Наименование (название) практики | «Раскрытие талантов – это наша с вами задача, в этом – успех России». Президент РФ – В.В. Путин Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей в образовательном процессе МБОУ СОШ № 77 |
Название образовательного учреждения (краткое) | МБОУ СОШ № 77 |
Фамилия, имя отчество (полностью) представляющего практику, должность | Шлапак Е.Н., педагог-психолог; Крашенинина Н.В., учитель русского языка и литературы, заместитель директора; |
Контактные данные для обратной связи (телефон и электронная почта) | 89826639695 [email protected] |
Цель практики, задачи практики, целевая группа (для кого нужна практика) | Цель: формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся. В МБОУ СОШ № 77 более 70 % учащихся - это мальчики, которые занимаются избранным видом спорта, а именно, хоккеем в СШ по хоккею Спутник. Большинство из них уверены в своих талантах и способностях. Всех игроков хоккейной команды объединяет колоссальная воля к победе, целеустремленность, смелость, выносливость, твердость и решительность. Хоккей как вид спорта воспитывает в спортсмене настойчивость, силу духа и волевые качества. Такие дети требуют особого подхода, причем, индивидуального. К сожалению, бытует мнение о немотивированности спортсменов. Наша образовательная организация, поддерживая таланты будущих хоккеистов, считает, что необходимо с самого раннего возраста выявлять, оказывать поддержку и развивать таких детей, оказывать им психолого-педагогическую помощь в адаптации к учебно-воспитательному процессу, психолого-педагогическую помощь в профессиональном самоопределении, сохранении психологического и физического здоровья, создавать оптимальные условия для гармоничного развития. Именно при таких условиях тогда и в учебном процессе ребенок станет творческим, активным, способным нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели. Выявление талантливых детей - продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Эффективная идентификация талантливых посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования невозможна. Поэтому вместо одномоментного отбора таких детей необходимо направлять усилия на постепенный, поэтапный поиск талантов в условиях школы. А поддерживаем эту деятельность использованием в МБОУ СОШ № 77 здоровьесберегающих технологий. «Каковы бы ни были способности детей в раннем возрасте, без активной поддержки и специальных методов обучения, они вряд ли достигли бы тех высот, покорив которые они стали знаменитыми», - сказал Американский исследователь А. Блум Предлагаемые материалы окажутся полезными специалистам-практикам (психологам, социальным педагогам, педагогам дополнительного образования, педагогам-предметникам) в оперативном решении задач сопровождения одаренных детей с учетом специфики их организаций и обучающихся, они позволят специалистам обобщить и систематизировать материал, касающийся предлагаемой темы, а также, исходя из опыта, условий деятельности, выбрать оптимальные методики, сроки диагностики, механизмы работы. Одной из главных задач развития МБОУ СОШ № 77 педагогический коллектив видит в создании ситуации успеха в школьной среде. Обязательным условием формирования у ребенка чувства успешности – обеспечение его участия в различных конкурсах, интеллектуальных играх, предметных играх, научно-практических конференциях и т.д.. |
Краткое описание проблемной ситуации, обусловившей реализацию практики (исходная ситуация, проблема(ы), которую надо решить, а также проектная или методическая идея, позволяющая это сделать) | Слабая мотивация учения на разных уровнях образования выступает как слабая познавательная мотивация, преобладание внешних (социальных) мотивов учения, дефицит учебно-познавательной активности и личностного смысла учения, появление внешкольных интересов, доминирование мотивации подготовки к ГИА. Проблема снижения мотивации к учению , наукам особо остро стоит на уровне основного общего образования и зачастую связана с физиологическими и психологическими процессами, происходящими в организме ребёнка. Применение активных методов обучения, современных технологий, интересных форм организации внеурочной деятельности и психолого-педагогическое сопровождение учащихся позволит уменьшить количество детей с низкой мотивацией к учению. |
