ПУТЕШЕСТВИЕ В РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ЛАНДШАФТНЫЙ ЗАКАЗНИК «ЕЛЬНЯ»
ИНТЕРАКТИВНАЯ ИГРА
УЧАСТНИКИ: учащиеся 6-11 классов.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ: по окончании игры учащиеся смогут:
рассказать о значении республиканского ландшафтного заказника «Ельня» и болот в целом, назвать исторические сведения о заказнике;
назвать не менее пяти видов растений и пяти видов животных, обитающих в заказнике, а также виды, занесённые в Красную книгу Республики Беларусь;
обосновать необходимость охраны болот.
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ: ≈ 1час
ОБУЧАЮЩАЯ ЦЕЛЬ: организация деятельности учащихся, которая способствует закреплению знаний о значении республиканского ландшафтного заказника «Ельня» и болот в целом, о многообразии растительного и животного мира заказника, о необходимости охраны болот.
ЛИЧНОСТНО-РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАДАЧИ МЕРОПРИЯТИЯ:
развивать умения учащихся привлекать личный опыт и использовать знания при обсуждении темы;
содействовать развитию коммуникативных умений, необходимых при работе в группе;
создать условия для понимания значения сохранения болот для человека.
ОБОРУДОВАНИЕ:
Карточки с изображением животных и растений и их описанием.
Карточки с изображением животных и растений без описания.
Нарисованное на листе ватмана, дерево.
Карточки с понятиями, годами, цифрами.
Карточки с названиями животных и растений.
Мяч.
Маркеры или фломастеры.
Листы А3 (по 3 на группу).
Презентация.
ХОД ИГРЫ
1. Приветствие участников игры, гостей, сообщение цели и задач мероприятия.
Приуроченность занятия ко «Всемирному дню водно-болотных угодий», который отмечается ежегодно 2 февраля. (Слайд 1).
2. Метод «Здравствуйте!»
Цель: создание благоприятной атмосферы, организация коммуникаций.
Участники игры садятся в круг. Ребятам даётся задание по очереди поздороваться со своим соседом, по возможности, не повторяя форм приветствия. Можно использовать как словесные приветствия («привет», «добрый день», «приветствую тебя», «здравствуй»), так и жесты (пожать руку, хлопнуть по плечу, обнять, помахать рукой и т.д.). (Слайд 2).
3. Метод «Ассоциации»
А сейчас представьте, что мы находимся с вами на уникальном болоте Ельня. Какие чувства, ассоциации у вас при этом возникают? Учащиеся по очереди высказывают свои мысли. (Слайд 3).
4. Метод «Древо знаний».
Используется для проверки и закрепления знаний детей. Каждый участник игры пишет записку, в которой задаёт трудный (на его взгляд) вопрос по теме. Записка крепится на дерево знаний, нарисованное на бумаге. По ходу занятия ребята подходят к дереву и срывают свои «листья», если они получили ответ на данный вопрос. (Слайд 4).
5. Метод «Обсуждение проблемы»
Участники игры рассчитываются на первые и вторые номера и образуют две группы. Далее группам в качестве проблемы предлагается обсудить вопрос «Значение республиканского ландшафтного заказника « Ельня».
Задание: обсудить данную проблему, представить в виде группового проекта, защитить его. Ответы пишутся маркерами на листах ватмана и при защите проекта ватман прикрепляется к стене. (Слайд 5).
Примерные ответы учащихся:
-Ельня как объект биологического разнообразия.
-Ельня имеет в Европе особый природоохранный статус, так как болото сохранилось в сравнительно первозданном виде.
-Поддерживает гидрологический режим природно-территориального комплекса региона, а также реки Западная Двина.
-Оказывает существенное влияние на формирование микроклимата местности.
-Обеспечивает существование видов экологически тесно связанных с верховыми болотами.
-Служит резерватом влаги.
-Служит местом накопления торфа.
-Является ареалом обитания редких и исчезающих видов растений и животных.
-Используется для добычи полезных растений и плодов.
-Используется в качестве охотничьих угодий.
-Болото – это лёгкие Земли. Они поглощают углекислый газ и вырабатывают кислород.
