Просмотр содержимого документа
«Психолого-педагогические особенности детей с ОВЗ и детей-инвалидов и учёт их особых образовательных потребностей в инклюзивном процессе»
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
«РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ
ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ «ВОЗРОЖДЕНИЕ»
ЛУГАНСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ
Психолого-педагогические особенности детей с ОВЗ и детей-инвалидов и учёт их особых образовательных потребностей в инклюзивном процессе
Подготовила:
ассистент учителя-реабилитолога
Рожкова Елена Анатольевна
Д ети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
- с нарушениями слуха;
- с нарушениями зрения;
- с нарушениями интеллекта;
- с нарушениями речи;
- с задержкой психического развития (ЗПР);
- с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
- с аутистическими расстройствами.
Особые образовательные потребности
- потребности в организации специального педагогического процесса, позволяющего преодолевать имеющиеся ограничения возможностей.
Концепция структуры дефекта (Л.С. Выготский)
Общие закономерности психического развития детей с ОВЗ (В.И. Лубовский)
Общие потребности для всех детей с ОВЗ
- раннее начало специального обучения;
- введение в программу специальных разделов;
- использование специальных методов, приемов и средств обучения;
- индивидуализация обучения;
- обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды;
- максимальное расширение образовательного пространства за пределы образовательного учреждения.
Дети с нарушениями слуха
Особые образовательные потребности детей с нарушениями слуха
- слухозрительное (чтение с губ) восприятие обращенной речи;
- мотивированное употребление единиц языка;
- членораздельное, внятное произношение;
- педагогическая помощь по предотвращению распада сформированной речи;
- развитие остаточного слуха ;
- обучение ориентировке в пространстве на основе компенсаторных возможностей ;
- обогащение жизненного опыта и др.
Техническое и психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья по слуху в условиях инклюзивного образования
- Наличие у каждого ребёнка двух индивидуальных слуховых аппаратов для постоянного пользования .
- Наличие технических устройств для коллективной работы в классе, актовом зале и других помещениях ( FM -системы, радиоклассы, интерактивные доски, документ-камеры и др.).
- Наличие бегущей строки в коридорах, спортивном и актовом залах.
- Индивидуальные занятия по формированию механизма речевого слуха с каждым участником образовательного процесса всех возрастных групп.
- Индивидуальные занятия по обучению и коррекции произношения.
- Формирование/развитие/совершенствование связной речи в устной и письменной формах.
- Обучение пониманию смысла текстов.
- Помощь тьюторов /сопровождающих (в зависимости от конкретной ситуации).
Особенности обучения
Обучение может быть организовано по одному из трех вариантов и зависит от категории детей:
- Календарные сроки : 1-4 года. Эту категорию составляют слабослышащие и позднооглохшие обучающиеся (со слуховыми аппаратами и /или имплантантами), которые достигают к моменту поступления в школу уровня развития, близкого возрастной норме, имеют положительный опыт общения со слышащими сверстниками: понимают обращенную к ним устную речь, имеют собственную внятную (понятную для окружающих) речь. В учебном плане обязательной части отводится 80%, а 20% - части формируемой участниками образовательного процесса.
- Календарные сроки обучения: 1-4 классы для слабослышащих и позднооглохших обучающихся (со слуховыми аппаратами и/ или имплантами), которые не достигают к моменту поступления в школу уровня развития, близкого возрастной норме, не имеют дополнительных ограничений здоровья. I отделение - для учащихся с легким недоразвитием речи, обусловленным нарушением слуха
1-5 классы во II отделении - для учащихся с глубоким недоразвитием речи, обусловленным нарушением слуха (срок обучения может быть увеличен до шести лет за счет одного дополнительного класса). В учебном плане обязательной части отводится 80%, а 20%-части, формируемой участниками образовательного процесса.
- Календарные сроки обучения : 1-5 классы для слабослышащих и позднооглохших обучающихся (со слуховыми аппаратами и/или имплантами), с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Срок обучения может быть увеличен до шеста лет за счет одного дополнительного класса. В учебном плане обязательной части отводится 70%, а 30%-части, формируемой участниками образовательного процесса.
