СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей в образовательном процессе МБОУ СОШ № 77

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей в образовательном процессе МБОУ СОШ № 77»


Наименование (название) практики

«Раскрытие талантов – это наша с вами задача, в этом – успех России».

Президент РФ – В.В. Путин

Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей в образовательном процессе МБОУ СОШ № 77

Название образовательного учреждения (краткое)

МБОУ СОШ № 77

Фамилия, имя отчество (полностью) представляющего практику, должность

Шлапак Е.Н., педагог-психолог;

Крашенинина Н.В., учитель русского языка и литературы, заместитель директора;


Контактные данные для обратной связи (телефон и электронная почта)

89826639695

[email protected]


Цель практики, задачи практики, целевая группа (для кого нужна практика)

Цель: формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся.

В МБОУ СОШ № 77 более 70 % учащихся - это мальчики, которые занимаются избранным видом спорта, а именно, хоккеем в СШ по хоккею Спутник. Большинство из них уверены в своих талантах и способностях. Всех игроков хоккейной команды объединяет колоссальная воля к победе, целеустремленность, смелость, выносливость, твердость и решительность. Хоккей как вид спорта воспитывает в спортсмене настойчивость, силу духа и волевые качества. Такие дети требуют особого подхода, причем, индивидуального. К сожалению, бытует мнение о немотивированности спортсменов. Наша образовательная организация, поддерживая таланты будущих хоккеистов, считает, что необходимо с самого раннего возраста выявлять, оказывать поддержку и развивать таких детей, оказывать им психолого-педагогическую помощь в адаптации к учебно-воспитательному процессу, психолого-педагогическую помощь в профессиональном самоопределении, сохранении психологического и физического здоровья, создавать оптимальные условия для гармоничного развития. Именно при таких условиях тогда и в учебном процессе ребенок станет творческим, активным, способным нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели. Выявление талантливых детей - продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Эффективная идентификация талантливых посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования невозможна. Поэтому вместо одномоментного отбора таких детей необходимо направлять усилия на постепенный, поэтапный поиск талантов в условиях школы. А поддерживаем эту деятельность использованием в МБОУ СОШ № 77 здоровьесберегающих технологий.

«Каковы бы ни были способности детей в раннем возрасте, без активной поддержки и специальных методов обучения, они вряд ли достигли бы тех высот, покорив которые они стали знаменитыми», - сказал Американский исследователь А. Блум

Предлагаемые материалы окажутся полезными специалистам-практикам (психологам, социальным педагогам, педагогам дополнительного образования, педагогам-предметникам) в оперативном решении задач сопровождения одаренных детей с учетом специфики их организаций и обучающихся, они позволят специалистам обобщить и систематизировать материал, касающийся предлагаемой темы, а также, исходя из опыта, условий деятельности, выбрать оптимальные методики, сроки диагностики, механизмы работы.

Одной из главных задач развития МБОУ СОШ № 77 педагогический коллектив видит в создании ситуации успеха в школьной среде. Обязательным условием формирования у ребенка чувства успешности – обеспечение его участия в различных конкурсах, интеллектуальных играх, предметных играх, научно-практических конференциях и т.д..


Краткое описание проблемной ситуации, обусловившей реализацию практики (исходная ситуация, проблема(ы), которую надо решить, а также проектная или методическая идея, позволяющая это сделать)

Слабая мотивация учения на разных уровнях образования выступает как слабая познавательная мотивация, преобладание внешних (социальных) мотивов учения, дефицит учебно-познавательной активности и личностного смысла учения, появление внешкольных интересов, доминирование мотивации подготовки к ГИА. Проблема снижения мотивации к учению , наукам особо остро стоит на уровне основного общего образования и зачастую связана с физиологическими и психологическими процессами, происходящими в организме ребёнка. Применение активных методов обучения, современных технологий, интересных форм организации внеурочной деятельности и психолого-педагогическое сопровождение учащихся позволит уменьшить количество детей с низкой мотивацией к учению.

Содержательная модель практики (содержание деятельности педагога, управленческой команды образовательной организации)

На первом этапе выявления одаренных детей учитываются сведения об успехах в любой деятельности ребенка от родителей и педагогов. Использование здоровьесберегающих технологий.

Второй этап диагностический.  На этом этапе проводится индивидуальная оценка возможностей и особенностей  статуса ребенка.

На третьем этапе создается «банк» одаренных учащихся 2-11 кл.

