СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Путешествие в мир пушкинских сказок» (урок-игра)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка предназначена для повторения, закрепления  и обобщения знаний учащихся о сказках А.С.Пушкина в игровой форме.

Просмотр содержимого документа
««Путешествие в мир пушкинских сказок» (урок-игра)»

Разработка

урока литературы 5 класс







Тема:

«Путешествие в мир

пушкинских сказок»

(урок-игра)











Разработал учитель русского языка и литературы:

Костюшова Н.Н.





2018г

Цель:

  • Создать условия для рождения в сознании пятиклассников картины пушкинского сказочного мира.

  • Способствовать обобщению знаний о сказках А.С.Пушкина. Закрепить понятие о сказке как литературном жанре.

  • Учить аргументировать свой ответ, доказывать свою точку зрения с помощью текста.

  • Воспитывать внимательное, чуткое отношение к слову, умение работать в группах, корректно оценивать работу других.

  • Способствовать развитию коммуникативных умений, памяти, мышления, воображения, помочь реализации творческих навыков и актерского мастерства.

Тип урока: закрепление знаний.

Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый; словесно-наглядный, практический.

Оборудование:

Текст. Портрет А.С.Пушкина. Мультимедийные средства (компьютер, проектор, экран, презентация).

Раздаточный материал (разрезные карточки). Музыкальное сопровождение.

Выставка: книги со сказками А.С.Пушкина.



Ход урока.

  1. Орг. момент

  2. Вступительная беседа

- Пушкин! Это солнечное имя сопровождает нас всю жизнь. Мы впервые слышим его в раннем детстве и, ещё не умея читать, повторяем за мамой знакомые слова: «У Лукоморья дуб зеленый…»

Мир пушкинских героев живёт с нами и позже, в школьные годы. А поэзия Пушкина – неисчерпаемый источник, который, как в сказке, поит живой водой всех, кто прикоснётся к нему.

Слово учителя:

-Сегодня на урок к нам пришел тот самый ученый кот, которого слушал Пушкин. Он приглашает нас с собой в путешествие по волшебной стране пушкинских сказок.

В путешествии вам будут необходимы знание текста сказок, смекалка, умение слушать и слышать товарища, творческий подход. И ученый кот будет нас сопровождать, помогать.

Весь класс мы разделим на 2 группы. У каждой группы на столе - путевой лист для того, чтобы отмечать свои успехи, получая от кота награду.

Итак, в путь! (музыкальное сопровождение)

III Ход игры

  1. ЗАДАНИЕ



В народных сказках есть особое начало и конец. Как они называются?

(зачин, концовка). А в сказках Пушкина они есть? Докажите (каждая группа – по своей сказке).

«Сказка о золотом петушке»

Негде в тридевятом царстве,

В тридесятом государстве,

Жил-был славный царь Дадон…


Сказка ложь, да в ней намек!

Добрым молодцам урок

«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне и о прекрасной царевне Лебедь»


Три девицы - нет

И я там был; мед, пиво пил –

И усы лишь обмочил

«Сказка о попе и его работнике Балде»


Жил-был поп…

Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной – нет

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»


Царь с царицею простился…

Я там был, мед, пиво пил,

Да усы лишь обмочил



Итог: посмотрите – ворота в сказку открылись (Кот раздает жетоны)





  1. ЗАДАНИЕ

Но мы должны доказать коту, что знаем сказки и не заблудимся.

Восстановите пушкинские строки. Приклеить, повесить на доску

Но невеста____________

До зари в лесу____________

Между тем всё _________

И на терем ____________


молодая

блуждая

шла да шла

набрела.

Вдруг в глазах у всей __________

Петушок спорхнул___________

К колеснице___________

И царю на темя____________


столицы

со спицы

полетел

сел

Пуще прежнего старуха______

Не дает старику мне_________

Уж не хочет быть она_________

Хочет быть столбовою________


вздурилась

покою

крестьянкой

дворянкой

Балда, с попом понапрасну______

Пошел, сел у берега____________

Там он стал веревку___________

Да конец ее в море____________


не споря

моря

крутить

мочить



Итог: молодцы! (Кот раздает жетоны) Двигаемся дальше!

  1. ЗАДАНИЕ

Конкурс «Литературный детектив»

Командам выдаётся «чёрный ящик», в которой лежат предметы, встречающиеся в сказках Пушкина (зеркало, золотой петушок, золотая рыбка, бочка, яблоко, муха и т.д). Надо угадать, из какой сказки этот предмет.

Итог: Молодцы, ребята! (Кот раздает жетоны) Продолжаем наш путь!

4. ЗАДАНИЕ

Конкурс «Дальше, дальше, дальше…»

- За одну минуту команды должны дать как можно больше ответов на вопросы.

- Как царица обращалась к своему зеркальцу? («Свет мой, зеркальце! Скажи,/ Да всю правду доложи:/ Я ль на свете всех милее,/ Всех румяней и белее?»)

