СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Путешествие по материкам

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок изучения нового материала

Просмотр содержимого документа
«Путешествие по материкам»

Технологическая карта урока « Путешествие по материкам»


Цель урока: познакомить учащихся с материками нашей планеты.

Планируемые результаты обучения:

Предметные – приводить примеры особенностей природы материков, уметь показывать объекты на географической карте

Личностные – овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.

Метапредметные – умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение.

Межпредметные связи: география, биология.

Организация пространства: работа парная, индивидуальная.



ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Предмет - география

Класс - 5


Тема урока – «Путешествие по материкам»

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

- смогут объяснить значение

понятий: материк (континент),

остров, архипелаг,

часть света.

-сумеют показать на карте полушарий все материки.



Регулятивные УУД:

- примут участие в планировании собственной деятельности на уроке;

-самостоятельно оценят достигнутые результаты.

Познавательные УУД:

- смогут найти информацию в тексте;

- смогут вести самостоятельный отбор информации, ее преобразование;

- сформулируют и проаргументируют мнение по проблеме.

Коммуникативные УУД:

-примут участие в обсуждении, создании коллективной работы в ходе деятельности в малой группе.

-формирование осознания единства географического пространства;


- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.


Словарь урока: материк (континент), остров, часть света, архипелаг.

Ресурсы урока:

  • листы самооценивания

  • компьютер, мультимедийный проектор

  • компьютерная презентация

  • учебник 5 класса (авт. И. И. Баринова, А. А. Плешаков, Н. И. Сонин)

  • География. Начальный курс. 5 класс. Методическое пособие (автор И. И. Баринова).

  • География. Начальный курс . 5 класс. Рабочая тетрадь (авторы В. И. Сонин, С. В. Курчина).

  • физическая карта полушарий

  • карточки-задания для работы в парах

  • тест «По материкам»


ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этап урока (+время)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1 этап. Орг. момент

Приветствует обучающихся и создает положительный эмоциональный настрой к уроку

Приветствуют учителя и настраиваются на урок

2 этап. Мотивация

- Учитель читает стихотворение

А. Усачёва «Материки»


На свете много островов,
Так много, что не счесть…
А вот больших МАТЕРИКОВ
Мы насчитаем шесть:
АФРИКА, АМЕРИКА
(Северная и Южная),
АВСТРАЛИЯ,
ЕВРАЗИЯ,
АНТАРКТИДА
(Вьюжная).
- Следовательно, какая тема нашего урока?

Записываем тему урока в тетради.









Определяют тему урока «Материки»

3 этап. Актуализация знаний

-Сколько материков на Земле?

-Назовите их.

-Какой из них самый большой?

-Какой – самый маленький?

-Какой – самый жаркий?

-Какой – самый влажный?

-Какой – самый холодный?

-Какой материк самый сухой?

- На каком материке находятся самые высокие горы мира?

- А на каком материке расположена величайшая пустыня нашей планеты Сахара?

Вступают в диалог с учителем, отвечают на поставленные вопросы, некоторые вопросы вызывают затруднения у детей и у них возникает потребность в приобретении новых знаний.


4 этап. Целеполагание и планирование

-Что нужно еще узнать нам для того, чтобы ответить на все поставленные вопросы?





Корректирует цели урока и помогает спланировать обучающимся их дальнейшую деятельность на уроке.

Формулируют цели урока:

Мы должны узнать особенности каждого материка;

Какие географические объекты на них находятся;

Какие растения и животные встречаются на материке?

5 этап. «Открытие» нового знания

Материк (континент) – возвышающиеся массивы суши, окруженные водой.

  1. Выполните задание:

Создать портрет материка с помощью материала, размещенного в учебнике стр.105-108 и дополнительной информации на отдельных листках по следующему плану:

Название материка.

Крупные горы и равнины.

Крупные реки и озера.

Животный и растительный мир.

Главная особенность материка, отличающего его от других материков.

(см. Приложение 1)


  1. Ребята, а вы слышали о частях света? Что это такое? Какие части света вы можете назвать? (если затрудняетесь, обратитесь к учебнику)

Материк или часть материка с расположенными вблизи островами называют частью света.

Часть света – это большие историко-географические территории суши, условно различающиеся открытием материка и особенностями заселениями.


  1. А сейчас, ребята, я предлагаю поиграть в игру «Четвертое лишнее»

Евразия, Гренландия, Африка, Австралия.

Суша представлена не только материками, но и островами (большими и не очень), а также архипелагами.

