СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Путешествие в республиканский ландшафтный заказник Ельня

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

По окончании игры учащиеся смогут:

  • рассказать о значении республиканского ландшафтного заказника «Ельня» и болот в целом, назвать исторические сведения о заказнике;
  • назвать не менее пяти видов растений и пяти видов животных, обитающих в заказнике, а также виды, занесённые в Красную книгу Республики Беларусь;
  • обосновать необходимость охраны болот.

     

Просмотр содержимого документа
«Путешествие в республиканский ландшафтный заказник Ельня»


ПУТЕШЕСТВИЕ В РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ЛАНДШАФТНЫЙ ЗАКАЗНИК «ЕЛЬНЯ»


ИНТЕРАКТИВНАЯ ИГРА


УЧАСТНИКИ: учащиеся 6-11 классов.


ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ: по окончании игры учащиеся смогут:

  • рассказать о значении республиканского ландшафтного заказника «Ельня» и болот в целом, назвать исторические сведения о заказнике;

  • назвать не менее пяти видов растений и пяти видов животных, обитающих в заказнике, а также виды, занесённые в Красную книгу Республики Беларусь;

  • обосновать необходимость охраны болот.


ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ: ≈ 1час

ОБУЧАЮЩАЯ ЦЕЛЬ: организация деятельности учащихся, которая способствует закреплению знаний о значении республиканского ландшафтного заказника «Ельня» и болот в целом, о многообразии растительного и животного мира заказника, о необходимости охраны болот.


ЛИЧНОСТНО-РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАДАЧИ МЕРОПРИЯТИЯ:

  • развивать умения учащихся привлекать личный опыт и использовать знания при обсуждении темы;

  • содействовать развитию коммуникативных умений, необходимых при работе в группе;

  • создать условия для понимания значения сохранения болот для человека.


ОБОРУДОВАНИЕ:

  1. Карточки с изображением животных и растений и их описанием.

  2. Карточки с изображением животных и растений без описания.

  3. Нарисованное на листе ватмана, дерево.

  4. Карточки с понятиями, годами, цифрами.

  5. Карточки с названиями животных и растений.

  6. Мяч.

  7. Маркеры или фломастеры.

  8. Листы А3 (по 3 на группу).

  9. Презентация.




ХОД ИГРЫ


1. Приветствие участников игры, гостей, сообщение цели и задач мероприятия.

Приуроченность занятия ко «Всемирному дню водно-болотных угодий», который отмечается ежегодно 2 февраля. (Слайд 1).


2. Метод «Здравствуйте!»

Цель: создание благоприятной атмосферы, организация коммуникаций.

Участники игры садятся в круг. Ребятам даётся задание по очереди поздороваться со своим соседом, по возможности, не повторяя форм приветствия. Можно использовать как словесные приветствия («привет», «добрый день», «приветствую тебя», «здравствуй»), так и жесты (пожать руку, хлопнуть по плечу, обнять, помахать рукой и т.д.). (Слайд 2).


3. Метод «Ассоциации»

А сейчас представьте, что мы находимся с вами на уникальном болоте Ельня. Какие чувства, ассоциации у вас при этом возникают? Учащиеся по очереди высказывают свои мысли. (Слайд 3).


4. Метод «Древо знаний».

Используется для проверки и закрепления знаний детей. Каждый участник игры пишет записку, в которой задаёт трудный (на его взгляд) вопрос по теме. Записка крепится на дерево знаний, нарисованное на бумаге. По ходу занятия ребята подходят к дереву и срывают свои «листья», если они получили ответ на данный вопрос. (Слайд 4).


5. Метод «Обсуждение проблемы»

Участники игры рассчитываются на первые и вторые номера и образуют две группы. Далее группам в качестве проблемы предлагается обсудить вопрос «Значение республиканского ландшафтного заказника « Ельня».

Задание: обсудить данную проблему, представить в виде группового проекта, защитить его. Ответы пишутся маркерами на листах ватмана и при защите проекта ватман прикрепляется к стене. (Слайд 5).

Примерные ответы учащихся:

-Ельня как объект биологического разнообразия.

-Ельня имеет в Европе особый природоохранный статус, так как болото сохранилось в сравнительно первозданном виде.

