СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Публичное представление опыта Ермаковой Н.А. (для аттестации)

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя начальных классов МБОУ «Теньгушевская СОШ» Теньгушевского муниципального района Республики Мордовия Ермаковой Натальи Анатольевны по теме: Использование инновационных технологий как средство активизации учебной деятельности младших школьников.

 

Просмотр содержимого документа
«Публичное представление опыта Ермаковой Н.А. (для аттестации)»

Публичное представление собственного

инновационного педагогического опыта

учителя начальных классов МБОУ «Теньгушевская СОШ»

Теньгушевского муниципального района Республики Мордовия

Ермаковой Натальи Анатольевны



Тема опыта: Использование инновационных технологий как средство активизации учебной деятельности младших школьников.



Актуальность и перспективность опыта

Наше время - это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестан-дартные решения, умеющие творчески мыслить. Школа должна готовить детей к жизни. В своей деятельности постоянно ищу пути для того, чтобы воспитать и развить в ребёнке активную, сме-лую, решительную личность. Личность, которая умеет сама добывать знания и применять их в нестандартных ситуациях. Современное образование должно быть направлено на развитие лично-сти человека, раскрытие его возможностей, талантов, становление самосознания, самореализации. Анализируя свой педагогический опыт, можно прийти к выводу, что именно использование новых педагогических технологий в урочное и внеурочное время способствует развитию познавательных интересов учащихся и успешности их деятельности.



Условия формирования опыта

     Традиционные методы обучения ориентированы на средний уровень готовности учащихся и в новых условиях не дают достаточно высокого результата. Поэтому я стала внедрять в свою практику инновационные технологии, которые способствуют формированию у детей ключевых компетенций, способствующих успешности учеников в современном обществе.

В поисках решения проблемы я использую в своей педагогической деятельности личностно-ориентированный подход в обучении, который реализую через внедрение здоровьесберегающего подхода, компетентностно – ориентированного обучения, информационно-коммкуникативных, игровых технологий, педагогику сотрудничества, развивающего обучения.



Теоретическая  база опыта.    

      В истории педагогики проблема технологии обучения всегда была одной из самых   актуальных.  Ещё чешский мыслитель-гуманист Я.Коменский писал: “ Можно и нужно каждого учителя научить пользоваться педагогическим инструментарием, только тогда его работа будет высоко результативной, а место учителя самым лучшим местом под солнцем “.  Проблема использования в своей профессиональной деятельности новых педагогических технологий привлекает к себе внимание учителей, ученых, таких как: Л.С. Выготский, М.Р. Львов, Л.В. Занков, Т.В. Зеленкова, З.Н. Новлянская. Они придают большое значение развитию личности ребенка. При всем многообразии концепций, подходов исследований данной проблемы, все авторы единодушны в том, что обучение детей в школе должно стать эффективным средством всестороннего развития личности. Я работаю по УМК «Школа России». Хочется сказать, что содержание материала, представленного в системе, позволяет учителю, не нарушая системы, организовать совместную с детьми творческую деятельность так, что они становятся активными участниками учебного и воспитательного процесса. В своей работе постоянно стремлюсь к новым  формам и методам работы с учащимися.



Технология опыта.

    Как обычный урок сделать необычным, как неинтересный материал представить интерес-ным, как с современными детьми говорить на современном языке? Эти и многие другие вопросы задаём мы себе, приходя сегодня в класс.

Учитель должен владеть личностно-ориентированными, развивающими образовательными технологиями, учитывающими различный уровень готовности к обучению в школе.

Развитие современной личности учащегося осуществляется в процессе собственной дея-тельности, направленной на "открытие" нового знания.

Среди многообразия современных образовательных технологий я выделила для себя те, кото-рые, на мой взгляд, можно использовать в работе с учащимися начального звена.  Например: технологии личностно-ориентированного, развивающего, проблемного обучения, а также игровые, проектные, здоровьесберегающие и информационно-коммуникативные. Эти технологии я исполь-зую в своей работе чаще всего.



