СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Публикация авторской разработки Размер не более 50М. Доступные расширения: doc, docx, ppt, pptx, rtf, odt

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Публикация авторской разработки

     

Размер не более 50М. Доступные расширения: doc, docx, ppt, pptx, rtf, odt

Просмотр содержимого документа
«Публикация авторской разработки Размер не более 50М. Доступные расширения: doc, docx, ppt, pptx, rtf, odt»

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования и науки Алтайского края

Комитет по образованию и делам молодёжи

МКОУ "Новодраченинская СОШ"





РАССМОТРЕНО

Педагогический совет

Протокол №1 от «28» августа 2023 г.


СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

________________________

Гавшин А.Е.

от «28» августа 2023 г.


УТВЕРЖДЕНО

Директор школы

________________________

Иконникова Е.М.

Приказ №97-од-н от «28» августа 2023 г.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


Курса внеурочной деятельности «История родного края»

для обучающихся 1-4 классов
















с. Новодраченино 2023


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей «малой» родины, восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу. Все это относится и к нашим родным местам – к Алтайскому краю.

Чтобы слова «Я люблю свою Родину» не превращались в пустой звук, важно, чтобы яркий, емкий образ Родины возник у младших школьников.

Чтобы любить Родину, писал академик Д.С.Лихачев, надо знать, за что ее любить, надо знать ее историю, знать героев и их великие подвиги. Только дав ребенку эти знания, мы можем создать необходимые условия для преемственности, духовной связи поколений, воспитания в каждом ребенке патриота и гражданина. Известно, что дерево без корней засыхает. Точно так же, если мы не будем изучать историю своей родины, не будем знать свои корни, то не сможем стать полноценными людьми. Любовь к родному краю, неугасимый интерес к его истории и природе, литературе и науке, культуре, гордость за выдающихся земляков - это та почва, где вырастает Человек с его благородными устремлениями и желанием оставить добрый след на Земле, сохранить всё лучшее и передать его молодым. Изучая родной край, человек становится более интеллектуальным и нравственным, расширяется его кругозор, растет эрудиция. Верно сказано: «Необходимо помочь ребёнку увидеть себя в зеркале истории Отечества, истории семьи, рода, чтобы малыш мог сберечь тепло родительского дома и стал личностью. От познания самого себя, своей семьи, изучения семейного архива до постижения своего дома и двора, друзей и школы, города, края и страны. Воистину, когда семья вместе, то душа на месте».
Ведущей задачей курса является воспитание патриотических чувств: любви к своему городу (селу), к своей Родине, её историческому прошлому и традициям; формирование обоснованного поведения в социальной среде и потребности участвовать в разнообразной поисковой, творческой созидательной деятельности в социуме.

На этой основе у ребенка развивается чувство сопричастности к жизни общества, формируются личностные качества культурного человека – доброта, терпимость, ответственность, патриотизм.

При этом средствами курса целенаправленно создаются условия для развития у учащихся познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы и творческих способностей, формирования учебной деятельности.

Особенностью курса является возможность для реализации межпредметных связей дисциплин начальной школы. Курс «История родного края» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка, математики, окружающего мира, музыки, изобразительного искусства, технологии и физической культуры.

В основе методики преподавания курса «История родного края» лежит проблемно – поисковый метод, обеспечивающий реализацию развивающих задач. При этом используются разнообразные формы обучения: учащиеся ведут наблюдения, выполняют практические работы, в том числе и исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги. Для решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с ветеранами воин, людьми военных профессий, организация посильной практической деятельности. Занятия могут проходить не только в классе, но и на улице, музее.

В качестве дидактического материала могут быть использованы наборы плакатов с символами страны, края, села, школы; портреты участников Великой Отечественной войны, великих полководцев; наборы открыток городов-героев; репродукции картин и фотоальбомы. Целесообразно использование ИКТ и ресурсов Интернета.

Изучив курс «История родного края», учащиеся должны знать:

  • название страны, региона, где живет учащийся, родного города (села);

  • символику страны, края, села, школы;

  • государственные праздники;

  • имена великих полководцев и названия городов-героев, изученных в курсе.

Должны уметь:

  • описывать изученные события истории Отечества;

  • оценивать поступки других с позиции добра и зла;

  • уважительно относиться к своему дому, семье, истории русского народа;

  • поступать сообразно полученным знаниям в реальных жизненных ситуациях.















ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ.


ЦЕЛЬЮ программы является воспитание и поддержание у учащихся, юных граждан России, чувства патриотизма, гражданского долга, общестенных интересов.

ЗАДАЧИ:

  • утверждение в сознании и чувствах патриотических ценностей, взглядов и убеждений;

  • уважение к культурному и историческому прошлому России, к нашим славным традициям;

  • создание новой эффективной системы патриотического воспитания, обеспечивающей оптимальные условия развития у подрастающего поколения верности Отечеству, готовности к достойному служению обществу и государству.



В основу разработки содержания программы взяты ведущие дидактические принципы, актуальные для современного школьного образования :

  • принцип общего развития каждого ребёнка на основе его индивидуальных возможностей;

  • принцип обучения каждого ребёнка в зоне его ближайшего развития;

  • принцип непрерывного развития каждого ребёнка;

  • принцип тематизма;

  • принцип последовательности;

  • принцип культуросообразности;

  • принцип деятельностного подхода.

Познавательная деятельность

1. Наблюдение за объектами окружающего мира.

2. Анализ результатов наблюдений.

3. Творческие работы: сообщения, сочинения, инсценирование, рукотворные изделия и т.д.

Речевая деятельность и работа с информацией

  1. Работа с учебными, художественными, научно – популярными картинами, иллюстрациями.

  2. Поиск необходимой информации в энциклопедиях, в журналах, справочниках библиотеки, в Интернет.

  3. Элементарное обоснование собственного высказанного суждения.

  4. Выступление с сообщением перед аудиторией одноклассников.

  5. Беседы и встречи с людьми старшего поколения.



Игровая деятельность:


  1. При проведении занятий необходимо учитывать, что игра занимает

центральное место в жизни младших школьников. Главная задача -

учить детей играть активно и самостоятельно. С помощью игры можно

помочь ребёнку адаптироваться к новым условиям , преодолеть депрессивное состояние. Умеющий играть ребёнок быстрее принимает решения , лучше логически мыслит , чаще проявляет инициативу и самостоятельность.

Организация деятельности

  1. Учебное сотрудничество: умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад и общий результат деятельности.

  2. Соблюдение правил коллективной работы.

  3. Чёткое выполнение инструкций, данных педагогом.

  4. Работа в парах, группах.

Формы работы :

  1. Экскурсии в музеи, на предприятия, походы по родному краю.

  2. Встречи с почётными жителями села, с интересными людьми, с бабушками и дедушками, с людьми разных национальностей.

  3. Семейные праздники.

  4. Презентации индивидуальных и коллективных проектов.

  5. Освоение народных игр.

  6. Выставки поделок, рисунков, альбомов.

  7. Просмотр видеоматериалов.

  8. Организация посильной практической деятельности.










ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ.


  1. Духовно - нравственноеосознание личностью высших ценностей, идеалов и ориентиров, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности и поведении.

  2. Исторически – познавательное – изучение наших корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, гордости за сопричастность к деяниям предков, современного поколения и исторической ответственности за происходящее в обществе и государстве.

  3. Патриотическое воспитание важнейших духовно- нравственных и культурно-исторических ценностей, отражающих специфику формирования и развития нашего общества и государства, национального самосознания, образа жизни, миропонимания и судьбы россиян.

  4. Профессионально-деятельное – формирование добросовестного и ответственного отношения к труду, связанному со служением Отечеству.

  5. Психологическое – формирование у детей высокой психической устойчивости, готовности к выполнению сложных и ответственных задач в любых условиях.

  6. Воспитание на воинских традициях, представляющих собой устойчи-вые исторически сложившиеся формы отношений. (Важнейшими воинскими традициями являются: верность военной присяге, Боевому Знамени, служение интересам народа, самоотверженность и самопожертвование ради достижения общей победы, массовый героизм и мужество в период, когда решается судьба Отечества и др.)

Все данные направления органически взаимосвязаны между собой, объеденены в процессе практической деятельности целью, задачами, ду-ховно-нравственными и мировоззренческими основами, принципами, фор-мами и методами военно-патриотического воспитания.















Содержание программы

Тема 1: Введение

Что изучает краеведение. Источники краеведческих знаний: карта как источник информации и другие источники. История изучения края. Как можно узнать, что происходило в прошлом.


Тема 2. “Я и моя семья ”.