-Поддерживает гидрологический режим природно-территориального комплекса региона, а также реки Западная Двина.

-Оказывает существенное влияние на формирование микроклимата местности.

-Обеспечивает существование видов экологически тесно связанных с верховыми болотами.

-Служит резерватом влаги.

-Служит местом накопления торфа.

-Является ареалом обитания редких и исчезающих видов растений и животных.

-Используется для добычи полезных растений и плодов.

-Используется в качестве охотничьих угодий.

-Болото – это лёгкие Земли. Они поглощают углекислый газ и вырабатывают кислород.

-Болото Ельня – прекрасное место для отдыха, рыбалки и охоты, поскольку деятельность человека в рамках заказника только ограничена, а не полностью исключена.


6. Метод «Цепочка»

Ребята садятся в круг.

Давайте сейчас вспомним, какие сведения вы знаете о заказнике Ельня. Для этого по очереди каждый из вас будет называть по одному предложению, которое содержит сведения о заказнике. Старайтесь составлять полные предложения и не повторять друг друга. (Слайд 6).

Примерные ответы детей:

-Заказник «Ельня» расположен на землях Дисненского лесхоза в пределах Миорского и Шарковщинского районов Витебской области.

-Общая площадь заказника – 25,3тысяч гектаров.

-Территория заказника – это верховое болото, содержащее мощные залежи торфа.

-Ельня имеет международный природоохранный статус территории важной для птиц с 1981 года.

-Ельня имеет международный природоохранный статус Рамсарского угодья с 2002 года.

-Ельня имеет международный природоохранный статус ключевой ботанической территории с 2005 года.

-Основу водного питания Ельни составляют грунтовые воды и атмосферные осадки.

-На территории заказника находится более 100 озёр.

-На территории заказника имеются реки, такие как Ельнянка, Бережа, Волота и др.

-Болото Ельня – одно из самых крупных болот Европы.

-Болото Ельня – самое крупное болото Витебского Поозерья.

-Государственный гидрологический заказник республиканского значения «Ельня» был образован 18 ноября 1968 года.

-1 апреля 1981 года границы заказника были расширены за счёт создания вокруг болота охранной зоны, куда вошли и земли государственного лесного фонда.

-27 декабря 2007 года государственный гидрологический заказник «Ельня» преобразован в республиканский ландшафтный заказник.

-Сельскохозяйственные угодья на территории заказника отсутствуют.

-Плоско-выпуклая озёрно-болотная низина заказника относится к уникальным ландшафтам, охране которых придаётся большое значение.

-В Красную книгу Республики Беларусь занесено 15 видов растений.

-В Красную книгу Республики Беларусь занесено 8 видов насекомых, 24 вида птиц и 1 вид млекопитающих.

-В период сезонных миграций на болотном массиве бывает около 20000 тысяч особей околоводных птиц: гусеобразных, журавлеобразных, ржанкообразных.

-Одним из регулярных мигрантов является пискулька – вид, находящийся под угрозой глобального уничтожения и т.д.


7. Метод «Три угла»

Предварительно в каждом углу помещения развешены понятия, года или цифры, написанные на листах бумаги. Учитель озвучивает вопрос и предлагает учащимся, которые находятся в центре помещения, сделать свой выбор. В соответствии со сделанным выбором участники игры расходятся по углам и (если необходимо) объясняют свой выбор. (Слайд 7, 8, 9).

Предлагаются следующие вопросы:


1 блок:

-избыточно увлажнённые участки поверхности земли с влаголюбивой растительностью, характеризующиеся накоплением в верхних горизонтах мёртвых, неразложившихся остатков, превращающихся в торф (болото).

-участок суши с избыточным увлажнением, вызванным атмосферными осадками и наличием слабоводопроницаемых пород, специфической болотной сфагновой растительностью и накоплением торфа (верховое болото).

-участок суши, который размещается в низинных местах: долинах рек, на месте бывших озёр или в других понижениях земной поверхности (низинное болото).

2 блок:

-в этом году принимается решение о широкомасштабной мелиорации, начинается мощное осушение белорусских болот (1964 год).

-в г.Рамсаре (Иран) была принята Конвенция о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение как местообитание водоплавающих птиц (1971год).