Сочетание элементов современных образовательных технологий

в структуре урока

Этап урока

Образовательные технологии

Методы и приемы









Актуализация знаний

Игровые технологии

- Создание игровой ситуации

Педагогика сотрудничества

- Совместная деятельность - Эвристическая беседа


Здоровьесберегаю-щий подход

-Психофизическая тренировка (элементы аутотренинга, настрой на урок)

- Психогимнастика

-Алгоритмическая разминка



Сообщение темы и целей урока

Проблемное обучение

- Создание проблемной ситуации

Педагогика сотрудничества

- Работа в группах, парах - Эвристическая беседа

Информационно-коммуникативные технологии

Представление наглядного материала (презентация, работа с интерактивной доской)









Работа по теме урока

Индивидуальный и дифференци-рованный подход

Индивидуальная, групповая работа. Работа в парах (тройках. четвёрках)

Гуманно-личнос-тная технология

- создание ситуации успеха

Компетентностно-ориентированное обучение

Исследовательская работа в группах. парах

Информационно-коммуникативные технологии

-знакомство с новым материалом на ПК

-разноуровневые задания на ПК


Развивающее обучение

Задания на развитие общеинтеллектуальных умений – сравнения, мышления, конкретизации, обобщения


Игровые технологии

Игровая ситуация


Проблемное обучение

Создание проблемной ситуации

Физкультминутка

Здоровьесберегаю-щий подход

Гимнастика для тела, слуха, глаз; танцевально-ритмические паузы (под музыку); точечный массаж, дыхательная гимнастика; упражнения на релаксацию

Индивидуальная (самостоятельная) работа

Информационно-коммуникативные технологии

-Тестирование на ПК

-разноуровневые задания на ПК



Подведение итогов урока.

Гуманно-личностная технология


- создание ситуации успеха

Педагогика сотрудничества

- коллективный вывод

- подведение итогов в паре (сравнение)

Рефлексия

Гуманно-личностная технология


- создание ситуации успеха


Здоровьесберегаю-щий подход

Тренинг «Я смог…что не получилось?»



Проблемное обучение

           На любом современном уроке нельзя обойтись без технологии проблемного обучения или без его элементов. В чем его актуальность?

         Актуальность данной технологии определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что становится возможным при разрешении возникающих противоречий, создании проблемных ситуаций на уроке. В преодолении посильных трудностей у учащихся возникает постоянная потребность в овладении новыми знаниями, новыми способами действий, умениями и навыками.

Решение учебных проблем оказывает положительное воздействие на эмоциональную сферу учащихся, создаёт благоприятные условия для развития коммуникативных способностей детей, развития их индивидуальности и творческого мышления. Кроме того, умение видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определение понятиям, проводить наблюдения и эксперименты, делать выводы и умозаключения,  работать с текстом, доказывать и защищать свои идеи ведёт к достижению таких образовательных результатов, как способность к самостоятельной познавательной деятельности, умение быть успешным в быстро изменяющемся мире и т.д.



Создание проблемных ситуаций на уроках - это один из способов развития творческого мышления младших школьников.

Методы проблемного обучения можно применять на уроках, создавая проблемную ситуацию на любом его этапе.

Например:

Определение темы урока:

Урок русского языка в 4-м классе по теме «Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных»

Прочитайте слова на доске: душ, ночь, ложь, страж, дочь, муж, ключ.

  • Чем все эти слова похожи?

  • А чем слова отличаются?

- Над какой темой будем работать?

(Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных )

Урок «Окружающий мир». Большинство грызунов питаются твердой растительной пищей, которую они отгрызают и перетирают зубами. Зубы должны истачиваться, «снашиваться», но они всегда одного размера. Чем объяснить, что у бобра, который всю жизнь точит стволы деревьев, зубы не уменьшаются и не тупятся на протяжении всей жизни? (Ответ: зубы грызунов растут на протяжении всей жизни.)

Вывод.

