СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад "Психолого-педагогические ресурсы развития современного урока в условиях ФГОС"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад на тему "Психолого-педагогические ресурсы развития современного урока в условиях ФГОС".

Просмотр содержимого документа
«Доклад "Психолого-педагогические ресурсы развития современного урока в условиях ФГОС"»

Психолого-педагогические ресурсы развития современного урока в условиях ФГОС


Многие ли учителя, готовясь к уроку, задают себе вопрос – что важнее для учеников: постичь законы или, постигая их, осознать, помогли ли они почувствовать себя надежнее в окружающей жизни, побудили ли к творчеству, к активному их применению?

Школьная система России долгие годы была научно – просветительской и учитель в ней был лишь информатором, сообщающим знания. Сейчас наше образование старается приблизиться к научно – гуманной системе.

Создание условий для воспитания социально активной личности

Педагог должен научить ребёнка учиться – уметь добывать знания самому. Учитель является организатором познавательной деятельности.

Урок – главная составляющая часть учебного процесса, поэтому подготовке к нему должно уделяться особое внимание. Урок должен не только вооружать учащихся знаниями и умениями, но и вызывать у детей искренний интерес, увлеченность, формировать их творческое сознание.

Что такое современный урок? Урок должен содержать разные виды деятельности. Ученику на уроке должно быть комфортно. Деятельность на уроке должна стимулировать развитее познавательной активности ученика. Современный урок воспитывает думающего ученика интеллектуала. На современном уроке комфортно всем: учителю и детям. Урок предполагает сотрудничество, взаимопонимание, атмосферу радости и увлеченности. Современный урок – это не передача суммы сведений в той или иной учебной области, а воспитание личностных компетенций учащихся. Успех урока во многом зависит от профессиональных и личных качеств учителя. Учитель и ученик – это единое целое, учимся вместе, помогаем друг другу, роль учителя – направлять, контролировать.

Целью современного урока, должно быть создание условий для формирования и воспитания целостной личности. Для достижения этой цели необходимо включить в планирование урока: познавательную составляющую (предметную, содержательную), воспитательную составляющую (являющейся главной в современном уроке), развивающую составляющую (развитие интеллекта и эмоциональной сферы, формирование воли).

Развивающая составляющая является наиболее трудной для реализации на уроке. Не всегда учитель хорошо знает область психологии, которая связана с развитием структуры личности. Очень часто, развитие личности сводится лишь к развитию мышления. Умение мыслить складывается из овладения учащимися умениями анализировать, выделять главное, сравнивать, систематизировать, доказывать, объяснять, ставить и решать задачи.

Какие же ресурсы доступны педагогу для проведения современного урока, требующего самого высокого уровня и нового качества образования? Ресурсы (от франц. ressource - вспомогательное средство) – это средства, позволяющие с помощью определённых преобразований получить желаемый результат.

В первую очередь это различные технологии. Современный урок нельзя представить без использования мультимедиа систем, которые предоставляют уникальные возможности для реализации творческих инициатив учителя и ученика. Психологами доказано, что одновременное воздействие на различные органы чувств человека во много раз увеличивает эффективность обучения.

В основе выделения этапов учебного занятия лежит логика процесса усвоения знаний: восприятие – осмысление – запоминание – применение обобщение – рефлексия. В ряде психологических исследований обнаружено, что такие психические процессы, как ощущение, память, внимание, воображение, процессы мышления протекают наиболее успешно в игре. Поэтому учебная деятельность должна опираться на «неучебный контраст», т. е. на игровые технологии.

Классификация игр в учебном процессе, игры-упражнения; игры-состязания (конкурсы), ролевые игры; по характеру познавательной деятельности: игры-восприятия, репродуктивные, поисковые, закрепления, контрольные; по степени самостоятельности; различные типы дидактических игр.

В работе необходимо учитывать психологические особенности учащихся. Для этого желательно использовать результаты диагностики, проводимой Школьной Психологической Службой: уровень тревожности, оценка психо-эмоционального состояния, оценка уровня мотивации, карты интересов, познавательная сфера, выделение детей «групп риска». При этом используются следующие методы: наблюдение, тестирование, использование диагностических заданий, изучение документации учащихся.

Хотя все дети разные и требуют индивидуального подхода, их все же можно разделить на небольшие группы. При проектировании урока необходимо учитывать физиологические особенности учащихся. Правополушарные дети, дети-синтетики, тревожные дети, неуверенные дети, невнимательные, рассеянные дети, перфекционисты («отличники»), астеничные дети.

На одном из первых мест должна стоять задача развития речи. Язык – это материальное выражение мыслей, и чем богаче язык, тем богаче мышление. Не мало важным является развитие эмоциональной сферы. Очень сложной задачей для современных учеников является формирование воли. Отсутствие воли, лень – сегодня основная причина проблем школьника.

Развитие мотивации

Задачи урока должны находиться в сфере интересов ученика, он должен знать, зачем ему нужны эти знания и где их можно применить.

- Авторские разработки

- Инновационные технологии

- Интегрированные программы

- Исследовательские проекты.

Каким должен быть современный учитель? Какие требования предъявляет общество к человеку, работающему учителем? Объектом профессиональной активности учителя является ученик. Педагог должен обладать определённой сумой высоких личностных качеств.

Психолого-педагогический такт- соблюдение принципа меры в общении с людьми, позволяющее наиболее эффективно использовать средства психолого-педагогического воздействия при безусловном уважении к личности каждого из участников общения. Проявляется в способности чутко улавливать малейшие изменения в настроении и психологическом состоянии учащегося. Реализуется в самых разнообразных формах вежливости, внимательности, доброжелательности, чуткости. Овладению способствует постоянный самоконтроль и самоанализ поведения в различных ситуациях.

Современная школа – это место, где высокое качество образования создаётся в условиях сохранения и укрепления здоровья обучающихся. Успешное обучение зависит от положительного воздействия на составляющие здоровья.

Здоровье

Физическое здоровье – это состояние человека, которое характеризуется совершенством саморегуляции функций организма, гармонией физических процессов, максимальной адаптацией к различным факторам внешней среды. Психическое здоровье – это способность человека адекватно реагировать на внешние и внутренние раздражители, умение уравновесить себя с окружающей средой. Социальное – это мера социальной активности, деятельное отношение человека к миру.

Главные задачи современного урока:

- Формирование предметной компетентности

- Развитие познавательной активности

- Формирование информационной культуры

- Развитие мышления

- Развитие творческих способностей

- Формирование коммуникативной компетентности

- Создание комфортной среды

- Смена видов деятельности.

Главные слагаемые современного урока – комфорт, творчество, развитие.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!