-Болото Ельня – прекрасное место для отдыха, рыбалки и охоты, поскольку деятельность человека в рамках заказника только ограничена, а не полностью исключена.
6. Метод «Цепочка»
Ребята садятся в круг.
Давайте сейчас вспомним, какие сведения вы знаете о заказнике Ельня. Для этого по очереди каждый из вас будет называть по одному предложению, которое содержит сведения о заказнике. Старайтесь составлять полные предложения и не повторять друг друга. (Слайд 6).
Примерные ответы детей:
-Заказник «Ельня» расположен на землях Дисненского лесхоза в пределах Миорского и Шарковщинского районов Витебской области.
-Общая площадь заказника – 25,3тысяч гектаров.
-Территория заказника – это верховое болото, содержащее мощные залежи торфа.
-Ельня имеет международный природоохранный статус территории важной для птиц с 1981 года.
-Ельня имеет международный природоохранный статус Рамсарского угодья с 2002 года.
-Ельня имеет международный природоохранный статус ключевой ботанической территории с 2005 года.
-Основу водного питания Ельни составляют грунтовые воды и атмосферные осадки.
-На территории заказника находится более 100 озёр.
-На территории заказника имеются реки, такие как Ельнянка, Бережа, Волота и др.
-Болото Ельня – одно из самых крупных болот Европы.
-Болото Ельня – самое крупное болото Витебского Поозерья.
-Государственный гидрологический заказник республиканского значения «Ельня» был образован 18 ноября 1968 года.
-1 апреля 1981 года границы заказника были расширены за счёт создания вокруг болота охранной зоны, куда вошли и земли государственного лесного фонда.
-27 декабря 2007 года государственный гидрологический заказник «Ельня» преобразован в республиканский ландшафтный заказник.
-Сельскохозяйственные угодья на территории заказника отсутствуют.
-Плоско-выпуклая озёрно-болотная низина заказника относится к уникальным ландшафтам, охране которых придаётся большое значение.
-В Красную книгу Республики Беларусь занесено 15 видов растений.
-В Красную книгу Республики Беларусь занесено 8 видов насекомых, 24 вида птиц и 1 вид млекопитающих.
-В период сезонных миграций на болотном массиве бывает около 20000 тысяч особей околоводных птиц: гусеобразных, журавлеобразных, ржанкообразных.
-Одним из регулярных мигрантов является пискулька – вид, находящийся под угрозой глобального уничтожения и т.д.
7. Метод «Три угла»
Предварительно в каждом углу помещения развешены понятия, года или цифры, написанные на листах бумаги. Учитель озвучивает вопрос и предлагает учащимся, которые находятся в центре помещения, сделать свой выбор. В соответствии со сделанным выбором участники игры расходятся по углам и (если необходимо) объясняют свой выбор. (Слайд 7, 8, 9).
Предлагаются следующие вопросы:
1 блок:
-избыточно увлажнённые участки поверхности земли с влаголюбивой растительностью, характеризующиеся накоплением в верхних горизонтах мёртвых, неразложившихся остатков, превращающихся в торф (болото).
-участок суши с избыточным увлажнением, вызванным атмосферными осадками и наличием слабоводопроницаемых пород, специфической болотной сфагновой растительностью и накоплением торфа (верховое болото).
-участок суши, который размещается в низинных местах: долинах рек, на месте бывших озёр или в других понижениях земной поверхности (низинное болото).
2 блок:
-в этом году принимается решение о широкомасштабной мелиорации, начинается мощное осушение белорусских болот (1964 год).
-в г.Рамсаре (Иран) была принята Конвенция о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение как местообитание водоплавающих птиц (1971год).
-Республика Беларусь присоединилась к Конвенции о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение (1999 год).
3 блок:
- Образован государственный гидрологический заказник республиканского значения «Ельня» (1968 год).
-Государственный гидрологический заказник «Ельня» преобразован в республиканский ландшафтный заказник (2007 год).
-Впервые отмечался День водно-болотных угодий (1977 год).
4 блок:
-Ельня имеет международный природоохранный статус Рамсарского угодья (с 2002 года).
