Классный час «Птицы- наши друзья».
Цель: познакомить учащихся с многообразием, жизнедеятельностью и голосами птиц, показать огромное значение птиц в природе.
Задачи:
• Формирование у школьников глубокого интереса к познанию мира птиц.
• Развитие творческого мышления учащихся, умений и навыков самостоятельной работы, приобщение к исследовательской, поисковой деятельности, расширение и углубление теоретических знаний
• Формирование целостного взгляда на окружающий мир и место человека в нем.
Ход занятия:
Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас .
Готовы работать?
Вы знаете , я сегодня шла в школу с отличным настроением. Как вы думаете, почему?
Дети: Потому что вы хотели быстрее с нами встретиться.
– Потому что наступила настоящая весна.
– Сегодня светит солнце.
– Может быть, потому что скоро каникулы?
Да, все, что вы сказали, верно: и на улице стало совсем тепло, и солнышко светит.
А сейчас повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг к другу, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения . Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам работать дружно, открыть что-то новое.
Молодцы!
Готовы работать?
Тогда вперед.
А вот о чем мы сегодня будем говорить вы узнаете разгадав кроссворд. Возьмите листочки с кроссвордами.
Итак, первое задание по горизонтали.
Всех я вовремя бужу,
Хоть часов не завожу.
(петух)
Впишите это слово.
Второе задание по горизонтали.
На когтях на ствол сосновый
Влез монтер красноголовый.
Он трудился на весу,
Но не вспыхнул свет в лесу...
(дятел)
Третье задание.
Верещуньи, белобоки,
И зовут их всех ...
(сороки)
4 задание
Ей на месте не сидится:
Все летает целый день,
Суетится, суетится,
Целый день звенит: "Тень-тень!"
Угадай-ка, что за птица?
То веселая ...
(Синица)
5 задание.
И в лесу, заметьте, дети,
Есть ночные сторожа.
Сторожей боятся этих
Мыши - прячутся, дрожа:
Очень уж суровы
Филины и ...
(совы)
Какое ключевое слово получилось?
Молодцы!
Так о чем мы будем сегодня говорить ?
О птицах.
Тема классного часа «Наши пернатые друзья»
Ребята, как вы думаете , а почему я взяла тему о природе, о птицах ? С какими событиями это связано?
Этот год в России объявлен годом Экологии и 1 апреля в России празднуется День птиц. Недавно мы отмечали день воды и день земли
Ребята, а как вы думаете, почему 2017 год объявлен годом экологии?
Ответы детей
Многие виды растений и животных исчезают и вымирают . У меня в руках Красная книга. А для чего она нужна ?
Ответы детей .
А вы знаете , что в мире существует Международная экологическая организация, которая занимается охраной природы?
Может кто знает как называется эта организация?
Ответы детей Гринпис
Молодцы!
Это слово переводится как «Зеленый мир».
Я предлагаю сегодня вам быть членами этого движения , быть «Юными гринписовцами», потому что вы будущее нашей планеты и от вас зависит какой будет наша земля.
У вас на партах лежат зеленые ленты, возьмите их и привяжите друг другу на левую руку .Поздравляю вас . С этой минуты вы должны любить и заботиться о природе.
Молодцы!
Сейчас я предлагаю вам послушать звуки леса и голоса птиц. Постарайтесь узнать голоса каких птиц звучат.
Видеоролик с голосами птиц
Голоса каких птиц вы услышали?
Ребята, а что вы знаете о птицах, об их жизни?
Ответы детей.
Подвести ответы детей к выводу, что птицы это помощники , защитники наших лесов, полей и садов, что птицы украшают нашу землю и радуют своим пением.
Я предлагаю вам отправиться в лес за чудесами! И поможет нам в этом устный журнала "Наши друзья".
1 страница журнала «Репортаж с лесной опушки», работаем в группах.
Ребята, у вас на столах карточки с описанием птицы , определите, о ком идет речь?
