СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Пунктуация. Функции знаков препинания"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Принципы русской

пунктуации.

Функции знаков

препинания.

Просмотр содержимого документа
«"Пунктуация. Функции знаков препинания"»

Урок русского языка. 11 класс. Принципы русской пунктуации.  Функции знаков препинания.

Урок русского языка.

11 класс.

Принципы русской пунктуации. Функции знаков препинания.

Пунктуация (позднелат. punctuatio, от лат. punctum — точка), система знаков препинания в письменности какого-либо языка, правила их употребления; их расстановка в тексте; наряду с графикой и орфографией — основной элемент письменной речи.
  • Пунктуация (позднелат. punctuatio, от лат. punctum — точка), система знаков препинания в письменности какого-либо языка, правила их употребления; их расстановка в тексте; наряду с графикой и орфографией — основной элемент письменной речи.
Известно, что до XV века в книгах не было знаков препинания. А сколько знаков препинания в системе русской пунктуации в настоящее время? Умеем ли мы пользоваться возможностями, которые предоставляет стройная система знаков препинания?
  • Известно, что до XV века в книгах не было знаков препинания.
  • А сколько знаков препинания в системе русской пунктуации в настоящее время?
  • Умеем ли мы пользоваться возможностями, которые предоставляет стройная система знаков препинания?
Принципы русской  пунктуации Структурный принцип Смысловой принцип Интонационный  принцип

Принципы

русской

пунктуации

Структурный

принцип

Смысловой

принцип

Интонационный

принцип

Употребление знаков препинания обусловлено прежде всего строением предложения, его синтаксической структурой.  Основным принципом, на котором строится современная русская пунктуация, является структурный (или синтаксический ) принцип Со структурой предложения связано употребление: точки, фиксирующей конец предложения; знаков между частями сложного предложения; знаков, выделяющих разнообразные конструкции в составе простого предложения (обособленные члены, однородные члены, обращения, вводные и др. конструкции). .

Употребление знаков препинания обусловлено прежде всего строением предложения, его синтаксической структурой.

Основным принципом, на котором строится современная русская пунктуация, является структурный (или синтаксический ) принцип

Со структурой предложения связано употребление:

  • точки, фиксирующей конец предложения;
  • знаков между частями сложного предложения;
  • знаков, выделяющих разнообразные конструкции в составе простого предложения (обособленные члены, однородные члены, обращения, вводные и др. конструкции).

.

Например:  Известно , 1 (что, 2 (для того чтобы увидеть в лесу нужный гриб, 3 птицу, 4 притаив­шуюся в ветвях, 5 птичье гнездо, 6 орех на ветке — 7  одним словом, 8  всё), 9  ( что редко попадается и так или иначе прячется от глаз), 10  надо держать в воображении то), 11 (что ищешь ). 12   Здесь знаки препинания отражают структуру предложения: 1 — запятая отделяет придаточное от главного;  2 — запятая на стыке союзов при последователь­ном подчинении придаточных; 2, 10— запятые выделяют придаточные внутри другого придаточного при последовательном подчинении; 3, 6 — запятые разделяют однород­ные члены, связанные бессоюзно; 4, 5 — запятые выделяют причастный оборот после определяемого слова;  7 — тире после однородного ряда перед обобщающим словом;  8 — за­пятая выделяет вводную конструкцию;  9, 11 — запятые разделяют придаточные при последовательном  подчинении; 12 — точка указывает на конец предложения.

Например:

Известно , 1 (что, 2 (для того чтобы увидеть в лесу нужный гриб, 3 птицу, 4 притаив­шуюся в ветвях, 5 птичье гнездо, 6 орех на ветке7 одним словом, 8 всё), 9 ( что редко попадается и так или иначе прячется от глаз), 10 надо держать в воображении то), 11 (что ищешь ). 12

Здесь знаки препинания отражают структуру предложения:

  • 1 — запятая отделяет придаточное от главного;
  • 2 — запятая на стыке союзов при последователь­ном подчинении придаточных;
  • 2, 10— запятые выделяют придаточные внутри другого придаточного при последовательном подчинении;
  • 3, 6 — запятые разделяют однород­ные члены, связанные бессоюзно;
  • 4, 5 — запятые выделяют причастный оборот после определяемого слова;
  • 7 — тире после однородного ряда перед обобщающим словом;
  • 8 — за­пятая выделяет вводную конструкцию;
  • 9, 11 — запятые разделяют придаточные при последовательном  подчинении;
  • 12 — точка указывает на конец предложения.
Второй принцип , на котором основаны пунктуационные правила, — это принцип  смысловой Синтаксическое членение текста ( в том числе и отдельного предложения) связано с его смысловым членением и в большинстве случаев совпадает с ним. Однако часто случается и так, что смысловое членение речи подчиняет себе структурное и диктует ту или иную расстановку знаков препинания (их выбор или место).

