СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психолого-педагогические особенности развития, обучения и воспитания дошкольников с синдромом дефицита внимания и гиперактивности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Психолого-педагогические особенности развития, обучения и воспитания дошкольников с синдромом дефицита внимания и гиперактивности»

Подготовила студентка 3 курса ДО+ЛД Власова Юлия Психолого-педагогические особенности развития, обучения и воспитания дошкольников с синдромом дефицита внимания и гиперактивности

Подготовила студентка

3 курса ДО+ЛД

Власова Юлия

Психолого-педагогические особенности развития, обучения и воспитания дошкольников с синдромом дефицита внимания и гиперактивности

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) – это психоневрологическое поведенческое расстройство , начинающееся в детском возрасте и проявляющееся такими симптомами, как трудности концентрации внимания, гиперактивность и плохо управляемая импульсивность .

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)это психоневрологическое поведенческое расстройство , начинающееся в детском возрасте и проявляющееся такими симптомами, как трудности концентрации внимания, гиперактивность и плохо управляемая импульсивность .

СДВГ зачастую начинает проявляться до 4 лет и не обладает изменениями до 12 лет . Пиковым возрастом для постановки диагноза является возраст 8-10 лет . По данным большинства зарубежных эпидемиологических исследований, частота СДВГ среди детей дошкольного и школьного возраста составляет от 4% до 9,5%. По данным Н.Н. Заваденко , частота проявлений данного синдрома в школе – 6,6%, при этом среди мальчиков эта цифра составляет 11,2%, среди девочек – 2%.

СДВГ зачастую начинает проявляться до 4 лет и не обладает изменениями до 12 лет . Пиковым возрастом для постановки диагноза является возраст 8-10 лет .

По данным большинства зарубежных эпидемиологических исследований, частота СДВГ среди детей дошкольного и школьного возраста составляет от 4% до 9,5%. По данным Н.Н. Заваденко , частота проявлений данного синдрома в школе – 6,6%, при этом среди мальчиков эта цифра составляет 11,2%, среди девочек – 2%.

Критерии диагностической работы по DSM-5 включают в себя 9 симптомов и признаков невнимательности, а также 9 симптомов гиперактивности и импульсивности . 1. Невнимательность: a. Часто не уделяет пристального внимания деталям или допускает ошибки по невнимательности в школьной деятельности; на работе или во время других видов деятельности; b. Часто бывает трудно удерживать внимание в заданиях или игровых действиях ; c. Часто кажется, что он не слушает, когда с ним разговаривают напрямую ; d. Часто не выполняет инструкции по выполнению работы и не в состоянии закончить школьную работу , домашние дела или обязанности на рабочем месте; e. Часто испытывает трудности при самостоятельной организации выполнения заданий и привычных действий ; f. Избегает, уклоняется от выполнения задач, которые требуют постоянных умственных усилий ; g. Часто теряет вещи, необходимые ежедневно ; h. Часто легко отвлекается на посторонние стимулы ; i. Часто забывает о повседневных делах .

Критерии диагностической работы по DSM-5 включают в себя 9 симптомов и признаков невнимательности, а также 9 симптомов гиперактивности и импульсивности .

1. Невнимательность:

a. Часто не уделяет пристального внимания деталям или допускает ошибки по невнимательности в школьной деятельности; на работе или во время других видов деятельности;

b. Часто бывает трудно удерживать внимание в заданиях или игровых действиях ;

c. Часто кажется, что он не слушает, когда с ним разговаривают напрямую ;

d. Часто не выполняет инструкции по выполнению работы и не в состоянии закончить школьную работу , домашние дела или обязанности на рабочем месте;

e. Часто испытывает трудности при самостоятельной организации выполнения заданий и привычных действий ;

f. Избегает, уклоняется от выполнения задач, которые требуют постоянных умственных усилий ;

g. Часто теряет вещи, необходимые ежедневно ;

h. Часто легко отвлекается на посторонние стимулы ;

i. Часто забывает о повседневных делах .

2. Гиперактивность / импульсивность: a. Часто суетится, стучит руками и/или ногами или извивается на сидении; b. Часто покидает место в ситуациях, когда необходимо оставаться на одном месте ; c. Часто бегает или лазает в ситуациях, когда это неуместно; d. Часто не может спокойно играть в настольные игры; e. Часто в движении – «на ходу», ведёт себя, как «взвинченный» ; f. Часто говорит излишне много; g. Часто выдает ответ до того, как вопрос завершен ; h. Часто бывает трудно дождаться своей очередности; i. Часто прерывает или вмешивается в дела других .