Содержательная модель практики (содержание деятельности педагога, управленческой команды образовательной организации) | На первом этапе выявления одаренных детей учитываются сведения об успехах в любой деятельности ребенка от родителей и педагогов. Использование здоровьесберегающих технологий. Второй этап диагностический. На этом этапе проводится индивидуальная оценка возможностей и особенностей статуса ребенка. На третьем этапе создается «банк» одаренных учащихся 2-11 кл. В соответствии с реализуемой в школе программами «Одаренный ребенок» и «Образование и здоровье» разработан психолого-педагогический диагностический инструментарий для выявления интересов, способностей детей в период обучения в школе. Психолог с педагогами школы используют различные методики диагностирования: «Карта интересов», «Интеллектуальный портрет», «Характеристика ученика», «Карта одаренности» и др., разработаны анкеты для детей, родителей, специальные учебные материалы для развития одаренного ребенка в школе, обеспечивающие закрепление и развитие творческой одаренности и специальных способностей детей. Создан банк данных по талантливым и одаренным детям, ведется анализ особых успехов и достижений ученика с начальной школы. Чтобы в полной мере раскрыть и оценить ребенка, в школе введено портфолио. С самого начала обучения школьник получает возможность накапливать свои достижения. И каждому ребенку это становится интересно и важно. Кроме того, выпускник получает портфолио, которое может предъявить при поступлении в СУЗ или ВУЗ (при необходимости). Одной из главных задач развития МБОУ СОШ № 77 педагогический коллектив видит в создании ситуации успеха в школьной среде. Обязательным условием формирования у ребенка чувства успешности – обеспечение его участия в различных конкурсах, интеллектуальных играх, предметных играх, научно-практических конференциях. Для поддержки талантливых детей практикуется проектные, исследовательские конкурсы или проекты. Проведение различных исследований стимулирует мыслительную деятельность любого ребенка, а талантливого тем более, заставляя его выдвигать новые гипотезы, проблемы, а затем искать пути их решения. Зачастую увлечение становится делом всей жизни. Не менее важно создать благоприятные условия для деятельности ребенка во время урока. Педагоги нашей школы используют различные формы организации и проведения уроков, активно внедряют в учебный процесс современные образовательные технологии: * участие в олимпиадах, конкурсах; * творческие мастерские; * групповые занятия; * факультативы, экскурсии; * кружки по интересам; * занятия проектной, исследовательской деятельностью; * практические конференции; |
Организационная модель практики (механизм, технология, краткое описание реализации практики, как реализуется во времени (продолжительность, периодичность, во время уроков или внеурочное время)) | В дополнение всего вышесказанного отбор методик по выявлению одаренности детей представляет особую сложность, так как требуют времени. Опросы происходят во внеурочное время в системе ( по определенному плану педагога-психолога). Материалы, используемые МБОУ СОШ № 77, помогут распознать одаренных детей и создать условия для реализации их потенциальных возможностей. Здесь важна тесная совместная работа с родителями. При проведении первичного этапа диагностики у педагогов могут возникнуть затруднения по их отбору. В связи с этим мы предлагаем классификацию методик по определению одаренности на первичном этапе работы. На усмотрение другой образовательной организации возможно использование своих методик с учетом своей специфики. Тест - опросник для определения уровня самооценки одаренного школьника Тест «Преобладание левого (правого) полушария» Карта интересов для младших школьников Методика «Интеллектуальный портрет» Методика «Сфера личностного развития» Методика «Характеристика ученика» Методика - «Карта одаренности» Д. Хаана и М. Каффа Тест по определению склонности учителя к работе с одарёнными детьми Анкета для родителей «Хотите вырастить одарённого ребёнка?» Тест-прогноз для родителей «Способности ребёнка. Как их распознать» |
Ресурсы, условия необходимые для внедрения практики | 1. Кадровые ресурсы- педагоги ( педагог-психолог, социальный педагог педагоги дополнительного образования) , которые используют свои профессиональные навыки для реализации плана мероприятий. 2. Материально-технические ресурсы - мультимедийные кабинеты с подключением к сети Интернет, актовый зал, звуковоспроизводящая и световая аппаратура, расходные материалы, используемые при организации методических недель, конкурсных мероприятий и т.п., технические средства обучения. 3. Социальный ресурс – музеи, библиотеки, развлекательные центры, школьная библиотека и т.д. 4. Дипломы, призы, памятные подарки для поощрения участников мероприятий. |
