СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Публикации (методика)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Публикации (методика)»

Формирование универсальных учебных действий учащихся

на уроках истории


Шаяхметова В.Р., к.и.н., зам. директора по УВР

МАОУ «Лицей №4» г.Перми, доцент кафедры

новейшей истории России ПГНИУ

Обухова О.Ю., учитель истории МАОУ «Лицей №4» г.Перми

Универсальные учебные действия (далее - УУД) в программе Федеральных государственных стандартов общего основного образования в широком значении – это способность субъекта к саморазвитию, самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, также под УУД понимают совокупность способов действия обучающегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Программа развития УУД в рамках учебной дисциплины «История» составлена для учащихся МАОУ «Лицей №4» г. Перми на основе требований ФГОС к структуре и содержанию программы формирования УУД. Ее целью является развитие способности лицеистов к самоопределению и саморазвитию путем реализации системно-деятельностного подхода и развивающего потенциала ООО. При сохранении преемственности начального образования и ООО к основным задачам программы формирования УУД по истории отнесены: а) описание основных подходов и содержания учебной и внеучебной деятельности, обеспечивающих эффективное усвоение УУД обучающимися; б) определение системы типовых заданий для мониторинга процесса развития УУД обучающихся; в) описание технологий включения системно-деятельностного подхода и развивающих задач в урочную и внеурочную деятельность обучающихся.

Программа развития УУД по истории в основной школе содержит: 1) планируемые результаты усвоения обучающимися познавательных, регулятивных и коммуникативных УУД, показатели уровней и степени владения ими, их взаимосвязь с другими результатами освоения основной образовательной программы ООО; 2) ценностные ориентиры развития УУД, место и формы развития УУД: образовательные области, учебные предметы, внеурочные занятия и т. п., связь УУД с содержанием учебных предметов; 3) основные направления деятельности по развитию УУД в основной школе, описание технологии включения развивающих задач, как в урочную, так и внеурочную деятельность обучающихся.

К основным принципам оценивания сформированности УУД по истории мы относим регулярность и всесторонность проверки всех видов учебной деятельности учащихся и УУД; дифференцированный подход в проведении контроля, т.е. с учетом личностных и возрастных трудностей усвоения и овладения учебным материалом; объективность контроля и соблюдение воспитательного воздействия оценки. Например, успешное владение историческим материалом предполагает значительный объем памяти обучающегося и постоянное его обращение к дополнительным источникам информации, поэтому контрольные мероприятия проводятся в зависимости от степени замотивированности обучающегося на «углубление» учебного материала и склонности к различным видам учебной деятельности. Контроль по одной теме «Отечественная война 1812 года» может пройти в разных формах: публичное выступление по заранее определенной теме (Роль М.И. Кутузова в победе над наполеоновской Францией), участие в дебатах по спорной проблеме (Российская и всемирная история: Бородинская или Московская битва?), подготовка контурной карты, хронологическая лента событий и т.д. Вариативность форм контрольных мероприятий изначально закладывает возможность успешности обучающихся в данной теме.

Планируемые результаты – УУД обучающихся – мы соотнесли с системой оценивания, в которой выделили три уровня сформированности УУД у учащихся:

- высокий уровень (обучающийся полностью осваивает учебный материал, предусмотренный образовательными стандартами по истории; может обладать знаниями в большем объеме, нежели предусмотрено учебной программой; может давать консультации сверстникам по учебным темам; может успешно решать продуктивные задания несколькими способами; готов к работе в системно-деятельностном режиме; успешно применяет знания на практике; может успешно участвовать в олимпиадах / интеллектуальных конкурсах);

- средний уровень (обучающийся осваивает учебный материал, предусмотренный образовательными стандартами; отдельные вопросы знает на «отлично», способен самостоятельно решить некоторые продуктивные задания; уровень знаний обучающегося не ниже уровня знаний большинства учащихся в классе; готов работать в системно-деятельностном режиме с помощью учителя);

- низкий уровень (обучающийся знает отдельные темы, но испытывает определенные трудности в решении познавательных задач и чаще всего нуждается в дополнительной помощи учителя).