-Ельня имеет международный природоохранный статус ключевой ботанической территории (с 2005 года).
-В Беларуси стартовал уникальный экологический проект «Восстановление гидрологического режима и предотвращение пожаров в гидрологическом заказнике «Ельня» (2001 год).
5 блок:
-На территории заказника Ельня имеется (100) озёр.
-Общая площадь заказника (23,5) тысяч гектаров.
-Ядро заказника Ельня – торфяное месторождение Ельня, где запасы торфа-сырца составляют (636,3) млн.м3.
8. Метод «Интервью».
Цель: изучение растительного и животного мира заказника.
Все учащиеся получают карточки с изображением и кратким описанием каждого вида растений и животных (количество карточек равно количеству учащихся). Сначала изучается информация на своей карточке, затем дети образуют два круга (один в другом), двигаются по кругу в разные стороны и обмениваются информацией в парах. (Слайд 10).
9. Игра «Узнай меня»
Цель: закрепление знаний об обитателях болота Ельня.
Описание: по кругу ставятся стулья. На спинках стульев закрепляются карточки с рисунками животных болота Ельня. Учащиеся (участники первой группы) ходят вокруг стульев под звуки болота, как только останавливается музыка, они садятся и, таким образом, выбирают себе животное. Называют его и дают сведения о нём. Тот участник, который неправильно назвал животное, выбывает из игры.
Игра повторяется со второй группой, только на спинки стульев прикрепляются карточки с рисунками растений болота Ельня. (Слайд 11).
10. Метод «Четвёртый лишний»
Групповая работа
Задание: найдите лишнее слово, объясните свой выбор.
Каждой группе даётся карточка с заданием. В ходе обсуждения правильные ответы записываются на листах ватмана. После обсуждения представители групп выходят, прикрепляют листы ватмана к стене и объясняют свой выбор.
(Слайд 12, 13, 14).
Карточка 1:
1. Жужелица решетчатая, торфяная желтушка, чернозобая гагара, альпийская перламутровка (все животные – представители заказника, занесены в Красную книгу Республики Беларусь, но чернозобая гагара – птица, а остальные – насекомые).
2. Черника, осока чёрная, голубика, клюква болотная (черника, голубика, клюква болотная – дикорастущие ягодные кустарники, осока чёрная – травянистое растение).
3. Барсук, колорадский жук, чёрный аист, белая куропатка (барсук, чёрный аист, белая куропатка – представители Красной книги Республики Беларусь, колорадский жук на территории болота не проживает).
4. Берёза карликовая, морошка приземистая, зубянка клубненосная, росянка круглолистная (берёза карликовая, морошка приземистая, зубянка клубненосная – растения Красной книги Республики Беларусь, росянка круглолистная – нет).
Карточка 2:
1. Журавль серый, змееяд, тетерев, чайка сизая (журавль серый, змееяд, чайка сизая – птицы Красной книги Республики Беларусь, тетерев – нет)
2. Касатик сибирский, багульник, вереск, мирт болотный (багульник, вереск, мирт болотный – типичные представители верхового болота Ельня, касатик сибирский – растение Красной книги Республики Беларусь).
3. Жужелица блестящая, сатир юта, барсук, жужелица золотистоямчатая
(все животные – представители Красной книги, но жужелица блестящая, сатир юта, жужелица золотистоямчатая – насекомые, барсук – млекопитающее)
4. Лук медвежий (черемша), берёза пушистая, хохлатка полая, баранец обыкновенный (лук медвежий (черемша), хохлатка полая, баранец обыкновенный - растения Красной книги Республики Беларусь, берёза пушистая – нет, это типичный вид заказника и всех верховых болот).
11. Метод «Чьё это?»
«Угадай растение и животное Красной книги Республики Беларусь»
Работа в группах
Задание: угадать по описанию растения и животные заказника «Ельня», занесённые в Красную книгу Республики Беларусь. (Слайды 15-22).
