Чуркина Марина Олеговна
Учитель русского языка и литературы
МАОУ «СОШ №29» г.Северодвинск
marinachurkina85@gmail.com
89021932315
Внеклассное мероприятие в 6б классе по книге М. Твена «Приключения Тома Сойера»: «Путешествие с Томом Сойером»
Цель: познакомить обучающихся с произведением М. Твена «Приключения Тома Сойера».
Задачи:
Образовательные: расширить и углубить знания учащихся о творчестве писателя, активизировать и обогащать словарный запас учащихся.
Развивающие: совершенствовать навыки выразительного чтения, развить творческие способности и любознательность.
Воспитательные: воспитать интерес и любовь к книге, научить работать в группе, самостоятельно добывать знания.
Оборудование: аудитория, оснащенная компьютерами (видеоролик, яндекс-форма для опроса), мультимедийная презентация. Технологии: игровая технология (способствует активности учащихся любого возраста). ИК технология (помогает визуализировать вопросы и ответы к ним, делает задания ярче).
Ход мероприятия:
Учитель: Предлагаю добраться до острова, который называется Доброта, выполнив несколько заданий. У каждого учащегося есть технологическая карта урока, где фиксируются баллы, полученные при выполнении заданий. На доске размещен маршрутный лист (синий магнит передвигает учитель по мере выполнения заданий).
Учитель: Итак, посмотрите на экран, кто это? (Изображение)
Ученик: Марк Твен и Том Сойер.
Учитель: Да, мы сегодня будем говорить о произведении М. Твена «Приключения Тома Сойера». Тема: «Тропа приключений Тома Сойера».
Итак, пункт отправления – Флорида, Миссури, США. Почему отсюда мы отправляемся?
Ученик: Здесь родился М. Твен.
Учитель: Молодцы! Итак, первая остановка называется «Детство и родина писателя». Я предлагаю посмотреть небольшой видеоролик о М. Твене, после чего необходимо будет выполнить задание.
Ученики работают на компьютерах(планшеты могут быть). Выходят по ссылке, заготовленной мной заранее, смотрят видеоролик о писателе. Ссылку можно разместить в документе на рабочем столе или по электронной почте им отправить, поскольку в 6 классе ученики уже умеют создавать свою почту. На уроках информатики они это делали.
https://youtu.be/7qbL-cbPPLM
Краткое содержание видеоролика: настоящее имя Марка Твена – Самюэл Клеменс. Он родился в маленькой деревушке Флорида штата Миссури.
Вскоре семья переехала в Ганнибал- городок на берегу реки Миссисипи.
Самюэлю Клеменсу было 12 лет, когда отец его умер, и сыну пришлось зарабатывать на жизнь своим трудом. Он изучил профессию наборщика и стал работать в разных типографиях – превратился в «странствующего» наборщика. Заметим, что Марк Твен стал первым в истории писателем, сдавшим в издательство свою рукопись, отпечатанную на пишущей машинке, что очень облегчило работу наборщиков.
А в 20 лет Клеменс стал лоцманом на Миссисипи. Нелегка была жизнь Самюэля Клеменса, а произведения искрятся юмором. Один из его первых юмористических рассказов назывался «Знаменитая скачущая лягушка из Калавераса». В 1955 году в Америке в память о Марке Твене прошел первый чемпионат по прыжкам среди лягушек. И свое литературное имя он выбрал не случайно. Во времена, когда он был лоцманом, на всем течении Миссисипи, перерезавшей Америку пополам с севера на юг, не было ни одного маяка – только одноразовые буйки, которые ставил сам лоцман, шестом прощупав дно и сбросив с велбота загнутую доску с тяжелым камнем на одном конце, свечкой в бумажном фонарике - на другом. Лоцман замерял глубину и кричал своему помощнику на рубку: «Марк твен!»- отметь, что до дна две сажени (около 4 метров), и, значит, пароход может пройти.
Учитель: Ребята, чем занимался М. Твен, кроме писательской деятельности?
Ученики: Путешествовал. Работал на судне.
Учитель: Перед вами лежит лист бумаги, сложите из него корабль, на котором мы отправимся в путешествие.
Выполняют задание. Оценивается качество выполненной работы. 5баллов –отлично выполнена работа, 4 балла – хорошо, 3балла – удовлетворительно, 2 балла – плохо. В технологической карте фиксируются баллы. Показываю макет. Ученики себя оценивают.
Учитель: Итак, мы добрались на нащем корабле до остановки «Кто такой Том Сойер?» Здесь вам предстоит ответить на несколько вопросов о герое (выходят по ссылке, отвечают на вопросы в яндекс-форме, созданной учителем заранее).
https://forms.yandex.ru/u/60432b4b0291a543754da5e2/
Как звали тетю Тома? (Полли)
Как звали подругу Тома? (Бекки)
3. Назовите вредную привычку Тома, от которой он хотел избавиться (курение)
Кому и за что продал Том вторую очередь на побелку забора? ( Билли Фишеру, за нового бумажного змея.)
С кем Том сбежал на остров? (Гек Финн и Джо Гарпер)
Назовите длину забора, который белил Том. (30 ярдов)
Чьих насмешек боялся Том? (Бена Роджерса)
После проверки заносим баллы в свою технологическую карту, сколько правильных ответов – столько и баллов (0-7 баллов).
Динамическая пауза. Игра «Море волнуется раз…»
Учитель: Выполняем третье задание. Инсценирование отрывков из произведения. Домашнее задание. Остановка называется «Сценка».
Оценивание. Отличная постановка (речь, мимика, жесты) – 5 баллов, хорошая постановка – 4 балла, удовлетворительная – 3 балла. Ставят баллы в технологическую карту те, кто подготовил и показал сценку.
Учитель: Итак, мы прибыли на остров Доброта. Как вы думаете, чему учит книга М. Твена «Приключения Тома Сойера?»
Ученики: Книга о том, что ничего на надо бояться, быть смелым и ловким, находчивым, добрым, отзывчивым. Том понимает жизнь такой, какая она есть. Необходимо всегда уметь находить выход, не судить о людях, а уметь с ними ладить, уметь правильно оценивать людей, иметь свою точку зрения, быть самостоятельным и независимым, отчаянной и жизнелюбивой натурой.
Учитель: Итак, подсчитаем баллы в технологической карте (7-9 баллов – оценка «3», 10-13 баллов – оценка «4», 14 баллов -17 баллов – оценка «5») . Предлагаю раскрасить флаг нашего корабля, который мы сделали в начале занятия. Если понравился урок, все было понятно – в зеленый цвет; если было трудно, но справился сам – желтый цвет; если было трудно, нужна была помощь учителя – в красный цвет, который символизирует опасность на море. Спасибо всем! Дома предлагаю нарисовать иллюстрации к произведению.