МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Алтайского края
Комитет по образованию и делам молодёжи
МКОУ "Новодраченинская СОШ"
РАССМОТРЕНО Педагогический совет Протокол №1 от «28» августа 2023 г. | СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР ________________________ Гавшин А.Е. от «28» августа 2023 г. | УТВЕРЖДЕНО Директор школы ________________________ Иконникова Е.М. Приказ №97-од-н от «28» августа 2023 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Курса внеурочной деятельности «История родного края»
для обучающихся 1-4 классов
с. Новодраченино 2023
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей «малой» родины, восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу. Все это относится и к нашим родным местам – к Алтайскому краю.
Чтобы слова «Я люблю свою Родину» не превращались в пустой звук, важно, чтобы яркий, емкий образ Родины возник у младших школьников.
Чтобы любить Родину, писал академик Д.С.Лихачев, надо знать, за что ее любить, надо знать ее историю, знать героев и их великие подвиги. Только дав ребенку эти знания, мы можем создать необходимые условия для преемственности, духовной связи поколений, воспитания в каждом ребенке патриота и гражданина. Известно, что дерево без корней засыхает. Точно так же, если мы не будем изучать историю своей родины, не будем знать свои корни, то не сможем стать полноценными людьми. Любовь к родному краю, неугасимый интерес к его истории и природе, литературе и науке, культуре, гордость за выдающихся земляков - это та почва, где вырастает Человек с его благородными устремлениями и желанием оставить добрый след на Земле, сохранить всё лучшее и передать его молодым. Изучая родной край, человек становится более интеллектуальным и нравственным, расширяется его кругозор, растет эрудиция. Верно сказано: «Необходимо помочь ребёнку увидеть себя в зеркале истории Отечества, истории семьи, рода, чтобы малыш мог сберечь тепло родительского дома и стал личностью. От познания самого себя, своей семьи, изучения семейного архива до постижения своего дома и двора, друзей и школы, города, края и страны. Воистину, когда семья вместе, то душа на месте».
Ведущей задачей курса является воспитание патриотических чувств: любви к своему городу (селу), к своей Родине, её историческому прошлому и традициям; формирование обоснованного поведения в социальной среде и потребности участвовать в разнообразной поисковой, творческой созидательной деятельности в социуме.
На этой основе у ребенка развивается чувство сопричастности к жизни общества, формируются личностные качества культурного человека – доброта, терпимость, ответственность, патриотизм.
При этом средствами курса целенаправленно создаются условия для развития у учащихся познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы и творческих способностей, формирования учебной деятельности.
Особенностью курса является возможность для реализации межпредметных связей дисциплин начальной школы. Курс «История родного края» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка, математики, окружающего мира, музыки, изобразительного искусства, технологии и физической культуры.
В основе методики преподавания курса «История родного края» лежит проблемно – поисковый метод, обеспечивающий реализацию развивающих задач. При этом используются разнообразные формы обучения: учащиеся ведут наблюдения, выполняют практические работы, в том числе и исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги. Для решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с ветеранами воин, людьми военных профессий, организация посильной практической деятельности. Занятия могут проходить не только в классе, но и на улице, музее.
В качестве дидактического материала могут быть использованы наборы плакатов с символами страны, края, села, школы; портреты участников Великой Отечественной войны, великих полководцев; наборы открыток городов-героев; репродукции картин и фотоальбомы. Целесообразно использование ИКТ и ресурсов Интернета.
Изучив курс «История родного края», учащиеся должны знать:
название страны, региона, где живет учащийся, родного города (села);
символику страны, края, села, школы;
государственные праздники;
имена великих полководцев и названия городов-героев, изученных в курсе.
Должны уметь:
описывать изученные события истории Отечества;
оценивать поступки других с позиции добра и зла;
уважительно относиться к своему дому, семье, истории русского народа;
поступать сообразно полученным знаниям в реальных жизненных ситуациях.
ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ.
ЦЕЛЬЮ программы является воспитание и поддержание у учащихся, юных граждан России, чувства патриотизма, гражданского долга, общестенных интересов.
ЗАДАЧИ:
утверждение в сознании и чувствах патриотических ценностей, взглядов и убеждений;
уважение к культурному и историческому прошлому России, к нашим славным традициям;
создание новой эффективной системы патриотического воспитания, обеспечивающей оптимальные условия развития у подрастающего поколения верности Отечеству, готовности к достойному служению обществу и государству.