В соответствии с реализуемой в школе программами «Одаренный ребенок» и «Образование и здоровье» разработан психолого-педагогический диагностический инструментарий для выявления интересов, способностей детей в период обучения в школе. Психолог с педагогами школы  используют различные методики диагностирования: «Карта интересов», «Интеллектуальный портрет», «Характеристика ученика», «Карта одаренности» и др., разработаны анкеты для детей, родителей,  специальные учебные материалы для развития одаренного ребенка в школе, обеспечивающие закрепление и развитие творческой одаренности и специальных способностей детей. Создан банк данных по талантливым и одаренным детям, ведется анализ особых успехов и достижений ученика с начальной школы. Чтобы в полной мере раскрыть и оценить ребенка, в школе введено портфолио. С самого начала обучения школьник получает возможность накапливать свои достижения. И каждому ребенку это становится интересно и важно. Кроме того, выпускник получает портфолио, которое  может предъявить при поступлении в СУЗ или ВУЗ (при необходимости).

Одной из главных задач развития МБОУ СОШ № 77 педагогический коллектив видит в создании ситуации успеха в школьной среде. Обязательным условием формирования у ребенка чувства успешности – обеспечение его участия в различных конкурсах, интеллектуальных играх, предметных играх, научно-практических конференциях. Для поддержки талантливых детей практикуется проектные, исследовательские конкурсы или проекты. Проведение различных исследований стимулирует мыслительную деятельность любого ребенка, а талантливого тем более, заставляя его выдвигать новые гипотезы, проблемы, а затем искать пути их решения. Зачастую увлечение становится делом всей жизни. Не менее важно создать благоприятные условия для деятельности ребенка во время урока. Педагоги нашей школы используют различные формы организации и проведения уроков, активно внедряют в учебный процесс современные образовательные технологии:

*        участие в олимпиадах, конкурсах;

*        творческие мастерские;

*        групповые занятия;

*        факультативы, экскурсии;

*        кружки по интересам;

*        занятия проектной, исследовательской деятельностью;

*       практические конференции;

Организационная модель практики (механизм, технология, краткое описание реализации практики, как реализуется во времени (продолжительность, периодичность, во время уроков или внеурочное время))

В дополнение всего вышесказанного отбор методик по выявлению одаренности детей представляет особую сложность, так как требуют времени. Опросы происходят во внеурочное время в системе ( по определенному плану педагога-психолога). Материалы, используемые МБОУ СОШ № 77, помогут распознать одаренных детей и создать условия для реализации их потенциальных возможностей. Здесь важна тесная совместная работа с родителями. При проведении первичного этапа диагностики у педагогов могут возникнуть затруднения по их отбору. В связи с этим мы предлагаем классификацию методик по определению одаренности на первичном этапе работы. На усмотрение другой образовательной организации возможно использование своих методик с учетом своей специфики.

Тест - опросник для определения уровня самооценки одаренного школьника

Тест «Преобладание левого (правого) полушария»

Карта интересов для младших школьников

Методика «Интеллектуальный портрет»

Методика «Сфера личностного развития»

Методика «Характеристика ученика»

Методика - «Карта одаренности» Д. Хаана и М. Каффа

Тест по определению склонности учителя к работе с одарёнными детьми

Анкета для родителей «Хотите вырастить одарённого ребёнка?»

Тест-прогноз для родителей «Способности ребёнка. Как их распознать»

Ресурсы, условия необходимые для внедрения практики

1. Кадровые ресурсы- педагоги ( педагог-психолог, социальный педагог педагоги дополнительного образования) , которые используют свои профессиональные навыки для реализации плана мероприятий.

2. Материально-технические ресурсы - мультимедийные кабинеты с подключением к сети Интернет, актовый зал, звуковоспроизводящая и световая аппаратура, расходные материалы, используемые при организации методических недель, конкурсных мероприятий и т.п., технические средства обучения.

3. Социальный ресурс – музеи, библиотеки, развлекательные центры, школьная библиотека и т.д.

4. Дипломы, призы, памятные подарки для поощрения участников мероприятий.

Результаты и (или) показатели, на которые повлияло внедрение практики

Новая парадигма образования предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей в рамках реализации ФГОС второго и третьего поколения , для чего и необходима целенаправленная работа. Одним из путей реализации поставленной цели и является предлагаемая работа с одаренными детьми. «Если человек шагает в строю под бой барабанов не в ногу со своими спутниками, задумайтесь, это, быть может, потому, что он слышит бой совсем других барабанов…».

