СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Путешествие в мир экономики со сказочными героями

Нажмите, чтобы узнать подробности

Путешествие в мир экономики со сказочными героями

Просмотр содержимого документа
«Путешествие в мир экономики со сказочными героями»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Соколовская СОШ»








Путешествие в мир экономики со сказочными героями









Бакалова Кристина Сергеевна

Воспитатель МКОУ

«Соколовская СОШ»



Эртиль 2021


Путешествие в мир экономики со сказочными героями

«Три поросенка».


Ситуация 1.

Цель. Формирование у детей представлений о рациональности выбора материала.

Содержание:

Жили-были три брата, три поросенка, и звали их Ниф-Ниф, Нуф-Нуф, Наф-Наф. Заспорили как-то поросята, из какого материала можно построить самый прочный дом. Ниф предлагает строить дом из соломы, так как солома дешевый строительный материал. Нуф считает, что дом можно построить из прутьев: прутья чуть дороже соломы, но прочнее. Наф советует строить дом из кирпича.

Вопросы к детям:

? О чем спорили поросята?

? Какие материалы (ресурсы) предлагает использовать для строительства дома каждый из поросят: солому, прутья, камень, кирпич, дерево?

? Из какого строительного материала можно построить самый прочный дом?

? Как менялся бы выбор материала, если бы поросята жили на севере, на юге?

? Как можно назвать слово «материал» по-другому?

Ситуация 2. Цель. Расширение представлений детей о рациональном использовании денег.

Содержание:

Долго спорили три поросенка и, наконец, решили построить большой каменный дом.Взяли они свои сбережения, пошли в магазин «Строительные материалы» и купили все необходимые для строительства: кирпич, доски, цемент, гвозди, и разные инструменты. Потратили поросята все деньги, го были очень довольны.

Вопросы к детям:

? Как можно назвать израсходованные поросятами деньги?

? Израсходованные деньги – это доход? Расход? Прибыль?

? Что такое расход?

? Почему поросята остались довольны, ведь они потратили все деньги?

? Какое слово запишем в экономический словарик?

Ситуация 3.

Цель. Формирование понимания необходимости расчета доходов, умения выполнять простейшие расчетные операции установления соответствия доходов и расходов.

Содержание:

Живут поросята в новом доме, тратят деньги на самые разные нужды: покупают продукты питания, одежду и обувь, платят за электроэнергию, воду, телефон, газ. Перед поросятами встала серьезная задача: определить семейные расходы. Каждый взял лист бумаги, на котором расписаны расходы семьи и указано количество денег, необходимых для оплаты, и приступили к расчетам. Поросята успешно справились с задачей и вскоре не только называли полученные результаты, но и придумывали разные истории про доходы, расходы и экономию денег.


Доход: 25

Виды

расходов

Величина

расходов

Экономия

Продукты

Питания



Одежда

Обувь



Оплата

Электричество



Оплата

телефон




?


Вопросы к детям:

? Как можно назвать деньги, потраченные поросятами?

? Какие бывают расходы?

? Назови, в каком случае можно сказать об экономии денег: Д Р, Д

Ситуация 4.

Цель. Формирование понимания источников денежных накоплений; развитие умения экономить.

Содержание:

Пришел однажды Волк к поросятам в гости. Угостили его поросята тортом, напоили чаем с вареньем. Волк был очень доволен и благодарил поросят. Он собрался уходить, но вдруг его внимание привлекла красивая шкатулка. Волк не удержался и заглянул в нее. А в шкатулке большое количество монет разного достоинства. «Откуда у вас столько денег?» - удивленно спрашивает волк. «Мы очень внимательно ведем учет семейных расходов. Стараемся, чтобы расходы не превышали доходов, а оставшиеся деньги откладываем в эту копилку», - с гордостью сообщили поросята.

Вопросы к детям:

? Как называются деньги, которые поросята откладывали в копилку?

? Как называются оставшиеся деньги поросят: заработная плата, накопление? Подарок, сбережение?

? Что такое денежное накопление (сбережение)? Когда оно появляется?

? Какое слово запишем в экономический словарик?




«Про мышь зубастую да, про воробья богатого»



Цели: расширение представлений о том, что выгода для одной стороны может быть убытком для другой; воспитание чувства справедливости.