Второй принцип , на котором основаны пунктуационные правила, — это принцип смысловой

  • Синтаксическое членение текста ( в том числе и отдельного предложения) связано с его смысловым членением и в большинстве случаев совпадает с ним.
  • Однако часто случается и так, что смысловое членение речи подчиняет себе структурное и диктует ту или иную расстановку знаков препинания (их выбор или место).
Расставьте знаки препинания в следующей фразе (заголовок одной из статей газеты «Аргументы и факты»), чтобы получилось несколько вариантов смыслового содержания. Хватит жевать давайте читать Хватит! Жевать давайте, читать… Хватит. Жевать? Давайте! Читать? Хватит жевать – давайте читать. (Статья о необходимости внимательного изучения того, что написано на упаковке товара.) Чем вы руководствовались при расстановке знаков препинания? Какую функцию выполняет в этом предложении тире? Тире в БСП, во второй части выражено противопоставление по отношению к содержанию 1-й части (между частями можно вставить союз а, но ).

Расставьте знаки препинания в следующей фразе (заголовок одной из статей газеты «Аргументы и факты»), чтобы получилось несколько вариантов смыслового содержания.

  • Хватит жевать давайте читать
  • Хватит! Жевать давайте, читать…
  • Хватит. Жевать? Давайте! Читать?
  • Хватит жевать – давайте читать.
  • (Статья о необходимости внимательного изучения того, что написано на упаковке товара.)
  • Чем вы руководствовались при расстановке знаков препинания?
  • Какую функцию выполняет в этом предложении тире?
  • Тире в БСП, во второй части выражено противопоставление по отношению к содержанию 1-й части (между частями можно вставить союз а, но ).
Смысловой принцип допускает и так называемые «авторские» знаки. Например: Без хворостинки в руке, ночью, он, нимало не колеблясь, поскакал один на волков (И. Тургенев). Первые две запятые — знаки «авторские», их не требует структура предложения. Но благодаря этому авторскому обособлению признаки, которые обозначаются обстоятельствами без хворостинки в руке, ночью, оказываются выделенными, подчёркнута их исключительность. При отсутствии запятых этот важный для автора оттенок значения исчезает.

Смысловой принцип допускает и так называемые «авторские» знаки.

  • Например:
  • Без хворостинки в руке, ночью, он, нимало не колеблясь, поскакал один на волков (И. Тургенев).
  • Первые две запятые — знаки «авторские», их не требует структура предложения. Но благодаря этому авторскому обособлению признаки, которые обозначаются обстоятельствами без хворостинки в руке, ночью, оказываются выделенными, подчёркнута их исключительность.
  • При отсутствии запятых этот важный для автора оттенок значения исчезает.
Русская пунктуация отчасти отражает и интонацию (и это третий, интонационный  принцип ). Например, интонацией обусловлены:  выбор точки или восклицательного знака в конце предложения (невосклицательная или восклицательная интонация), выбор запятой или восклицательного знака после обращения, постановка интонационного тире и др.

Русская пунктуация отчасти отражает и интонацию (и это третий, интонационный принцип ).

Например, интонацией обусловлены:

  • выбор точки или восклицательного знака в конце предложения (невосклицательная или восклицательная интонация),
  • выбор запятой или восклицательного знака после обращения,
  • постановка интонационного тире и др.
Однако буквального совпадения между знаками препинания и интонацией нет. Это проявляется, с одной стороны, в том, что далеко не всем паузам соответствуют на письме знаки препинания, а с другой — в том, что запятая может употребляться там, где в устной речи паузы нет. Например: 1) В предложении Краткие речи/всегда более содержательны/и способны вызвать /сильное впечатление (М. Горький)  три паузы, а знаков препинания нет.  2) В предложении Под мышкой мальчик нёс какой-то узел/ и, повернув к пристани,/ стал спускаться по узкой и крутой тропинке (М. Лермонтов) между союзом и и деепричастием повернув запятая есть, а пауза в устной речи отсутствует; наоборот, перед этим союзом есть пауза, а запятой нет. Таким образом, современная пунктуация опирается и на структуру, и на смысл, и на интонационное членение речи в их взаимодействии.

Однако буквального совпадения между знаками препинания и интонацией нет.

  • Это проявляется, с одной стороны, в том, что далеко не всем паузам соответствуют на письме знаки препинания, а с другой — в том, что запятая может употребляться там, где в устной речи паузы нет.

Например:

  • 1) В предложении Краткие речи/всегда более содержательны/и способны вызвать /сильное впечатление (М. Горький) три паузы, а знаков препинания нет.
  • 2) В предложении Под мышкой мальчик нёс какой-то узел/ и, повернув к пристани,/ стал спускаться по узкой и крутой тропинке (М. Лермонтов) между союзом и и деепричастием повернув запятая есть, а пауза в устной речи отсутствует; наоборот, перед этим союзом есть пауза, а запятой нет.

Таким образом, современная пунктуация опирается и на структуру, и на смысл, и на интонационное членение речи в их взаимодействии.