Вопросы:
1. Сильно разветвлённый низкорослый кустарник высотой 1-1,5м, с тёмно-коричневыми стелющимися или восходящими ветвями. Листья ширококлиновидные, почко- или сердцевидные, по краю тупо-зубчатые, сверху тёмно-зелёные, блестящие. Цветки однополые, в тычиночных и пестичных серёжках. Плод орешек с узкими крылышками. Статус: II категория – исчезающий вид (берёза карликовая).
2. Крупная (до 100 см длиной, массой до 3 кг) птица с длинными шеей и ногами. Окраска оперения чёрная с металлическим блеском, белые только брюхо и подхвостье. Клюв и ноги красные, у молодых оливковые. Гнездящийся перелётный и транзитно мигрирующий вид. Прилетает в конце марта – апреле. Гнёзда строит в кронах старых деревьев. В кладке от 2 до 6 белых яиц. Кормится преимущественно рыбой, реже земноводными и беспозвоночными. Осенняя миграция с конца июля до сентября. Статус: III категория охраны -уязвимый вид (чёрный аист).
3. Вечнозелёный кустарничек высотой 10-30 см с тонкими нитевидными стелющимися стеблями. Листья очередные, кожистые, мелкие. Цветки одиночные, розово-красные, на голых длинных цветоножках. Плод – округлая мелкая тёмно-красная ягода. Статус: III категория – уязвимый вид (клюква мелкоплодная ).
4. Средних размеров гусь. Общая длина 53-56 см, масса тела 1310-2500 кг. Голова, шея и передняя часть спины буровато-серые, задняя часть спины аспидно-серая. Брюхо и подхвостье белые. Белое лобное пятно шире, чем у белолобого гуся, доходит до уровня глаз. На груди и брюхе небольшие чёрные поперечные пятна. Глаза окружены голым лимонно-жёлтым кольцом. Транзитно мигрирующий через территорию Беларуси вид. В наиболее благоприятных для отдыха и кормёжки местах может задержатся до середины мая. Кормятся во время весенней миграции зелёными всходами травы на пойменных лугах или озимых полях. Статус: IV категория – вид, имеющий неблагоприятные тенденции на окружающих территориях или зависимый от осуществляемых мер охраны , находится под угрозой глобального уничтожения (пискулька).
5. Многолетнее двудомное травянистое растение с длинным ползучим корневищем, низкими стеблями и округло-почковидными листьями с зубчатыми краями. Цветки однополые, белые, иногда розоватые, одиночные, на длинных цветоножках. Плод – шаровидная многокостянка, сначала красноватая, спелая – оранжево-жёлтая. Статус:
II категория – исчезающий вид (морошка приземистая).
6. Птица средних размеров с небольшой головой, массой тела 650-750 г. По бокам пальцев редуцированная роговая бахрома, скрытая сверху роговым оперением. Характерна сезонная смена оперения. У самок 3, у самцов 4 сезонных наряда. Зимний наряд белый, за исключением чёрных рулевых. В весеннем наряде самцов (у самок весной наряд такой же , как зимой) голова, шея, грудь и передняя часть спины кирпично-коричневые, оперение остальных частей тела белое. Летний наряд охристо-бурый с чёрными поперечными полосами и пятнами. Осенний наряд более тёмный. Птицы ведут оседлый образ жизни. Гнездо на земле. В кладке от 8 до 12 яиц. Питаются цветочными серёжками деревьев и кустарников, побегами травянистых растений, ягодами. Статус: II категория – вид, имеющий международную природоохранную значимость (белая куропатка).
7. Многолетнее травянистое луковичное растение. Цветоносный побег высотой 20-45 см. цветущие растения имеют 2-3 листа. Листовая пластинка ланцетная. Соцветие – полушаровидный зонтик, до распускания цветков заключённый в чехол из двух видоизменённых листьев. Листочки околоцветника белые. Плод – почти шаровидная трёхгранная коробочка. Статус: III категория – уязвимый вид (лук медвежий, или черемша).
