СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Публикация заданий по обществознанию по теме "Моральный выбор" 8 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данные задания можно использовать на самом уроке, на этапе закрепления, либо при проверке домашнего задания на следующем уроке.

Просмотр содержимого документа
«Публикация заданий по обществознанию по теме "Моральный выбор" 8 класс»

ПРАКТИКУМ «Моральный выбор – это ответственность»

1. Прочитайте текст и выполните задания

«Есть внутренняя культура – та культура, которая стала второй природой для человека. От нее нельзя отказаться, нельзя просто так отбросить, отбросив заодно и все завоевания человечества.

Внутренние. Глубинные основы культуры нельзя перевести в технологию, позволяющую автоматически стать культурным человеком. Сколько не изучай книг по теории стихосложения, никогда настоящим поэтом от этого не станешь. Нельзя стать ни Моцартом, ни Эйнштейном, ни мало-мальски серьезным специалистом в любой области, пока не овладеешь полностью той или иной частью культуры, нужной для работы в этой области, пока эта культура не станет твоим внутренним достоянием, а не внешним набором правил…

Культурный человек не тот, ко много знает о живописи, физике или генетике, а тот, кто осознает и даже чувствует внутреннюю форму, внутренний нерв культуры.

Культурный человек никогда не является узким специалистом, не видящим и не понимающим ничего за рамками своей профессии. Чем больше мы знакомы с другими направлениями развития культуры, тем больше каждый из нас сможет сделать в своем собственном деле.

Интересно, что в развитой культуре даже не слишком даровитому ученому или художнику, поскольку он сумел к этой культуре прикоснуться, удается добиться серьезных результатов»

а) Составь план текста

б) Укажите в тексте две характеристики культурного человека

в) В годы революций в разных странах находились люди, призывавшие отбросить старые культурные ценности и начать строить новую культуру «с чистого листа». Возможно ли это? Почему? Выпишите из текста фразу, помогающую ответить на этот вопрос.

г) В каких предложениях текста говорится о значении внутренней культуры в жизни человека? Выпиши любые три предложения

д) В тексте говорится «Чем больше мы знакомы с другими направлениями развития культуры, тем больше каждый из нас сможет сделать в своем собственном деле». На примере любых двух выдающихся деятелей подтверди это суждение.



2. Сформулируй основные отличия духовных ценностей от материальных



3. Однажды Диогена спросили, почему он не любит людей – ни плохих, ни хороших. Философ ответил: «Плохих за то, что творят зло, хороших за то, что позволяют им это делать». Оцени ответ Диогена с позиций морали.



4. Во время блокады Ленинграда ученые всесоюзного института растениеводства сберегли уникальную коллекцию семян. Сотрудники института и их близкие умирали от голода, а рядом были коробки с пшеницей, гречихой, фасолью и рисом. Но ученые не съели ни одного зернышка. Бесценная коллекция была сохранена.

Оцени поступок ученых, используя нравственные категории «общественный долг», «моральный долг», «совесть».





Тест «Моральный выбор - это ответственность»

Вопрос 1

Возможность действовать по своему усмотрению:

  • свобода

  • моральный выбор

  • критический анализ

  • аморальный выбор

Вопрос 2

В чём отличие моральных норм от государственных законов?

  • моральные нормы знают все

  • моральные нормы регулируют отношения в обществе

  • за нарушение моральных норм не предусмотрено официальное наказание

  • моральные нормы исполняются большинством людей

Вопрос 3

Верны ли суждения о самооценке: а) самооценка - это сравнение своих поступков с поступками других людей; б) самооценка зависит от моральных качеств человека?

  • верно только а

  • верно только б

  • верны оба суждения

  • оба суждения неверны

Вопрос 4

Верны ли суждения о моральном выборе: а) моральный выбор всегда даётся человеку легко; б) моральный выбор - это выбор своего отношения к людям?

  • верно только а

  • верно только б

  • верны оба суждения

  • оба суждения неверны

Вопрос 5

Что из перечисленного соответствует поступкам ответственного человека?

