СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Путь к мировой войне

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблемно-диалогический урок. Проблема урока: "Начнется ли мировая война, как можно предотвратить ее?"

Просмотр содержимого документа
«Путь к мировой войне»

Дата 9.12.2016

Класс __8____

Предмет: история

Целевой блок

Тема

Путь к мировой войне

Проблема урока

Начнется ли мировая война, как можно предотвратить ее?

Планируемый результат
















Задачи урока

Предметный: указывают хронологические рамки событий, происходивших в данном отрезке времени; читают историческую карту с опорой на карикатуры (последний форзац учебника); знают цели участников Первой мировой войны; объясняют значение понятий Тройственный союз, Антанта; проводят поиск необходимой информации в историческом источнике; знают причины борьбы за передел мира, определяют значение создания Тройственного союза, Антанты.

Личностный: проявляют положительное отношение к учебной деятельности, следуют в поведении моральным нормам и этическим требованиям, понимают культурное многообразие мира, причины успеха в учебной деятельности.

Метапредметный:

Регулятивное УУД: выделяют и сохраняют учебные задачи, учитывают ориентиры, выделенные учителем в новом материале, принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения, выполняют учебные действия, вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, осуществляют пошаговый контроль по результату деятельности, оценивают свою работу на уроке, анализируют свое эмоциональное состояние.

Познавательное УУД: осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме, составляют конспект, выделяют главное, используют наиболее эффективные способы решения учебной задачи, владеют основами смыслового чтения познавательных текстов, устанавливают причинно-следственные связи.

Коммуникативное УУД: владеют диалогической формой речи, договариваются и приходят к общему решению в результате совместной деятельности.

Образовательные: объяснить причины перехода западных стран с политики ввоза товаров в колонии на политику вывоза капиталов.

Способствовать развитию: на основании фактов истории сформировать представление о влиянии процессов модернизации на колониальные страны.

Воспитывать: дать возможность осознать значение единения народа (нации) в борьбе за независимость.

Инструментальный блок

Тип урока

урок открытия новых знаний

УМК

Ресурсы:


Учебник Е.В. Агибалова, Г.М. Донской. Всеобщая история. История средних веков, 6 класс

- презентация

- раздаточный материал

Организационно-деятельностный блок

Основные понятия

Великий шелковый путь, монголы, хан, орда, пагода, самураи, бусидо, сёгун, сёгунат, буддизм, раджа, каста

Метапредметные связи

Литература, география, химия

Организация пространства

Технология: проблемно-диалогическая модель урока

Работа обучающихся: фронтальная, индивидуальная, в парах и группах.









Технологическая карта урока.

Основн. этапы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Планируемые результаты

1 этап

Создание проблемной ситуации







(фронтальная беседа)





2 этап Формулирование проблемы




Гипотеза



3 этап Актуализация знаний




Индивид. работа



Актуализация


Самопроверка

(оценивание в тех. картах)


- В каком случае художники используют карикатуры?

- Рассмотрим иллюстрации на с. 282-283, чему они все посвящены? Почему художники используют именно карикатуры?


Обратимся к историч. источникам в конце параграфа (с.291).

Судя по этим сведениям, можно ли предположить, что в начале 20 века начался процесс формирования всемирной человеческой цивилизации?


Учитывая, что у этих наиболее развитых в мире стран самые передовые армии, имеющие опыт захвата колоний, передовая военная техника, предположите, каким может стать этот конфликт, к чему это приведет?




Какое наблюдается противоречие?

Какой возникает вопрос?




Какие события (факторы, обстоятельства), по вашему мнению, могли предотвратить войну?



Что мы знаем о причинах противостояния западных стран в конце 19 – начале 20 века?

Отвечают: когда хотят кого-либо высмеять.

Эти карикатуры на отношения между западными странами в начале 20 века.

- захват новых земель.

Беседа:

- Согласно источникам, шел процесс формирования всемирной общечеловеческой цивилизации.

Однако документы того времени говорят, что соперничество между развитыми странами достигло невероятного размера и грозило военным столкновением между развитыми государствами.