-Республика Беларусь присоединилась к Конвенции о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение (1999 год).

3 блок:

- Образован государственный гидрологический заказник республиканского значения «Ельня» (1968 год).

-Государственный гидрологический заказник «Ельня» преобразован в республиканский ландшафтный заказник (2007 год).

-Впервые отмечался День водно-болотных угодий (1977 год).

4 блок:

-Ельня имеет международный природоохранный статус Рамсарского угодья (с 2002 года).

-Ельня имеет международный природоохранный статус ключевой ботанической территории (с 2005 года).

-В Беларуси стартовал уникальный экологический проект «Восстановление гидрологического режима и предотвращение пожаров в гидрологическом заказнике «Ельня» (2001 год).

5 блок:

-На территории заказника Ельня имеется (100) озёр.

-Общая площадь заказника (23,5) тысяч гектаров.

-Ядро заказника Ельня – торфяное месторождение Ельня, где запасы торфа-сырца составляют (636,3) млн.м3.


8. Метод «Интервью».

Цель: изучение растительного и животного мира заказника.

Все учащиеся получают карточки с изображением и кратким описанием каждого вида растений и животных (количество карточек равно количеству учащихся). Сначала изучается информация на своей карточке, затем дети образуют два круга (один в другом), двигаются по кругу в разные стороны и обмениваются информацией в парах. (Слайд 10).


9. Игра «Узнай меня»

Цель: закрепление знаний об обитателях болота Ельня.

Описание: по кругу ставятся стулья. На спинках стульев закрепляются карточки с рисунками животных болота Ельня. Учащиеся (участники первой группы) ходят вокруг стульев под звуки болота, как только останавливается музыка, они садятся и, таким образом, выбирают себе животное. Называют его и дают сведения о нём. Тот участник, который неправильно назвал животное, выбывает из игры.

Игра повторяется со второй группой, только на спинки стульев прикрепляются карточки с рисунками растений болота Ельня. (Слайд 11).



10. Метод «Четвёртый лишний»

Групповая работа

Задание: найдите лишнее слово, объясните свой выбор.

Каждой группе даётся карточка с заданием. В ходе обсуждения правильные ответы записываются на листах ватмана. После обсуждения представители групп выходят, прикрепляют листы ватмана к стене и объясняют свой выбор.

(Слайд 12, 13, 14).

Карточка 1:

1. Жужелица решетчатая, торфяная желтушка, чернозобая гагара, альпийская перламутровка (все животные – представители заказника, занесены в Красную книгу Республики Беларусь, но чернозобая гагара – птица, а остальные – насекомые).

2. Черника, осока чёрная, голубика, клюква болотная (черника, голубика, клюква болотная – дикорастущие ягодные кустарники, осока чёрная – травянистое растение).

3. Барсук, колорадский жук, чёрный аист, белая куропатка (барсук, чёрный аист, белая куропатка – представители Красной книги Республики Беларусь, колорадский жук на территории болота не проживает).

4. Берёза карликовая, морошка приземистая, зубянка клубненосная, росянка круглолистная (берёза карликовая, морошка приземистая, зубянка клубненосная – растения Красной книги Республики Беларусь, росянка круглолистная – нет).

Карточка 2:

1. Журавль серый, змееяд, тетерев, чайка сизая (журавль серый, змееяд, чайка сизая – птицы Красной книги Республики Беларусь, тетерев – нет)

2. Касатик сибирский, багульник, вереск, мирт болотный (багульник, вереск, мирт болотный – типичные представители верхового болота Ельня, касатик сибирский – растение Красной книги Республики Беларусь).

3. Жужелица блестящая, сатир юта, барсук, жужелица золотистоямчатая

(все животные – представители Красной книги, но жужелица блестящая, сатир юта, жужелица золотистоямчатая – насекомые, барсук – млекопитающее)

4. Лук медвежий (черемша), берёза пушистая, хохлатка полая, баранец обыкновенный (лук медвежий (черемша), хохлатка полая, баранец обыкновенный - растения Красной книги Республики Беларусь, берёза пушистая – нет, это типичный вид заказника и всех верховых болот).


11. Метод «Чьё это?»

