианты ответов).
Правильно ребята.
Документ защищающий права детей называется Конвенция о правах ребенка ООН. (орден за правильный ответ)
10 слайд
20 ноября 1989 года Организация Объединённых Наций приняла Конвенцию о правах ребёнка. А в 1990 году наша страна ратифицировала, т.е. признала необходимым выполнение Конвенции на территории России.
Ребята, как вы считаете, для чего вообще нужно было принимать Конвенцию? (дети отвечают). Дело в том, что раньше детям жилось прямо скажем тяжело. Их заставляли работать на тяжелых работах, зачастую дети не имели возможности учиться, часто болели. Существует даже версия о том, что слово «ребенок» произошло от слова «раб». Все это и подтолкнуло членов Организации
Объединенных Наций к разработке такого документа, как Конвенции о правах ребенка.
11слайд
Основные требования провозглашенные в Конвенции:
1.Выживание детей
2. Их развитие
3. Защита прав детей
4. Активное участие детей в жизни общества
Такова история создания Конвенции о правах ребенка. И сейчас мы с вами узнаем, какими же правами наделил нас с вами этот документ.
12 слайд
Но сначала ответьте мне, пожалуйста, на такой вопрос, до какого возраста человек считается ребенком. Варианты ответов вы можете видеть на экране. За правильный ответ кто-то из вас получит орден.
• 16
• 18
• 21
В соответствии с первой статьёй Конвенции ООН ребёнком является каждый человек до достижения им 18-летнего возраста. Так что все мы ещё дети и в соответствии с Конвенцией ООН имеете право на особую заботу и помощь со стороны вашего государства. Попробуем разобраться, какие же права вы имеете.
13 слайд
Каждый ребёнок имеет право на жизнь, и здоровое развитие .
Мальчишки и девчонки, И мы вместе с ними с рождения имеем право на имя.
Имеем мы право сказать, как один:
"Я – полноправный страны гражданин!”
Имею я право нормально питаться,
Учиться, лечиться и развлекаться.
Расти в своём доме, в полной семье,
А не на уличной мёрзнуть скамье.
Дети имеют право свободно выражать своё мнение. Родители несут основную ответственность за воспитание ребёнка. А государство должно обеспечивать защиту детей от нанесения им физического или психического ущерба.
К ребёнку нельзя относиться небрежно,
А только с любовь, заботой и нежно.
Ребёнка нельзя как товар продавать,
И от учёбы его отрывать.
Терпимость и дружба –
Всеобщее братство,
Духовная близость –
Вот это богатство.
А наши родители и педагоги
Должны нас направить
На эти дороги.
Ребенок имеет право на свободу мысли, совести и религии. Ни один ребёнок не может быть объектом незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции, или незаконного посягательства на его честь и репутацию. Ребенок имеет право на защиту от физического и психического насилия.
Все дети имеют одинаковые права и равную ценность. Никто не должен подвергаться дискриминации.
14слайд
А теперь из города Знаний мы отправимся в пригород и сделаем остановку на станции «Проверялочка». На этой станции мы будем соревноваться и поработаем в парах. На каждом столе лежат пазлы. Та пара, которая быстрее всего соберет из кусочков картинку и сможет объяснить право на что, согласно Конвенции ООН о правах ребенка изображено на картинке, получит по ордену «Правознайки». А я буду вам помогать. Итак начали (дети выполняют задание )
ребята, вы большие молодцы. Так быстро справились с заданием, и я предлагаю вам еще немного поиграть.
Смысл игры такой я загадываю загадки, а вы их отгадываете. Поднимаете руку и получаете орден.