-проблемное обучение активизирует мыслительную деятельность, без которой школьнику очень сложно учиться, тем более с интересом;

-у большинства учащихся  формируется положительная мотивация к изучению предметов, познавательный интерес;

-возрастает эффективность развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

-коммуникативный режим проблемного обучения и самообучения позволяет рационально организовывать и воспитывать культуру умственного труда.

Мои ученики активно участвуют в различных конкурсах, например, «Кенгуру», «Русский медвежонок», в онлайн-олимпиаде «Юный предприниматель», в онлайн-олимпиаде «Плюс» по математике.



Информационные образовательные технологии

              Урок с использованием информационных технологий становится более интересным для учащихся, в результате, становится более эффективное усвоение знаний; улучшается уровень наглядности на уроке.

Повышение эффективности урока за счет наглядности. Конечно, достигнуть этого можно и другими методами (плакаты, карты, таблицы,

записи на доске), но компьютерные технологии, бесспорно, создают гораздо более высокий уровень наглядности.

Для получения новой информации и расширения кругозора учащихся на уроках и во вне-урочное время использую презентации, которые составляю сама с привлечением материала, взятого из ресурсов Интернет.

Дети с удовольствием смотрят слайды, принимают активное участие в обсуждении увиденного.   

     Вывод: при активном использовании ИКТ в начальной школе успешнее достигаются общие цели образования, легче формируются компетенции в области коммуникации: умение собирать факты, их сопоставлять, организовывать, выражать свои мысли на бумаге и устно, логически рассуждать, слушать и понимать устную и письменную речь, открывать что-то новое, делать выбор и принимать решения, повышается интерес к изучаемым предметам.





Проектные технологии

          Применяю и приемы проектной деятельности, так как данный метод стимулирует самостоятельность учащихся, их стремление к самовыражению,

формирует активное отношение к окружающему миру, сопереживание и сопричастность к нему, развивает коммуникативные качества.

При выполнения каждого нового проекта (задуманного самим ребенком, группой, классом, самостоятельно или при участии учителя) мы решаем несколько интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач. От ребенка требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. 

Проект «Моя малая родина». Цель проекта – прививать любовь к родному краю, стране, воспитывать чувство гражданственности и патриотизма, любовь и уважение к историческому прошлому, воспитывать гордость за свою Родину и любовь к ней;  составить своеобразную копилку

Фотографий. Проект выполняется коллективно. Учащиеся с помощью родителей и учителя работают с различными источниками: энциклопедиями, справочной литературой , Интернетом.  Собранный материал обрабатывается и проводится классный час, выступаем на родительском собрании.

Задача учителя состоит в том, чтобы найти и организовать интересные формы проектной деятельности, чтобы каждого ученика включить в работу, дать ему возможность высказаться, реализовать свой познавательный интерес. 

Включение школьников в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную самооценку и, главное, происходит интенсивное развитие детей. А деятельность в свою очередь формирует мышление, умения, способности, межлич-ностные отношения. 



Игровые технологии

         Игра - одно из замечательных явлений жизни, деятельность, как будто бесполезная и вместе с тем необходимая. Игра оказалась весьма серьезной и трудной проблемой. В современной педагогике игра, дидактическая игра

используется в качестве самостоятельной технологии для освоения  понятия темы и даже раздела учебного предмета, а также как элемент более общей технологии.

            Игра - сильнейшее средство социализации ребенка, она дает возможность модели-ровать разные ситуации жизни, искать выход. Игра важна как сфера реализации себя как лич-ности, это деятельность коммуникативная.

  Например: Ребята, сегодня мы с вами продолжим знакомство с буквами и звуками русской азбуки, познакомимся с особенной буквой.

- Сегодня с нами на уроке будут работать Емеля, он приехал к нам… на чём? Правильно, на печке.

 (Выставляется рисунок Емели на печке) 

Он предлагает вам игру «Дополни предложение»:

1) Звуки бывают... (гласные и согласные; твердые и мягкие; звонкие и глухие).

2) Звуки слышим, буквы... (пишем).

3) В слове столько слогов, сколько... (гласных).

