СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Публикация "Применение технологии продуктивного чтения на уроках географии"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Публикация "Применение технологии продуктивного чтения на уроках географии".  

Просмотр содержимого документа
«Публикация "Применение технологии продуктивного чтения на уроках географии"»

Бычкова Юлия Аркадьевна,

учитель, МАОУ СОШ № 4, РФ, г. Первоуральск

Применение технологии продуктивного чтения на уроках географии

Аннотация: в статье представлен опыт работы, характеризующий систему работы по формированию универсальных действий смыслового чтения (умения максимально точно и полно понимать содержание текста, улавливать все детали и практически осмысливать извлеченную информацию, соотносить ее с имеющимися знаниями.

Ключевые слова: ФГОС ООО, технология продуктивного чтения, предмет как средство формирования УУД.

Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, созданием новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. Приоритетной целью школьного образования на современном этапе становится развитие личности, способной к самореализации и быстрой адаптации к изменяющимся условиям жизни в новых реалиях общества. Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий. Задачей современного образования является овладение УУД в рамках отдельных дисциплин, а не только конкретных предметных знаний. Предмет выступает средством формирования УУД и предмет география в том числе.

На ступени основного общего образования устанавливаются планируемые результаты освоения четырех междисциплинарных учебных программ, среди которых программа «Смысловое чтение и работа с текстом». Цель смыслового чтения – максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию [1, стр. 4].

Технология формирования правильной читательской деятельности (продуктивного чтения) предполагает три этапа работы с текстом. Так, при изучении темы в 5 классе «Путешествуем по Африке» предлагаю обучающимся текст «Разлив Нила в Египте». На первом этапе (работа до чтения текста), необходимо внутренне включить каждого ребенка в чтение. Учащиеся могут по заголовку предположить, о чем будет этот текст. Возможные предположения детей: о реке Нил, в какой части Африки она протекает, в какое время года разливается река и другие ответы. Во время второго этапа мы первоначально читаем текст вслух. Для лучшего понимания прочитанного текста используем методический прием «Инсерт». Технически он достаточно прост. Учащихся надо познакомить с рядом маркировочных знаков и предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях специально подобранного и распечатанного текста.

Знак

Значение знака

V

Отмечается в тексте информация, которая уже известна ученику

+

Отмечается новое знание, новая информация

?

Отмечается то, что осталось непонятным и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее


После работы с текстом учащиеся обсуждают прочитанное, зачитывают, что известное им встретилось в тексте (Нил впадает в Средиземное море), сообщают, что нового и неожиданного для себя они узнали (река имеет 2 крупных притока, в 1860 г. два английских офицера открыли исток реки, Нил разливается с июля по октябрь). Сформулировав вопрос, на который учащиеся пока не могут дать ответ, учащиеся определяют для себя поле деятельности. Дома они могут обратиться к разным источникам информации для ответа на данный вопрос (где находится Занзибар, горная страна Абиссиния). И, наконец, на третьем этапе (работа после чтения) ученики должны обязательно высказать свое отношение, свои мысли о прочитанном, оправдались ли их предположения, высказанные вначале работы.

Сегодня определенные образовательные системы, в частности, «Школа -2100», и различные УМК предлагают комплекс заданий, способствующих применению на уроках технологии продуктивного чтения. Обучающиеся учатся вести диалог с автором, понимать текст, что развивает умение видеть в нем не только фактуальную, но и подтекстовую информацию, самостоятельно формулировать главную мысль, преобразовывать информацию. Чтобы диалог был содержательным и полноценным, читателю необходимо по ходу чтения совершать разнообразную работу, находить в тексте прямые и скрытые авторские вопросы, задавать свои вопросы, обдумывать предположения о дальнейшем содержании текста, проверять, совпадают ли они с замыслом автора, включать воображение.

В тексте встречаются следующие значки: В – задайте вопрос автору текста; О – спрогнозируйте ответ; П – проверьте себя по тексту.

Например, в 5 классе при изучении темы «Земля – часть Вселенной» (УМК по географии под редакцией В.А. Кошевого, Т.Л.Смоктунович, О.А.Родыгиной) учащиеся читают раздел «В чем уникальность Земли (стр. 65-66) , а в теме «Человек и земная твердь» - раздел «От природных камней и украшений к искусственным» (стр. 91,92). После чтения текста делают вывод по прочитанному.

На уроках или в качестве домашнего задания использую тексты, которые содержат ряд неточностей, ошибок. Чтобы заметить их, учащимся придется вспомнить материал урока, а также обратиться к тексту учебника или другим источникам. Так, в 7 классе при изучении природы материков земного шара даю тексты, которые содержат около десятка ошибок: об особенностях природных зон материка, о представителях растительного и животного мира, об исследователях. В грамотности чтения оцениваются умения, овладение которыми свидетельствует о полном понимании текста: нахождении информации, заданной в явном и неявном виде.

Список литературы:

  1. Большаков А.П. Основы смыслового чтения и работа с текстом. 7-9 классы. Биология. География / А.П. Большаков. – Волгоград: учитель, 2014. – 95 с.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!