Краткое содержание. Мышь и воробей поделили зерно, но вскоре мышь схитрила. Узнав об этом, воробей обвинил мышь, но получил от нее отпор. Воробей принял решение обратиться за помощью к справедливому царю зверей. Царь разрешил его проблему.

Материал: иллюстрации к сказке.

Экономические категории: выгода, убыток.

Вопросы:

? Для чего мышь схитрила?

? Почему воробей обратился к царю?

? Каким образом царь разрешил проблему воробья?

? Как вы думаете, что важно иметь человеку, чтобы получить выгоду: хитрость, смекалку или умение обмануть?

Социально-нравственные качества: хитрость, чувство справедливости.

Вопросы:

? Почему воробей обвинил мышь?

? Чем помог в споре лев? Как лев разрешил спор между воробьем и мышью?

Вывод: мышь была хитрая и решила добиться выгоды, обманув воробья. Но воробей вовремя обнаружил обман и обратился за помощью к царю зверей. Царь справедливо разрешил проблему воробья.




«Терем-теремок»



Цели: Формирование понимания необходимости труда, значимости разделения домашних обязанностей между всеми жителями теремка; вызвать эмоционально положительное отношение к дружбе, взаимовыручке сказочных героев.

Краткое содержание. Стоит в поле теремок. Прибежала к нему мышка-норушка и стала в нем жить. Потом к ней попросились жить: лягушка-квакушка, ежик без головы и ножек, петушок-золотой гребешок.

Вот они все в теремке живут, песни поют. Мышка-норушка там зерно толчет, лягушка пироги печет, а петух на подоконнике играет на гармонике, серый ежик теремок сторожит. Шел мимо медведь, захотелось ему в теремке пожить. Влез на крышу, затрещал теремок, упал на бок и развалился. Еле-еле успели из него звери выскочить. Попросил медведь у них прощения и предложил построить новый, большой теремок. Стали звери бревна носить, доски пилить – новый теремок строить. Получился он лучше прежнего.

Материал: кукольный театр «Теремок».

Экономические категории: труд, разделение труда, польза, выгода.

Вопросы:

? Какими видами труда занимались жители теремка?

? Как ты думаешь, почему каждый занимался одним (своим) делом?

? Как был восстановлен теремок?

Социально-нравственные качества: трудолюбие, заботливость, умение дружить, готовность к взаимовыручке.

Вопросы:

? Как жилось зверям в теремке?

? Почему они помогали друг другу?

? Для чего нужно разделение труда?

? Есть ли разделение труда в твоей семье?

? Как вели хозяйство жители теремка?

Обсудите пословицы: «Всяк человек в труде познается». «Не печь кормит, а руки».




«Телефон»



Цели: расширение представлений о разнообразии потребностей; привитие доброго отношения к живому миру.

Краткое содержание. Три ночи звонили дедушке Корнею звери и птицы: слон просил для сына шоколад, крокодил-калоши, зайчатки-перчатки, мартышки-книжки, а потом звонили-медведь, цапли, свинья, тюлень, олень, газели, кенгуру. А потом позвонил носорог – попросил спасти бегемота, который провалился в болото. Всем помогал дедушка Корней и давал добрые советы.

Материал: фланелеграф с материалом к сказке.

Экономические категории: потребности и возможности.

Вопросы:

? Почему Чуковскому звонили звери и птицы?

? Какие потребности были у зверей?

? Почему носорог просил помочь бегемоту?

? Какие из всех потребностей были самыми главными?

Социально-нравственное качество: доброта.

Вопрос:

? Почему К. Чуковский помогал зверям и птицам?

Вывод: звери и птицы видели в К. Чуковском доброго, отзывчивого человека, который мог бы им помочь. У каждого были свои потребности. Но не всегда у дедушки Корнея была возможность удовлетворить все их потребности (пример с медведем, крокодилом).


«Петушок и бобовое зернышко»



Цель: Формирование представлений о цепочке связей в трудовой деятельности; показать взаимосвязь трудовых процессов, значение ответственного отношения работающих к качеству продуктов труда; развивать умение характеризовать сказочных героев, высказывать свое отношение к ним.

