СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Путешествие в страну науки"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Путешествие в страну науки"»

Конспект занятия «Путешествие в страну Науки»

Цель: создание благоприятных условий для развития познавательного интереса к научной, учебно-исследовательской деятельности.

Задачи:  - формировать представления о науке, ученых, опытах и экспериментах;

- способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению;

- дать понятие кто такой «ученый»;

- познакомить с некоторыми из знаменитых русских ученых, их открытиями

    и изобретениями;

-  развивать познавательно-исследовательские способности и познавательную активность воспитанников;

-формировать умение самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания;

-развивать творческое и логическое мышление, воображение.

Ход работы: 1.Беседа «Наука и ученые»

Воспитатель: Ребята, отгадайте пожалуйста загадку: Весь наукой увлечённый ставит опыты ...(ученый)

- Чем увлечены ученые? (наукой)

- Так что же такое наука? (Ответы детей)

    Наука – это система знаний о природе, обществе и человеке.

Благодаря науке, человек способен лучше понимать мир, в котором живет. Может объяснить сложные, порой загадочные явления, происходящие в окружающем нас мире. Наука делает нашу жизнь комфортнее, интереснее и проще. Наука на месте не стоит. Она все время движется вперед.

   Люди, которые занимаются наукой, называются учеными. Это такая профессия. Ведь выбор профессии - дело непростое и очень ответственное, выбирая её, человек выбирает дело на всю жизнь. Ученый - Очень важная профессия, без нее люди не умели бы лечить, не знали бы, что такое космос и планеты, даже не знали бы, как называются растения. Если человека называют академиком, профессором, то он - ученый.

Ученый много знает, может многое объяснить, потому что постоянно занимается, много читает, много наблюдает. Ученые работают в лабораториях, проводят исследования, опыты, составляют библиотеки, составляют книги энциклопедии, и обо всем можно прочитать. Каждому человеку хочется быть образованным, больше знать, больше уметь. Но путь к знаниям нелегок, он требует упорства, настойчивости. Но стоит помнить, что всякий труд бывает вознагражден. Давайте подумаем, что мы можем сказать об ученых, какие они? (внимательные, терпеливые, трудолюбивые, ответственные, мудрые, образованные).

   Сегодня такой день, который напоминает о важности науки в целом. Этот день дает возможность вспомнить о старых исследованиях, и рассказать о новых. Это праздник не только для ученых, но и для всех людей.

Сегодня мы с вами прикоснемся к науке и узнаем много интересного.

И надеюсь, что этот день будет для нас ярким, радостным и не забываемым.

А начать путешествие в научную страну я предлагаю с игры. В стране науки живут много ученых, и все называются по-разному. Их называние зависит от того чем они занимаются, например, есть наука Математика и занимаются ею математики, вот сейчас я буду называть вам науку, а вы кто ею занимается.

2.Словесная игра «Назови ученого»

Математикой занимаются – математики;

Экология (наука об окружающей среде) – экологи;

Химия (наука о веществах) - химики;

Физика (наука, которая изучает движение) - физики; 

Биологией (наука, о живых организмах) – биологи;

Ботаника (изучает растения) – ботаники;

Астрономия (космос и его влияние на человеческую жизнь) -  астрономы;

Геология (исследуют землю, ищут полезные ископаемые) – геологи;

География (исследуют неизведанные уголки нашей планеты) – географы;

Океанология (изучает моря и океаны) океанологи;

Зоология (изучает животных) – зоологи;

Кинология (науку о собаках) - кинологи

Археология (изучение старины) – археологи;

Болотоведение (изучение болот) – болотоведы;

История (изучает деятельность человека в прошлом) – историки;

Архитектура (строительство) - архитекторы.

Воспитатель: Есть еще много разных наук, которые изучают и получают знания, но я хочу познакомить вас с одной интересной наукой «Орнитологией»

3.Беседа и презентация «Птицы- лесные жители. Орнитология»

Воспитатель: Дети, а вам хотелось бы больше узнать об этой замечательной профессии – «орнитолог» и о людях, которые ей занимаются? В этой коробке лежит предмет, который может подсказать вам чем занимаются орнитологи.

Угадаете загадку, и вы узнаете, что там лежит.

Что с земли легко поднимешь, а далеко не закинешь? (перо)

Молодцы ребята, угадали. А у кого есть перья? (ответы детей)

Значит, чем занимаются орнитологи? (ответы детей)

Совершенно верно орнитология, занимается изучением жизни птиц.

А учёных, занимающихся этой наукой -называют орнитологами. Это очень важная, нужная и интересная профессия! Орнитологи знают о птицах всё!