Остров – участок суши, со всех сторон окруженный водой.
Архипелаг – группы островов, расположенные на небольшом расстоянии друг от друга.


-Какой остров на Земле самый большой?

-Назовите самый крупный остров нашей страны.

-Показать на физической карте полушарий следующие географические объекты: о. Гренландия, о. Сахалин, архипелаги Северная Земля, Новая Земля, Земля Франса-Иосифа, Новая Гвинея, Новая Зеландия.


Записывают определение в тетрадь


Работают с источниками информации и создают в тетрадях «Портрет материка».





Презентация результатов своей работы. Показать материк на физической карте полушарий.





Называют части света.




Записывают определение в тетрадь








Выбирают лишнее и объясняют почему.




Записывают в тетрадь определение остров, архипелаг.



Отвечают сами или с помощью учебника.


Показывают на карте географические объекты.

6 этап. Включение нового знания в систему знаний.

– Итак, давайте теперь подведём небольшой итог, назовите, сколько всего материков, какие части света мы выделяем?

- Покажите части света на физической карте полушарий.

-Назовите и покажите материки. (От самого большого по площади материка к самому маленькому)



Задание «Самое-самое на материке» (см. Приложение 2)



Тест «По материкам» (См. Приложение 3)

Отвечают на вопросы учителя.



Показывают части света на карте.


Показывают материки на физической карте полушарий.




Выполняют задание учителя



Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

7 этап. Рефлексия и оценивание.

-Ребята, назовите тему урока, цели урока. Удалось ли нам их достичь?

Сегодня на уроке я узнал, что….

Я хорошо усвоил, что…………………

Теперь я смогу сам и научу других………………

Меня удивило, что …

Мне пригодится в дальнейшем….



Предлагает детям лист самооценивания. (см. Приложение 4)

Ответы детей















Оценивают свою работу на уроке и ставят оценку.

8 этап. Домашнее задание

Параграф 22, зад. в учебнике11.

Составить тест, 15 вопросов «По материкам»

Записывают домашнее задание



Приложение 1

Описание материков


Задание для первой пары


Создать портрет материка с помощью материала, размещенного в учебнике стр.105-108 и дополнительной информации на отдельных листках по следующему плану:

1. Название материка.

2. Крупные горы и равнины.

3. Крупные реки и озера.

4. Животный и растительный мир.

5. Главная особенность материка, отличающего его от других материков.


Евразия 

Евразия – это самый большой материк. Часть территории Евразии занимает наша страна – Российская Федерация.

Рельеф Евразии очень разнообразен. Это и высочайшие горы земного шара Гималаи (гора Джомолунгма, или Эверест, – 8848 м), и гигантские, протянувшиеся на тысячи километров равнины, например Восточно-Европейская, Западно-Сибирская. 
Евразия богата реками и озерами. Самая длинная река материка – Янцзы. В Евразии расположено самое глубокое озеро мира – Байкал (1637 м). Здесь находится самый большой полуостров мира – Аравийский. Самое большое по площади озеро – Каспийское.

На материке природа разнообразна, но мы отправимся с вами в Китай. Здесь выращивают растение, полностью залитое водой, его называют «сыном воды и солнца», «пищей богов». Что же это за растение? Это рис! Его родина – Юго-Восточная Азия, откуда он распространился по всему свету. В Китае много замечательных животных. Одно из них – большая панда – живет только здесь. Она относится к числу самых редких и мало изученных животных. Длина тела около полутора метров. Мех густой и очень красиво окрашен – ни с кем не спутаешь этого зверя. Ее часто называют бамбуковым медведем. Она питается в основном тонкими ростками бамбука и действительно является близким родственником медведей.

Задание для второй пары

Создать портрет материка с помощью материала, размещенного в учебнике стр.105-108 и дополнительной информации на отдельных листках по следующему плану:

1. Название материка.

2. Крупные горы и равнины.

3. Крупные реки и озера.

4. Животный и растительный мир.

5. Главная особенность материка, отличающего его от других материков.



Африка 

Африка – второй по величине материк. В ее рельефе преобладают равнины. Высоких и протяженных горных цепей на этом материке нет. Самая высокая точка Африки – гора Килиманджаро, снежная шапка которой возвышается на высоте 5895 м. 
Это самый жаркий континент, на большей его части средняя годовая температура выше
+20 °С. В Африке не бывает зим в нашем понимании. На большей части территории материка времена года различаются лишь количеством выпадающих осадков. В Северной Африке расположена величайшая пустыня нашей планеты – Сахара, здесь летом поверхность песка и камней нагревается до +70 °С, а воздух – до +40 °С. 
Материк богат реками. Среди них Нил – самая длинная река нашей планеты (6671 км). Река, дважды пересекающая экватор и является самой полноводной рекой материка – Конго.

