СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психолого-педагогические особенности детей с ОВЗ и детей-инвалидов и учёт их особых образовательных потребностей в инклюзивном процессе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Психолого-педагогические особенности детей с ОВЗ и детей-инвалидов и учёт их особых образовательных потребностей в инклюзивном процессе»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ «РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ  ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ «ВОЗРОЖДЕНИЕ» ЛУГАНСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ Психолого-педагогические особенности детей с ОВЗ и детей-инвалидов и учёт их особых образовательных потребностей в инклюзивном процессе Подготовила: ассистент учителя-реабилитолога Рожкова Елена Анатольевна

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

«РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ

ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ «ВОЗРОЖДЕНИЕ»

ЛУГАНСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

Психолого-педагогические особенности детей с ОВЗ и детей-инвалидов и учёт их особых образовательных потребностей в инклюзивном процессе

Подготовила:

ассистент учителя-реабилитолога

Рожкова Елена Анатольевна

Д ети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) с нарушениями слуха; с нарушениями зрения; с нарушениями интеллекта; с нарушениями речи; с задержкой психического развития (ЗПР); с нарушениями опорно-двигательного аппарата; с аутистическими расстройствами.

Д ети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

  • с нарушениями слуха;
  • с нарушениями зрения;
  • с нарушениями интеллекта;
  • с нарушениями речи;
  • с задержкой психического развития (ЗПР);
  • с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
  • с аутистическими расстройствами.
Особые образовательные потребности потребности в организации специального педагогического процесса, позволяющего преодолевать имеющиеся ограничения возможностей.

Особые образовательные потребности

  • потребности в организации специального педагогического процесса, позволяющего преодолевать имеющиеся ограничения возможностей.
Концепция структуры дефекта  (Л.С. Выготский)

Концепция структуры дефекта (Л.С. Выготский)

Общие закономерности психического развития детей с ОВЗ (В.И. Лубовский)

Общие закономерности психического развития детей с ОВЗ (В.И. Лубовский)

Общие потребности для всех детей с ОВЗ раннее начало специального обучения; введение в программу специальных разделов; использование специальных методов, приемов и средств обучения; индивидуализация обучения; обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды; максимальное расширение образовательного пространства за пределы образовательного учреждения.

Общие потребности для всех детей с ОВЗ

  • раннее начало специального обучения;
  • введение в программу специальных разделов;
  • использование специальных методов, приемов и средств обучения;
  • индивидуализация обучения;
  • обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды;
  • максимальное расширение образовательного пространства за пределы образовательного учреждения.
Дети с нарушениями слуха

Дети с нарушениями слуха

Особые образовательные потребности детей с нарушениями слуха слухозрительное (чтение с губ) восприятие обращенной речи; мотивированное употребление единиц языка; членораздельное, внятное произношение; педагогическая помощь по предотвращению распада сформированной речи; развитие остаточного слуха ; обучение ориентировке в пространстве на основе компенсаторных возможностей ; обогащение жизненного опыта и др.

Особые образовательные потребности детей с нарушениями слуха

  • слухозрительное (чтение с губ) восприятие обращенной речи;
  • мотивированное употребление единиц языка;
  • членораздельное, внятное произношение;
  • педагогическая помощь по предотвращению распада сформированной речи;
  • развитие остаточного слуха ;
  • обучение ориентировке в пространстве на основе компенсаторных возможностей ;
  • обогащение жизненного опыта и др.
Техническое и психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья по слуху в условиях инклюзивного образования Наличие у каждого ребёнка двух индивидуальных слуховых аппаратов для постоянного пользования . Наличие технических устройств для коллективной работы в классе, актовом зале и других помещениях ( FM -системы, радиоклассы, интерактивные доски, документ-камеры и др.). Наличие бегущей строки в коридорах, спортивном и актовом залах. Индивидуальные занятия по формированию механизма речевого слуха с каждым участником образовательного процесса всех возрастных групп. Индивидуальные занятия по обучению и коррекции произношения. Формирование/развитие/совершенствование связной речи в устной и письменной формах. Обучение пониманию смысла текстов. Помощь тьюторов /сопровождающих (в зависимости от конкретной ситуации).  

