СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психолого-педагогическое сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дети с расстройствами аутистического спектра, поступающие на обучение в специализированную школу очень различаются по тому, как они транслируют свои аутистические особенности. У каждого ребенка особое проявление степени сопутствующих проблем, но практически у всех существуют речевые сложности. Многие не пользуются речью или используют простые речевые штампы. Дети внешне безразличны к происходящему, чаще всего имеют стойкие страхи. Воспитанникам присущи  выраженные и глубокие степени умственной отсталости, расстройства аутистического спектра пересекаются со сложными и множественными нарушениями развития.

Просмотр содержимого документа
«Психолого-педагогическое сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра.»

Психолого-педагогическое сопровождение детей

с расстройствами аутистического спектра



Баранова Галина Анатольевна

кандидат педагогических наук, доцент,

ГОУ ДПО ТО «Институт повышения квалификации и профессиональной

переподготовки работников образования Тульской области», г. Тула


Балашова Элеонора Владимировна,

учитель-логопед ГОУ ТО «Новомосковский центр», Тульская область, г. Новомосковск



Аннотация. В статье рассмотрен вопрос организации коррекционно-развивающего обучения детей с расстройствами аутистического спектра. Представлены практические рекомендации.

Ключевые слова: дети с расстройствами аутистического спектра, эмоциональный контакт с ребенком, совместное осмысление происходящего, расширение представлений об окружающем мире, обучение чтению, эмоциональное осмысление учебного материала.



Дети с расстройствами аутистического спектра, поступающие на обучение в специализированную школу очень различаются по тому, как они транслируют свои аутистические особенности. У каждого ребенка особое проявление степени сопутствующих проблем, но практически у всех существуют речевые сложности. Многие не пользуются речью или используют простые речевые штампы. Дети внешне безразличны к происходящему, чаще всего имеют стойкие страхи. Воспитанникам присущи выраженные и глубокие степени умственной отсталости, расстройства аутистического спектра пересекаются со сложными и множественными нарушениями развития.

В соответствии с вариантами наиболее типичных форм детского аутизма в рамках нашего исследования рассмотрим процесс обучения детей первой и второй групп. Проявление аутистических расстройств у детей первой группы внешне проявляется как отрешенность от происходящего. У детей второй группы аутистические установки чаще выражаются в активном негативизме. Развитие этих детей искажено, не просто задержано, они испытывают различные серьезные трудности в освоении всех образовательных потребностей.

Заметим, что указанная категория учащихся находится в процессе развития и каждый ученик требует организации разных форм обучения и помощи в формировании взаимоотношений с окружающим миром. Одной из главных задач в работе учителя-логопеда является установление эмоционального контакта с ребенком и вовлечения его в образовательный процесс, в совместное осмысление происходящего. Для этого необходимо создавать условия по развитию его жизненного опыта, расширении представлений об окружающем мире, о себе и о других людях.

В ходе нашего исследования, была использована авторская методика Нуриевой Л.Г. Данная методика позволяет развивать как экспрессивную, так и импрессивную речь у детей с расстройствами аутистического спектра. Следуя требованиям методики, обучение чтению целесообразно вести по трем направлениям: аналитико – синтетическое (побуквенное) чтение; послоговое чтение и глобальное чтение. Определить, какое направление наиболее подходящее непросто, так как способности ребенка к обучению невозможно выявить сразу, для этого требуется длительный период [6].

Следует отметить, что этап глобального чтения реализуется с использованием методики Г. Домана - Маниченко. Основой его методики является то, что обучение по буквам и слогам, имеет достаточно большой уровень абстрактности. Г. Доман - Маниченко пришел к выводу, что запомнить слово целиком детям легче. Главное, чтобы слово были написано ярким цветом, желательно красным на контрастном фоне. Принцип демонстрации информации яркими буквами и в быстром темпе обязателен.

При использовании книжек - листалок Г. Домана - Маниченко пояаляется возможность удержать внимание ребенка с расстройствами аутистического спектра (далее – РАС). Каждая книжка – листалка содержит увлекательную игру – манипуляцию в соответствии с ее текстом. Именно использование предлагаемых потешек, реализует самую важную форму работы с детьми с РАС. Данная форма включает ребенка в совместную общую деятельность с педагогом и помогает в эмоциональном осмыслении учебного материала. После прочтения книг и игровой деятельности, рекомендуется продолжать работу над пониманием сюжета литературных произведений. Например, выстроить сюжет с реальными игрушками или в случае отсутствия их по сценарию, полезно делать аппликацию с дорисовкой. Сначала педагогу сам демонстрирует выполнение такой работы, затем «рука в руке», включает в данную деятельность ребенка. Постепенно возможен переход к самостоятельной работе. С помощью такого подхода, игру – манипуляцию, возможно, проиграть в динамике, вовлечь ребенка в совместное переживание и осмысленное, практическое взаимодействие. В этом процессе взрослый транслирует ребенку постепенно усложняющееся понимание образовательной деятельности. Выстраивание визуального ряда является основным условием успешности занятий с неговорящими детьми [3].

