СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Публичное представление собственного инновационного опыта работы

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Педагогический опыт работы по теме «Использование кинезиологических упражнений в формировании и коррекции психических процессов школьников» для аттестации на категорию

Просмотр содержимого документа
«Публичное представление собственного инновационного опыта работы»

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта педагога-психолога

МБОУ «Ардатовская средняя общеобразовательная школа»

Республики Мордовия

Невмирич Екатерины Викторовны

на тему:


«Использование кинезиологических упражнений в формировании и коррекции психических процессов школьников»


                                     Человек может мыслить, сидя неподвижно.

Однако для закрепления мысли необходимо движение.

И. П. Павлов


  1. Обоснование актуальности и перспективности опыта.

Современный мир стремительно меняется: запросы школы и общества таковы, что ребенок должен быть готов воспринимать большой объем информации, ориентироваться в нем, стараться быть успешным и конкурентоспособным. В развитии детей, даже без патологических нарушений, есть психологические трудности, требующих развития и коррекции. Нельзя забывать о том, что с возрастом снижаются возможности компенсации, и эффективность коррекции уменьшается.

По мнению нейрофизиологов, кинезиологов, определяющую роль в возникновении нарушений, играют нарушения функциональной асимметрии коры больших полушарий головного мозга и межполушарного взаимодействия. То есть одной из причин является «координационная неспособность» к обучению, неспособность правого и левого полушария к интеграции.

Для преодоления имеющихся нарушений необходимо проведение специализированной комплексной психокоррекционной работыпосредством внедрения инновационных эффективных средств совершенствования развития познавательной, двигательной, эмоционально-аффективной сферы, оздоровления ребенка.

Основу технологий развивающей и коррекционной работы психолога составляют программы, ориентированные на развитие межфункциональной организации мозговых структур.

Одним из наиболее результативных методов является развитие межполушарного взаимодействия, который называется кинезиология. Это наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Они позволяют создать новые нейронные связи и улучшить работу головного мозга, отвечающего за развитие психических процессов, в том числе речи и интеллекта, активизировать межполушарное взаимодействие, развить комиссуры как межполушарные интеграторы.

Кинезиология относится к здоровьесберегающей технологии. Данная методика позволяет выявить скрытые способности ребенка, расширить возможные границы головного мозга. Многие упражнения направлены на развитие физических и психофизиологических качеств, на сохранение здоровья и профилактику отклонений их развития.

Они развивают тело, повышают стрессоустойчивость организма, синхронизируют работу полушарий, улучшают зрительно-моторную координацию, формируют пространственную ориентировку, совершенствуют регулирующую и координирующую роль нервной системы. Упражнения дают немедленный и кумулятивный эффект.


  1. Концептуальность (своеобразие и новизна опыта, обоснование выдвигаемых принципов и примеров).

Наше тело и мы – это одно целое. Образовательная кинезиология - это целостный подход к человеку, объединяющий работу тела с мозгом, эмоциями, чувствами и мыслями. Основной задачей является интеграция тела и мышления (тело делает то, что необходимо для мозга).

В. А. Сухомлинский утверждал, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Используя движения, мы создаем предпосылки для становления многих психических процессов. Специальные движения и упражнения "Гимнастики мозга", направленные на переобучение работы мозга, дают человеку возможность задействовать те участки мозга, которые раньше не были задействованы в процессе познания.

Концептуальность данного инновационного опыта заключается в следующих позициях:

Основное развитие межполушарных связей формируется у девочек до 7-ми лет, у

мальчиков до 8-ми – 8,5 лет. Именно в этом возрасте необходимо развивать память,

восприятие, мышление, внимание. Часто мы видим, что родители и педагоги заменяют

психологическое развитие ребенка информационным, изучая математику, языки и т.д.

Преждевременное обучение ребенка недопустимо, так как в результате может быть сформирована минимальная мозговая дисфункция (один участок мозга развивается быстрее за счет другого). Это приводит в дальнейшем к неуспешности в обучении, плохой памяти, рассеянному вниманию, проблемам в эмоциональной сфере.

Проблема неуспешности как у взрослых, так и у детей, может быть решена, если в процессе жизни используется работа целостного мозга. Единство мозговой функции складывается из деятельности двух его полушарий. Более активное полушарие определяет стратегию мышления, эмоционального реагирования, восприятия, памяти и интеллектуальную активность.

В период обучения в начальной школе, когда от ребенка требуется мобилизация психической активности, происходит смена ведущей деятельности, наступает кризис развития. Наиболее уязвимыми становятся дети, у которых недостаточно сформировались составляющие психических функций. При этом эффективная коррекционно-развивающая работа с такими детьми зависит от создания оптимальных психологических условий.

Одним из этих условий является кинезиологический подход. На развитие межполушарного взаимодействия влияют регулярные кинезиологические тренировки, вследствие которых в организме наступают положительные структурные изменения: сила, равновесие, подвижность, пластичность нервных процессов осуществляются на более высоком уровне. А это основа интеллекта.

Своеобразие и новизна опыта заключается в простоте применения данной технологии, что позволяет в значительной степени повысить объем запоминаемого материала, сформировать устойчивость восприятия, повысить уровень внимания во время получения новых знаний и закрепления уже имеющихся, снизить уровень тревожности. Возрастная категория при этом значения не имеет.

Особенно актуально применение опыта работы при инклюзивном обучении. Инклюзивное обучение и воспитание – закономерный этап системы образования в любой стране мира, процесс в который вовлечены все высокоразвитые страны, в том числе и Россия.

Так как в основе инклюзивного образования лежит идея принятия индивидуальности каждого обучающегося, поэтому обучение должно быть организовано таким образом, чтобы удовлетворить особые потребности каждого ребёнка с ОВЗ.