«Угадай растение и животное Красной книги Республики Беларусь»

Работа в группах

Задание: угадать по описанию растения и животные заказника «Ельня», занесённые в Красную книгу Республики Беларусь. (Слайды 15-22).

Вопросы:

1. Сильно разветвлённый низкорослый кустарник высотой 1-1,5м, с тёмно-коричневыми стелющимися или восходящими ветвями. Листья ширококлиновидные, почко- или сердцевидные, по краю тупо-зубчатые, сверху тёмно-зелёные, блестящие. Цветки однополые, в тычиночных и пестичных серёжках. Плод орешек с узкими крылышками. Статус: II категория – исчезающий вид (берёза карликовая).

2. Крупная (до 100 см длиной, массой до 3 кг) птица с длинными шеей и ногами. Окраска оперения чёрная с металлическим блеском, белые только брюхо и подхвостье. Клюв и ноги красные, у молодых оливковые. Гнездящийся перелётный и транзитно мигрирующий вид. Прилетает в конце марта – апреле. Гнёзда строит в кронах старых деревьев. В кладке от 2 до 6 белых яиц. Кормится преимущественно рыбой, реже земноводными и беспозвоночными. Осенняя миграция с конца июля до сентября. Статус: III категория охраны -уязвимый вид (чёрный аист).

3. Вечнозелёный кустарничек высотой 10-30 см с тонкими нитевидными стелющимися стеблями. Листья очередные, кожистые, мелкие. Цветки одиночные, розово-красные, на голых длинных цветоножках. Плод – округлая мелкая тёмно-красная ягода. Статус: III категория – уязвимый вид (клюква мелкоплодная ).

4. Средних размеров гусь. Общая длина 53-56 см, масса тела 1310-2500 кг. Голова, шея и передняя часть спины буровато-серые, задняя часть спины аспидно-серая. Брюхо и подхвостье белые. Белое лобное пятно шире, чем у белолобого гуся, доходит до уровня глаз. На груди и брюхе небольшие чёрные поперечные пятна. Глаза окружены голым лимонно-жёлтым кольцом. Транзитно мигрирующий через территорию Беларуси вид. В наиболее благоприятных для отдыха и кормёжки местах может задержатся до середины мая. Кормятся во время весенней миграции зелёными всходами травы на пойменных лугах или озимых полях. Статус: IV категория – вид, имеющий неблагоприятные тенденции на окружающих территориях или зависимый от осуществляемых мер охраны , находится под угрозой глобального уничтожения (пискулька).

5. Многолетнее двудомное травянистое растение с длинным ползучим корневищем, низкими стеблями и округло-почковидными листьями с зубчатыми краями. Цветки однополые, белые, иногда розоватые, одиночные, на длинных цветоножках. Плод – шаровидная многокостянка, сначала красноватая, спелая – оранжево-жёлтая. Статус:

II категория – исчезающий вид (морошка приземистая).

6. Птица средних размеров с небольшой головой, массой тела 650-750 г. По бокам пальцев редуцированная роговая бахрома, скрытая сверху роговым оперением. Характерна сезонная смена оперения. У самок 3, у самцов 4 сезонных наряда. Зимний наряд белый, за исключением чёрных рулевых. В весеннем наряде самцов (у самок весной наряд такой же , как зимой) голова, шея, грудь и передняя часть спины кирпично-коричневые, оперение остальных частей тела белое. Летний наряд охристо-бурый с чёрными поперечными полосами и пятнами. Осенний наряд более тёмный. Птицы ведут оседлый образ жизни. Гнездо на земле. В кладке от 8 до 12 яиц. Питаются цветочными серёжками деревьев и кустарников, побегами травянистых растений, ягодами. Статус: II категория – вид, имеющий международную природоохранную значимость (белая куропатка).

7. Многолетнее травянистое луковичное растение. Цветоносный побег высотой 20-45 см. цветущие растения имеют 2-3 листа. Листовая пластинка ланцетная. Соцветие – полушаровидный зонтик, до распускания цветков заключённый в чехол из двух видоизменённых листьев. Листочки околоцветника белые. Плод – почти шаровидная трёхгранная коробочка. Статус: III категория – уязвимый вид (лук медвежий, или черемша).