Техническое и психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья по слуху в условиях инклюзивного образования

  • Наличие у каждого ребёнка двух индивидуальных слуховых аппаратов для постоянного пользования .
  • Наличие технических устройств для коллективной работы в классе, актовом зале и других помещениях ( FM -системы, радиоклассы, интерактивные доски, документ-камеры и др.).
  • Наличие бегущей строки в коридорах, спортивном и актовом залах.
  • Индивидуальные занятия по формированию механизма речевого слуха с каждым участником образовательного процесса всех возрастных групп.
  • Индивидуальные занятия по обучению и коррекции произношения.
  • Формирование/развитие/совершенствование связной речи в устной и письменной формах.
  • Обучение пониманию смысла текстов.
  • Помощь тьюторов /сопровождающих (в зависимости от конкретной ситуации).  

Особенности обучения

Обучение может быть организовано по одному из трех вариантов и зависит от категории детей:

  • Календарные сроки : 1-4 года. Эту категорию составляют слабослышащие и позднооглохшие обучающиеся (со слуховыми аппаратами и /или имплантантами), которые достигают к моменту поступления в школу уровня развития, близкого возрастной норме, имеют положительный опыт общения со слышащими сверстниками: понимают обращенную к ним устную речь, имеют собственную внятную (понятную для окружающих) речь. В учебном плане обязательной части отводится 80%, а 20% - части формируемой участниками образовательного процесса.
  • Календарные сроки обучения: 1-4 классы для слабослышащих и позднооглохших обучающихся (со слуховыми аппаратами и/ или имплантами), которые не достигают к моменту поступления в школу уровня развития, близкого возрастной норме, не имеют дополнительных ограничений здоровья. I отделение - для учащихся с легким недоразвитием речи, обусловленным нарушением слуха

1-5 классы во II отделении - для учащихся с глубоким недоразвитием речи, обусловленным нарушением слуха (срок обучения может быть увеличен до шести лет за счет одного дополнительного класса). В учебном плане обязательной части отводится 80%, а 20%-части, формируемой участниками образовательного процесса.

  • Календарные сроки обучения : 1-5 классы для слабослышащих и позднооглохших обучающихся (со слуховыми аппаратами и/или имплантами), с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Срок обучения может быть увеличен до шеста лет за счет одного дополнительного класса. В учебном плане обязательной части отводится 70%, а 30%-части, формируемой участниками образовательного процесса.
Дети с нарушениями зрения

Дети с нарушениями зрения

Особые образовательные потребности детей с нарушениями зрения наличие тактильно-осязательных, звуковых ориентиров, облегчающих самостоятельную пространственную ориентировку; обеспечение предметно-пространственного постоянства и стабильности; соблюдение норм освещения помещений; включение в виды деятельности, орие н тированные на использование компенсаторных возможностей; использование специальных технических средств ( тифлотехника).

Особые образовательные потребности детей с нарушениями зрения

  • наличие тактильно-осязательных, звуковых ориентиров, облегчающих самостоятельную пространственную ориентировку;
  • обеспечение предметно-пространственного постоянства и стабильности;
  • соблюдение норм освещения помещений;
  • включение в виды деятельности, орие н тированные на использование компенсаторных возможностей;
  • использование специальных технических средств ( тифлотехника).
Дети с нарушениями интеллекта

Дети с нарушениями интеллекта

Особые образовательные потребности детей с нарушениями интеллекта применение особых  метод ов   и  прием ов (простота, однозначность, конкретность, повторение, эмоциональная насыщенность, связь с практическим опытом) ; большое к оличество  помощи , систематический контроль ; обучение социально-бытовой ориентировке и элементарным навыком социального взаимодействия; приобщение ребенка к ручному труду.

Особые образовательные потребности детей с нарушениями интеллекта

  • применение особых  метод ов   и  прием ов (простота, однозначность, конкретность, повторение, эмоциональная насыщенность, связь с практическим опытом) ;
  • большое к оличество  помощи , систематический контроль ;
  • обучение социально-бытовой ориентировке и элементарным навыком социального взаимодействия;
  • приобщение ребенка к ручному труду.
Дети с ЗПР

Дети с ЗПР

Особые образовательные потребности детей с ЗПР «пошагово е » предъявлени е учебного материала; постоянн ая помощ ь ребенку в осмыслении и расширении , закреплении знаний и умений ; обеспечени е особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом особенностей (быстрой истощаемости, низкой работоспособности, пониженного общего тонуса и др.); постоянно е стимулировани е познавательной активности, побуждении интереса к себе, окружающему предмету и социальному миру; специально созданн ая и постоянно поддерживаем ая взрослым ситуаци я успеха.

