СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Путешествие в музыкальные страны. Опера"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ввести в музыкальный мир оперы.

Просмотр содержимого документа
«"Путешествие в музыкальные страны. Опера"»



Урок № 17 во 2 классе Дата:

Тема: Путешествие в музыкальные страны. Опера.

Раздел: «В музыкальном театре»

Цель: Ввести в музыкальный мир оперы «Руслан и Людмила»

Задачи:

  • Выявить взаимосвязь музыки и слова в произведении А. Пушкина и М.Глинки;

  • Развивать вокально-хоровые навыки;

  • Выявить взаимосвязь музыки и изобразительного искусства;

  • Осознание музыкальной речи с помощью ориентации на нотную запись главных тем оперы;

  • Формировать патриотические качества личности.

Планируемые результаты.

Личностные УУД:

  • Интерес к музыке и музыкальной деятельности;

  • Привлечение жизненно - музыкального опыта в процессе знакомства с музыкальными произведениями.

Познавательные УУД:

  • Владение навыками осознанного и выразительного речевого высказывания в процессе размышлений о музыке;

  • Осознанный выбор способов решения учебных задач в процессе восприятия музыки и музицирования.

Регулятивные УУД:

  • Умение ставить задачи при восприятии музыкальных сочинений;

  • Прогнозирование результатов музыкальной деятельности;

  • Понимание и оценка собственной музыкальной деятельности;

  • Совершенствование действий контроля и оценки действий партнёра в коллективной и групповой музыкальной деятельности.

Коммуникативные УУД:

  • Формирование умения планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе музыкальной деятельности.

Тип урока: открытие новых знаний.

Технологии: проблемного обучения, оценивания - (приём «мелодия - загадка»). ИКТ.

Оборудование: магнитофон, фортепиано.

Раздаточный материал: карточки красного и синего цвета, нотный стан с «мелодией - загадкой», карточки для ролевой игры «Композитор».











Ход урока


Вначале урока звучит песня «Сказки гуляют по свету» Е. Птичкин

1.Организация урока.

У: Здравствуйте, рада я вам.

Д: Здравствуйте, рады мы вам.

Вместе: Здравствуйте, рады гостям.

2.Актуализация опорных знаний.

- Что такое опера?

- Где можно услышать оперу?

-Я приглашаю вас в музыкальный театр, в удивительный сказочный мир.

Учитель: - Сегодня опера предстанет перед нами как волшебный рассказ о чудесах сказочного мира. Какую песню мы сейчас споём, если сказка будет впереди?

Исполняют знакомую песню Е. Птичкина «Сказки гуляют по свету»

(2 куплета), вспоминают героев


Учитель: - Кто рассказывает сказки детям?

Дети перечисляют, вспоминают Кота ученого.



Учитель: Какие замечательные строки русского поэта А.С. Пушкина А хотите узнать, что было 172 года назад? …Морозным ноябрьским вечером, 27 ноября 1842 года в Марииненском театре Санкт-Петербурга состоялась премьера волшебной, сказочной оперы русского композитора М.И. Глинки, на сюжет поэмы А.С. Пушкина Руслан и Людмила. 
Почему опера волшебная и сказочная? (Как и положено, в сказках, в опере действуют добрые и злые волшебники, шапка-неведимка, живая голова великана, живая и мертвая вода, меч-кладинец, волшебное кольцо, пробуждающее Людмилу).

«Киевский князь Светозар празднует свадьбу дочери Людмилы и отважного витязя Руслана. В разгар пира происходит таинственное похищение Людмилы злым волшебником Черномором. По призыву Светозара Руслан и оба отвергнутых жениха Людмилы Фарлаф и хан Ратмир отправляются на поиски Людмилы. Руслан попадает в пещеру доброго волшебника Финна, который открывает тайну похищения Людмилы могущественным Черномором и обещает ему помочь. Фарлаф встречает злую волшебницу Наину. Она убеждает его вернуться в Киев и ждать ее дальнейших повелений. Руслан продолжает путь, сокрушает встретившую ему голову великана, овладевает чудесным мечом, который сможет победить Черномора. Коварная Наина завлекла в свои владения Ратмира и Руслана, а Людмила в неволе скучает. Она готова умереть, чем подчиниться Черномору. Черномор приказывает слугам развлекать Людмилу. Появляется Руслан, он вступает в бой и отсекает ему длинную бороду, в которой таилась вся его сила. Однако преждевременная радость не в силах разбудить Людмилу, усыпленную колдуном. Руслан решил отвезти спящую Людмилу в Киев. Наина и Фарлаф проникают в спящий лагерь Руслана, похищают Людмилу. Поднимается тревога и Руслан бросается в погоню. По призыву Ратмира появляется Финн и вручает ему волшебный перстень, которым Руслан разбудит Людмилу. Прикосновение перстня Руслан пробуждает Людмилу от волшебного сна. В Киеве всеобщее ликование. Народ радуется счастью молодых» ( рассказ будет сопровождаться иллюстрациями героев оперы)


3. Изучение нового материала

Создать условия для усвоения обучающимися понятий: опера, хор, увертюра, контраст.