Дети с нарушениями зрения
Особые образовательные потребности детей с нарушениями зрения
- наличие тактильно-осязательных, звуковых ориентиров, облегчающих самостоятельную пространственную ориентировку;
- обеспечение предметно-пространственного постоянства и стабильности;
- соблюдение норм освещения помещений;
- включение в виды деятельности, орие н тированные на использование компенсаторных возможностей;
- использование специальных технических средств ( тифлотехника).
Дети с нарушениями интеллекта
Особые образовательные потребности детей с нарушениями интеллекта
- применение особых метод ов и прием ов (простота, однозначность, конкретность, повторение, эмоциональная насыщенность, связь с практическим опытом) ;
- большое к оличество помощи , систематический контроль ;
- обучение социально-бытовой ориентировке и элементарным навыком социального взаимодействия;
- приобщение ребенка к ручному труду.
Дети с ЗПР
Особые образовательные потребности детей с ЗПР
- «пошагово е » предъявлени е учебного материала;
- постоянн ая помощ ь ребенку в осмыслении и расширении , закреплении знаний и умений ;
- обеспечени е особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом особенностей (быстрой истощаемости, низкой работоспособности, пониженного общего тонуса и др.);
- постоянно е стимулировани е познавательной активности, побуждении интереса к себе, окружающему предмету и социальному миру;
- специально созданн ая и постоянно поддерживаем ая взрослым ситуаци я успеха.
Дети с нарушениями речи
Особые образовательные потребности детей с нарушениями речи
- логопедическ ая коррекци я перед началом обучения в школе;
- Нормализ ация анализаторн ой , аналитико-синтетическ ой и регуляторн ой деятельност и ;
- индивидуальный темп обучения и продвижения в образовательном пространстве;
- применение специальных методов, приемов и средств обучения повышающих контроль за устной и письменной речью;
- возможность обучаться дистанционно в случае тяжелых форм речевой патологии, а также при сочетанных нарушениях психофизического развития.
Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Особые образовательные потребности детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
- Обеспечение беспрепятственн ого перемещени я в пространстве образовательного учреждения;
- в усвоении нового путем использования возможностей сохранных анализаторов и компенсаторного потенциала (тактильный, зрительный, слуховой);
- создани е специальных условий для развития речевых и коммуникативных возможностей;
- индивидуальн ый темп при усвоении но в ых знаний и умений.
Дети с аутистическими расстройствами
Особые образовательные потребности детей с аутистическими расстройствами
- и ндивидуал изация обучения ;
- дозированная коммуникация ;
- Установление психологического контакта ;
- создание условий обучения, обеспечивающих сенсорный и эмоциональный комфорт ребенка, дозирование введения в его жизнь новизны;
- специальн ая отработк а форм адекватного поведения ребенка, навыков коммуникации и взаимодействия с педагогом;
- четкая и упорядоченная временно-пространственная структура образовательной среды;
- постоянная помощь ребенку в осмыслении усваиваемых знаний и умений, не допускающая их механического использования для аутостимуляции;
- оценка достижений ребенка с учетом специфики шкалы простого и сложного при аутизме .
Индивидуальная образовательная программа
- документ, описывающий специальные образовательные условия для максимальной реализации особых образовательных потребностей ребенка с ОВЗ в процессе обучения и воспитания на определенной ступени образования
Структура индивидуальной образовательной программы
- т итульн ый лист ( назначение программы, срок реализации, адресность );
- краткая психолого-педагогическая характеристика ребенка с перечнем сформированных умений и навыков и тех, которые не сформированы в должной степени ;
- структура индивидуальной образовательной программы, её цели и задачи ;
- индивидуальный учебный план .
Вывод:
- в основе проектирования и адаптации программ дополнительного образования потребностям детей с ОВЗ лежит понимание как их особенностей , так и возможностей , обусловленных процессами компенсации, учете общего и частного в особых образовательных потребностях, выборе способа включения ребенка с ОВЗ в процесс дополнительного образования путем модификации (адаптации) или индивидуализации программ, а также пониманием новой роли педагога в организации образовательного процесса для детей с ОВЗ.
БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!