2. Гиперактивность / импульсивность:

a. Часто суетится, стучит руками и/или ногами или извивается на сидении;

b. Часто покидает место в ситуациях, когда необходимо оставаться на одном месте ;

c. Часто бегает или лазает в ситуациях, когда это неуместно;

d. Часто не может спокойно играть в настольные игры;

e. Часто в движении – «на ходу», ведёт себя, как «взвинченный» ;

f. Часто говорит излишне много;

g. Часто выдает ответ до того, как вопрос завершен ;

h. Часто бывает трудно дождаться своей очередности;

i. Часто прерывает или вмешивается в дела других .

Дети с СДВГ в современных образовательных условиях обучаются в общеобразовательной школе . Без специально организованной психологической и педагогической помощи ребенок с СДВГ может столкнуться с низким уровнем готовности к обучению в школе, с проблемой усвоения учебного материала и с отчуждением со стороны своих сверстников. Большинство детей с данной особенностью имеют хорошие интеллектуальные способности. На уроках им сложно справляться с теми или иными заданиями, т.к. им трудно организовать и завершить работу. По причине невнимательности, невыполнения указаний учителя и угадывания, в письменных работах таких детей наблюдается неряшливый почерк и много ошибок.

Дети с СДВГ в современных образовательных условиях обучаются в общеобразовательной школе . Без специально организованной психологической и педагогической помощи ребенок с СДВГ может столкнуться с низким уровнем готовности к обучению в школе, с проблемой усвоения учебного материала и с отчуждением со стороны своих сверстников.

Большинство детей с данной особенностью имеют хорошие интеллектуальные способности. На уроках им сложно справляться с теми или иными заданиями, т.к. им трудно организовать и завершить работу. По причине невнимательности, невыполнения указаний учителя и угадывания, в письменных работах таких детей наблюдается неряшливый почерк и много ошибок.

Детям с СДВГ свойственен недостаток произвольного внимания , что проявляется в невозможности длительно сосредотачиваться на определенном объекте при одновременном отвлечении от других. Если ребенок занимается чем-то интересным (компьютерные игры, просмотр мультфильмов), то они могут увлеченно заниматься часами. Достаточно часто снижается и переключаемость внимания . При этом по данным Е. Taylor, объем внимания у детей с СДВГ не снижается, он такой же, как и у здоровых сверстников.

Детям с СДВГ свойственен недостаток произвольного внимания , что проявляется в невозможности длительно сосредотачиваться на определенном объекте при одновременном отвлечении от других. Если ребенок занимается чем-то интересным (компьютерные игры, просмотр мультфильмов), то они могут увлеченно заниматься часами. Достаточно часто снижается и переключаемость внимания . При этом по данным Е. Taylor, объем внимания у детей с СДВГ не снижается, он такой же, как и у здоровых сверстников.

Гиперактивным детям свойственна повышенная двигательная, моторная активность . Очень часто такая повышенная двигательная расторможенность у детей с СДВГ носит бесцельный, хаотичный характер, которая приводит к повышенной травматизации детей. В двигательной сфере у детей с СДВГ также обнаруживаются нарушения координации движения, несформированность мелкой моторики . Из-за импульсивности дети часто попадают в опасные ситуации из-за того, что не задумываются об их последствиях, часто приводящих к несчастным случаям, склонностью к риску.

Гиперактивным детям свойственна повышенная двигательная, моторная активность . Очень часто такая повышенная двигательная расторможенность у детей с СДВГ носит бесцельный, хаотичный характер, которая приводит к повышенной травматизации детей.

В двигательной сфере у детей с СДВГ также обнаруживаются нарушения координации движения, несформированность мелкой моторики .

Из-за импульсивности дети часто попадают в опасные ситуации из-за того, что не задумываются об их последствиях, часто приводящих к несчастным случаям, склонностью к риску.

По данным исследований, детям с СДВГ трудно жить в социальной сфере как в семье, так и в школе. В общении они более разговорчивы, чем другие дети. Отвлекаемость и импульсивность во время урока или игр мешает им быть первым в рядах самых успешных. В результате они не могут устанавливать дружеские отношения со сверстниками. Дома таких детей часто тоже не понимают . Родителей раздражает то, что они беспокойны, навязчивы, эмоционально неустойчивы, недисциплинированны, непослушны, неаккуратны, не способны ответственно относиться к выполнению повседневных поручений, не помогают родителям. При этом замечания и наказания не дают желаемых результатов.