- Конфликт может стать мировым и привести к гибели миллионов людей.

С одной стороны, идет формирование всемирной общечеловеческой цивилизации, с другой – усиливается противостояние западных стран.

Начнется ли мировая война?


Предполагают свои версии


Познавательные: Анализировать и обобщать, делать выводы, определять понятия;




Коммуникативные: владеют диалогической формой

речи






Регулятивные: участвуют

в диалоге, формулируют ответы, приводят примеры

2 этап. Мотивация Подготовка учащихся к работе на основном этапе.


Создание проблемной ситуации.

(работа в парах)








В ваших технологических картах прочитайте высказывания великих людей: о чем эти документы?

 «…Тут есть Индийская стран и люди ходят все нагие, а голова непокрыта, а волосы заплетены в 1 косу. Вместо штанов они обвязывают бедра куском ткани. Детей родят каждый год, а детей у них много. А мужи и жёны все чёрные…». (Из книги «Хождение за три моря» русского купца Афанасия Никитина)

“… фонтан, который в большом количестве выбрасывал масло, горючие черные камни, благодаря которым обогревались дома …” (из «Книги о разнообразии мира» Марко Поло - первооткрыватель Востока)

Т. О. есть ли противоречие в документах? стоит проблема?

Проблема урока: «Выяснить уровень развития средневековых восточных цивилизаций в сравнении со средневековыми европейскими государствами»

Для того чтобы решить нашу проблему, что же сегодня мы должны с вами узнать? Шаги открытия новых знаний

На доске пишется план урока:

  1. Этапы исторического развития (название государств, династий, титулов правителей).

  2. Основные виды хозяйства.

  3. Достижения в науке, культуре.

  4. Особенности развития стран Востока в Средние века.

Анализируют высказывания, делают выводы:

А. Никитин говорил о бедности сельского населения, нравах, облике жителей Индии.

Марко Поло высказывается о нефтяном источнике и угле, о которых не знали европейцы.


Противоречие в документах:

- пользовались тем, чего еще европейцы не знали (развитость азиатских стран)

- жили бедно, много детей

- особенности развития восточных стран,

- восточные страны были более развиты, чем европейские, на каком уровне развития? (проблема в тетрадь)


Предлагают план изучения темы, записывают в тетради





Познавательные:

определять понятия

Находить информацию, необходимую для решения учебных и жизненных задач


Коммуникативные: Излагать свое мнение, аргументируя его

Личностные: Осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать свои мировоззренческие позиции

Регулятивные: Определять цель, проблему урока

3 Этап.

Поиск решения

учебной задачи,

проблемы


(физкультминутка до начала работ в группах)


Для облегчения восприятия большого объема информации учитель предлагает ученикам заполнить таблицу

- задание: представить классу характеристику одной из стран Азии в Средние века. Каждая группа изучает пункты параграфа, которые рассказывают об истории определённой страны

Китай — пп. 1—4

Индия —пп. 5 — 6

Япония — пп.7 — 8

1 гр: осн.зан.жит., назв.гос. или династ.эп. Ср/век., титулы,кот.носили правители

3 гр: осн.зан.жит., назв.гос. или династ.эп. Ср/век., титулы,кот.носили правители

5 гр: осн.зан.жит., назв.гос. или династ.эп. Ср/век., титулы,кот.носили правители

2 гр: наиболее изв. достиж.в науке,хоз. деят., наиболее извест.достиж.в литер., искусстве

4 гр: наиболее изв. достиж.в науке,хоз. деят., наиболее извест.достиж.в литер., искусстве

6 гр: наиболее изв. достиж.в науке,хоз. деят., наиболее извест.достиж.в литер., искусстве



Читают текст учебника, заполняют соответствующий раздел пп. 31


Правила работы в группе (!!!!!)