8. Крупная птица. Масса тела 3,8-5,3 кг. Окраска оперения в основном серая. На темени красная «шапочка» - участок голой бородавчатой кожи. Затылок, горло и передняя часть шеи чёрные. Маховые перья и их кроющие чёрные. Рулевые перья черновато-серые, над ними нависают чёрные и серые длинные перья с рассученными бородками. Ноги чёрные. Перелётный и транзитно мигрирующий вид. Весенний прилёт происходит в конце марта – начале апреля. Голос – громкое трубное «курлыканье». Гнездо устраивает обычно в окружении воды. В кладке, как правило, 2 яйца вытянутой формы светло-бурых или зеленовато-серых. Осенний отлёт начинается в сентябре. Преимущественно растительноядная птица. В небольшом количестве весною и летом поедают животную пищу – крупных насекомых, мелких амфибий, ящериц. Статус – категория – уязвимый вид (серый журавль).


12. Игра «Кладовая мудрости»

Каждой группе раздаются «рассыпанные пословицы», из которых надо составить пословицу. (Слайд 23).

Задание 1: «В доме, в котором едят чернику и голубику, врачу делать нечего».

Задание 2: «Клюкву солнце печёт, дождь сечёт, а журавль ждёт, когда она полыхнёт».


13. Игра «Ягодный калейдоскоп»

Дети сидят на стульях в кругу. Условие: хлопните в ладоши, услышав слово, словосочетание, имеющее отношение к клюкве, и топните ногами, услышав слово или словосочетание, относящееся к голубике.

Словарь: кислая, защищает от воздействия радиоактивного излучения, красная, голубая, целебная, кисло-сладкая, замедляет старение нервных клеток, содержит много витамина С, желчегонное действие, морс, рекомендуется употреблять диабетикам, журавлиная ягода. (Слайд 24).


14. Метод «Я знаю три названия…

Учащиеся сидят в кругу, каждый по очереди выходит в центр, берёт мяч, бьёт по нему и говорит, н-р,:

«-Я знаю три растения заказника «Ельня»: мирт болотный - раз, черемша - два, голубика - три»;

«-Я знаю три реки на территории заказника: Ельнянка – раз, Бережа – два, Волота – три»;

«-Я знаю три птицы Красной книги заказника: белая куропатка, серый журавль, скопа» и т.д. (Слайд 25).


15. Метод «Обсуждение проблемы»

Групповая работа

Участникам игры в качестве проблемы предлагается обсудить вопрос «Что угрожает болоту и как его защитить».

Учащиеся работают в группах под звуки болота.

Задание: обсудить данную проблему, представить в виде группового проекта, защитить его. Ответы пишутся маркерами двух цветов на листах ватмана и при защите проекта ватман прикрепляется к стене. (Слайд 26, 27, 28).

Примерные ответы учащихся:

Угрожают болоту:

-пожары (последний пожар произошёл в 2002 г, пострадало 52,7% территории заказника);

-гидромелиоративная деятельность (сейчас болото со всех сторон окружено многочисленными мелиоративными каналами, прорытыми до того, как территория была объявлена заказником, по каналам из болота уходит вода);

-браконьерство;

-вырубка леса.

Как защитить болото:

-в 2001 г в Беларуси стартовал экологический проект «Восстановление гидрологического режима и предотвращение пожаров в гидрологическом заказнике «Ельня». Было построено 20 плотин, уровень воды повысился на 30-40 см. С тех пор пожаров больше не было;

-в 2007г по инициативе Общественной организации «Ахова птушак Бацькаўшчыны» и администрации заказника была проведена добровольная акция по строительству новых плотин;

-строительство платин на мелиоративных каналах повысит уровень воды на болоте и уменьшит вероятность пожаров;

-с 2000г запрещена охота на мигрирующих птиц;

-на более крупных озёрах заказника разрешён только любительский лов рыбы (окунь, щука);

-изучение болота и просветительская работа (разработаны четыре пешие экологические маршруты по ландшафтному заказнику).


16. Рефлексия взаимодействия

Метод «Продолжи фразу…»

Всем участникам игры предлагается пройти по «кочкам болота» и продолжить фразу «Сегодня на занятии я…» (Слайд 29).


17. Подведение итогов.

Давайте посмотрим на наше «Древо знаний». Остались ли там листочки с вопросами без ответов?



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!