  • самоутверждение любой ценой

  • умение поступать морально

  • стремление к материальному благополучию

  • соблюдение моральных норм

  • изображение себя высокоморальным человеком

Вопрос 6

Гарантией соблюдения моральных норм каждым человеком служит:

  • законодательство страны

  • знание их человеком

  • образованность человека

  • умение поступать морально

Вопрос 7

Решая, как относиться к другим людям, человек:

  • проводит критический анализ

  • совершает моральный выбор

  • даёт самооценку

  • удовлетворяет потребности

Вопрос 8

Верны ли суждения о морали: а) суть морали в высокой требовательности к самому себе; б) мораль - это оценка государством поступков человека?

  • верно только а

  • верно только б

  • верны оба суждения

  • оба суждения неверны

Вопрос 9

Верны ли суждения о свободе: а) свобода - ответственность за свои поступки; б) в России никто и ни при каких условиях не имеет права ограничивать свободу человека?

  • верно только а

  • верно только б

  • верны оба суждения

  • оба суждения неверны

Вопрос 10

Все термины, приведённые ниже, ЗА ИСКЛЮЧЕНИМЕ ОДНОГО, связаны с понятием "моральные нормы". Укажите термин, НЕ связанный с этим понятием.

  • честь

  • совесть

  • право

  • сострадание

  • милосердие

  • ответственность





















































































МОРАЛЬНЫЙ ВЫБОР – ЭТО ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Задание 1: Наташа и Вика дружат с детства. Ещё зимой они решили, что проведут летний отпуск на берегу моря. Девушки планировали отдых, покупали красивые наряды. Билеты и путёвки были уже куплены, но Вика сломала ногу. Наташа очень переживала за подругу, но отказываться от своих планов не собиралась: она очень много работала и хотела отдохнуть. Девушка не знала, как сказать об этом подруге, когда пришла её навещать. Но Вика сама предложила Наташе не менять планов. Наташа уехала на юг.

  1. Объясни с нравственной точки зрения поступок каждой из девушек.

  2. Какой совет можно дать каждой из подруг?

Задание 2: прочитайте текст и выполните задания

Среди множества конфликтов выбора, с которыми сталкивается человек, пожалуй, один из самых острых и коварных, особенно в детском и юном возрасте, - это выбор между «можно» и «нельзя». Нарушение запрета, отказ от «нельзя» может привести к изменению судьбы, серьезно повлиять на будущее человека. Человек же, не принимающий запретов, не привыкший к ним, живущий по принципу «всё дозволено», в конце концов вступает в противоречие с устоявшимися основами жизни и становится антисоциальным типом, или глубоко несчастным. Но, с другой стороны, молчаливая покорность запретам лишает человека свободы и делает его конформистом. Еще более сложной проблемой является столкновение внутреннего «хочу» и внешнего «надо»…

В зависимости от того, с какой легкостью мы выбираем между «хочу» и «надо», можно судить о силе воли и степени внутренней свободы и несвободы. Причем степени эти могут быть разными: 1) моральные требования принимаются как внешнее принуждение – отсутствие свободы; 2) моральные требования осознаются как долг – внутреннее принуждение, также делающее человека несвободным; 3) моральные требования сливаются с внутренними потребностями личности – свободный выбор. Конечно, даже свободный выбор связан с самоограничением, но это не означает утраты свободы, а, напротив, выступает показателем подлинной свободы воли, фактором самоутверждения личности.

Т.В. Мишаткина, современный ученый.

  1. Озаглавьте текст.

  2. Автор называет выбор между "можно" и "нельзя" одним из самых острых и коварных". Почему?

  3. Автор характеризует три степени внутренней свободы (несвободы). Назови их и приведи по одному примеру, иллюстрирующему каждую из них. 

Задание 3: ответьте на вопросы, связанные с понятиями "свобода" и "ответственность".

  1. Как ты думаешь, что такое свобода?

  2. Изменяются ли с возрастом границы свободы человека? Почему?

  3. В чем проявляется ответственность человека:

  • а) перед самим собой:

  • б) перед семьей:

  • в) перед обществом:




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!