«Я» Мое имя. Раскрытие конкретного смысла имени. Составление своего словесного портрета, объективная оценка себя как личность.

Практическая работа: выставка портретов, фотовыставка

Как выбирают имя ребенку. Отчество. Моя фамилия. Моя родословная, моя семья, Профессии моих родителей

Творческий конкурс - «Старая фотография рассказала…»


Тема 3 “Дом, в котором я живу или хотел бы жить”.

Рисунок дома, выполненного в реалистическом или сказочном представлении учеников. Безопасность.

Проект-изготовление дома моей мечты (творческая работа) с помощью конструирования из бумаги, пластилина и подручного материала.

Тема 4: Моя Родина – Россия. Символы моей Родины: герб, гимн, флаг. Москва – столица нашей Родины. Герб Болхова и Орла. Мой край на карте Родины. Территория и географическое положение области. Знакомство с картой района, границы, история образования. Изучение местной топонимики, составление кратких сообщений, сбор материалов. Творческая работа «Загадочный мир названий» Происхождение и объяснение наиболее значимых топонимов. Легенды и предания.

Тема 5: “Моя улица”.

Урок-экскурсия по улицам села Учащиеся знакомятся с названием улицы, расположением домов. Исторические объекты, мемориальные доски. Творческая работа «Прогулка по улицам моего села».

Тема 6: “Наша школа”.

Моя школа: знакомство с традициями, историей своей школы (экскурсия по школе). Праздник первого звонка. Мой школьный дом. Правила поведения в школе. Безопасность. Законы жизни в классе. Школа вежливости. Этикет.

Знаменитые выпускники ( дети заранее получают творческие задания в группах) поисково–исследовательская работа.

Тема 7: “Моя малая Родина”. Виртуальная экскурсия по селу, районному центру

Знакомство с историческим Болховом, архитектурные объекты старого города, памятники. Конкурс творческих литературных работ. Наши земляки – герои труда.

Тема 8: “Природа нашего края”. Занятие проводится в форме виртуального путешествия в растительный и животный мир Алтайского края.

Видовой состав растительного покрова и животного мира природного комплекса нашей природной зоны; численность животного мира нашего края (много, мало); животный мир рек, водоемов; лекарственные растения; растения и животные района, занесенные в Красную книгу.

Памятники природы района. Объекты природы своей области.

Тема 9. . Климат

Климатическая область расположения района;


Тема 10. Народы России.

Фольклор – народное творчество. Народные праздники. Народные ремёсла Кладовая мудрости народной.

Русская народная одежда.

Тема. 11 Памятные даты России.

Воинская слава России. Русские полководцы. Дмитрий Донской и Александр Невский, А. Суворов Великая Отечественная война. Полководцы Великой Отечественной войны. История наград. Наш край в годы войны. Наши прославленные земляки. Путешествие по городам – героям.

Дети войны.









Тематическое планирование занятий в 1 - ом классе.(17 часов, 0,5 часа в неделю).


№ п/п


Раздел

Тема

Кол-во часов

Дата

1

Вводное занятие. Что изучает краеведение. Правила поведения и безопасности на занятиях. Как можно узнать, что происходило в прошлом.

1


2

Я и мое имя Составление словесного портрета Выставка портретов

1


3

Мое имя. Как детям выбирали имена Отчество Фамилия Что рассказывают о нас наши фамилии

1


4

Моя родословная, моя семья.

1


5

Профессии моих родителей

1


6

Творческий конкурс - «Старая фотография рассказала…»

1


7

Мой дом. Домашний адрес. Дом, в котором я живу или хотел бы жить

1


8

Безопасность дома

1


9

Проект-изготовление дома моей мечты (творческая работа) с помощью конструирования из бумаги, пластилина и подручного материала.

1


10

Моя Родина – Россия.

1


11

Символы моей Родины: герб, гимн, флаг.

1


12

Москва – столица нашей Родины.

1


13

Герб Заринска и Барнаула

1


14

Мой край на карте Родины. Территория и географическое положение области.

1


15-17

Учебно-исследовательская работа:

«Имена людей – часть истории народов»

Итоговое занятие

3



Тематическое планирование занятий во 2 - ом классе. (17 часов)


№ п/п


Раздел

Тема

Кол-во часов

Дата

1

Что изучает краеведение. Источники краеведческих знаний: карта как источник информации и другие источники.

