Тема: «Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения подростков»
Учитель русского языка и литературы МКОУ «СОШ № 14»
Литвинова Светлана Николаевна
Процесс формирования оптимального профессионального самоопределения современных подростков в связи с переходом на профильное обучение требует новых подходов не только к определению целей и содержания среднего образования, но и пересмотра методов и технологий психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения.
Ряд проделанных исследований решает актуальную задачу современного среднего образования - изучение психологических особенностей профессионального самоопределения, современных подростков. Существующие противоречия между реальной ситуацией развития и формирования оптимального профессионального самоопределения подростков в процессе обучения в школе и требованиями современной социальной ситуации обусловили необходимость более глубокого изучения этой проблемы.
Профессиональное самоопределение старшеклассников находится во взаимосвязи с личностным самоопределением, являясь важной характеристикой, социально-психологической зрелости личности, ее потребности в самореализации и самоактуализации, которая подразумевает наличие у подростков следующих новообразований: потребность в самоопределении; умение видеть психологическую перспективу; внутреннюю позицию и целеполагание.
На процесс профессионального самоопределения подростков оказывают влияние различные факторы (престиж профессии, уровень оплаты труда специалиста в данной сфере, положение профессии на рынке труда и востребованность данной профессии в современных условиях, возможность получения помощи в обучении в том числе и материальной, и расположение выбираемого учебного заведения, предмет и условия труда, мнения окружающих значимых людей, средства массовой информации, социально- экономические условия) и условия (личностная зрелость, адекватность самооценки способностей и интересов для овладения будущей профессией, степень полноты представлений о содержании будущей профессиональной деятельности, психолого-педагогическое сопровождение формированиям профессионального).
При формировании оптимального - профессионального самоопределения следует учитывать возможность осуществления профессионального выбора по интересам, осознание своих профессиональных склонностей, способностей, индивидуально- психологических особенностей и адекватное представление о содержании будущей профессиональной деятельности. Формирование у подростков профессионального самоопределения соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах, требованиям его к современному труженику, осуществляется посредством целенаправленной деятельности психолого-педагогического сопровождения.
Эмпирический и экспериментальный этап исследования позволил достичь значимые результаты и подтвердить выдвинутую гипотезу.
Наблюдается противоречивый характер процесса профессионального самоопределения подростков в современном обществе: ориентацию на осуществление осознанного выбора профессии и в то же время усиление ориентации на получение диплома о высшем образовании. Рыночная, кризисная ситуация с большой неопределенностью отражается снижением показателей уверенности в правильности выбранной профессии.
Стремление подростков к оптимальному выбору профессиональной деятельности с учетом «внутренних» и «внешних» условий; оказывающих влияние на профессиональное самоопределение, увеличивается с возрастом. Оптимальный выбор профессии понимается ими как предпочтение определенной профессии, то есть основной траектории будущего профессионального становления, с одновременным определением нескольких профессий как возможных других траекторий в случае возникновения серьезных препятствий при движении по основному пути профессионального развития. Это является актуальной проблемой данного этапа развития человека, успешное решение которой позволяет полноценно участвовать в дальнейшей жизни общества, быть счастливым и успешным в других жизненных сферах.
На профессиональный выбор учащихся 9-х классов чаще оказывают влияние родители и средства массовой информации, поэтому выбор учащимися в этом возрасте неоднозначен, что отражается в сильном разбросе на профессии разных типов и свидетельствует о полинаправленности профессионального выбора современных подростков.
В результате внедрения программы психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения подростков «Моё будущее — мой выбор», ребята научились осознавать свои профессиональные возможности, ориентироваться в мире труда, профессиях и условиях их получения, оценивать различные аспекты профессионального выбора и индивидуальные ресурсы для преодоления трудностей собственного профессионального становления. Разработанная программа способствует формированию у подростков умения проектировать образ профессионального будущего, осознавать свои профессиональные, учебные и личностные возможности, необходимые для практической реализации выбора, и определять пути профессионального роста с помощью развития рефлексии.
Эффективность комплексной программы психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения подростков, интегрирующей в себе различные направления работы школьной психологической службы с учащимися, родителями и педагогами, проверена в опытно-экспериментальной работе.
Её внедрение позволило обеспечить позитивную динамику формирования оптимального уровня профессионального самоопределения подростков.
Список литературы
Абрамова Г.С. Практическая психология / Г.С. Абрамова. - М.: Академия, 2017. - 368 с.
Белоусова В.В: Самоопределение студентов и школьников в сфере профессий, связанных с информационными технологиями: Автореф. дис. канд. психол. наук / Московский государственный университет. - М. МГУ, 2017. - 26 с.
Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе / М.Р. Битянова. - М.: Совершенство, 1998. - 298 с.
Борисова Е.М., Гуревич K.M. Психологическая диагностика в школьной профориентации / Е.М. Борисова, K.M. Гуревич II Вопросы психологии. - 2008. - №1. — С.77-82.
Буякас Т.М. Проблема и психотехника самоопределения личности / Т.М. Буякас // Вопросы психологии. - 2012. - №2. - С.28-39.
Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи / Е.И. Головаха. — Киев; 2008. — 274 с.
Ефимова Е. Педагогическая поддержка старшеклассников при выборе профильного обучения / Е. Ефимова // Народное образование. - 2008.-№5.-С. 181-185.
Захаров H.H. Профессиональная ориентация школьников / H.H. Захаров - М.: Просвещение, 2008. - 395 с.
Катаева-Венгер, A.A. Трудный возраст: подростки сегодня: пособие для учителей и родителей / A.A. Катаева-Венгер. — М.: Школьная Пресса, 2002. — 112 с.
Мудрик A.B. О воспитании старшеклассников / A.B. Мудрик. — М.: Просвещение, 1981. - 124 с.
Особенности обучения и психического развития школьников 13-17 лет / под ред. И.В. Дубровиной, Б.С. Круглова. - М.: Педагогика, 2008.-58 с.
Семенов М.Ю. Особенности отношения к деньгам людей с разным уровнем личностной зрелости [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.selfmoney.narod.ru/semen.htm
Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии / Д.И. Фельдштейн. - М.: Международная педагогическая академия, 2015. - 256 с.
Crites S. The vocational choice [Text] / J. Crites. - N.Y., 2014.
Ginzberg E. Toward a theory of occupation choice [Text] / E. Ginzberg // The career development quarterly. -N.Y., 2008.
Havighurst RJ. Stages of vocational development [Text] / R.J. Havighurst // In H.Borow (Ed.), Man in a world at work. - Boston: Houghton Mifflin, 2014
Marcia J. Identity in Adolescence [Text] / J. Marcia. — New York: Wiley, 2010.
Super D.E. Career development: Self concept theory [Text] / D.E. Super. - New York: College entrance examination board, 2013.
Super D.E. The psychology of careers [Text] / D.E. Super. - New York: Harper & Brothers, 2017.