По данным исследований, детям с СДВГ трудно жить в социальной сфере как в семье, так и в школе. В общении они более разговорчивы, чем другие дети. Отвлекаемость и импульсивность во время урока или игр мешает им быть первым в рядах самых успешных. В результате они не могут устанавливать дружеские отношения со сверстниками.

Дома таких детей часто тоже не понимают . Родителей раздражает то, что они беспокойны, навязчивы, эмоционально неустойчивы, недисциплинированны, непослушны, неаккуратны, не способны ответственно относиться к выполнению повседневных поручений, не помогают родителям. При этом замечания и наказания не дают желаемых результатов.

У большинства таких детей слабая психоэмоциональная устойчивость при неудачах и низкая самооценка . Кроме того, их эмоциональная реакция часто непредсказуема – с неожиданными переходами от смеха к слезам. У некоторых наблюдается также упрямство, лживость, вспыльчивость, агрессивность. К проблемам психологического типа можно также отнести депрессию и страх . Н.Н. Заваденко, Кучма В.Р. отмечают, что признаки тревожности появляются на основе конфликтных ситуаций в школе и дома, их пугают трудности во взаимоотношениях с окружающими, что приводит к неуверенности в себе.

У большинства таких детей слабая психоэмоциональная устойчивость при неудачах и низкая самооценка . Кроме того, их эмоциональная реакция часто непредсказуема – с неожиданными переходами от смеха к слезам. У некоторых наблюдается также упрямство, лживость, вспыльчивость, агрессивность.

К проблемам психологического типа можно также отнести депрессию и страх . Н.Н. Заваденко, Кучма В.Р. отмечают, что признаки тревожности появляются на основе конфликтных ситуаций в школе и дома, их пугают трудности во взаимоотношениях с окружающими, что приводит к неуверенности в себе.

У детей с СДВГ обнаруживают речевые расстройства . Навыки чтения, письма и счета у детей с СДВГ значительно ниже. При чтении в процессе движения глаз по строке был зарегистрирован «Феномен соскальзывания взгляда». Для детей с СДВГ характерно такое понятие, как кратковременное выключения сознания (3-5 сек).

У детей с СДВГ обнаруживают речевые расстройства .

Навыки чтения, письма и счета у детей с СДВГ значительно ниже. При чтении в процессе движения глаз по строке был зарегистрирован «Феномен соскальзывания взгляда».

Для детей с СДВГ характерно такое понятие, как кратковременное выключения сознания (3-5 сек).

Коррекционная работа с детьми с СДВГ должна включать комплекс методов, а именно, быть «мультимодальной», то есть включать в себя как медикаментозную терапию, так и психотерапевтические методы. В коррекционной работе могут применяться несколько видов психотерапий : Игровая терапия; Песочная терапия; Арт-терапия; Музыкотерапия; Психогимнастика; Метод нарративной психотерапии; Поведенческая психотерапия.

Коррекционная работа с детьми с СДВГ должна включать комплекс методов, а именно, быть «мультимодальной», то есть включать в себя как медикаментозную терапию, так и психотерапевтические методы.

В коррекционной работе могут применяться несколько видов психотерапий :

  • Игровая терапия;
  • Песочная терапия;
  • Арт-терапия;
  • Музыкотерапия;
  • Психогимнастика;
  • Метод нарративной психотерапии;
  • Поведенческая психотерапия.
Описанные выше методы коррекции будут эффективны тогда, когда будет осуществляться тесное сотрудничество специалистов, родителей и педагогов . Поэтому не менее важной является семейная и родительская терапия . Для родителей, имеющих ребенка с СДВГ, важно понимать и знать биологическую природу заболевания, особенности проявлений СДВГ, принципы воспитания, техники, позволяющие изменить поведение ребенка.   Для улучшения показателя усидчивости у ребенка с СДВГ в домашних условиях можно рекомендовать использовать следующие приёмы и техники : Дыхательные методики . Творческие занятия . Лепка пластилина, рисование, плетение и т. д. Организация игровой деятельности с использованием мелких наборных деталей , таких как, пазлы, конструкторы или мозаики.

Описанные выше методы коррекции будут эффективны тогда, когда будет осуществляться тесное сотрудничество специалистов, родителей и педагогов . Поэтому не менее важной является семейная и родительская терапия . Для родителей, имеющих ребенка с СДВГ, важно понимать и знать биологическую природу заболевания, особенности проявлений СДВГ, принципы воспитания, техники, позволяющие изменить поведение ребенка.