В основу разработки содержания программы взяты ведущие дидактические принципы, актуальные для современного школьного образования :
принцип общего развития каждого ребёнка на основе его индивидуальных возможностей;
принцип обучения каждого ребёнка в зоне его ближайшего развития;
принцип непрерывного развития каждого ребёнка;
принцип тематизма;
принцип последовательности;
принцип культуросообразности;
принцип деятельностного подхода.
Познавательная деятельность
1. Наблюдение за объектами окружающего мира.
2. Анализ результатов наблюдений.
3. Творческие работы: сообщения, сочинения, инсценирование, рукотворные изделия и т.д.
Речевая деятельность и работа с информацией
Работа с учебными, художественными, научно – популярными картинами, иллюстрациями.
Поиск необходимой информации в энциклопедиях, в журналах, справочниках библиотеки, в Интернет.
Элементарное обоснование собственного высказанного суждения.
Выступление с сообщением перед аудиторией одноклассников.
Беседы и встречи с людьми старшего поколения.
Игровая деятельность:
При проведении занятий необходимо учитывать, что игра занимает
центральное место в жизни младших школьников. Главная задача -
учить детей играть активно и самостоятельно. С помощью игры можно
помочь ребёнку адаптироваться к новым условиям , преодолеть депрессивное состояние. Умеющий играть ребёнок быстрее принимает решения , лучше логически мыслит , чаще проявляет инициативу и самостоятельность.
Организация деятельности
Учебное сотрудничество: умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад и общий результат деятельности.
Соблюдение правил коллективной работы.
Чёткое выполнение инструкций, данных педагогом.
Работа в парах, группах.
Формы работы :
Экскурсии в музеи, на предприятия, походы по родному краю.
Встречи с почётными жителями села, с интересными людьми, с бабушками и дедушками, с людьми разных национальностей.
Семейные праздники.
Презентации индивидуальных и коллективных проектов.
Освоение народных игр.
Выставки поделок, рисунков, альбомов.
Просмотр видеоматериалов.
Организация посильной практической деятельности.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ.
Духовно - нравственное – осознание личностью высших ценностей, идеалов и ориентиров, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности и поведении.
Исторически – познавательное – изучение наших корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, гордости за сопричастность к деяниям предков, современного поколения и исторической ответственности за происходящее в обществе и государстве.
Патриотическое воспитание важнейших духовно- нравственных и культурно-исторических ценностей, отражающих специфику формирования и развития нашего общества и государства, национального самосознания, образа жизни, миропонимания и судьбы россиян.
Профессионально-деятельное – формирование добросовестного и ответственного отношения к труду, связанному со служением Отечеству.
Психологическое – формирование у детей высокой психической устойчивости, готовности к выполнению сложных и ответственных задач в любых условиях.
Воспитание на воинских традициях, представляющих собой устойчи-вые исторически сложившиеся формы отношений. (Важнейшими воинскими традициями являются: верность военной присяге, Боевому Знамени, служение интересам народа, самоотверженность и самопожертвование ради достижения общей победы, массовый героизм и мужество в период, когда решается судьба Отечества и др.)
Все данные направления органически взаимосвязаны между собой, объеденены в процессе практической деятельности целью, задачами, ду-ховно-нравственными и мировоззренческими основами, принципами, фор-мами и методами военно-патриотического воспитания.
Содержание программы
Тема 1: Введение
Что изучает краеведение. Источники краеведческих знаний: карта как источник информации и другие источники. История изучения края. Как можно узнать, что происходило в прошлом.
Тема 2. “Я и моя семья ”.
«Я» Мое имя. Раскрытие конкретного смысла имени. Составление своего словесного портрета, объективная оценка себя как личность.
Практическая работа: выставка портретов, фотовыставка
Как выбирают имя ребенку. Отчество. Моя фамилия. Моя родословная, моя семья, Профессии моих родителей
Творческий конкурс - «Старая фотография рассказала…»
Тема 3 “Дом, в котором я живу или хотел бы жить”.
Рисунок дома, выполненного в реалистическом или сказочном представлении учеников. Безопасность.
Проект-изготовление дома моей мечты (творческая работа) с помощью конструирования из бумаги, пластилина и подручного материала.