• 15 слайд Мама работала, Папа трудился, А в это время я в школе учился. Все кто устал от работы нелегкой Имеют полное право на …(отдых)
• 16 слайд Всех по-разному зовут: Кот - Мурлыка, Пес - Барбос, Даже нашу козочку зовут красиво – Розочка Настя, Вика и Данила Все имеют своё …(имя)
• 17 слайд Чтобы вырасти успешным Надо много знать, уметь. Чтобы вырасти большим Недостаточно питанья Мы использовать должны Право на … (образование)
• 18 слайд Если дети заболели Плохо чувствуют себя И у них бронхит, ангина, Пневмония, скарлатина, Слышен детский крик и плач Вам поможет только… (врач) ***
• 19 слайд Сказка учит нас, друзья жить без домика нельзя. Лисе, зайке, поросенку Даже глупому мышонку. Ох, как нужно нам оноэЭто право на …(жильё)
20-24 слайд
Молодцы, едем дальше. А дальше мы с вами попадаем в город Правил. Ребята, вы познакомились с основными правами ребенка, провозглашенными в Конвенции.
Ребята я предлагаю поиграть в игру "Разрешается-запрещается"
Я буду говорить о каком-то праве а вы отвечать: "Разрешается или запрещается".
Петь, рисовать и танцевать
Уроки в школе посещать
Свои таланты развивать
Это разрешается.
Здесь ремень вокруг дитя,
Как лента извивается,
Бить, наказывать - всегда
Запрещается!
Вот ребенок груз несет,
Тащит, надрывается,
В детстве тяжкая работа
Запрещается!
Рисовать и петь, учится,
Если заболел - лечится.
Это разрешается.
С мамой дети должны жить,
Ей цветы всегда дарить -
Это разрешается.
Вместе дружно в мире жить,
С разными детьми дружить -
Это разрешается.
25 Слайд
Ну вот, наконец, ребята мы приехали в столицу страны прав и обязанностей. Город Счастливого детства. Я предлагаю вам нарисовать картину счастливого детства, опираясь на права ребенка, которые прописаны в Конвенции.
26- 27 слайд
Итак, начнем первое и самое главное право ребенка это право на что? Поднимайте руки ребята (дети отвечают, что это право на жизнь) Хорошо, давайте еще вспомним, о каких правах мы сегодня еще говорили? (По мере того, как обучающиеся называют права детей, на доске начинает вырисовываться картина счастливого детства. В ней появляются все новые, и новые элементы
1. Право на жизнь , на семью,
2.на имя
3.на жилье
4на образование,
5 на здравоохранение, на отдых, на общение с друзьями.)
Ребята, посмотрите, какая красивая картина у нас получилась. Это действительно картина счастливого детства. Когда у ребенка, есть возможность расти и развиваться. Когда рядом мама и папа. Когда в первую очередь учитываются интересы ребенка.
Вот и подошло к концу наше путешествие по стране правознаек. А теперь давайте подведем итог. У кого больше всего орденов, и кто получит вид на жительство в этой замечательной стране. Давайте начнем с трех орденов, у кого три ордена? Поздравляю,… это самые грамотные в правовом отношении ученики класса. Они становятся полноправными жителями страны прав и обязанностей. Те у кого, один или два ордена, тоже могут поселиться в нашей сказочной стране. А у всех остальных еще будет возможность заработать себе вид на жительство.
Ребята, сегодня мы с вами говорили о наших правах. И о документе, в котором все эти права прописаны. Скажите понравился вам наш классный час? (дети отвечают) Я надеюсь, что вы узнали много интересного и полезного для себя. Помните, что очень важно знать свои права, но не менее важно помнить о своих обязанностях. Всего вам доброго.
28 слайд
Возьмитесь за руки. Улыбнитесь друг другу доброй улыбкой. Скажем друг другу «До свидания».
Список использованной литературы :
1. Шнекендорф З.К. Путеводитель по конвенции о правах ребёнка – М., 1997
2. С.И. Ожегов Словарь русского языка – М., 1989
3. Интернет ресурсы: http://festival.1september.ru/articles/593278/
4. Сборник загадок о правах ребенка. Автор: Павлюк О.
http://vospitatel.com.ua/zaniatia/zagadki/zagadki-o-pravah-rebenka.html