Русский язык 7 класс
Тема: «Пунктуация. Знаки препинания внутри простого предложения»
Цель: 1) организовать деятельность по систематизации и обобщению сведений о разделах русской пунктуации на основе изученного в 5,6 классах;
2) организовать деятельность по корректировке и усвоению пунктуационных умений учащихся, связанных с постановкой знаков препинания внутри простого предложения.
Задачи:
- обучающие (предметные результаты): организовать работу над формированием представления о русском языке как языке русского народа, государственном языке РФ;
-развивающие (метапредметные результаты): способствовать обучению приёмам отбора и систематизации материала на тему урока;
-воспитательные (личностные результаты): способствовать привитию осознания эстетической ценности русского языка, уважительного отношения к нему через концепт красоты русского языка.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная,парная.
Организационный момент
Проверка д/з (правило на стр.77, упр. 189, 190).
Актуализация знаний
Словарный диктант:
По независящим причинам; нерешаемая задача; трава не скошена; неубранное поле; книга не прочитана; не взволнованное, а успокоившееся море; непрекращающийся ливень; нераспечатанное письмо; не распечатанное отцом письмо; не покрашенные масляной краской.
Мотивация на действия учащихся.
-Как называется раздел лингвистики, изучающий пунктуационные нормы?(- Пунктуация).
- Какова тема нашего урока? (запись темы в тетради).
-Зачем нужны знаки препинания?
- Почему нужно соблюдать пунктуационные нормы при письменном общении? (-Теряется смысл…….-Получается смысловая нелепость).
-Открываем учебники и читаем второй вопрос на стр.79 из рубрики «Вспомните»
- Перечислите знаки препинания, которые используются в русской пунктуации
-Как известно, в системе современной русской пунктуации 10 знаков препинания: точка [.], запятая [,], точка с запятой [;], многоточие […], двоеточие [:], вопросительный знак [?], восклицательный знак [!], тире [-], скобки [()] и кавычки [" «].
- Каждый знак выполняет определённую функцию
-Обратимся к схеме на стр 79 и ответим на вопрос. Какие правила входят в раздел русской пунктуации?
- Постановка знаков препинания в конце предложения
-Внутри простого предложения
-Между частями сложного предложения
-в предложениях с прямой речью.
-Знакомы ли нам эти темы?
- Запишите под диктовку предложения:
Кусты, травы, цветы покрылись росой.
Журавли, летевшие в поднебесье, быстро удалились к югу.
Действительно, ночью полил дождь.
Друзья, поговорим о любимом времени года!
- Прочитайте ещё раз данные предложения и скажите, с каким разделом будем сегодня работать? (- Знаки препинания внутри простого предложения).
-Правильно, допишите тему урока.( Знаки препинания внутри простого предложения)
- Сформулируйте цели урока (повторить и обобщить тему «Постановка знаков препинания внутри простого предложения»).
-Поставьте себе оценку на полях в тетради, на какую отметку вы знаете эту тему.
- Сегодня на уроке мы приведём в систему и обобщим сведения о разделах русской пунктуации, остановимся на постановке знаков препинания внутри простого предложения.
3. Пунктуационный анализ предложений
- Какие знаки препинания могут употребляться внутри простого предложения? (запятая, тире, двоеточие).
Самостоятельная работа по карточкам.
-Спишите, соблюдая пунктуационные нормы, устно обьясните постановку знаков препинания.
1. И берег, и море молчали.2.Спой, светик, не стыдись! 3.Озеро, взволнованное ветром, шумит у берега. 4.Ветер, играя листвою, смешал молодые берёзки. 5.По небу плыли серые, как дым, облака. 6. По-видимому, скоро ляжет снег. (устная проверка).
Выполнение упражнения 195 на стр.80. Проверка.
Синтаксический разбор простых предложений
И берег, и море молчали.
На столе лежат яблоки, бананы и груши.
Солнце показывается из-за облаков и заливает лес поле речку.
Тучи ползли по небу медленно скучно и однообразно.
На столе лежали красные зеленые яблоки желтые груши.
Подведение итогов. Рефлексия.
-О каком разделе лингвистики мы сегодня говорили?
- Что изучает пунктуация?
- Какие разделы русской пунктуации вы знаете?
- Какие функции выполняют знаки препинания? (В конце предложения – это знаки завершения. Внутри предложения они могут разделять слова – знаки разделения или выделять их – знаки выделения.)
Домашнее задание – упр 196(1), упр 197.