Краткое содержание. Петушок подавился бобовым зернышком. Курочка перепугалась и бросилась к хозяйке за маслицем. Хозяйка отправила курочку к коровушке за молоком, чтобы сбить маслице. Коровушка отправила курочку к хозяину, чтобы он накосил травы. Хозяин послал курочку к кузнецу за косой, чтобы накосить травы, потом отдать траву корове, корова даст хозяюшке молоко. Та собьет маслице и отдаст его курочке, а курочка смажет петушку горлышко. Курочка так и сделала. Петушок выздоровел.

Материал: иллюстрации к сказке.

Экономические категории: труд, продукт, сырье, материал.

Вопросы:

? Почему курочка попросила у хозяйки маслица?

? Как герои сказки помогли петушку?

? Каким образом получился продукт их труда?

? Что было бы, если бы кто-то отказался выполнить просьбу курочки?

Социально-нравственные качества: доброта, готовность к взаимопомощи, отзывчивость, заботливость.

Вопросы:

? Почему все герои сказки помогали петушку?

? Смог бы петушок один справиться со своей бедой?

? Объясни пословицу «Не имей ста рублей, а имей сто друзей».

Вывод: с петушком случилась беда, но в результате труда курочки, хозяйки, коровы, хозяина, кузнеца получился продукт – масло, которое помогло петушку. Доброта и взаимопомощь спасли петушка.



«Как старик корову продавал»



Цель: формирование понятия и значения рекламы как целенаправленного распространения информации о товаре с целью его продажи.

Краткое содержание. Старик продавал корову на базаре целый день, но ее никто не хотел покупать. Корова была старой, худой и молока не давала. Один паренек пожалел старика и решил помочь. Он так стал расхваливать корову покупателям, что появилось много желающих ее приобрести. Но старик передумал: «Такая корова нужна самому».

Материал: Кукольный театр по сказке.

Экономические категории: реклама, покупатели, продавцы, товар.

Вопросы:

? Почему старик целый день не мог продать корову?

? Как старик представлял свой товар?

? Каким образом паренек привлек покупателей?

? Кто был лучшим продавцом: старик или паренек?

? Почему мужик передумал продавать корову?

? Что такое реклама? Где вы видели рекламу?

? Для чего нужна реклама?

Социально-нравственные качества: предприимчивость, доброта.

Вопросы:

? Какими качествами обладал паренек?

? Почему паренек помог старику?

Вывод: старик не мог продать корову, потому что всем говорил, что корова старая и не дает молока. Паренек был предприимчивый, сделал корове хорошую рекламу, поэтому и появилось много покупателей.



«Муха-Цокотуха».



Цели: формирование представления о рациональной трате денег при совершении покупок, развитие умения рассчитывать, предвидеть выгоду; воспитание чувства сострадания к героям сказок, терпящим бедствия.

Краткое содержание. Муха по полю пошла, Муха денежку нашла. Пошла Муха на базар и купила самовар. Пригласила друзей к чаю. Приходили к ней гости – тараканы, букашечки, блошки, бабушка пчела. Бабочка-красавица, приносили ей подарки. Веселились, пили, ели. Вдруг откуда ни возьмись появился Паук и хотел погубить Муху. Все гости испугались, по углам по щелям разбежались, никто не откликнулся на просьбу о помощи. Вдруг откуда-то летит маленький Комарик, подлетает к Пауку, саблю вынимает и ему на всем скаку голову срубает. Муху за руку берет и предлагает выйти за него замуж. Веселится народ – Муха замуж идет за лихого, удалого, молодого Комара.

Материал: иллюстрации к сказке.

Экономические категории: покупка, выгода, базар.

Вопросы:

? Почему Муха-Цокотуха купила самовар?

? Почему Комар спас Муху?

Социально-нравственные качества: доброта, смелость – трусость.

Вопросы:

? Для чего Муха пригласила гостей?

? Почему Комар не испугался Паука?

Вывод: Муха была хорошей хозяйкой. Когда нашла денежку, то рационально истратила ее – купила самовар, да такой, который долго служить будет ей и ее друзьям. Смелый Комар женился на красавице Мухе да в приданое получил самовар и много друзей. Он действовал бескорыстно, но в результате оказался в выигрыше.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!