4) После твердых согласных пишутся гласные... (аоыу).

5) После мягких согласных пишется гласная... (и).

– Как отличить согласный звук от гласного?

Дети отвечают. Знакомство ребят со стихотворением Валентина Берестова о гласных и согласных:

 Гласные тянутся в песенке звонкой,
            Могут заплакать и закричать,
             Могут в кроватке баюкать ребенка,
            Но не желают свистеть и ворчать.

                                   А согласные согласны,
                                  Шелестеть, шептать, скрипеть,
                                  Даже фыркать и шипеть,
                                  Но не хочется им петь.

Разгадывание ребусов

           

Здоровьесберегающие технологии

  Здоровьесберегающие технологии применяются мной как в урочной деятельности, так и во внеклассной работе. На мой взгляд, формирование ответственного отношения к своему здоровью – необходимое условие успешности современного человека. Здоровье сберегающий подход

прослеживается на всех этапах моего урока, поскольку предусматривает чёткое чередование видов деятельности.

           Считаю, что наша задача сегодня - научить ребенка различным приёмам и методам сохранения и укрепления своего здоровья. Свои уроки  стараюсь строить, ставя перед собой и учениками именно эту цель: как

охранить и укрепить здоровье?

 Для этого  использую приемы здоровьесберегающих технологий.

1.Включаю элементы личностно-ориентированного обучения:

  • Вхождение в рабочий день.

Начиная уже с 1-го класса для ускорения вхождения ребёнка в учебный день, я учу детей чаще улыбаться. Наше правило: «Хочешь обрести друзей – улыбайся!»

При поздравлении с днём рождения, каждый называет только положительные качества именинника.

  • Создание ситуации выбора и успеха.

Создание благоприятного эмоционально-психологического микроклимата на уроках и внеклассных мероприятиях также играет важную роль.

  • Использование приемов рефлексии.

-Что на вас произвело наибольшее впечатление?

- Что получилось лучше всего?

- Какие задания показались наиболее интересными?

- Что вызвало затруднения?

- Над чем хочется поразмышлять?

- Какой совет дали бы себе?

- Кому захотелось сделать комплимент?

- Пригодятся ли вам знания сегодняшнего урока в дальнейшем?

2. Использую проведение физкультминуток.

 3. Провожу родительские собрания.

Вывод:

Комплексное использование здоровьесберегающих технологий в учебном и воспитательном процессе позволяет снизить утомляемость, улучшает эмоциональный настрой и повышает работоспособность младших школьников, а это в свою очередь способствует сохранению и укреплению их здоровья.

В заключение, хочется сказать: «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым».        

Технология «Портфолио»

        В настоящее время большую популярность приобретает образовательная технология “Портфолио”.  Использование технологии «Портфолио» позволяет проследить индивидуальный прогресс ученика, помогает ему осознать свои сильные и слабые стороны, позволяет судить не только об учебных, но и о творческих и коммуникативных достижениях.



Коммуникативные технологии

В настоящее время очень актуальны коммуникативные технологии. Они позволяют развивать у учащихся такие навыки:

- умение работать в группе;

- высказывать свое личное мнение;

- выслушивать мнение товарищей;

- создавать благоприятный психологический климат,

- атмосферу взаимопомощи, толерантности.

     Наиболее эффективно достигать прогнозируемых результатов и раскрывать потенциальные возможности каждого ученика мне помогает обучение в сотрудничестве. Атмосфера общения является ведущей чертой урока, поэтому я стараюсь строить уроки таким образом, чтобы стимулировать учащихся работать вместе, помогать друг другу, сопереживать.

    Применение парной формы на уроках приобретения новых знаний даёт возможность ученику оценить собственные успехи в усвоении нового материала и проверить умение обучать других.

       Востребована мною технология работы в группах, так как обеспечивает развитие самостоятельности учащихся, навыка ведения дискуссии, умения публично отстаивать свою позицию.



Анализ результативности опыта.

