ПРАКТИКУМ «Моральный выбор – это ответственность»
1. Прочитайте текст и выполните задания
«Есть внутренняя культура – та культура, которая стала второй природой для человека. От нее нельзя отказаться, нельзя просто так отбросить, отбросив заодно и все завоевания человечества.
Внутренние. Глубинные основы культуры нельзя перевести в технологию, позволяющую автоматически стать культурным человеком. Сколько не изучай книг по теории стихосложения, никогда настоящим поэтом от этого не станешь. Нельзя стать ни Моцартом, ни Эйнштейном, ни мало-мальски серьезным специалистом в любой области, пока не овладеешь полностью той или иной частью культуры, нужной для работы в этой области, пока эта культура не станет твоим внутренним достоянием, а не внешним набором правил…
Культурный человек не тот, ко много знает о живописи, физике или генетике, а тот, кто осознает и даже чувствует внутреннюю форму, внутренний нерв культуры.
Культурный человек никогда не является узким специалистом, не видящим и не понимающим ничего за рамками своей профессии. Чем больше мы знакомы с другими направлениями развития культуры, тем больше каждый из нас сможет сделать в своем собственном деле.
Интересно, что в развитой культуре даже не слишком даровитому ученому или художнику, поскольку он сумел к этой культуре прикоснуться, удается добиться серьезных результатов»
а) Составь план текста
б) Укажите в тексте две характеристики культурного человека
в) В годы революций в разных странах находились люди, призывавшие отбросить старые культурные ценности и начать строить новую культуру «с чистого листа». Возможно ли это? Почему? Выпишите из текста фразу, помогающую ответить на этот вопрос.
г) В каких предложениях текста говорится о значении внутренней культуры в жизни человека? Выпиши любые три предложения
д) В тексте говорится «Чем больше мы знакомы с другими направлениями развития культуры, тем больше каждый из нас сможет сделать в своем собственном деле». На примере любых двух выдающихся деятелей подтверди это суждение.
2. Сформулируй основные отличия духовных ценностей от материальных
3. Однажды Диогена спросили, почему он не любит людей – ни плохих, ни хороших. Философ ответил: «Плохих за то, что творят зло, хороших за то, что позволяют им это делать». Оцени ответ Диогена с позиций морали.
4. Во время блокады Ленинграда ученые всесоюзного института растениеводства сберегли уникальную коллекцию семян. Сотрудники института и их близкие умирали от голода, а рядом были коробки с пшеницей, гречихой, фасолью и рисом. Но ученые не съели ни одного зернышка. Бесценная коллекция была сохранена.
Оцени поступок ученых, используя нравственные категории «общественный долг», «моральный долг», «совесть».
Тест «Моральный выбор - это ответственность»
Вопрос 1
Возможность действовать по своему усмотрению:
свобода
моральный выбор
критический анализ
аморальный выбор
Вопрос 2
В чём отличие моральных норм от государственных законов?
моральные нормы знают все
моральные нормы регулируют отношения в обществе
за нарушение моральных норм не предусмотрено официальное наказание
моральные нормы исполняются большинством людей
Вопрос 3
Верны ли суждения о самооценке: а) самооценка - это сравнение своих поступков с поступками других людей; б) самооценка зависит от моральных качеств человека?
верно только а
верно только б
верны оба суждения
оба суждения неверны
Вопрос 4
Верны ли суждения о моральном выборе: а) моральный выбор всегда даётся человеку легко; б) моральный выбор - это выбор своего отношения к людям?
верно только а
верно только б
верны оба суждения
оба суждения неверны
Вопрос 5
Что из перечисленного соответствует поступкам ответственного человека?
самоутверждение любой ценой
умение поступать морально
стремление к материальному благополучию
соблюдение моральных норм
изображение себя высокоморальным человеком
Вопрос 6
Гарантией соблюдения моральных норм каждым человеком служит:
Вопрос 7
Решая, как относиться к другим людям, человек:
проводит критический анализ
совершает моральный выбор
даёт самооценку
удовлетворяет потребности
Вопрос 8
Верны ли суждения о морали: а) суть морали в высокой требовательности к самому себе; б) мораль - это оценка государством поступков человека?
верно только а
верно только б
верны оба суждения
оба суждения неверны
Вопрос 9
Верны ли суждения о свободе: а) свобода - ответственность за свои поступки; б) в России никто и ни при каких условиях не имеет права ограничивать свободу человека?
верно только а
верно только б
верны оба суждения
оба суждения неверны
Вопрос 10
Все термины, приведённые ниже, ЗА ИСКЛЮЧЕНИМЕ ОДНОГО, связаны с понятием "моральные нормы". Укажите термин, НЕ связанный с этим понятием.
честь
совесть
право
сострадание
милосердие
ответственность
МОРАЛЬНЫЙ ВЫБОР – ЭТО ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Задание 1: Наташа и Вика дружат с детства. Ещё зимой они решили, что проведут летний отпуск на берегу моря. Девушки планировали отдых, покупали красивые наряды. Билеты и путёвки были уже куплены, но Вика сломала ногу. Наташа очень переживала за подругу, но отказываться от своих планов не собиралась: она очень много работала и хотела отдохнуть. Девушка не знала, как сказать об этом подруге, когда пришла её навещать. Но Вика сама предложила Наташе не менять планов. Наташа уехала на юг.
Объясни с нравственной точки зрения поступок каждой из девушек.
Какой совет можно дать каждой из подруг?
Задание 2: прочитайте текст и выполните задания
Среди множества конфликтов выбора, с которыми сталкивается человек, пожалуй, один из самых острых и коварных, особенно в детском и юном возрасте, - это выбор между «можно» и «нельзя». Нарушение запрета, отказ от «нельзя» может привести к изменению судьбы, серьезно повлиять на будущее человека. Человек же, не принимающий запретов, не привыкший к ним, живущий по принципу «всё дозволено», в конце концов вступает в противоречие с устоявшимися основами жизни и становится антисоциальным типом, или глубоко несчастным. Но, с другой стороны, молчаливая покорность запретам лишает человека свободы и делает его конформистом. Еще более сложной проблемой является столкновение внутреннего «хочу» и внешнего «надо»…
В зависимости от того, с какой легкостью мы выбираем между «хочу» и «надо», можно судить о силе воли и степени внутренней свободы и несвободы. Причем степени эти могут быть разными: 1) моральные требования принимаются как внешнее принуждение – отсутствие свободы; 2) моральные требования осознаются как долг – внутреннее принуждение, также делающее человека несвободным; 3) моральные требования сливаются с внутренними потребностями личности – свободный выбор. Конечно, даже свободный выбор связан с самоограничением, но это не означает утраты свободы, а, напротив, выступает показателем подлинной свободы воли, фактором самоутверждения личности.
Т.В. Мишаткина, современный ученый.
Озаглавьте текст.
Автор называет выбор между "можно" и "нельзя" одним из самых острых и коварных". Почему?
Автор характеризует три степени внутренней свободы (несвободы). Назови их и приведи по одному примеру, иллюстрирующему каждую из них.
Задание 3: ответьте на вопросы, связанные с понятиями "свобода" и "ответственность".
Как ты думаешь, что такое свобода?
Изменяются ли с возрастом границы свободы человека? Почему?
В чем проявляется ответственность человека:
а) перед самим собой:
б) перед семьей:
в) перед обществом: