СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психолого-педагогическое сопровождение развития коммуникативных умений старших дошкольников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Теоретические основы психолого-педагогического сопровождения развития коммуникативных умений старших дошкольников.

Просмотр содержимого документа
«Психолого-педагогическое сопровождение развития коммуникативных умений старших дошкольников»

Психолого-педагогическое сопровождение развития коммуникативных умений старших дошкольников

В современной педагогической практике очень часто встречаются дети, которые имеют проблемы в развитии коммуникативных умений. Перед педагогами дошкольных образовательных учреждений встаёт проблема развития коммуникативных умений и поиска для этого наиболее эффективных методик. Многие периодические издания в своих статьях часто указывают на преимущество игрового общения перед обучающим. Это можно объяснить тем, что личность ребенка раскрывается более спонтанно именно в игре, ввиду того, что в процессе игровой деятельности снимается напряжение, дети ведут себя более естественно. Игра, как многократно отмечалось в отечественной педагогике и психологии, является ведущей деятельностью дошкольника. Именно поэтому игровую деятельность можно и нужно использовать для развития коммуникативных умений.

В современной педагогике и психологии существуют различные подходы к определению коммуникативных умений и их классификации. Чаще всего под коммуникативными умениями понимают умения общения, непосредственной и опосредованной межличностной коммуникации. Традиционно коммуникативные умения - это умения правильно, грамотно доходчиво объяснять свою мысль и адекватно воспринимать информацию от партнеров по общению. Коммуникацию делят на вербальную и невербальную. Вербальное общение состоит из свойств речи и голоса, тональности, интонации, темпа речи, модуляции высоты, ритма, тембра. В невербальное общение включены жесты и мимика, позиции общения, прикосновения, контакты глазами и пр.

Современная жизнь требует от человека наличия и функционирования разных адаптивных механизмов. Формироваться и развиваться данные механизмы начинают уже в дошкольном периоде детства. Важнейшим таким механизмом являются коммуникативные умения. Коммуникативные умения позволяют ребёнку успешно организовать межличностное взаимодействие с другими участниками коммуникации и находить адекватные решения коммуникативных задач. Именно коммуникативные умения позволяют ребёнку «найти себя» в детском коллективе. Неразвитость же коммуникативных умений чаще приводит ребёнка к обратному результату, вызывает отвержение со стороны сверстников. Это, в свою очередь, наносит большой вред психическому и морально-нравственному развитию ребёнка.

С точки зрения психологии, потребность человека в общении не является врожденной. Потребность в общении возникает в процессе социализации. На протяжении всего дошкольного периода детства существует определённая динамика в развитии общения: усиливается интенсивность общения, увеличивается избирательность общения. При этом увеличивается и круг коммуникации ребёнка.

На протяжении старшего дошкольного возраста, у дошкольника растёт потребность в общении со сверстниками. Ребёнок осознаёт чувство собственного достоинства, стремится к уважению со стороны окружающих.

Следует отметить, что развитие потребности в общении сильно зависит от среды общения. В целом, в дошкольном возрасте можно обозначить две сферы общения: общение с взрослыми и общение с детьми. Общение в данных двух сферах развивается по-разному. Однако, нельзя сказать, что одна какая-либо сфера важнее другой. Для формирования и развития личности дошкольника важны обе сферы общения.

Следует отметить и тот факт, что проблемы развития коммуникации приобретают особую актуальность именно в старшем дошкольном возрасте. Происходит это потому, что данный период является сенситивным, то есть, данный период развития максимально чувствительный и обладает благоприятными условиями для формирования определённых способностей и типов деятельности. Сенситивность в данном ключе подразумевает «развитие качественной составляющей способностей детей».

Старший дошкольный возраст является переходом между детским садом и школой. В этот период дошкольник либо сам, либо с подачи взрослого, ставит перед собой более высокую планку для собственной коммуникации.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!