Для улучшения показателя усидчивости у ребенка с СДВГ в домашних условиях можно рекомендовать использовать следующие приёмы и техники :

  • Дыхательные методики .
  • Творческие занятия . Лепка пластилина, рисование, плетение и т. д.
  • Организация игровой деятельности с использованием мелких наборных деталей , таких как, пазлы, конструкторы или мозаики.
Работа над коммуникативными навыками будет являться одной из наиболее трудных задач. К методикам развития произвольного внимания относятся: 1. Четкая организация рабочего места , при которой на рабочем столе не должно быть отвлекающих от занятий предметов; 2. Объяснение ребенку перед началом занятия четких и конкретных правил , которым он должен будет следовать на протяжении всей работы; 3. Деятельность должна быть интересной для ребенка; 4. Игры, требующие от ребенка высокого уровня концентрации , к примеру, игры с нахождением отличий, выхода из лабиринта, или с применением мячика; 5. Медитации . Медитативные упражнения помогут ребенку настроиться на работу.

Работа над коммуникативными навыками будет являться одной из наиболее трудных задач.

К методикам развития произвольного внимания относятся:

1. Четкая организация рабочего места , при которой на рабочем столе не должно быть отвлекающих от занятий предметов;

2. Объяснение ребенку перед началом занятия четких и конкретных правил , которым он должен будет следовать на протяжении всей работы;

3. Деятельность должна быть интересной для ребенка;

4. Игры, требующие от ребенка высокого уровня концентрации , к примеру, игры с нахождением отличий, выхода из лабиринта, или с применением мячика;

5. Медитации . Медитативные упражнения помогут ребенку настроиться на работу.

Психолого-педагогические условия при работе с детьми с СДВГ:

  • педагог должен быть осведомлен о диагнозе ребенка;
  • педагог должен строить взаимодействие с ребенком на основе гуманистического подхода к нему;
  • в кабинете проведения урока должны отсутствовать отвлекающие факторы, не относящиеся к педагогическому процессу;
  • дети с СДВГ должны располагаться близко к педагогу, чтобы ребёнок мог в случае необходимости быстро получить помощь от педагога. Также, подобное расположение позволяет педагогу контролировать деятельность такого ученика;
  • урок необходимо проходить с перерывами на физическую разминку или эмоциональную разгрузку раз в 15-20 минут;
  • педагог совместно с психологом и родителями должен помочь ребёнку с СДВГ в усвоении социальных норм и выработке навыков общения со сверстниками;
  • ребёнку с СДВГ необходимо сообщать и напоминать о временном интервале, выделенном на выполнение задания, а при необходимости - давать дополнительное время;
  • задания ребёнку с СДВГ необходимо давать поэтапно;
  • устные замечания для воздействия на детей с СДВГ малоэффективны. Педагогу необходимо применять тактильный контакт. Это поможет ребенку, как снять напряжение, так и включиться в работу;
Психолого-педагогические условия при работе с детьми с СДВГ: педагог и родитель должны вознаграждать ребёнка с СДВГ за успехи во всех видах деятельности, требующих концентрации внимания; выполнение правил и задач должно вознаграждаться, при этом они должны быть сформулированы коротко и ясно; учебная деятельность должна предполагать групповые работы; педагог должен искусственно создавать условия, в которых ребёнок с СДВГ сможет достичь успеха; педагог должен соблюдать стереотипность и системность в организации процесса обучения; педагог не должен сравнивать ребёнка с СДВГ с другими детьми; педагогу необходимо слушать и много общаться с ребёнком с СДВГ, интересоваться его увлечениями и жизнью, проявлять эмпатию. При этом важен зрительный и тактильный контакты.

Психолого-педагогические условия при работе с детьми с СДВГ:

  • педагог и родитель должны вознаграждать ребёнка с СДВГ за успехи во всех видах деятельности, требующих концентрации внимания;
  • выполнение правил и задач должно вознаграждаться, при этом они должны быть сформулированы коротко и ясно;
  • учебная деятельность должна предполагать групповые работы;
  • педагог должен искусственно создавать условия, в которых ребёнок с СДВГ сможет достичь успеха;
  • педагог должен соблюдать стереотипность и системность в организации процесса обучения;
  • педагог не должен сравнивать ребёнка с СДВГ с другими детьми;
  • педагогу необходимо слушать и много общаться с ребёнком с СДВГ, интересоваться его увлечениями и жизнью, проявлять эмпатию. При этом важен зрительный и тактильный контакты.
Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!