1. Сформулируйте основную идею текста
2. Укажите номера сложных предложений
(3) Эта картина вошла в моё сознание как появление той величавой и облагораживающей красоты, что до сих пор я даже не мог поверить, что такая красота существует на свете...
(4) Все семь дней, которые я тогда пробыл в Москве, я провёл в галерее у полотен Левитана...
(6) Я чувствовал, что со мною происходит что-то невероятное.
(7) А происходило величайшее событие в моей жизни: я нашёл свою родную страну.
3
3
1. Мне хотелось иметь эту книгу в своей библиотеке и я купил её в книжном магазине.
1. Мне хотелось иметь эту книгу в своей библиотеке, и я купил её в книжном магазине.
2. Что-то послышалось в кустах, и мальчики переглянулись и остановились.
2. Что-то послышалось в кустах и мальчики переглянулись и остановились.
3. Вставало безоблачное утро, и очень быстро светлело.
3. Вставало безоблачное утро и очень быстро светлело.
4. Но вот стукнул мороз, распушил инеем макушки деревьев, одел их в белоснежный наряд, и лесная палитра приобрела кристальную ясность.
4. Но вот стукнул мороз распушил инеем макушки деревьев одел их в белоснежный наряд и лесная палитра приобрела кристальную ясность.
5
[ ] , [ ] , [ ] , [ ] .
На другой день, чуть только заалел восток,
все поднялись.
[ ] , [ ] .
[ ,( ), ] .
6
[ ] , и [ ] .
[ ,( ), ] .
1, 5, 6
2, 3, 4
3. Наступили солнечные дни, и это ускорило уборку урожая.
4. Лодку отнесло течением, и теперь трудно было пристать к берегу.
5. Лечить больного так, как предписал врач, оказалось невозможно.
6. Моё предложение, как облегчить наш маршрут, было принято с энтузиазмом.
2. Вот упали первые капли дождя, и всё вдруг на минуту присмирело в ожидании.
1. Городок, где прошло моё детство, затерялся в степях Украины.
7
[ Нам, оставшимся на ледоколе, не удалось принять участие в торжестве ] , и [ время мы провели, любуясь замечательной красотой солнечной ночи. ]
[ Тень ушла к немым дубровам ] , [ час от часу жар сильней ] , и [ с белеющих полей веет запахом медовым. ]
[ И вдруг рассеялся лёгкий туман, заволакивающий небо ] , [ солнце осветило эту неописуемую красоту ] ,
[ набежал ветерок, качнул деревья ] , и [ зазвенел весь лес. ]
[ Ревет ли зверь в лесу глухом ] , [ трубит ли рог ] ,
[ гремит ли гром ] , [ поёт ли дева за холмом ] , [ на всякий звук свой отклик в воздухе пустом родишь ты вдруг. ]
8
1. Определите число грамматических основ в сложном предложении.
2. Определите границы простых предложений в составе сложного и составьте схему предложения.
3. Разделите части сложного предложения знаками препинания.
9
Выпишите из произведений художественной литературы пять сложных предложений, выделите в них грамматические основы, составьте схемы.
10
Слайд 2 : http://www.art-portrets.ru/art/Golden_autumn.jpg (И.И. Левитан «Золотая осень»)
10