Орнитологи изучают внешний вид, повадки птиц. Тщательно исследуют их место обитания, особенности их питания и выведения птенцов. Они даже знают о продолжительности жизни птиц.

А как вы думаете, как они, всё это узнают?  (ответы детей)

Для того, чтобы получить все эти знания учёные много путешествуют по всему миру. Они наблюдают за птицами, фотографируют их. А ещё учёные – орнитологи   кольцуют птиц, т. е. надевают на лапку птицы колечко с номером. Потом птичку отпускают на волю. Кольцуют птиц для того, чтобы узнать пути их перелёта, места зимовок.

- Послушайте какое стихотворение сочинили о людях этой профессии.

Орнитолог много знает,

Птиц повсюду изучает:

Где живут и что едят?

Как птенцов своих растят?

Вьют ли гнёзда и когда?

Улетают ли? Куда?

Знает все повадки птиц –

Голубей, грачей, синиц.

Точный им ведёт подсчёт,

Знает всех наперечёт.                                          

Охраняет их и лечит,

Словно добрый Айболит.

Если птицам где-то плохо-

Он на помощь им спешит.

Если вы хотите, дети,

Птиц беречь и изучать,

Значит, надо непременно

Орнитологами стать!

Воспитатель: Нужно ли изучать жизнь птиц? (Нужно. Потому что они приносят пользу).

- А какую пользу принося птицы? (Уничтожают в лесах, полях и садах вредных насекомых. Ловят мышей и вредных грызунов, которые наносят вред полям и разносят болезни. Птицы переносят семена. Они красиво поют и радуют нас своей красотой).

Воспитатель: Ребята, сейчас я вам расскажу какими должен быть орнитолог. А вы мне попробуйте объяснить, почему ему надо быть таким.

Умным, грамотным (интеллектуально развитым -  предстоит проводить сложную аналитическую работу, руководствуясь накопленной базой знаний).

Терпеливым (наблюдать птиц приходится по нескольку часов, а порой и по нескольку дней).

Внимательным (готов к тому, что будете не просто смотреть на птиц, а старается заметить нечто новое в их жизнедеятельности).

Сильным, физически подготовленным (работает в условиях дикой природы – это требует выносливости и хорошей физической подготовки).

Физминутка  «Скачет шустрая синица»

Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.)

Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.)

Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.)

Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.)

Вот присела на минутку, (Присели.)

Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо.)

И с дорожки — на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.)

Тири-тири, (Прыжки на месте на правой ноге.)

Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.)

(А. Барто)

Воспитатель. Ребята, вот вы и узнали немного о профессии «орнитолог».

 А давайте мы с вами представим, что мы орнитологи и вспомним, что мы знаем о птицах.

- Назовите мне каких птиц вы знаете?                   - Какие изменения произошли в жизни птиц с наступлением зимы?

- Вспомните и назовите птиц, которые с наступлением тепла, прилетят из  теплых краёв. (Ответы детей)

-  Как можно назвать этих птиц одним словом? (Ответы детей)

- Рассмотрите птиц на доске, подумайте и скажите, в чем их сходство и различие (Ответы детей) Правильно сходство-крылья, туловище покрыто перьями, клюв, высиживают яйца, летают. Различия -размер, цвет, форма, голос, место обитания, питание).

- А вы можете мне ответить, почему птиц называют «пернатые»?

(Тело птиц покрыто перьями). Молодцы ребята, из вас получатся хорошие орнитологи и я приглашаю вас в лабораторию для дальнейшего изучения птиц,

Переход в лабораторию    (Экспериментальная деятельность)

- Обратите внимание на строение пера. Это маховое перо птиц, мы видим стержень и прикрепленное к нему опахало. Посмотрите. как оно падает, быстро или медленно? (опыт) Почему оно медленно, плавно кружится? (перо легкое, так как внутри стержня – пустота)

- Что происходит, когда птица машет крыльями? (перо эластичное пружинит, не расцепляя волоски, сохраняя поверхность).

-Если рассмотрим опахало через лупу.  на бороздках пера есть выступы и крючочки, которые могут прочно и легко совмещаться между собой, как бы застегивая поверхность пера. (показ опыта) Вот как на замке «молния» Такое строение махового пера позволяет держаться птице в воздухе.

- У птиц, есть пуховое перо (показ) – Чем оно отличается от махового пера? (пуховое перо мягкое, волоски между собой не сцеплены, стержень тонкий, перо значительно меньше по размеру).

- Зачем птицам такие перья? (пух – теплый, не продуваемый, водонепроницаемый и непромокаемый)

(работа за столами)

- Раскрасить птиц

Воспитатель: Ребята, вы все замечательно справились со всеми заданиями.

Итог: Рефлексия Дети делятся впечатлениями, задают вопросы по увиденному и услышанному.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!