Для того чтобы проверить степень сформированности УУД учащихся на уроках истории можно использовать разный инструментарий, но наиболее точным измерительным инструментом для отслеживания и оценки процесса развития УУД является диагностика. Диагностика помогает педагогу «настроить» учебный процесс на индивидуальные возможности учеников, создать для них оптимальные  условия для совместного достижения качественного образовательного результата.

Результаты диагностики дают возможность учителю не только скорректировать собственную деятельность и содержание образовательного процесса, но и определить насколько эффективно используется потенциал учебно-методических комплексов по предмету (учебник, рабочая тетрадь, тесты и т.п.), и также заложенные в них средства получения личностных и метапредметных результатов. Неоднократное проведение диагностики даёт возможность отследить динамику развития УУД каждого учащегося.

В процессе работы по формированию УУД мы прописали критерии по оценке результатов работы обучающегося в целом.

Таблица 1. Формы и виды диагностики сформированности УУД

УУД

Цели диагностики

Формы и виды диагностики

Познавательные УУД


Проверка умений:

- отбирать источники информации, необходимые для решения познавательной задачи;

- извлекать информацию из текстов, таблиц, схем, иллюстраций;

- группировать исторические факты и явления;

- находить сходство и различие фактов и явлений;

- определять причины явлений и событий;

- делать выводы на основе обобщения знаний;

- представлять информацию в виде таблиц, схем, диаграмм.

- тесты;

- системные задания на проверку знания терминологии, на представление текстовой информации в виде таблиц, диаграмм, схем и др.;

- проведение мини исследования по узкой теме;

- работа с текстом (анализ содержания, выделения смысловых частей текста, выявление причинно-следственных и логических связей внутри текста и т.д.);

- творческая работа по осмыслению содержания произведения искусства (например, батальные, бытовые картины).

Регулятивные УУД

Проверка умений:

- преобразовывать практические задачи в познавательные;

- самостоятельно анализировать условия достижения цели и планирование путей её достижения;

- осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия.

- работа с текстом (тезирование, свободный или тематический конспект, план-конспект, аннотация теста, рецензия текста, реферат или аналитический обзор текста);

- участие в монологе, диалоге, полилоге в рамках дискуссий, дебатов и пр.;

- продуктивные задания на создание новой исторической информации для последующего понимания сути исторического процесса.

Личностные УУД

Проверка степени сформированности:

- сопричастности обучающегося к историко-географическому образу России и малой Родины;

- эмоционально положительного принятия своей этнической и гражданской идентичности.

- тест «Карта интересов» (определение сферы интересов обучающегося);

- тест «Личность» (формирование и развитие навыков самопознания, на самопознание личностных качеств);

- психологическое упражнение «Не от своего лица» (самопознание потребностей).


Коммуникативные УУД

Проверка умений:

- аргументировать собственное мнение и позицию, и координировать её с позициями партнёров в учебном сотрудничестве;

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

- диспуты, дебаты, дискуссии (учебная коммуникация и сотрудничество);

- исторические реконструкции;

- публичная защита результатов проектов, мини исследований, учебного исследования (монологическое контекстное высказывание);

- пересказ текста с использованием социализированной и внутренней речи.



Реализации достижения планируемых учителем результатов, в первую очередь, формирование универсальных учебных действий учащихся, в полной мере способствует системно-деятельностный подход в обучении. Преимуществом данного подхода является то, что в новой образовательной ситуации он сочетается с другими современными технологиями: ИКТ, игровые технологии, модульно-редуктивное обучение, технология критического мышления, технология «Дебаты», технология учебно-исследовательской и проектной деятельности.

По нашему мнению, только наличие комплекса педагогических условий обеспечит эффективную реализацию модели формирования универсальных учебных действий учащихся, поскольку взаимосвязь функциональных и структурных компонентов, возникающая в процессе деятельности педагогов, родителей и учащихся, обусловливает развитие, движение, совершенствование педагогических систем. Запрос современного общества известен - это выпускник школы, способный воспроизводить интеллектуальный потенциал России, самостоятельно мыслящий, умеющий видеть возникающие перед ним трудности и находить пути рационального их преодоления. Учебная дисциплина «История» способна обеспечить не только формирование универсальных учебных действий, необходимых выпускнику основной школы для продолжения образования, но и создать условия для успешной социализации личности подростка, позволяя ему правильно оценивать современные общественно-политические процессы и явления.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!