8. Крупная птица. Масса тела 3,8-5,3 кг. Окраска оперения в основном серая. На темени красная «шапочка» - участок голой бородавчатой кожи. Затылок, горло и передняя часть шеи чёрные. Маховые перья и их кроющие чёрные. Рулевые перья черновато-серые, над ними нависают чёрные и серые длинные перья с рассученными бородками. Ноги чёрные. Перелётный и транзитно мигрирующий вид. Весенний прилёт происходит в конце марта – начале апреля. Голос – громкое трубное «курлыканье». Гнездо устраивает обычно в окружении воды. В кладке, как правило, 2 яйца вытянутой формы светло-бурых или зеленовато-серых. Осенний отлёт начинается в сентябре. Преимущественно растительноядная птица. В небольшом количестве весною и летом поедают животную пищу – крупных насекомых, мелких амфибий, ящериц. Статус – категория – уязвимый вид (серый журавль).
12. Игра «Кладовая мудрости»
Каждой группе раздаются «рассыпанные пословицы», из которых надо составить пословицу. (Слайд 23).
Задание 1: «В доме, в котором едят чернику и голубику, врачу делать нечего».
Задание 2: «Клюкву солнце печёт, дождь сечёт, а журавль ждёт, когда она полыхнёт».
13. Игра «Ягодный калейдоскоп»
Дети сидят на стульях в кругу. Условие: хлопните в ладоши, услышав слово, словосочетание, имеющее отношение к клюкве, и топните ногами, услышав слово или словосочетание, относящееся к голубике.
Словарь: кислая, защищает от воздействия радиоактивного излучения, красная, голубая, целебная, кисло-сладкая, замедляет старение нервных клеток, содержит много витамина С, желчегонное действие, морс, рекомендуется употреблять диабетикам, журавлиная ягода. (Слайд 24).
14. Метод «Я знаю три названия…
Учащиеся сидят в кругу, каждый по очереди выходит в центр, берёт мяч, бьёт по нему и говорит, н-р,:
«-Я знаю три растения заказника «Ельня»: мирт болотный - раз, черемша - два, голубика - три»;
«-Я знаю три реки на территории заказника: Ельнянка – раз, Бережа – два, Волота – три»;
«-Я знаю три птицы Красной книги заказника: белая куропатка, серый журавль, скопа» и т.д. (Слайд 25).
15. Метод «Обсуждение проблемы»
Групповая работа
Участникам игры в качестве проблемы предлагается обсудить вопрос «Что угрожает болоту и как его защитить».
Учащиеся работают в группах под звуки болота.
Задание: обсудить данную проблему, представить в виде группового проекта, защитить его. Ответы пишутся маркерами двух цветов на листах ватмана и при защите проекта ватман прикрепляется к стене. (Слайд 26, 27, 28).
Примерные ответы учащихся:
Угрожают болоту:
-пожары (последний пожар произошёл в 2002 г, пострадало 52,7% территории заказника);
-гидромелиоративная деятельность (сейчас болото со всех сторон окружено многочисленными мелиоративными каналами, прорытыми до того, как территория была объявлена заказником, по каналам из болота уходит вода);
-браконьерство;
-вырубка леса.
Как защитить болото:
-в 2001 г в Беларуси стартовал экологический проект «Восстановление гидрологического режима и предотвращение пожаров в гидрологическом заказнике «Ельня». Было построено 20 плотин, уровень воды повысился на 30-40 см. С тех пор пожаров больше не было;
-в 2007г по инициативе Общественной организации «Ахова птушак Бацькаўшчыны» и администрации заказника была проведена добровольная акция по строительству новых плотин;
-строительство платин на мелиоративных каналах повысит уровень воды на болоте и уменьшит вероятность пожаров;
-с 2000г запрещена охота на мигрирующих птиц;
-на более крупных озёрах заказника разрешён только любительский лов рыбы (окунь, щука);
-изучение болота и просветительская работа (разработаны четыре пешие экологические маршруты по ландшафтному заказнику).
16. Рефлексия взаимодействия
Метод «Продолжи фразу…»
Всем участникам игры предлагается пройти по «кочкам болота» и продолжить фразу «Сегодня на занятии я…» (Слайд 29).
17. Подведение итогов.
Давайте посмотрим на наше «Древо знаний». Остались ли там листочки с вопросами без ответов?