ПУТЕШЕСТВИЕ
в книжное царство - премудрое государство
/библиотечный урок для учащихся 1-го класса, обучающихся по программе 1-4/
Цель - знакомство с библиотекой, с правилами пользования библиотекой.
Методические рекомендации: для проведения этого урока необходимо подготовить книжные выставки из лучших детских книг, с яркими иллюстрациями; подобрать игрушки, лучше, если это будут популярные герои литературных произведений.
Экскурсию по библиотеке могут провести старшие ребята - активисты библиотеки, одетые в костюмы Незнайки и Буратино /эти герои знакомы детям по урокам обучения грамоте/.
При подготовке к уроку необходимо помнить, что шестилетки - первоклассники еще только учатся рассматривать иллюстрации и многие не умеют читать.
Ход урока: дети приходят в библиотеку и встречаются там с Незнайкой и Буратино.
Незнайка: Куда это мы попали с тобой, Буратино?
Буратино: Сейчас узнаем. Вот как раз ребята заходят. Ребята, вы не знаете, где мы находимся?
Библиотекарь: А можно я отвечу. Попали и вы, Незнайка и Буратино, и вы, ребята, в книжное царство - премудрое государство. Правит в нём королева Книга. Её подданные разные книжки: большие и маленькие, толстые и совсем тоненькие /проводит по помещению, показывает стеллажи, книги/. А по-другому это царство ещё называют библиотекой.
Незнайка: /показывая на книжную выставку/. А эти книжки почему стоят не так, как все?
Буратино: Я думаю они стоят так, чтобы их лучше видно было, правильно?
Библиотекарь: Да. Здесь стоят книжки, которые особенно интересны для вас. Мои помощники выбрали их и поставили сюда – сделали для вас книжную выставку.
Буратино: А я могу взять вот эту книжку, она мне очень понравилась /берёт книгу с выставки/.
Библиотекарь: Конечно. Хотя ты ещё и не выучился читать, можешь взять книгу и посмотреть картинки.
Незнайка: А я знаю зато, кто вот тут среди книжек сидит /берёт игрушку/. А вы ребята знаете? /дети называют героев книг/.
Библиотекарь: Эти игрушки находятся здесь потому, что художники создали их, когда прочли книжки про приключения этих героев /если есть на выставке книги – показать/.
Незнайка: Ну что ли это и все книжки, которые нам можно брать?.
Библиотекарь: Конечно нет! /ведёт ребят к месту расположения книг для младших школьников и, если есть возможность, выделены книги для дошколят/. Вот их сколько! Наших друзей! Но чтобы взять книжку в библиотеке, надо стать читателем.
Незнайка: А что для этого нужно?
Библиотекарь: Нужно получить документ.
Незнайка и Буратино: Какой?
Библиотекарь: Особый. Он называется читательский формуляр. /Показывает формуляр, можно сделать большого формата/. У жителей этой чудесной страны очень много друзей – все ребята нашей школы. И чтобы вы могли спокойно познакомиться с книжками, выбрать себе понравившуюся и другие вам не мешали, нужно приходить сюда…/сообщает расписание и режим работы библиотеки/. Можете приходить вместе с папами и мамами, бабушками и дедушками. И для них книжки тоже найдутся. А чтобы вам было удобнее выбрать книги, посмотрите, как они расставлены: у них ведь есть свои домики и своя семья /называет рубрики: о Ленине, о Родине, сказки и т.д./, не переселяйте их в другие дома, книжкам там будет плохо, неуютно и трудно найти другим читателям. И ещё вам нужно запомнить, что книги возвращаются точно в указанный срок. Если вы не успели прочесть её, то нужно прийти в библиотеку и вам продлят срок пользования 9дальше можно напомнить правила обращения с книгами/.
Незнайка: А я загадку знаю.
Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает.
Что это такое?
Библиотекарь: Ну, вот, ребята, вы и познакомились с царством книги – библиотекой. Если хотите, можете взять сейчас книжки и с выставки и другие.