Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3»
Методическая разработка
Игры - путешествия
«Путешествие в мир природы»
Авторы: Худяева Елена Николаевна
Педагог дополнительного образования
МБУ ДО «КМОЦ»
Панова Ольга Александровна,
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ № 3»
г. Камень-на-Оби
2018г.
«Путешествие в мир природы!»
Методическая разработка внеклассного мероприятия экологической направленности «Путешествие в мир природы» может быть использована для проведения классных часов в начальных классах. Элементы методической разработки могут применяться учителями начальных классов на уроке «окружающий мир». Мероприятие направлено на формирование у школьников любви к природе, развитие навыков взаимодействия в классном коллективе, а так же воспитания у детей экологической культуры.
Форма проведения экологического занятия: игра - путешествие для детей младшего школьного возраста.
Цель: формирование экологического сознания младших школьников
Задачи:
- расширять знания учащихся о мире живой природе, посредством углубленного знакомства с обитателями фауны своего края;
- развивать коммуникативные навыки, создавать положительный эмоциональный фон, через погружение в атмосферу сказки;
-воспитывать любовь к природе родного края
Оборудование:
Музыкальная аппаратура, покрывало.
Ход занятия
- Здравствуйте, ребята! Поздравляю вас с наступившими весенними каникулами. И по такому случаю приглашаю всех отправиться вот на этом ковре-самолете в настоящий мир природы. Готовы вы отправиться в путешествие, не боитесь? Тогда, усаживайтесь все на ковер – самолет. (Дети усаживаются на расстеленное покрывало. Звучит музыка.)
- Первая станция «Воздушная». Знакомо вам это название? О чем – нибудь оно напоминает вам? (Среда обитания животных). Животные какого класса большую часть времени проводя в воздушной среде обитания? (Птицы)
Правильно класс Птицы. Назовите представителей этого класса. По каким признакам их всех объединили в одну группу?
Птиц на свете очень много – около 9000 видов. Есть птицы очень большие, есть крошечные, не больше бабочки или стрекозы, и весящие несколько граммов. Есть птицы, которые могут летать выше облаков, а есть и такие, которые не могут летать, например, пингвины.
Одни птицы живут в лесу, другие – в степи. Но есть и такие птицы, которые не могут жить ни в лесу, ни в степи. Они живут только в пустыне или горах, а другие лишь на берегу моря.
Одни питаются рыбой, другие насекомыми. Есть хищные птицы, которые питаются животными. А есть и те, которые едят только растительную пищу: В основном ягоды и семена (дятел, щегол).
Одни селятся в дуплах, другие вьют гнезда на земле или на ветвях деревьев и кустов.
- Ребята, представить свой Класс животных к нам прилетела вот эта птица. Узнаете? Кто это? (Сова). Что вы можете про нее рассказать? Эту птицу в народе уважают.
Из-за своего острого зрения и слуха сова стала символом бдительности, осторожности и интуиции. Ее считают талисманом, который оберегает от обманов, иллюзий, чужого влияния. Люди, которые носят такие талисманы, говорят, что благодаря им, они получают способность читать мысли и раскрывать секреты. Птица учит принимать темную сторону своей личности и постигать тайны Вселенной.
- Наша мудрая гостья прилетела не просто так. Она годами собирала загадки про птиц и хочет вам их загадать. Справимся с заданием совы? (Загадки на обратной стороне облачков)
Меня сизокрылым Все с детства зовут. Как символа мира И любят, и чтут. (Голубь.) | Перья черные и с блеском, Может быть довольно дерзким, Всё – вредителям конец! Имя птице той — … (Скворец.) |
Эта птица любит море. Жить привыкла на просторе. В море синее нырнет - Рыбку в клюве принесет. Что за птица? Угадай - ка! Знают все, что это. (Чайка.) | Она под крышами живет, Гнездо своё из глины вьет, Целый день суетится, На землю не садится, Высоко в облаках летает, Мошек на лету поедает, В черном фраке лапочка, А зовется ?…..(Ласточка.) |
Всю ночь летает — Мышей добывает. А станет светло — Спать летит в дупло. (Сова.) | Кар-кар-кар! Кар-кар-кар! – Вот и весь репертуар. Оглашает крону клёна Своим пением …(Ворона.) |
Встали братья на ходули, Ищут корма по пути. На бегу ли, на ходу ли Им с ходулей не сойти. ( Журавли.) | Этой белокрылой птице В зоопарке не сидится. Чтобы люди улыбались, К ним летит со свёртком ...(Аист.) |
В клетке целый день сидит, И под нос себе твердит, Но услышав двери скрип, Он кричит "Филипп-Филипп", Кеше пить быстрее дай, Кто же это - (Попугай.) | Хохолочек на головке, На болоте, как в столовке: Помышляя о еде, Ходит-бродит по воде, Где на мели мальки кишат. Ловит рыбок, лягушат. Захват, бросок лягушки, ап-ля. Жонглёр, по-видимому … (Цапля). |
- А, действительно, молодцы! Все самые сложные загадки совы разгадали. Раз так, то сова решила поделиться своей мудростью:
Знаете ли вы, что из всех животных быстрее всех бегает страус. Он может бежать со скоростью 120 км/ч.