- Что приговаривал Балда? («Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной»)

- Какими словами начинается «Сказка о рыбаке и рыбке»? («Жил старик со своею старухой/ У самого синего моря»)

- Какими словами начинается «Сказка о царе Салтане»? («Три девицы под окном/ Пряли поздно вечерком»)

- В чем заключалась сила и власть Черномора? (в бороде)

- Кто помогал царице избавиться от царевны в «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях»? (Чернавка)

- Мимо какого острова проплывали корабли в одной из сказок? (мимо острова Буяна)

- В кого превращался князь Гвидон? (в комара, в муху, в шмеля)

- Какую песню пела белочка? (Во саду ли, в огороде…)

- Какими словами заканчивается «Сказка о золотом петушке»? («Сказка ложь, да в ней намёк!/ Добрым молодцам урок».)

- Как звали пса из «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях?» (Соколко)

- Назовите любимое время года Пушкина? (осень)

- Как звали няню Пушкина? (Арина Родионовна Яковлева)

Итог: Молодцы, ребята! (Кот раздает жетоны) Идем дальше!



IV.ФИЗМИНУТКА

Избушка на курьих ножках

В темном лесу есть избушка. (Дети шагают.)
Стоит задом наперед. (Дети поворачиваются.)
В той избушке есть старушка. (Грозят пальцем.)
Бабушка Яга живет. (Грозят пальцем другой руки.)
Нос крючком, (Показывают пальчиком.)
Глаза большие, (Показывают.)
Словно угольки горят. (Покачивают головой.)
Ух, сердитая какая! (Бег на месте.)
Дыбом волосы стоят. (Руки вверх.)

Молодцы!!!



  1. ЗАДАНИЕ



В сказках Пушкина есть слова, значение которых заставляет нас задуматься. Решим тест (выберем правильный ответ). В этом вам помогут знания, логика и смекалка.



фраза

значение

  1. За чупрун его таскает

  1. За чуб таскает

  2. Обманывает

  3. Ласкает


  1. Белены объелась

  1. Сошла с ума

  2. Отравилась

  3. Наелась

  1. Быть на посылках

  1. Разбирать посылки

  2. Служить

  3. Что-то посылать

  1. Правду бает

  1. Баюкает кого-то

  2. Говорит правду

  3. Обманывает

  1. Не кручинься

  1. Не крутись

  2. Не переживай

  3. Не пытайся обмануть

  1. Ратные дела

  1. Дела хозяйские

  2. Дела сельскохозяйственные

  3. Дела военные

  1. Понадеялся на авось

  1. Понадеялся на другого

  2. Поленился

  3. Не рассчитал силы

  1. Сварливая баба

  1. Вредная женщина

  2. Замечательная повариха

  3. Экономная хозяйка



А сейчас обменяйтесь тестами и проверьте работу товарищей.

(на доске – верный ответ: словарная статья с объяснением значения)

те, кто не сделал ни одной ошибки, получают жетон от кота.

Итог: Молодцы, ребята! (Кот раздает жетоны)

6. ЗАДАНИЕ

Конкурс «Отгадай героя»

- Каждая команда должна записать на листке имя героя, которого она увидит на экране. Но будьте внимательны! (на экране будут появляться картинки не из сказок А.С.Пушкина)

Итог: Молодцы, ребята! (Кот оценивает правильность выполнения задания и раздает жетоны)

И вот мы подошли к последнему заданию!

7.ЗАДАНИЕ

Ученый кот приготовил нам новое задание – связанное с математикой. Просит ответить, какие сказочные числа вы знаете? Проведите экспертизу и скажите, есть ли эти числа в сказках Пушкина? Представьте доказательства из текста.



Название сказки




«Сказка о царе Салтане и прекрасной царевне Лебедь»

«Сказка о попе и его работнике Балде»

«Сказка о рыбаке и рыбке»

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

«Сказка о золотом петушке»



Волшебные числа

33 богатыря,

3 раза летал,

3 девицы

3 испытания, 3 щелчка

30 лет и 3 года,

3 раза невод закидывал, 3 желания

7 богатырей, 3 раза обращался за помощью Елисей

В 3-девятом царстве, в 3-десятом государстве



За полноту ответа команды получают жетон от кота.



V. Подведение итога.



Молодцы!!! А сейчас подсчитаем количество жетонов.

Кот подводит итоги.



Кот: Ребята, вот мы и подошли к концу нашего путешествия. Для того чтобы попрощаться со сказкой, вспомним концовку «Сказки о золотом петушке»: «Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок». Какой урок вы смогли вынести из сказок Александра Сергеевича?

Мораль (читает учитель)

  1. Не задавайся, не проси лишку, а то останешься ни с чем («Сказка о рыбаке и рыбке»)

  2. Если хочешь спасти дорогого человека, не надо унывать, терять время, а надо быть упорным, настойчивым, смелым. («Сказка о мертвой царевне и …»)

  3. Находчивость и смекалка всегда помогут («Сказка о попе…»)

  4. Давши слово – держи, а не давши… («Сказка о золотом петушке»)

  5. Все тайное всегда становится явным («Сказка о царе Салтане…»)



КОТ: Молодцы ребята! Я очень рад, что вы хорошо знаете сказки Пушкина! Поздравляю победителей! Но мне пора уходить, меня ждут в Лукоморье. До свидания!!!



VI. Рефлексия.

Слово учителя: ребята, если вам понравилось наше путешествие – приклейте золотую рыбку на красный квадрат, если нет – на синий, а если вы не разобрались еще – то на зеленый.

Большое спасибо за урок!




















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!