Функции знаков  препинания Выделительная , - : «» () Разделительная . ? ! ; ,

Функции

знаков

препинания

Выделительная

, - : «» ()

Разделительная

. ? ! ; ,

  Знаки препинания  1 Функция знаков Точка 2 Пример Членение текста на значимые в грамматическом и смысловом отношении части Многоточие   A. Отделительная  B. Знак эмоционального напряжения  C. Подчеркивает неисчерпанность передаваемого содержания  D. Сигнал преднамеренного пропуска частей

 

Знаки препинания

1

Функция знаков

Точка

2

Пример

Членение текста на значимые в грамматическом и смысловом отношении части

Многоточие

 

A. Отделительная B. Знак эмоционального напряжения C. Подчеркивает неисчерпанность передаваемого содержания D. Сигнал преднамеренного пропуска частей

3 Восклицательный знак 4 Вопроситель - ный знак A. Передают соответствующую интонацию  B. Указывают на целевое назначение предложения или его эмоциональную окраску    

3

Восклицательный знак

4

Вопроситель - ный знак

A. Передают соответствующую интонацию B. Указывают на целевое назначение предложения или его эмоциональную окраску

 

 

  5 Запятая 6 Точка с запятой A. Членение текста на значимые в грамматическом и смысловом отношении части  B. Выделение в предложении особо значимых частей   Членение текста на значимые в грамматическом и смысловом отношении части  
  •  

5

Запятая

6

Точка с запятой

A. Членение текста на значимые в грамматическом и смысловом отношении части B. Выделение в предложении особо значимых частей

 

Членение текста на значимые в грамматическом и смысловом отношении части

 

7 Тире A. Означает пропуск связки в сказуемом (подлежащее и сказуемое выражены существительным, числительным, инфинитивом, словосочетанием с существительным в и.п.)  B. Означает пропуск членов предложения  C. Передача значений условия, времени, сравнения, следствия, сопоставления в БСП  D. Отделяет однородные члены от обобщающего слова  E. Означает композиционную, интонационную, смысловую неожиданность  F. Выделение в предложении особо значимых частей (обособление, выделение слов и сочетаний, грамматически не связанных с членами предложения)

7 Тире

A. Означает пропуск связки в сказуемом (подлежащее и сказуемое выражены существительным, числительным, инфинитивом, словосочетанием с существительным в и.п.) B. Означает пропуск членов предложения C. Передача значений условия, времени, сравнения, следствия, сопоставления в БСП D. Отделяет однородные члены от обобщающего слова E. Означает композиционную, интонационную, смысловую неожиданность F. Выделение в предложении особо значимых частей (обособление, выделение слов и сочетаний, грамматически не связанных с членами предложения)

8 Двоеточие 9 Скобки Разъяснительно-пояснительная (отделяет однородные члены от обобщающего слова, слова автора от прямой речи, части БСП) 10   Выделение в предложении особо значимых частей (обособление, выделение слов и сочетаний, грамматически не связанных с членами предложения) Кавычки   Выделение цитат, «чужой речи»  

8

Двоеточие

9

Скобки

Разъяснительно-пояснительная (отделяет однородные члены от обобщающего слова, слова автора от прямой речи, части БСП)

10

 

Выделение в предложении особо значимых частей (обособление, выделение слов и сочетаний, грамматически не связанных с членами предложения)

Кавычки

 

Выделение цитат, «чужой речи»

 

Прочитайте текст. Выделите грамматическую основу предложения, укажите, чем она выражена. Объясните постановку знаков препинания и укажите их функцию.

  • 1. Россия не только государство... 2. Она – сверхгосударство, океан, стихия, которая еще не оформилась, не влегла в свои, предназначенные ей берега. 3. Не засверкала еще в отточенных и ограненных понятиях в своем своеобразии, как начинает в бриллианте сверкать сырой алмаз. 4. Она вся еще в предчувствиях, в брожениях, в бесконечных желаниях и бесконечных органических возможностях.5. Россия – это океан земель, размахнувшийся на целую шестую часть света и держащий в касаниях своих раскрытых крыльев Запад и Восток.6. Россия – это семь синих морей; горы, увенчанные белыми льдами; Россия – меховая щетина бесконечных лесов, ковры лугов ветреных и цветущих.7. Россия – это бесконечные снега, над которыми поют мертвые серебряные метели, но на которых так ярки платки русских женщин, снега, из-под которых нежными веснами выходят темные фиалки, синие подснежники. 8. Россия – страна неслыханных, богатейших сокровищ, которые… таятся в ее глухих недрах.9. Россия есть страна византийских куполов, звона и синего ладана, которые несутся из великой и угасшей наследницы Рима – Византии, второго Рима. 10. И придают России неслыханную красоту, запечатленную в русском искусстве.
Домашнее задание:   1) продолжите заполнение таблицы «Функции знаков препинания», определяя функции запятой в тексте упражнения …; 2) напишите сочинение-миниатюру «Многоточие – следы на цыпочках ушедших слов» (В.В. Набоков).

Домашнее задание:

  • 1) продолжите заполнение таблицы «Функции знаков препинания», определяя функции запятой в тексте упражнения …;
  • 2) напишите сочинение-миниатюру «Многоточие – следы на цыпочках ушедших слов» (В.В. Набоков).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!