Публичное представление собственного педагогического опыта Парфеновой Натальи Александровны, учителя истории и обществознания
МОУ «Александровская средняя общеобразовательная школа»
Описание собственного педагогического опыта по проблеме «Формирование духовно – нравственного сознания подрастающего поколения»
Я, Парфенова Наталья Александровна (дата рождения 01.05.1993 г.), в МОУ «Александровская СОШ» работаю учителем истории и обществознания с 2016 года.
За этот период работы зарекомендовала себя с положительной стороны. Уверенно владею материалом своего учебного предмета, достаточно хорошо знаю методику его преподавания. Я стараюсь доступно доносить до учащихся новый материал, используя дополнительную литературу по предмету, факты и примеры из современной жизни.
Педагогическая проблема, над которой я работаю, - «Формирование духовно – нравственного сознания подрастающего поколения».
В современном обществе происходят серьезные изменения во всех сферах. Многие из них носят отрицательный характер и наибольшую опасность представляет разрушение ценностных ориентиров личности. Упадок духовно – нравственной сферы связан у подрастающего поколения с отсутствием положительной жизненной структуры. Материальные ценности часто преобладают над духовным, в связи с чем искажаются представления о добре, справедливости, великодушие и т.д. Дети нуждаются в том, чтобы взрослые создали им условия для их духовно – нравственного развития. Школьные учреждения служат агентами социализации подрастающего поколения и помогают приобщаться к идеалам отношения к себе, другим людям, обществу, государству.
Понятия духовности и нравственности тесно переплетены с такими учебными дисциплинами как история и обществознание. Изучая темы
«Освобождения Москвы от польских интервентов», «Отечественной войны 1812 года», «Великой Отечественной войны» и т.д, дети на примере исторических личностей видят их неподдельную любовь, патриотизм, жертвенность по отношению к своему Отечеству и государству. Знакомя учеников на уроках обществознания, с правами и обязанностями гражданина, я стремлюсь показать им связь между нормативно-правовыми актами и нравственными идеалами. Стоит отметить, что примеры, взятые из реальной жизни прошлого и настоящего своего государства, помогают проще усвоить те духовные нормы и правила, которые необходимы для полноценной жизни.
Целью своей педагогической деятельности ставлю воспитание и поддержку в развитии ответственного, нравственного, инициативного, компетентного гражданина России.
Задачи:
Ценностное отношение к своему национальному языку и культуре;
Представления о правах и обязанностях гражданина России;
Изучение символов государства — флага, герба, гимна России;
Знания о героях и важнейших событиях истории России;
Уважение к защитникам Родины;
Стремление активно участвовать в делах класса и школы.
Принципы:
Индивидуально - личностного развития – поддержка педагога в самоопределения личности, развития ее таланта, способностей, передача ей системных знаний, навыков и умений для успешной социализации;
социально-педагогического партнерства – партнерские отношения с другими субъектами социализации: семьей, общественными организациями, традиционными религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта;
нравственного примера педагога – нравственность учителя, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей жизни и профессиональной деятельности, его отношение к коллегам, школьникам, педагогическому труду.
Направления моей работы:
Обеспечение учащихся историческими и обществоведческими знаниями на основе Государственного стандарта и обязательного минимума исторического и обществоведческого образования;
Развитие ценностно – ориентированной личности, способной к самореализации и активной жизненной позиции;
Систематическая работа над общим развитием всех учащихся класса, в том числе со слабыми учениками;
Воспитание патриота и гражданина России.
В своей работе применяю следующие формы работы:
Создание проблемной ситуации;
Постановка и решение проблемы;
Формирование понятий.
Используемые методы:
1. Объяснительно-иллюстративный (уроки-презентации, схемы, опорные конспекты);
2. Методы самостоятельной работы учащихся;
3. Беседы;
4. Тесты.
Основные результаты духовно-нравственного развития и воспитания учащихся оцениваются со стороны экспертных суждений, где главными лицами являются родители и педагоги школы. Также анонимные анкеты, помогающие анализировать ценностную сферу личности; самооценочные суждения детей и их поведение в семье и школе.
Оценка и корректировка духовно – нравственного сознания и других личностных результатов образовательной деятельности обучающихся – процесс долгий и трудоёмкий, осуществляющийся в ходе постоянного наблюдения педагога и в тесном сотрудничестве с родителями учеников
Я являюсь классным руководителем 7 класса. В своей воспитательной работе стараюсь развивать все стороны личности обучающихся, воспитывать положительные качества, прививать правильный и здоровый образ жизни, формировать личность, готовую к различным жизненным ситуациям, адаптированную в социуме. Большую роль отвожу нравственному воспитанию. Для успешного воспитания нравственных качеств использую в своей работе - воспитание нравственных навыков и привычек; при проведение различных мероприятий акцентирую внимание на тех содержательных сторонах, которые содействуют расширению моральных знаний школьников, побуждают их к анализу собственного поведения и обогащению нравственного опыта; обеспечение тесной взаимосвязи и комплексное осуществление политического, нравственного и трудового воспитания.
Как молодой педагог, нарабатывающий профессиональный опыт, я постоянно нахожусь в поиске новых и эффективных методов работы. Сочетание традиционных и новаторских приёмов, форм и средств воспитания позволяет создавать рабочую атмосферу на уроках и вне рабочей обстановке, развивает творческие способности детей, формируют умения и навыки, умение пополнять и обновлять свои знания.