1.выбор руководителя, координатора работы

2.совместная работа

3.координатор анализирует работу каждого в группе (в оценочном бланке)

Познавательные: Анализировать и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия;

Регулятивные: уметь выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально

Коммуникативные:

Организовывать работу в группе (самостоятельно определять цели, роли, задавать вопросы, вырабатывать решения

Личностные: Осознавать свои эмоции, адекватно выражать и контролировать, понимать эмоциональное состояние других людей

4 этап. Первичное осмысление и закрепление знаний


(выступление групп)

Время вышло, заслушиваются ответы групп (обратить внимание на заполнение тех. карт)

отметить следующие характерные особенности древних цивилизаций Востока, которые сохранились и в период Средневековья.

Всем классом выводят «особенности развития»

Основные черты восточной цивилизации (заполнить в таблице)

Сравнение

Европейские гос-ва

Вост. гос-ва

Уст-тво общества:

Сословное

Сословное, кастовое

Религия:

Католицизм

Сосуществование разных религий, общая - будизм

Власть:

независимые государства, объединенных духовной властью Папы римского

деспотическая власть монарха

Хозяйство:

феодальные отношения, основанные на частной собственности

значительная роль общины, правитель являлся верховным собственником земли


Отчеты групп (презентация св. страны) вызванные ученики каждой группы рассказывают о своей стране, опираясь на таблицу:

- Наша группа, поработав над учебным материалом, пришла к выводу:

- ученики говорят о развитии, выделяют достижения, отмечают характерные

особенности древних цивилизаций Востока, которые сохранились и в период Средневековья




Познавательные: Анализировать и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия;

Коммуникативные:

Организовывать работу в паре, группе (самостоятельно определять цели, роли, задавать вопросы, вырабатывать решения

Регулятивные: Выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально

Личностные: Осознавать свои эмоции, адекватно выражать и контролировать, понимать эмоциональное состояние других людей

5 этап.

Выражение решения, применение нового знания.

Рефлексия.


  1. Ученикам предлагается вспомнить, как была сформулирована проблема в начале урока, какие были высказаны предположения, гипотезы, к каким выводам пришли в итоге? На данном этапе задается обучающимся несколько вопросов:

- “Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать?”,

- “Чьи версии подтвердились?”,

- “Как вы оцениваете свою работу?”

Понравился ли вам урок, принес ли он вам новые знания, эмоции.

  1. Я предлагаю ответить на вопросы викторины (Приложение)

  2. Тесты на экране, самопроверка

Учащиеся дополняют предложения.

- Сегодня я узнал

- Я понял, что

- Теперь я могу

Выступление координатора группы о работе одноклассников


6 этап. Информация о домашнем задании


Три уровня домашнего задания:

  • Стандартный минимум


  • Повышенный

  • Творческий

Прочитать . § 6,

1. «Удовлетворительно» - ответить на в.3 с.264;

2. «Хорошо» - выполнить з.5 на с.264

3. «Отлично» - подготовить исследовательский проект «Самураи

и европейские рыцари», условия которого даны в рубрике

«Творческие работы и проекты» (с. 276) учебника.




Приложение

Вопросы викторины:

1) Посуда из этого материала стала известна в Европе после Крестовых походов. Сами китайцы об этой посуде говорили, что она «блестящая, как зеркало, тонкая, как бумага, звонкая, как гонг, гладкая и сияющая, как озеро в солнечный день» (фарфор)

2) Эту смесь использовали для фейерверков и в военном деле (порох).

3) Архитекторы строили буддийские храмы в виде высоких многоэтажных башен из дерева, камня, бронзы и железа, украшенных искусной резьбой (пагода)

4) Это военное сословие, как и западноевропейские рыцари, имело свой кодекс чести, который назывался «Путь воина» (самурай)

5) И в наши дни модницы во всех странах мира любят наряды из этой лёгкой ткани, секрет изготовления которой долго скрывали в Поднебесной империи (шелк)



Цель урока: Познакомить учащихся с причинами первой мировой войны, с международными событиями, приведшими к началу мировой войны;

Задачи:

  1. Определить причины, которые привели к созданию военно-политических блоков.