Работа в данном направлении предусматривает создание различных форм педагогической поддержки - специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.

Особую значимость для данной категории детей приобретает многогранный, комплексный вид помощи. В этом контексте применяемые группы кинезиологических упражнений являются одной из важных составляющих оказываемой помощи. Упражнения не имеют противопоказаний и применимы к разным категориям детей с ОВЗ.

Кинезиологические упражнения можно использовать как на самих коррекционно-развивающих занятиях, так и в качестве динамических пауз во время учебного процесса.

Использование упражнений перед занятиями имеет организующее значение, настраивающее детский организм на плодотворную работу во время урока.

  1. Наличие теоретической базы опыта.

Известно, что старение организма начинается со старения мозга. Поддерживая мозг в состоянии молодости, мы не позволяем стариться всему телу.

Истоки кинезиологии следует искать почти во всех известных философских

системах древности и прогрессивных течениях современности. Так древнекитайская

философская система Конфуция (около 2700 года до н. э.) демонстрировала роль

определенных движений для укрепления здоровья и развития ума.

Сходные элементы содержала древнеиндийская йога, основной целью которой было обретение высших психофизических способностей. Искуснейший врач Греции

Гиппократ, родившийся в 460 году до н. э., также пользовался кинезиотерапией. Основателем научной кинезиологии в Древней Греции считался Асклепиад, жившийболее 2000 лет назад.

Отечественные педагоги и психологи в начале 20го века уделяли активное внимание в своих работах проблеме коррекционно-развивающей работы с детьми, испытывающими затруднения в развитии (П. П. Блонский, Л. С. Выготский, В. П. Кащенко, П. О. Эфрусси и др.).

Исследованиями ученых Института физиологии детей и подростков АПН М. М.

Кольцовой, Е. И. Исениной, Л. В. Антаковой-Фоминой, была подтверждена связь интеллектуального развития и пальцевой моторики. Развивая моторику, мы создаем предпосылки для становления многих психических процессов. И. М. Сеченов считал: «Неподвижный глаз так же слеп, как неподвижная рука».

Работы В. М. Бехтерева, А.Н. Леонтьева, А. Р. Лурия, Н. С. Лейтеса, П. Н. Анохина, И. М. Сеченова доказали влияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Следовательно, развивающая работа может быть направлена снизу-вверх, от движения к мышлению.

Кинезиология — наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Наука достаточно молодая. Ее разработали и запатентовали в США специалисты по образовательной кинезиологии Пол и Гейл Деннисон под названием «Гимнастика мозга» в 1964 г. По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное и кинестетическое восприятие. Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие слуховой информации, постановку целей и построений программ. Развитие головного мозга ребенка начинается внутриутробно и активно продолжается после рождения.

  1. Оптимальность и эффективность средств.

И. П. Павлов считал, что любая мысль заканчивается движением. Именно поэтому многим людям легче мыслить при повторяющихся физических действиях, например, ходьбе, покачивании ногой, постукивании карандашом по столу и др.

В своей практике мною используется кинезиологические упражнения из программы А.Л. Сиротюк «Нейропсихологическое развитие и коррекция детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности» и комплексы упражнений из программы «Гимнастика Мозга» Пола Деннисона. Эти упражнения пробуждают систему "интеллект-тело" и приводят её в готовность к обучению.

Упражнения органично включены в структуру групповых и индивидуальных коррекционно – развивающих занятий для учащихся. Кинезиологические упражнения используются в качестве динамической паузы на занятиях.

  1. Результативность

Результативность выражается в том, что использование кинезиологических упражнений оптимизирует коррекционно – развивающую работу с детьми. Результат деятельности в выявлении причин трудностей детей и систематической работы для оптимального развития психических функций ребенка.

Данные психологических обследований подтвердили гипотезу о положительном использовании образовательной кинезиологии, как науки о развитии умственных способностей, физического развития через определенные двигательные упражнения. Эти упражнения позволяют создать новые нейронные сети и улучшить межполушарное взаимодействие, которое является основой развития интеллекта, развития и гармонизации нервной системы ребенка, в целом.

Диагностические мероприятия помогли определить уровень развития функционального взаимодействия полушарий, ведущую модальность, уровень психологической готовности к школьному обучению. Анализ обследования детей показал динамику развития когнитивных функций, эмоциональной сферы.

Практика показала, что в результате работы повысились стартовые возможности для развития индивидуальности каждого учащегося школы и детей с ОВЗ, обучающихся на дому. У одного из обучающихся на дому произошел речевой прорыв. Ребенок – инвалид, диагноз F80 (специфические расстройства развития речи). На момент начала взаимодействия, речь у ребенка практически отсутствовала, было наличие аффективных реакций, отказ от взаимодействия с учителями, быстрая утомляемость. Благодаря ежедневно проводимым комплексам кинезиологических упражнений в течение полутора лет у ребенка стабилизировалась эмоционально-аффективная сфера, повысился уровень работоспособности, улучшилась концентрация внимания и координация общей и мелкой моторики, произошел речевой прорыв.

О реализации инновационного подхода свидетельствуют отзывы коллег и благодарности родителей.

6. Адресные рекомендации по использованию опыта

Данный опыт направлен на активизацию различных отделов коры головного мозга, больших полушарий школьника, что позволяет развивать способности ученика или корректировать имеющиеся проблемы. Подходит для использования педагогами

- для педагогов – психологов ДОУ, ОШ;

- для родителей воспитанников;

- для детей с РАС, ЗПР, ОВЗ в качестве дополнения к основным развивающим и реабилитационным мероприятиям;

- для коррекционной работы с неуспевающими детьми;

- профилактика предэкзаменационного стресса

Представление собственного инновационного педагогического опыта представлено на сайте школы: ardscool.nubex.ru





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Похожие файлы

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!