Тема 4: Моя Родина – Россия. Символы моей Родины: герб, гимн, флаг. Москва – столица нашей Родины. Герб Болхова и Орла. Мой край на карте Родины. Территория и географическое положение области. Знакомство с картой района, границы, история образования. Изучение местной топонимики, составление кратких сообщений, сбор материалов. Творческая работа «Загадочный мир названий» Происхождение и объяснение наиболее значимых топонимов. Легенды и предания.
Тема 5: “Моя улица”.
Урок-экскурсия по улицам села Учащиеся знакомятся с названием улицы, расположением домов. Исторические объекты, мемориальные доски. Творческая работа «Прогулка по улицам моего села».
Тема 6: “Наша школа”.
Моя школа: знакомство с традициями, историей своей школы (экскурсия по школе). Праздник первого звонка. Мой школьный дом. Правила поведения в школе. Безопасность. Законы жизни в классе. Школа вежливости. Этикет.
Знаменитые выпускники ( дети заранее получают творческие задания в группах) поисково–исследовательская работа.
Тема 7: “Моя малая Родина”. Виртуальная экскурсия по селу, районному центру
Знакомство с историческим Болховом, архитектурные объекты старого города, памятники. Конкурс творческих литературных работ. Наши земляки – герои труда.
Тема 8: “Природа нашего края”. Занятие проводится в форме виртуального путешествия в растительный и животный мир Алтайского края.
Видовой состав растительного покрова и животного мира природного комплекса нашей природной зоны; численность животного мира нашего края (много, мало); животный мир рек, водоемов; лекарственные растения; растения и животные района, занесенные в Красную книгу.
Памятники природы района. Объекты природы своей области.
Тема 9. . Климат
Климатическая область расположения района;
Тема 10. Народы России.
Фольклор – народное творчество. Народные праздники. Народные ремёсла Кладовая мудрости народной.
Русская народная одежда.
Тема. 11 Памятные даты России.
Воинская слава России. Русские полководцы. Дмитрий Донской и Александр Невский, А. Суворов Великая Отечественная война. Полководцы Великой Отечественной войны. История наград. Наш край в годы войны. Наши прославленные земляки. Путешествие по городам – героям.
Дети войны.
Тематическое планирование занятий в 1 - ом классе.(17 часов, 0,5 часа в неделю).
№ п/п | Раздел Тема | Кол-во часов | Дата |
1 | Вводное занятие. Что изучает краеведение. Правила поведения и безопасности на занятиях. Как можно узнать, что происходило в прошлом. | 1 | |
2 | Я и мое имя Составление словесного портрета Выставка портретов | 1 | |
3 | Мое имя. Как детям выбирали имена Отчество Фамилия Что рассказывают о нас наши фамилии | 1 | |
4 | Моя родословная, моя семья. | 1 | |
5 | Профессии моих родителей | 1 | |
6 | Творческий конкурс - «Старая фотография рассказала…» | 1 | |
7 | Мой дом. Домашний адрес. Дом, в котором я живу или хотел бы жить | 1 | |
8 | Безопасность дома | 1 | |
9 | Проект-изготовление дома моей мечты (творческая работа) с помощью конструирования из бумаги, пластилина и подручного материала. | 1 | |
10 | Моя Родина – Россия. | 1 | |
11 | Символы моей Родины: герб, гимн, флаг. | 1 | |
12 | Москва – столица нашей Родины. | 1 | |
13 | Герб Заринска и Барнаула | 1 | |
14 | Мой край на карте Родины. Территория и географическое положение области. | 1 | |
15-17 | Учебно-исследовательская работа: «Имена людей – часть истории народов» Итоговое занятие | 3 | |
Тематическое планирование занятий во 2 - ом классе. (17 часов)
№ п/п | Раздел Тема | Кол-во часов | Дата |
1 | Что изучает краеведение. Источники краеведческих знаний: карта как источник информации и другие источники. | 1 | |
2 | История изучения края. Как можно узнать, что происходило в прошлом. | 1 | |
3 | Мой край на карте Родины. Территория и географическое положение области. | 1 | |
4 | Знакомство с картой района, границы, история образования. | 1 | |
5 | Изучение местной топонимики, составление кратких сообщений, сбор материалов. | 1 | |
6 | Творческая работа «Загадочный мир названий» Происхождение и объяснение наиболее значимых топонимов. Легенды и предания. | 1 | |
7 | Урок-экскурсия по улицам села. Название моей улицы | 1 | |
8 | Исторические объекты, мемориальные доски. | 1 | |
9 | Творческая работа «Прогулка по улицам моего села». | 1 | |
10 | Моя школа: знакомство с традициями, историей своей школы (экскурсия по школе). | 1 | |
11 | Праздник первого звонка. Мой школьный дом. | 1 | |
12 | Правила поведения в школе. Безопасность. Законы жизни в классе. Школа вежливости. Этикет. | 1 | |
13 | Поисково–исследовательская работа Знаменитые выпускники нашей школы | 1 | |
14 | Знакомство с историческим Болховом, архитектурные объекты старого города, памятники. | 1 | |
15 | Наши земляки – герои труда. | 1 | |
16 | Памятные даты России. Патриотические акции Памятные даты России Подарок ветерану | 1 | |
17 | Проектная деятельность Учебно-исследовательская работа. «Это вся моя семья» | 1 | |
Тематическое планирование занятий в 3 - ем классе (17 часов).