  2. Продолжать формировать умения анализировать исторические факты, навыки самостоятельной работы, делать выводы.

  3. Дать возможность осознать значение единения народа (нации) в борьбе за независимость.

Оборудование:

  1. Мультимедийный проектор

  2. Интерактивная доска

3. Презентация «Путь к мировой войне»

4. Данилов Д.Д., Кузнецов А.В., Кузнецова С.С. Всеобщая история. История Нового времени. Учебник для 8-го класса основной школы. – М.: Баласс, 2010.

Основные понятия:

1. Империализм

2. Милитаризм

3. Тройственный союз

4. Антанта.

План урока:

1. Начало борьбы за передел мира.

2. Тройственный союз.

3.Антанта.

Ход урока:

1.Организационный момент. (Слайд 1) Здравствуйте ребята, гости. Сегодня урок заключительный в периоде изучения Всеобщей истории периода нового времени. Призываю вас  к сотрудничеству. Будьте открытыми, не бойтесь высказывать свое мнение.

2. Фронтальный опрос.

- Перечислите признаки индустриального общества, капиталистических отношений.

- Объясните значение слов: капиталистическая монополия, колония, метрополия, колониальная империя, великая держава.

- Какие новые виды техники были изобретены во второй половине XIX века?

3.Введение в тему.

Работа с стр.280

*назовите тему урока и хронологические рамки.

*как вы понимаете, о чём пойдёт речь на уроке?

Тема: Путь к мировой войне в конце XIX века – начале XX века. (Слайд 2)

Цель нашего урока выяснить причины первой мировой войны, ознакомится с международными событиями, которые привели к началу мировой войны в конце XIX – начале XX века.

4. Создание проблемной ситуации.

-Когда художники рисуют карикатуру? (Когда хотят что то высмеять)

- Рассмотрим иллюстрацию на слайде (Слайд 3), а затем в учебнике на стр. 282-283.

-Чему посвящены карикатуры? (Отношениям между западными странами в начале XX века.) Почему художники используют именно карикатуры?(Карикатуры помогают высмеять стремление стран захватывать новые территории.)

- Прочитаем исторический источник на стр. 290-291.

- Судя по этим источникам, можно ли предположить, что в начале XX века начался процесс формирования всемирной общечеловеческой цивилизации?(Согласно справочным сведениям, активно шёл процесс формирования всемирной общечеловеческой цивилизации. Однако документы того времени говорят о том, что соперничество между развитыми странами достигло невероятного размера и грозило военным столкновением ).

-Учитывая, что у наиболее развитых в мире стран самые передовые армии, имеющие опыт захвата колоний, передовая военная техника, предположите, каким может стать этот конфликт, к чему привести? (Конфликт может стать мировым и привести к гибели миллионов людей).

- Какое наблюдается противоречие? Какой возникает вопрос? (С одной стороны, идёт формирование всемирной общечеловеческой цивилизации, с другой – усиливается противостояние западных стран).

-Постановка проблемы: Начнётся ли мировая война?

5. Гипотезы.

- Какие у вас будут гипотезы. Учащиеся предлагают свои версии о путях разрешения данного противоречия (с одобрением принимается любая, даже самая абсурдная).

6. Актуализация знаний.

- Что вы знаете о причинах противостояния западных стран в конце XIX- начале XX века? (Слайд 4-5)

1.Борьба за колонии.

2. Экономическое соперничество.

3. Борьба за рынки сбыта товаров.

- Но долгое время это соперничество не приводило к войне. Что нам предстоит выяснить? (Что послужило причиной обострения отношений между развитыми странами? Почему всё- таки началась война?)

7. Поиск решения.

- Выясним, что обострило отношения между западными странами. ( Слайд 6) В конце XIX -начале XX века капитализм вступает в новую стадию –империализм (от латинского «власть», «господство») - Последний этап развития капиталистического общества. Признаки кризиса: подчинение экономики монополиям, политики -финансовой олигархии, вывоз капитала в колонии, борьба монополий за рынки, борьба держав за передел мира.