Формировать умение определять образ героев.

звучит Увертюра из оперы «Руслан и Людмила» М. И. Глинка


Учитель: Как звучит произведение? Какой тут возникает образ? Что мы можем сказать о герое благодаря такой музыкальной характеристике? (Образ света, радости, богатырской удачи – тема Руслана)

Выберите карточку, которая соответствует образу Руслана (у детей набор карточек разных цветов ярких и темных Работа с карточками определение характера).

Молодцы, вот такой праздничной, победной, богатырской, торжественной музыкой начинается опера и называется УВЕРТЮРА (вступление)

Учитель: Послушаем фрагмент из арии Руслана. Какие средства музыкальной выразительности использует композитор для создания образа главного героя?  Слушают «Дай, Перун, булатный меч…»Учитель: Что мы можем сказать о герое благодаря такой музыкальной характеристике?( Что он полон решимости на борьбу, что он храбр и отважен)

Как вы думает, кто исполняет это произведение? Правильно, поет один человек и его называют СОЛИСТ.

Учитель: Добро в сказке борется со злом.  Кто олицетворяет силы зла в поэме А.С. Пушкина? Коварный, злобный Черномор,
Семейства нашего позор,
Рожденный карлой, с бородою...
...Умен, как бес, и зол ужасно.
Притом же, знай, к моей беде,
В его чудесной бороде
Таится сила роковая... – Так описывает Черномора в своей поэме А.С. Пушкин.
–Как вы думаетекакая музыка должна быть у злых сил? ( Музыка должна звучать грозно, резко, отрывисто.)

Учитель: Теперь послушаем, как характеризует Черномора сам композитор.
– Определите, какой из трех жанров он для этого выбирает? (жанр марш)

звучит «Марш Черномора»

 Учитель: Попробуем промаршировать под эту музыку. ( маршируют) Удобно вам было маршировать?

 Учитель: По каким признакам мы можем определить, что этот герой фантастический, сказочный? (звучание колокольчиков).

 УчительКакими чертами характера он обладает? (коварство, злоба, ненависть, стремление к богатству, жажда наживы). Черномор в опере не поет, у него нет вокальной партии. Почему? (он – сила зла).

Выберите карточку, которая соответствует образу Черномора (у детей набор карточек разных цветов ярких и темных Работа с карточками определение характера

Учитель: Давайте с вами еще раз послушаем сказочный марш Черномора.

Учитель: Какой музыкальный образ вам показался ярче: образ Черномора в марше или образ Руслана в увертюре?

А какой герой понравился больше? Почему?

Учитель: Своим прототипом Руслан имеет легендарных богатырей из русских былин и сказок, которые защищали русский народ. Каких вы знаете богатырей? С каким цветом ассоциируется у вас его образ? (красный – цвет крови). А как вы думаете, образ Людмилы, каким цветом можно изобразить? (желтый – цвет солнца, радости, Родины).

Учитель: А как вы думаете, какой музыкой у Глинки заканчивается опера?

Слушание «Финал»

Учитель: Как звучал финал оперы? (Она такая же, как в начале: торжественная, радостная, мажорная). Кто исполняет это произведение? (хор). А какой хор? (смешанный)


4. Физкультминутка «Весна»

Упражнение на дыхание «Нюхаем цветочек», распевание (звукоряд, ступени лада в мажоре и миноре)


Учитель: У композитора есть свои средства музыкальной выразительности, благодаря которым, мы представляем мужественного Руслана, нежную Людмилу, коварного Черномора. Они сегодня как будто бы побывали в нашем классе. В сказках добро всегда побеждает зло, и в нашей музыке, звучащей на уроке были доброта, свет, вдохновение и все самое лучшее, что может быть в жизни.

Разучивание песни «Если добрый ты» Б.Савельев


-Наш урок подходит к концу.

- Я предлагаю вам вспомнить музыкальные фрагменты из оперы и их исполнителя.

-Игра «Музыкальная угадайка»

Материал для слушания

исполнитель

1. «Марш Черномора»

А) Симфонический оркестр

2. Увертюра

Б) Барабан

3. «Финал»

В) Фортепиано


5.Рефлексия

-Что нового открыли для себя?

-Продолжите фразы:

-Музыкальный спектакль, где герои поют - это ------- (опера)

-Оперу можно встретить в ------- (музыкальный театр)

-Театр- это мир сказок и приключений.

-Я предлагаю закончить урок песней

Исполнение Песни «Сказки гуляют по свету» Е. Птичкин.











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!