СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ в условиях инклюзивного образования»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В условиях инклюзивного обучения в школе разработана и эффективно функционирует модель психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ.

Просмотр содержимого документа
««Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ в условиях инклюзивного образования»»

«Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ в условиях инклюзивного образования»

Экспериментальная работа по созданию условий для детей с ОВЗ обеспечили возмож­ность серьёзного этапа в развитии и понимании ин­клюзии как реальной возможности для российского образования. Рас­смотрение образования через призму инклюзии означает изменение представления о том, что проблемой является ребенок и переход к по­ниманию того, что в изменениях нуждается сама система образования.

Наша школа выбрала для себя путь реализации инклюзивного образования и принимает как свою школьную культуру соблю­дение основных принципов инклюзивного образования.

Наши дети получают цензовое образование, сопоставимое с образованием нормально развивающихся сверстников, находясь в их среде и в те же сроки. Но обязательным условием освоения первого варианта стандарта является психолого-педагогическая поддержка для усвоения академического компонента и формирования жизненного опыта.

Для обеспечения комплексного сопровождения, в штатное расписание введены ставки учителя-дефектолога, логопеда, педагога-психолога, соц. педагога.

Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ в условиях инклюзивного образования является неотъемлемой частью образовательной деятельности и определяется как целостная системно организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и психологического развития ребенка в школьной среде.

Психолого-педагогическое сопровождение ребенка рассматривается как междисциплинарная деятельность специалистов образовательного учреждения, направленная на развитие и оптимальное включение ребенка с особыми образовательными потребностями в образовательную деятельность и взаимодействие с другими обучающимися.

В соответствии с этим в процессе реализации психолого-педагогического сопровождения определены конкретные формы, содержание, технологии деятельности специалистов: комплексная диагностика, развивающая и коррекционная деятельность, консультирование и просвещение педагогов, родителей, других участников образовательной деятельности, экспертная деятельность по определению и коррекции программы индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ как компонента адаптированной общеобразовательной программы. Каждое из этих направлений деятельности специалистов и педагогов включается в единый процесс сопровождения, обретая свою специфику, конкретное содержательное наполнение.

В условиях инклюзивного обучения МБОУ «СОШ №11» разработана модель психолого-педагогического сопровождения, которая отражает организационные и содержательные особенности процесса сопровождения. Попытаемся прокомментировать отдельные ее составляющие.

Учитель-дефектолог в системе сопровождения проводит групповые и индивидуальные занятия по исправлению отклонений в развитии, восстановлению нарушенных функций и их коррекцию.

В обязанности учителя-логопеда входит: изучение речи, проведение занятий с обучающимися, имеющими отклонения в речевом развитии.

Педагог-психолог выявляет особенности интеллектуального развития, личностных и поведенческих реакций, проводит занятия, направленные на формирование продуктивных способов мыслительной деятельности, на профилактику межличностных отношений; развивает психолого-педагогическую компетентность педагогов и родителей.

Учителя, выявляют индивидуальные образовательные особенности детей, фиксируют динамику развития, ведут учёт освоения ими общеобразовательных программ. Медработники отслеживают показатели функционального состояния их здоровья.

Сотрудничество с родителями помогает создавать благоприятную семейную атмосферу, способствует повышению психолого-педагогической компетентности родителей.

Исходя из вышесказанного, определяется весь набор психолого-педагогических технологий, используемых специалистами психолого-медико-педагогического консилиума, а также и разработка адаптированной общеобразовательной программы. При этом мы не забываем еще об одном компоненте сопровождения – социализации включаемого ребенка. Наши наблюдения показывают, что социализацию включаемого ребенка нельзя рассматривать в отрыве от социализации всех остальных детей класса. Этот процесс ориентирован, по крайней мере, на двух субъектов сопровождения: ребенка с ОВЗ и других детей, окружающих его в образовательном пространстве.

Естественно, основным субъектом является ребенок с ограниченными возможностями здоровья, который согласно рекомендациям психолого-медико-педагогической комиссии, нуждается в организации специальных образовательных условиях и разработке адаптированной общеобразовательной программы во всех ее компонентах.

Следующим по значимости субъектом (скорее, субъектами) инклюзивного образовательного пространства являются остальные дети, включенные в то же самое образовательное пространство, которое после появления ребенка с ОВЗ, нуждающегося в организации специальных условий образования приобретает свойство «инклюзивного». Эти дети также нуждаются в определенном психолого-педагогическом сопровождении, хотя и несколько иного плана. Важно понимать, что дети окружающего нашего включаемого ребенка не являются по отношению к нему однородным «коллективным субъектом». Некоторые из них с различной степенью негативности относятся к ребенку с ОВЗ, другие – нейтральны – он для них как бы не существует. Третьи, возможно, испытывают позитивные чувства и положительное отношение. В этой неоднородной межличностной ситуации важно обеспечить как оценку межличностных отношений в детском коллективе, так и разработать ряд психолого-педагогических мероприятий, позволяющих минимизировать негативные отношения и использовать позитивные отношения для создания толерантной образовательной среды, и эффективного включения создаваемых позитивных отношений в структуру комплексного психолого-педагогического сопровождения.

Субъектами инклюзивного образовательного пространства также являются родители и включаемого ребенка, и других детей класса. Совершенно очевидно, что в данном случае родителей нельзя рассматривать как однородный субъект сопровождения для каждой категории родителей разработаны отдельные технологии оценки и сопровождения специалистами школьного консилиума, в первую очередь, психологом ПППк.

Также коллективным субъектом инклюзивной практики, нуждающимся в психолого-педагогическом сопровождении, являются непосредственные участники инклюзивного образования – педагогический коллектив общеобразовательного учреждения. Педагогов рассматриваем как особых субъектов сопровождения, поскольку они сами непосредственно включены в инклюзивное образование как специалисты, но, в то же время, в силу специфики своей профессиональной подготовки нуждаются в помощи и поддержке со стороны специалистов школьного консилиума, обладающих специальными знаниями и умениями в отношении различных категорий детей с ОВЗ.

Таким образом, специалистами сопровождения отслеживаются эффективность обучения детей с ОВЗ по программе (рекомендованной ТПМПК), динамика развития и личностного роста обучающихся, показатели функционального состояния их здоровья. Результаты наблюдений фиксируются в карте сопровождения обучающегося.


Мы рассмотрели участие специалистов, а как же они взаимодействуют они на этапах психолого-педагогического сопровождения? Процесс этот цикличен и предусматривает последовательную реализацию четырех этапов:

1) Мотивационный этап – обеспечивает благоприятные условия для осуществления процесса сопровождения и мотивация предстоящей деятельности. Все мы знаем, как важен эмоциональный контакт между взрослыми и ребенком, между учителями и родителями. На этом этапе подчеркиваем, что участники образовательного процесса взаимно обусловливают успех ребенка.

2) Ориентировочный этап – определяет смысл и содержание предстоящей работы. выявляются причины затруднений у ребенка, выбирается способ организации процесса с учётом ресурсов самого ребенка и возможностей взрослых; выясняется мнение родителей о проблемах ребёнка и ожидаемых результатах.

3) На содержательном этапе – разрабатываются адаптированные образовательные программы для конкретного ребенка.

4) Оценочный этап – включает итоговую педагогическую и психологическую диагностику, анализ результатов всеми специалистами команды, рефлексию. Учитывается степень удовлетворенности родителей, их пожелания на будущее. Подведение итогов является основой для дальнейшей работы.

Данная модель психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ характеризуется принципами:

1) системность – реализуется в процессе оказания психолого-педагогической помощи детям, учителям, родителям; моделируется система психолого-педагогического сопровождения;

2) комплексность – проявляется в оказании комплексной помощи в познавательной, эмоционально-волевой двигательной деятельности; в оптимизации социальных отношений; 3) интегративность – предусматривает интеграцию различных методов , методик, приемов в образовательной и микросоциальной средах; 4) приоритет особых потребностей ребенка – выявление причин учебных затруднений ребенка, знание и учёт его особых потребностей для создания специальных условий организации образовательного процесса; 5) непрерывность – отражает необходимость ранней диагностики его возможностей и способностей, осуществления психолого-педагогического сопровождения на протяжении всего периода обучения.

Организация психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ позволит свести к минимуму все те вопросы и проблемы, возникающие и у педагогов, и у родителей, а также позволит успешно адаптироваться и социализироваться детям в инклюзивном классе.

Психолого-педагогическое сопровождение - комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации.






2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!