Результаты и (или) показатели, на которые повлияло внедрение практики | Новая парадигма образования предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей в рамках реализации ФГОС второго и третьего поколения , для чего и необходима целенаправленная работа. Одним из путей реализации поставленной цели и является предлагаемая работа с одаренными детьми. «Если человек шагает в строю под бой барабанов не в ногу со своими спутниками, задумайтесь, это, быть может, потому, что он слышит бой совсем других барабанов…». В настоящее время наши учащиеся - активные участники и победители дистанционных международных, российских олимпиад и конкурсов, учащиеся начальной школы- победители городских олимпиад по русскому языку и математике, учащиеся основной и средней школы- участники и победители муниципального этапа ВСОШ, участники и победители проектных конкурсов различного уровня. Результаты 1. Увеличение доли обучающихся, охваченных научно-исследовательской деятельностью на 20 %. 2. Положительная динамика развития ключевых компетенций обучающихся, формирование метапредметных компетенций обучающихся в рамках реализации ФГОС. 3. Рост достижений всех участников методической недели в конкурсах, олимпиадах – положительная динамика. 4.Повышение степени удовлетворенности образовательным процессом (по результатам опросов участников образовательных отношений) - положительная динамика. |
Перспектива развития практики | При осуществлении работы с одаренными детьми в педагогическом процессе МБОУ СОШ № 77 выстраиваются три основные задачи: способствовать развитию каждой личности; довести индивидуальные достижения как можно раньше до максимального уровня; способствовать общественному прогрессу, поставив ему на службу ресурсы дарования. Все эти задачи четко взаимосвязаны, но, на наш взгляд, важнейшей является первая. Мы убеждены, что выявление и изучение одаренных детей вносит значительный вклад в распознавание всех детей, так как, теряя дарования и просто заметные способности, педагоги образовательных учреждений теряют и всех остальных. Своевременная диагностика способностей детей, соответствующее их потребностям программное обеспечение, предъявление им заданий более высокого уровня и профессионализм педагога, способного работать с одаренными детьми - это слагаемые системного подхода к обучению одаренных детей. Успех в учении ребёнку обеспечен, если педагог обладает важнейшим качеством – желанием жить в ученике. В себе – через себя – в наших детях! |
Список литературы | 1.Аннастази А. Психологическое тестирование [текст]: книга 2,А.Аннастази.- М.:Педагогика,-1982.-32-35с. 2.Богоявленская Д.Б. «Психология творческих способностей» [текст]: Д.Б.Богоявленская. – М:2002. 3.Богоявленская Д.Б. «Основные современные концепции творчества и одаренности» [текст]: Д.Б.Богоявленская. – М:1997. 4.Богоявленская Д.Б. Федеральная целевая программа «Одаренные дети» в 2011-2015гг. [текст]: Д.Б. Богоявленская (ответственный редактор), В.Д. Шадриков (научный редактор), Ю.Д. Бабаева, А.В. Брушлинский, В.Н.Дружинин, И.И.Ильясов, И.В. Калиш, Н.С. Лейтес, А.М.Матюшкин, А.А.Мелик-Пашаев, В.И.Панов, В.Д.Ушаков, М.А.Холодная, Н.Б.Шумакова, В.С.Юркевич. 5. Гильбух Ю.З. Внимание, одаренные дети [текст]: Ю.З. Гильбух.-М.:Знание,-1991. 6.Панютина Н.И. Система работы образовательного учреждения с одаренными детьми [текст]: пособие для руководителей учреждений, педагогам дополнительного образования/Н.И. Панютина, В.Н. Рагинская, Е.Б. Кислякова, З.Г.Дубровина, Н.А.Коляда, Н.В.Криушина, Е.В.Бобиченко//-Волголград.:Учитель,-2007. Интернет-ресурсы 1. Одаренные дети – будущее России: энциклопедия (http: //www.deti. llr.ru/) 2. Одаренные дети – будущее России: общероссийское общественное движение (http: //www.globalkid.ru/) 3. Тема номера: Одаренный ребенок // Школьный психолог. – 2008. – № 18 (http: //psy.1september.ru/) 4. Одаренные дети: особенности психического развития // Психологический центр «Адалин» (Национальная доктрина образования в Российской Федерации [Эл. рес.]. – Режим доступа: http: //www.lexed.ru/doc.php?id=3206#/ Центр образовательного законодательства/) 5. Одаренные дети // День за днем (http: //www.de№-za-d№em.ru/ school.php?item=122) 6. Одаренные дети: особенности психического развития // Возрастная психология, детская психология, воспитание детей (http: //www.child-psy. ru/№gkids/295.html) 7. Аксенова, Э.А. Инновационные подходы к обучению одаренных детей за рубежом (http: //www.eidos.ru/jour№al/2007/0115-9.htm) 8.Национальная доктрина образования в Российской Федерации [Эл. рес.]. – Режим доступа: http: //www.lexed.ru/doc.php?id=3206#/ Центр образовательного законодательства |