Самые морозостойкие среди птиц – утки и гуси. Они выносят температуру до – 110 градусов
Почему куры, индейки и др. птицы глотают мелкие камушки? Камушки в желудке заменяют птицам зубы, помогают переваривать пищу.
Игра
- Ребята, прощаемся с мудрой совой. Пора продолжить наше путешествие. Усаживайтесь на ковер – самолет. Держитесь крепко. Полетели. (Звучит музыка)
-Прилетели! Как называется эта станция? (Наземная) Посмотрите, кто нас встречает! С музыкой, с песнями! Как тут весело. Мне кажется или мы кого -то напугали своим прилетом? Кто там прячется? (Кролик)
Про кролика в разных странах тоже существует много легенд и мистических историй. Например, в Европе кролик — один из символов Пасхального торжества. Своей плодовитостью он символизирует наступление весны, весеннего возрождения земли, ее плодородия. Все эти традиции идут издревле, со времен язычества, тесно переплетаясь с традициями христианства. Кролик на Пасху раздаёт послушным детям разноцветные пасхальные яйца.
- Ребята, назовите обитателей этой станции, которые вышли нас поприветствовать. Они все из одного класса животных? Назовите животное и Класс, к которому он относится.
-Молодцы! Предлагаю послушать, о чем поет лягушонок. (На обратной стороне нот интересные факты из жизни животных)
Белка заготавливает на зиму до 600 гр. сухих грибов | Мухи глухие, у них нет вообще слуха. | Пчёлы в секунду делают 200 взмахов крыльями. |
Самый прожорливый хищник планеты – стрекоза. За день съедает пищи в несколько раз больше, чем весит сама. | Змеи способны спать до 3 лет и при этом ничего не есть. | Улитка имеет более 24 000 зубов. |
Игра
- Продолжаем наш полет….. Ура! Приземлились на станцию «Водная». Кто из вас умеет плавать? Молодцы! А кто обитает в водной среде, и тоже умеет мастерски плавать? (Рыбы) К какому классу относятся рыбы? На какие две группы делятся все рыбы? (Морские и пресноводные). Каких морских рыб вы знаете? Назовите пресноводных рыб. Почему их так разделили? Чем они отличаются? Кого можно назвать царицей пресноводных рыб? Самой хищной, самой ловкой считается….Щука
-Правильно. Ребята, давайте позовем щуку к нам. Хором проговорим слова Емели из сказки «По щучьему велению». Повторяйте за мной. Сначала я произнесу фразу, потом вы повторите ее.
«По щучьему веленью, по моему хотенью щука речная явись!»
(На стене появляется изображение щуки и пузыри воздуха, на которых вопросы, а на обратной стороне задания)
- Здравствуй, тетушка Щука! Ребята, посмотрите, у щуки вытянутая тело и длинная голова с широким ртом. Во рту у щуки очень острые зубы. Ведь щука – хищник. Щука охотится в водорослях. По своему цвету, щука тёмно – зеленая, поэтому водоросли хорошо её прячут. Щука питается рыбками, но щука выбирает больных и раненых рыб. Поэтому её называют санитаром реки. Щуки не любят плавать, поэтому живут в спокойных водоёмах, где вода малоподвижна. Щуки долгожители иногда живут до 100 лет.
- Почему рыбы в воде не тонут? Есть ли у рыб позвоночник? Зачем рыбам чешуя? Смотрите, что это за шарики? Почему они появились? Чем рыбы дышат под водой? Ой, кажется, щука пытается с нами пообщаться, пузыри появляются новые. Ой, да это же нам послание щучье…
Назовите самое большое животное в мире. (Кит) | Назовите самое умное морское животное. | Кого называют грозой морей? |
Какую рыбу называют речным волком? | «На дне, где тихо и темно, лежит усатое бревно». О какой рыбе идет речь? (Сом) | «У родителей и деток вся одежда из монеток». О каких монетках идет речь в загадке? (О рыбьей чешуе.) |
Игра
-Ребята, наше путешествие продолжается. Станция «Почвенная». Неужели это обитаемое место? Кто же живет под землей? Как животные приспособились жить в полной темноте и среди пластов земли?
Крот, насекомое медведка, слепыш, дождевой червь, грызуны делают норы в почве, большое количество мелких насекомых, а также:
пятнистая змея ведет подземный образ жизни и питается дождевыми червями. (Есть рисунок)
рыба-карась, проводит много времени в донном иле, а когда водоем пересыхает, то зарывается в почву от 1 до 10 метров и может так прожить несколько лет.
- Наше путешествие подошло к концу. Мы облетели всю планету и еще раз убедились, как многообразна природа и прекрасна.
Есть одна планета – сад в космосе холодном,
Только здесь леса шумят, птиц скликая перелётных.
Лишь на ней одной увидишь ландыши в траве зелёной.
И стрекозы только тут в реку смотрят удивлённо.
Береги свою планету, ведь другой на свете нету!
Я. Аким.