7.1.Чем капитализм отличается от империализма? ( Работа в группах) (Слайды 7-8)

Заполни таблицу используя словарь.



Капитализм

Империализм

1.Время появления – XVII век.

1. Время появления – конец XIX-начало XX в.

2.Свободная конкуренция на рынке.

2.Финансово – промышленные монополии.

3.Частная собственность.

3. Стремление великих держав к переделу колоний.

4. Отношения свободного найма межу капиталистами и рабочими.

4.Стремление к установлению господства в мире.



5. Рост милитаризма.

(Милитаризм – от латинского «военный», происходил рост военного производства, совершенствование военной техники, усиление военного фактора во внутриполитической жизни государств.) ( Слайд 9)



Какой можно сделать вывод после заполнения таблицы . (Капитализм значительно изменился, и это приведёт к обострению отношений).

Капитализм значительно изменился. (Слайд 10)

6.2.Работа с картой в учебнике на стр.281. ( Слайды 11,12,13,14) Найдите на карте два – три аргумента для доказательства того, что ситуация ещё более обостряется. ( Возникновение военных союзов Антанта-Франция, Великобритания, Российская империя. Тройственный союз – Германская империя, Австро-Венгрия, Италия; внутри Европы уже шли войны Франко-Прусская, Балканская).

Какой можно сделать вывод. Складывание военно-политических блоков.(Слайд15)

6.3. Работа с учебником. Пункт 2 стр. 285-287. Выберите факты, доказывающие рост милитаризма в Европе.

1. Бурный рост военной промышленности.(Слайд 16)

2. Совершенствование военной техники:

- магазинные винтовки

-станковые и ручные пулемёты

- миномёты

-броненосные корабли (дредноуты)

- подводные лодки

3. Правительства воспитывали через средства массовой информации ненависть к врагам.

Какой можно сделать вывод. Усиление милитаризации в Европе. (Слайд 17).

6.4. Пункт 3 стр. 287-290. Выделите причины Первой мировой войны. Какие из этих причин можно считать справедливыми? (Слайд 18,19)

1. Борьба за передел мира между «старыми» и «новыми» индустриальными странами.

2. Острые противоречия между государственно-монополистическими группировками.

3. Настроения шовинизма, милитаризма, расизма.

4. Желание проверить в бою новые виды вооружений.

(Цели всех участников Первой мировой войны были несправедливыми, война стала захватнической – империалистической.)

Какой можно сделать вывод. Явно прослеживаются причины надвигающейся войны. ( Слайд 20)

7.Попробуйте сделать вывод.

- Ответь на проблемный вопрос. Начнётся ли мировая война в конце XIX – начале XX века?

( Слайд 21)

( Мировая война начнётся, так как противостояние достигло невероятных размеров. Ни одна развитая капиталистическая страна не готова была решать проблемы за столом переговоров. Борьба за передел мира между великими империями, создание противостоящих друг другу военных блоков-Тройственного союза и Антанты, рост милитаризма поставили человечество на грань мировой войны.)( Слайд 22)

В наше время существует угроза возникновения Третьей мировой войны? Что, нужно делать человечеству, чтобы не допустить краха человечества?(вторжение и вмешательство США в жизнь, и политику стран (Ирак, Сирия и т.д.). Политика и позиция России в лице президента Путина В.В.)

8.Подведение итогов. Что узнали нового? Решили ли проблему урока?

9.Рефлексия.

Отношение к уроку, эмоциональное состояние в данный момент. Оценка самого себя на уроке.

10.Домашнее задание: (Слайд 23)

Сегодня мы закончили изучение курса «Всеобщая история Нового времени. Конец XIX – начала XX века». На следующем уроке мы будем говорить о том, как произошла победа мировой индустрии и к чему она привела. Это будет обобщающий урок, который поможет вам подготовиться к успешному выполнению контрольной работы. На стр. 291 ответьте на вопросы.

Составить синквейны на тему «Мировая война», « Империализм», « Милитаризм», «Тройственный союз», «Антанта».











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!