«У меня на голове черная шапочка, спинка, крылья и хвост темные, а грудка – ярко-желтая, будто в желтый жилетик нарядилась. Летом я питаюсь жучками, червячками, а зимой, в бескормицу, ем все: и разные зернышки, и крошки хлеба, и вареные овощи. Но особенно я люблю несоленое сало. Догадайтесь, кто я?» (синица)
«Меня называют «смотритель леса». Я просыпаюсь очень рано и начинаю свистеть, как будто будить всех ото сна. Живу я на дереве, в дупле. Всю жизнь я на ногах, бегаю туда-сюда, вверх-вниз по дереву, мне и крылья-то нужны только для того, чтобы перелетать с одного дерева на другое. Люблю орехи, липовые орешки, крылатки клена. Осенью прячу корм под кору, чтобы зимой не голодать. А окраска у меня не очень заметная. Кто же я?» (поползень)
«Я необыкновенно нарядная птица. В моей окраске присутствуют цвета: красный, черный, коричневый, желтый, белый. Чаще всего можно меня увидеть на кустиках репейника и чертополоха, где я кормлюсь. Я изумительно пою. Мои звонкие трели преображают лес. Кто же я?» (щегол)
Молодцы! Отлично справились с заданием .У каждой группы есть изображение птицы, найдите и прикрепите на нашем «Птичьем дереве».
Ответы детей.
Согласна.
Следующая страница нашего журнала.«Узнай по портрету»
Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, что каждое живое существо имеет своё лицо, свой портрет? Сегодня мы по портрету будем узнавать птиц.
Задание – узнать птицу, изображенную на рисунке. Каждой команде предоставляется по 6 изображений птиц: кто больше назовёт.
Проверяем.
1 птица , у кого так? Молодцы!
2 птица, у кого так?
И т.д.
А теперь возьмите изображение птицы и прикрепите к дереву «2»
Открываем третью страницу нашего журнала .Это «Народные приметы». На этой странице много необычного и занимательного. Подумайте какие народные приметы, связанные с птицами, вы знаете?
Ответы детей.
Молодцы!
Посмотрите на доску. В 1 столбике начало приметы , а вот окончание найдите во 2 столбике.
Ваша задача – соединить приметы.
( дети по – одному выходят к доске и выполняют задание).
Физминутка
Я предлагаю немного отдохнуть и заглянуть на лесную полянку.Возьмем с собой Зайку с ушами (показываешь) и большого оленя(показываешь)
Звучит музыка.
Итак, продолжаем наше путешествие. У вас на партах карточки с текстом. В тексте затаились названия птиц. Отыщите их названия, работая в группах.
Столовая для птиц.
Девочка устроила столовые для птиц. Во двор она вошла, убрала в углу мусор. Оказалось тут удобное, вообще голое место. Кормила здесь крупных птиц колбасой, кашей. Другая столовая - высоко, лучше для мелких птичек, а над ней - ветки дерева. Только надо прибегать к лестнице, иначе четкая подкормка не получится, кормушку не достать.
Ответ: ворона, сорока, щегол, сойка, сокол, чекан, клест, чечетка.
Открываем четвертую страницу нашего журнала. Как она называется?
«Живые синонимы»
- Попробуйте вспомнить, как и о ком у нас говорят в народе, используя названия птиц.
•Могучий, как … (орел).
•Вороватый, как … (ворона).
•Важный, как … (гусь).
•Надутый, как … (индюк).
•Длинноногий, как … (журавль).
•Большеглазый, как … (филин).
•Взгляд хищный, как у … (ястреба).
•Взгляд зоркий, как у … (сокола).
•Болтливый, как … (сорока).
•Ворковать, как … (голубь).
•Накаркать, как … (ворона).
•Долбить , как … (дятел).
Открываем пятую страницу нашего журнала.
Как называется следующая страница «Зоошутка»
- из частей каких птиц составлена эта странная птица? Написать на листке бумаги.
Молодцы!
А сейчас я предлагаю вам составить «Кодекс «Юного гринписовца»
Как вы думаете из каких правил он должен состоять.
Запишите правила
Итог:
Какую пользу приносят птицы?
Без птиц никогда не было бы хорошего урожая. Птицы охраняют наши леса, сады, огороды от вредных насекомых, мышей, съедающих около четверти всего урожая, обгрызающих плодовые деревья в саду. .
Вспомните , о чем же мы говорили на сегодняшнем занятии?
Ответы детей.
Итак , юные гринписовцы , вы готовы беречь и заботиться о природе?
Эти символичные ленты я дарю вам .
Наш классный час я хочу закончить вместе с вами словами Михаила Пришвина «Охранять природу, значит охранять Родину.