№ п/п | Раздел Тема | Кол-во часов | Дата |
1 | Как жили наши предки | | |
2 | Богатырская наша сила | | |
3 | Фольклор – народное творчество. | | |
4 | Народные праздники. | | |
5 | Народные ремёсла | | |
6 | Кладовая мудрости народной. | | |
7 | Русская народная одежда. | | |
8 | Природа нашего края | | |
9 | Виртуальное путешествие в растительный и животный мир Алтайского края . | | |
10 | Видовой состав растительного покрова и животного мира природного комплекса нашей природной зоны; | | |
11 | Разнообразие животного мира нашего края. Климат | | |
12 | Животный мир рек, водоемов; | | |
13 | Лекарственные растения; | | |
14 | растения и животные района, занесенные в Красную книгу. | | |
15 | Практическая работа Составление Красной книги Алтайского края | | |
16 | Памятники природы района. Объекты природы своей области. | | |
17 | Проектные работы «Природные богатства родного края» Темы по выбору учащихся Конкурс «Защита звания знатока природы» | | |
Тематическое планирование занятий в 4 – ом классе (17 часов)
№ п/п | Раздел Тема | Кол-во часов | Дата |
1 | Памятные даты России. | 1 | |
2-3 | Дни воинской славы России | 2 | |
4-5 | Русские полководцы. Дмитрий Донской и Александр Невский, А. Суворов и др. | 2 | |
6-7 | Великая Отечественная война. | 2 | |
8 | Полководцы Великой Отечественной войны. | 1 | |
9 | История наград | 1 | |
10-11 | Наш край в годы войны. | 2 | |
12-13 | Они защищали наш край | 2 | |
14 | Путешествие по городам – героям. | 1 | |
15 | Дети войны | 1 | |
16 | Пионеры-герои | 1 | |
17 | Исследовательская работа «Я помню. Я горжусь»…» | 1 | |
Планируемые результаты освоения программы курса внеурочной деятельности «История родного края»
Личностными результатами изучения курса внеурочной деятельности «История родного края» являются:
приобретение детьми способности и готовности к саморазвитию;
основ гражданской идентичности;
ценностно-смысловых установок, отражающих их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества.
Метапредметным результатом изучения программы внеурочной деятельности «История родного края» является сформированность у детей не только универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных и коммуникативных), составляющих основу умения учиться, метапредметных понятий, но сформированность сознания о необходимости уметь работать с различной краеведческой информацией.
Регулятивные УУД:
рассказывает о правилах действия в игре;
осуществляет действия в новом материале под руководством учителя, по заданному образцу или заданному плану;
различает разные способы выполнения действия;
выполняет элементарные алгоритмы;
видит ошибку и исправляет ее самостоятельно. Сравнивает результат действия с образцом и исправляет найденную ошибку
сравнивает свои цели действий с другими;
обсуждает под руководством учителя успешность или неуспешность своих действий.
Познавательные УУД:
ориентироваться в различных источниках информации по краеведению;
находить ответы на вопросы в иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы детей и учителя;
Средством формирования познавательных УУД служат тексты краеведческих материалов, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других; пользоваться приемами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
учиться работать в паре, в группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). Средством формирования коммуникативных УУД служат проблемно-диалогическая технология и организация работы в парах и малых группах.