1


2

История изучения края. Как можно узнать, что происходило в прошлом.


1


3

Мой край на карте Родины. Территория и географическое положение области.

1


4

Знакомство с картой района, границы, история образования.

1


5

Изучение местной топонимики, составление кратких сообщений, сбор материалов.

1


6

Творческая работа «Загадочный мир названий» Происхождение и объяснение наиболее значимых топонимов. Легенды и предания.


1


7

Урок-экскурсия по улицам села. Название моей улицы

1


8

Исторические объекты, мемориальные доски.

1


9

Творческая работа «Прогулка по улицам моего села».


1


10

Моя школа: знакомство с традициями, историей своей школы (экскурсия по школе).

1


11

Праздник первого звонка. Мой школьный дом.

1


12

Правила поведения в школе. Безопасность. Законы жизни в классе. Школа вежливости. Этикет.


1


13

Поисково–исследовательская работа Знаменитые выпускники нашей школы

1


14

Знакомство с историческим Болховом, архитектурные объекты старого города, памятники.

1


15

Наши земляки – герои труда.


1


16

Памятные даты России. Патриотические акции

Памятные даты России Подарок ветерану

1


17

Проектная деятельность

Учебно-исследовательская работа. «Это вся моя семья»

1




Тематическое планирование занятий в 3 - ем классе (17 часов).


№ п/п


Раздел

Тема

Кол-во часов

Дата

1

Как жили наши предки



2

Богатырская наша сила



3

Фольклор – народное творчество.



4

Народные праздники.



5

Народные ремёсла



6

Кладовая мудрости народной.




7

Русская народная одежда.




8

Природа нашего края



9

Виртуальное путешествие в растительный и животный мир Алтайского края .



10

Видовой состав растительного покрова и животного мира природного комплекса нашей природной зоны;



11

Разнообразие животного мира нашего края. Климат



12

Животный мир рек, водоемов;



13

Лекарственные растения;



14

растения и животные района, занесенные в Красную книгу.



15

Практическая работа Составление Красной книги Алтайского края



16

Памятники природы района. Объекты природы своей области.



17

Проектные работы «Природные богатства родного края» Темы по выбору учащихся Конкурс «Защита звания знатока природы»







Тематическое планирование занятий в 4 – ом классе (17 часов)


№ п/п


Раздел

Тема

Кол-во часов

Дата

1

Памятные даты России.

1


2-3

Дни воинской славы России

2


4-5

Русские полководцы. Дмитрий Донской и Александр Невский, А. Суворов и др.

2


6-7

Великая Отечественная война.

2


8

Полководцы Великой Отечественной войны.

1


9

История наград

1


10-11

Наш край в годы войны.

2


12-13

Они защищали наш край

2


14

Путешествие по городам – героям.


1


15

Дети войны

1


16

Пионеры-герои

1


17

Исследовательская работа «Я помню. Я горжусь»…»

1



Планируемые результаты освоения программы курса внеурочной деятельности «История родного края»

Личностными результатами изучения курса внеурочной деятельности «История родного края» являются:

  • приобретение детьми способности и готовности к саморазвитию;

  • основ гражданской идентичности;

  • ценностно-смысловых установок, отражающих их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества.


Метапредметным результатом изучения программы внеурочной деятельности «История родного края» является сформированность у детей не только универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных и коммуникативных), составляющих основу умения учиться, метапредметных понятий, но сформированность сознания о необходимости уметь работать с различной краеведческой информацией.

Регулятивные УУД:

  • рассказывает о правилах действия в игре;

  • осуществляет действия в новом материале под руководством учителя, по заданному образцу или заданному плану;

  • различает разные способы выполнения действия;

  • выполняет элементарные алгоритмы;

  • видит ошибку и исправляет ее самостоятельно. Сравнивает результат действия с образцом и исправляет найденную ошибку

  • сравнивает свои цели действий с другими;

  • обсуждает под руководством учителя успешность или неуспешность своих действий.

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в различных источниках информации по краеведению;

  • находить ответы на вопросы в иллюстрациях;

  • делать выводы в результате совместной работы детей и учителя;

Средством формирования познавательных УУД служат тексты краеведческих материалов, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

  • слушать и понимать речь других; пользоваться приемами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;

  • учиться работать в паре, в группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). Средством формирования коммуникативных УУД служат проблемно-диалогическая технология и организация работы в парах и малых группах.











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!