В настоящее время наши учащиеся - активные участники и победители дистанционных международных, российских олимпиад и конкурсов, учащиеся начальной школы- победители городских олимпиад по русскому языку и математике, учащиеся основной и средней школы- участники и победители муниципального этапа ВСОШ, участники и победители проектных конкурсов различного уровня.

Результаты

1. Увеличение доли обучающихся, охваченных научно-исследовательской деятельностью на 20 %.

2. Положительная динамика развития ключевых компетенций обучающихся, формирование метапредметных компетенций обучающихся в рамках реализации ФГОС.

3. Рост достижений всех участников методической недели в конкурсах, олимпиадах – положительная динамика. 4.Повышение степени удовлетворенности образовательным процессом (по результатам опросов участников образовательных отношений) - положительная динамика.

Перспектива развития практики

 

При осуществлении работы с одаренными детьми в педагогическом процессе МБОУ СОШ № 77 выстраиваются три основные задачи:

  • способствовать развитию каждой личности;

  • довести индивидуальные достижения как можно раньше до максимального уровня;

  • способствовать общественному прогрессу, поставив ему на службу ресурсы дарования.

Все эти задачи четко взаимосвязаны, но, на наш взгляд, важнейшей является первая. Мы убеждены, что выявление и изучение одаренных детей вносит значительный вклад в распознавание всех детей, так как, теряя дарования и просто заметные способности, педагоги образовательных учреждений теряют и всех остальных. Своевременная диагностика способностей детей, соответствующее их потребностям программное обеспечение, предъявление им заданий более высокого уровня и профессионализм педагога, способного работать с одаренными детьми - это слагаемые системного подхода к обучению одаренных детей. Успех в учении ребёнку обеспечен, если педагог обладает важнейшим качеством – желанием жить в ученике. В себе – через себя – в наших детях!

Список литературы

1.Аннастази А. Психологическое тестирование [текст]: книга 2,А.Аннастази.- М.:Педагогика,-1982.-32-35с. 2.Богоявленская Д.Б. «Психология творческих способностей» [текст]: Д.Б.Богоявленская. – М:2002.

3.Богоявленская Д.Б. «Основные современные концепции творчества и одаренности» [текст]: Д.Б.Богоявленская. – М:1997.

4.Богоявленская Д.Б. Федеральная целевая программа «Одаренные дети» в 2011-2015гг. [текст]: Д.Б. Богоявленская (ответственный редактор), В.Д. Шадриков (научный редактор), Ю.Д. Бабаева, А.В. Брушлинский, В.Н.Дружинин, И.И.Ильясов, И.В. Калиш, Н.С. Лейтес, А.М.Матюшкин, А.А.Мелик-Пашаев, В.И.Панов, В.Д.Ушаков, М.А.Холодная, Н.Б.Шумакова, В.С.Юркевич.

5. Гильбух Ю.З. Внимание, одаренные дети [текст]: Ю.З. Гильбух.-М.:Знание,-1991.

6.Панютина Н.И. Система работы образовательного учреждения с одаренными детьми [текст]: пособие для руководителей учреждений, педагогам дополнительного образования/Н.И. Панютина, В.Н. Рагинская, Е.Б. Кислякова, З.Г.Дубровина, Н.А.Коляда, Н.В.Криушина, Е.В.Бобиченко//-Волголград.:Учитель,-2007.

Интернет-ресурсы

1. Одаренные дети – будущее России: энциклопедия (http: //www.deti. llr.ru/)

2. Одаренные дети – будущее России: общероссийское общественное движение (http: //www.globalkid.ru/)

3. Тема номера: Одаренный ребенок // Школьный психолог. – 2008. – № 18 (http: //psy.1september.ru/)

4. Одаренные дети: особенности психического развития // Психологический центр «Адалин» (Национальная доктрина образования в Российской Федерации [Эл. рес.]. – Режим доступа: http: //www.lexed.ru/doc.php?id=3206#/ Центр образовательного законодательства/)

5. Одаренные дети // День за днем (http: //www.de№-za-d№em.ru/ school.php?item=122)

6. Одаренные дети: особенности психического развития // Возрастная психология, детская психология, воспитание детей (http: //www.child-psy. ru/№gkids/295.html)

7. Аксенова, Э.А. Инновационные подходы к обучению одаренных детей за рубежом (http: //www.eidos.ru/jour№al/2007/0115-9.htm)

8.Национальная доктрина образования в Российской Федерации [Эл. рес.]. – Режим доступа: http: //www.lexed.ru/doc.php?id=3206#/ Центр образовательного законодательства









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!