Одно из самых знаменитых растений этого материка – баобаб. В стволе толщиной до 10 м баобаб запасает воду: его мягкая древесина, как губка, может накопить до 120 т воды. В засушливые годы дерево немного худеет, а после дождей опять полнеет.

В Африке обитает самое высокое на свете животное – жираф. Благодаря невероятно длинной шее его рост достигает без малого 6 м! Кормится жираф листьями деревьев. По соседству с ним обитают зебры, антилопы и даже страусы.



Задание для третьей пары

Создать портрет материка с помощью материала, размещенного в учебнике стр.105-108 и дополнительной информации на отдельных листках по следующему плану:

1. Название материка.

2. Крупные горы и равнины.

3. Крупные реки и озера.

4. Животный и растительный мир.

5. Главная особенность материка, отличающего его от других материков.



Северная Америка 

В рельефе этого материка преобладают равнины. Вдоль западного побережья тянутся горные цепи – Кордильеры. Это высокие горы с глубокими речными долинами и действующими вулканами. Самая высокая гора Кордильер – Мак-Кинли (6193 м). 
Климат на материке очень разнообразен: от сурового на севере, где температура зимой опускается до –45 °С, до жаркого, влажного – на юге.
Реки Северной Америки полноводны, самая крупная из них – Миссисипи. Обширную водную систему образуют Великие озера: Верхнее, Мичиган, Гурон, Эри, Онтарио.

Среди растений этого материка особенно удивительны растущие в Кордильерах хвойные деревья секвойи. Это деревья-гиганты: более 100м в высоту и до 10м в поперечнике. Шишка секвойи бывает размером с большую дыню. Из животных назовем одного небольшого зверька, которого здесь знают все. Он ни от кого и не прячется: широкими белыми полосами на почти черном теле издалека привлекает внимание. Ног приблизиться к нему никто не решается: при опасности он использует неприятный запах, что ни звери, ни люди не подходят к нему и убегают подальше. Название этого зверька – скунс.



Задание для четвертой пары

Создать портрет материка с помощью материала, размещенного в учебнике стр.105-108 и дополнительной информации на отдельных листках по следующему плану:

1. Название материка.

2. Крупные горы и равнины.

3. Крупные реки и озера.

4. Животный и растительный мир.

5. Главная особенность материка, отличающего его от других материков.



Южная Америка 

На востоке этого материка господствуют равнины, а на западе протянулись самые длинные горы Анды.

Это самый влажный континент планеты. Климат здесь теплый, только на крайнем юге зимой температура может опускаться до 0 °С или чуть ниже. В высокогорных районах Анд климат достаточно суровый. На материке протекает много рек. Среди них Амазонка – самая полноводная река планеты. Самое высокогорное озеро Земли – Титикака.

В реках Южной Америки водятся хищные рыбы – пираньи, растут необыкновенные растения под названием Виктория-регия, плавающие листья которой могут выдерживать вес до 50 кг. Здесь обитает самый большой в мире жук дровосек-титан длиной до 18 см.



Задание для пятой пары



Создать портрет материка с помощью материала, размещенного в учебнике стр.105-108 и дополнительной информации на отдельных листках по следующему плану:

1. Название материка.

2. Крупные горы и равнины.

3. Крупные реки и озера.

4. Животный и растительный мир.

5. Главная особенность материка, отличающего его от других материков.



Австралия 

Австралия – самый маленький материк. Он же и самый сухой: на большей части его территории выпадает мало осадков. Поэтому на материке нет крупных, полноводных рек. Многие реки
пересыхают и наполняются водой лишь в сезон дождей.

  Самая большая река – Муррей, она не пересыхает, но уровень ее вод резко меняется в течение года. Озеро Эйр – самое крупное на материке, в сухое время года распадается на отдельные неглубокие водоемы, а в сезон дождей площадь озера сильно увеличивается.

Животный и растительный мир очень своеобразен. Среди растений наиболее известен эвкалипт. Наиболее известные австралийские животные – утконос, кенгуру, медведь коала.