Следующим этапом, является изучение букв на основе картинок – ассоциаций Н.В. Пятибратовой. Данный прием помогает развить ассоциативное мышление, предусматривает опору на основные каналы восприятия: зрение, слух, кинестетические ощущения. Создается связь между анализаторами и буквы запоминаются быстро и прочно [5].

Отметим, что игры с картинками косвенно влияют на коррекцию звукопроизношения, а так же готовят артикуляционный аппарат к появлению правильных звуков речи. Конечно, добиться, чтобы дети с тяжелыми формами РАС сразу начали повторять звуки в соответствии с картинками невозможно. Однако при постоянной и регулярной работе в указанном направлении практически все дети начинают повторять учебный материал и запоминают буквы. В этом так же помогает методика М. Черняк. С помощью ее журналов организуется работа с детьми по изучению букв и отработке первоначального навыка чтения. А также с помощью этой методики эмоционально проигрываются предложенные в учебном материале сюжеты. Выполнение работы по аппликации и выстраивание визуального ряда, как нельзя лучше, продолжает реализацию в данных пособиях.

Нужно подчеркнуть, что обучение чтению по кубикам Н.А. Зайцева следующий этап работы с детьми с РАС. Складовой метод основан на чтении не буквами, не целыми словами, а чем-то средним – складом. Склад – это читаемая единица, которая состоит из согласного звука и гласного. Склад может обозначаться одной буквой или двумя: Э, О, МА, КА, РУ. Чтение слогами считается более удобным для ребенка, чем чтение по буквам, так склады произносятся (а значит, и читаются) легче. Склады произносятся легче и привычнее, ведь дети лепечут именно складами: гу-гу- гу, ба –ба –ба. С помощью букваря Н.В. Пятибратовой, ребенок решает какую-нибудь логическую или игровую задачу и тем самым вовлекается в общую деятельность со взрослым. В букваре много интересных заданий с использованием карандаша, маркера и пластилина [5].

Учитывая, что у детей с тяжелыми формами РАС проявляются нарушения в развитии речи, например, алалии. В данной ситуации обходным путем выступает обучение чтению и письму прежде, чем ученики начнут говорить «со слуха», нарушая естественную «логику речевого развития», как бы «перепрыгивая» через ступень речевого онтогенеза. В ряде случаев такой «перескок» не позволяет достичь ребенку с алалией полной речевой нормы. Однако продвижения, которые удается получить, являются чрезвычайно важными. Они позволяют адаптировать ребенка к окружающему миру и использовать полученные речевые навыки для овладе­ния различными видами деятельности, невозможными без них.

Заметим, что основными навыками необходимыми в школьном обучении являются чтение и счет. Для детей с расстройствами аутистического спектра, обучение чтению должно происходить по нескольким направлениям: установление эмоционального контакта с ребенком и вовлечение его, в совместное осмысление происходящего, Реализация данного направления в образовательном процессе помогает развитию собственный жизненного опыта ребенка и формированию представлений об окружающем мире, о себе, о других людях. Чем быстрее мы приступим к обучению чтению, тем больше шансов вызвать у ребенка повторение звуков речи. Только постоянное введение ребенка с РАС в более сложные и динамические условия освоения нового жизненного опыта будет содействовать положительной динамике в развитии ребенка.

Список источников:

  1. Айзман Р. И. Медико-биологические основы дефектологии. - М.: Юрайт, 2020. - 225 с.

  2. Ахутина Т. В. Диагностика речевых нарушений школьников: практ. пособие / Т. В. Ахутина, Т. А. Фотекова. - М.: Юрайт, 2019. - 157 с.

  3. Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии: учеб. пособие для вузов / И. И. Мамайчук. - М.: Юрайт, 2019. - 318 с.

  4. Медико-биологические основы дефектологии: учеб. пособие / Р.И. Айзман, М. В. Иашвили, А. В. Лебедев, Н. И. Айзман; отв. ред. Р. И. Айзман. - М.: Юрайт, 2018. - 224 с.

  5. Новый букварь по методике Н.В. Пятибратовой. – М.: Робинс, 2014. – 115 с.

  6. Нуриева Л.Г. Развитие речи у аутичных детей. методическое пособие и наглядные материалы – М.: Теревинф, 2019. – 138 с.

  7. Соловьева Л. Г. Логопедия. - М.: Юрайт, 2020. - 192 с.

  8. Шнейдер Л. Б. Психология девиантного и аддиктивного поведения детей и подростков: учеб. пособие / Л. Б. Шнейдер. - М.: Юрайт, 2019. - 219 с.














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!