Итогом проведенной работы было то, что дети научились самостоятельно работать, не пугаться новой нестандартной учебной ситуации, а с интересом находить ее решение, расширять и добывать новые знания, оценивать результат выполненной работы, у наименее успешных детей не выработалась отрицательная оценка мотивации к учебе. Дети учатся с удовольствием, не боятся контрольных работ, у них выработалась адекватная самооценка и положительная учебная мотивация. Кроме этого у ребят сформировались познавательные и учебные интересы, они задают массу вопросов, поиск ответов на которые – совместная деятельность учителя и учеников, они спорят, отстаивая свою точку зрения, но умеют и принять сторону другого ученика, если не правы.

Мои ученики активно посещают кружки, секции, музыкальную и художественную школы, активно участвуют в школьных и районных мероприятиях. Сочетание традиционной системы обучения и современных технологий обеспечивает высокое качество знаний.

Полученные знания, умения и навыки положительно отражаются и на учёбе (это видно из таблицы):

Позитивная динамика учебных достижений обучающихся за последние три года.


Качество знаний обучающихся за последние три года составляет:

2011-2012 учебный год – 66%

2012-2013 учебный год – 70%

2013-2014 учебный год – 70%

2014-2015 учебный год – 1 класс (не аттестуются)

2015-2016 учебный год – 65%

Результаты анкетирования учащихся 4-а класса по выявлению возможности творческого самовыражения учащихся на уроках.

Вопрос

Варианты ответов

(в % от количества обучающихся)


1.Какие уроки тебе больше нравятся?

Математика – 70 %

Чтение- 52%

Окр. мир – 54%

Физкультура – 64%

Русский язык - 58%



2.Какие виды работ тебе интересно выполнять на уроке?

Читать –94%

Работать в группе – 94%

Выполнять творческие задания –94 %

Решать самому задачи- 41 %

Выполнять задания по выбору –100%

Физкультминутки- 94%


3.Есть ли у тебя возможность проявлять свои творческие способности на уроках?

Высказывать свое мнение- 76%

Заниматься поисковой работой – 74%

Фантазировать – 58%

Сочинять – 76 %


В течении девяти лет я возглавляю методическое объединение учителей начальных классов, где с удовольствием делюсь своим опытом: выступаю с докладами, провожу открытые уроки, мастер-классы. Дала открытые уроки по математике: "Решение задач" (2011г.), «Знакомство со спряжением глаголов» (2013 г.); по математике «Отработка вычислительных навыков» (2012 г.), внеклассное открытое мероприятие "В стране наук»" (2014 г.), внеклассное открытое мероприятие «Прощание с Азбукой» (2011 г.)

На методическом объединении учителей начальных классов выступала с докладами: "Современные образовательные технологии", "Развитие познавательного интереса, мышления и речи на уроках чтения и русского языка". Выступала на педсовете с докладом «Проектная деятельность в начальной школе». Выступала на учительской августовской конференции с докладом « ФГОС в начальной школе».

Трудоёмкость опыта.

Учитель, работающий в современной школе, должен понимать, какие принципиально новые дидактические подходы к уроку регламентирует ФГОС. Весь учебный процесс должен основываться на деятельностном подходе, цель которого – развитие личности учащегося на базе освоения универсальных способов деятельности. Ребенок развивается только при активном восприятии учебного материала, пассивный подход малоэффективен. Именно собственное действие может стать основой формирования будущей самостоятельности ребенка. Опыт требует постоянного личностного и профессионального роста учителя, тщательной подготовки к урокам.



Адресные рекомендации по использованию данного опыта.

Своим педагогическим опытом работы я охотно делюсь с коллегами, выступаю с сообщениями на уровне школы, района. Участвую  в работе семинаров  и секций муниципального уровня, провожу открытые уроки. Материалы опыта  выставлены на сайте образовательного учреждения:  http://tengushevo.edurm.ru/, на собственном сайте https://multiurok.ru/ermakova1969/, на страничке сайта «Прошколу» http://www.proshkolu.ru/user/ermakova1969/.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!