Задание для шестой пары

Создать портрет материка с помощью материала, размещенного в учебнике стр.105-108 и дополнительной информации на отдельных листках по следующему плану:

1. Название материка.

2. Крупные горы и равнины.

3. Крупные реки и озера.

4. Животный и растительный мир.

5. Главная особенность материка, отличающего его от других материков.



Антарктида 

Антарктида – материк, который покрыт мощным ледяным щитом (средняя толщина 2000 м). Во льдах Антарктиды содержится до 80% запасов пресной воды Земли.

Это самый холодный материк, средняя суточная температура во внутренних районах даже летом – 30 °С. На станции «Восток» полярниками была зарегистрирована температура – 89,20 С. Это самая низкая температура на Земле. В летнее время материк получает много солнечного тепла, но до 90% его отражается от снега и льда. Поэтому только в прибрежных районах, где летом отсутствует снежный покров, температура поднимается до 0 °С.

К суровым условиям этого холодного материка приспособились немногие живые существа. В прибрежных районах встречаются мхи и лишайники. Самые знаменитые животные Антарктиды – пингвины. Летать эти птицы не могут, зато очень хорошо плавают и ныряют. В море они добывают себе еду, в основном рыбу.

Приложение 2.

Задание «Самое-самое на материке»

  • Самая большая по площади страна Евразии. (Россия)

  • Самые высокие горы мира. Назовите материк. (Гималаи - Евразия)

  • Самое глубокое озеро мира. Назовите материк. (Байкал – Евразия)

  • Самая большая по площади пустыня нашей планеты, назовите материк. (Сахара -Африка)

  • Самая полноводная река планеты, назовите материк. (Амазонка- Южная Америка)

  • Самая длинная река планеты, назовите материк. ( Нил-Африка)

  • Самая высокая гора мира и материк (г. Джомолунгма или Эверест –Евразия)

  • Самый жаркий материк. (Африка)

  • Самый холодный материк (Антарктида)

  • Самый маленький материк (Австралия)





Приложение 3

Тест по теме «По материкам»

1. На каком материке протекает самая длинная река в мире и как она называется?

А. Африка, Нил 
Б. Евразия, Янцзы 
В. Южная Америка, Амазонка 
Г. Северная Америка, Миссисипи

2. На каком материке протекает самая полноводная река в мире и как она называется?

А. Африка, Нил 
Б. Евразия, Янцзы 
В. Южная Америка, Амазонка 
Г. Северная Америка, Миссисипи

3. Как называется высочайшая вершина мира и на каком материке она расположена?

А. Килиманджаро, Африка 
Б. Мак-Кинли, Северная Америка 
В. Аконкагуа, Южная Америка 
Г. Джомолунгма, Евразия

4. На каком материке находится наша страна?

А. Евразия 
Б. Северная Америка 
В. Антарктида 
Г. Австралия

5. Сколько материков на Земле?

А. 4 
Б. 5 
В. 6 
Г. 7

6. Составьте пару: материк – характеристика.

1. Самый большой материк. 
2. Самый жаркий материк. 
3. Самый маленький материк. 
4. Самый холодный материк.

а) Антарктида 
б) Африка 
в) Австралия 
г) Евразия

7. Подберите пару:

1. Самые высокие горы земного шара. 
2. Самая длинная река планеты. 
3. Самое глубокое озеро мира. 
4. Самая полноводная река планеты.

а) Нил 
б) Амазонка 
в) Гималаи 
г) Байкал

8. Составьте пару: материк – горные системы.

1. Евразия 
2. Северная Америка 
3. Южная Америка

а) Анды 
б) Кордильеры 
в) Гималаи



ОТВЕТЫ:

1-а

2-в

3-г

4-а

5-в

6 1 -г 2-б 3-в 4а

7 1-в 2-а 3-г 4-б

8 1-в 2б 3а

ШКАЛА ОЦЕНИВАНИЯ ТЕСТА:

16-14 баллов – «5»;

15-13 баллов – «4»;

12-9 баллов – «3»;

8-0 баллов – «2».



Приложение 4

Лист самооценивания

Самооценка.


критерии оценки

выполнение

1

грамотно использовал понятия


2

защищал «Портрет материка»


3

показывал географические объекты на физической карте полушарий


4

отвечал на поставленный вопрос


5

участвовал в обсуждении


6

отвечал на вопросы задания «Самое-самое на материке»


7

Формулировал цели урока, тему урока




от 0 -3 – «3»;

от 4 до 6 – «4»

от 7 и более – «5»



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!