Особые образовательные потребности детей с ЗПР

  • «пошагово е » предъявлени е учебного материала;
  • постоянн ая помощ ь ребенку в осмыслении и расширении , закреплении знаний и умений ;
  • обеспечени е особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом особенностей (быстрой истощаемости, низкой работоспособности, пониженного общего тонуса и др.);
  • постоянно е стимулировани е познавательной активности, побуждении интереса к себе, окружающему предмету и социальному миру;
  • специально созданн ая и постоянно поддерживаем ая взрослым ситуаци я успеха.
Дети с нарушениями речи

Дети с нарушениями речи

Особые образовательные потребности детей с нарушениями речи логопедическ ая коррекци я перед началом обучения в школе; Нормализ ация анализаторн ой , аналитико-синтетическ ой и регуляторн ой деятельност и ; индивидуальный темп обучения и продвижения в образовательном пространстве; применение специальных методов, приемов и средств обучения повышающих контроль за устной и письменной речью; возможность обучаться дистанционно в случае тяжелых форм речевой патологии, а также при сочетанных нарушениях психофизического развития.

Особые образовательные потребности детей с нарушениями речи

  • логопедическ ая коррекци я перед началом обучения в школе;
  • Нормализ ация анализаторн ой , аналитико-синтетическ ой и регуляторн ой деятельност и ;
  • индивидуальный темп обучения и продвижения в образовательном пространстве;
  • применение специальных методов, приемов и средств обучения повышающих контроль за устной и письменной речью;
  • возможность обучаться дистанционно в случае тяжелых форм речевой патологии, а также при сочетанных нарушениях психофизического развития.
Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Особые образовательные потребности детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата Обеспечение беспрепятственн ого перемещени я в пространстве образовательного учреждения; в  усвоении  нового  путем  использования  возможностей  сохранных  анализаторов  и  компенсаторного  потенциала  (тактильный,  зрительный,  слуховой);  создани е   специальных  условий  для  развития  речевых  и коммуникативных  возможностей;  индивидуальн ый   темп  при  усвоении  но в ых  знаний  и  умений.

Особые образовательные потребности детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

  • Обеспечение беспрепятственн ого перемещени я в пространстве образовательного учреждения;
  • в  усвоении  нового  путем  использования  возможностей  сохранных  анализаторов  и  компенсаторного  потенциала  (тактильный,  зрительный,  слуховой); 
  • создани е   специальных  условий  для  развития  речевых  и коммуникативных возможностей; 
  • индивидуальн ый   темп  при  усвоении  но в ых  знаний  и  умений.
Дети с аутистическими расстройствами

Дети с аутистическими расстройствами

Особые образовательные потребности детей с аутистическими расстройствами и ндивидуал изация обучения ; дозированная коммуникация ; Установление психологического контакта ; создание условий обучения, обеспечивающих сенсорный и эмоциональный комфорт ребенка, дозирование введения в его жизнь новизны; специальн ая отработк а форм адекватного поведения ребенка, навыков коммуникации и взаимодействия с педагогом; четкая и упорядоченная временно-пространственная структура образовательной среды; постоянная помощь ребенку в осмыслении усваиваемых знаний и умений, не допускающая их механического использования для аутостимуляции; оценка достижений ребенка с учетом специфики шкалы простого и сложного при аутизме .

Особые образовательные потребности детей с аутистическими расстройствами

  • и ндивидуал изация обучения ;
  • дозированная коммуникация ;
  • Установление психологического контакта ;
  • создание условий обучения, обеспечивающих сенсорный и эмоциональный комфорт ребенка, дозирование введения в его жизнь новизны;
  • специальн ая отработк а форм адекватного поведения ребенка, навыков коммуникации и взаимодействия с педагогом;
  • четкая и упорядоченная временно-пространственная структура образовательной среды;
  • постоянная помощь ребенку в осмыслении усваиваемых знаний и умений, не допускающая их механического использования для аутостимуляции;
  • оценка достижений ребенка с учетом специфики шкалы простого и сложного при аутизме .
Индивидуальная образовательная программа  документ, описывающий специальные образовательные условия для максимальной реализации особых образовательных потребностей ребенка с ОВЗ в процессе обучения и воспитания на определенной ступени образования

Индивидуальная образовательная программа

  • документ, описывающий специальные образовательные условия для максимальной реализации особых образовательных потребностей ребенка с ОВЗ в процессе обучения и воспитания на определенной ступени образования
Структура индивидуальной образовательной программы т итульн ый лист ( назначение программы, срок реализации, адресность ); краткая психолого-педагогическая характеристика ребенка с перечнем сформированных умений и навыков и тех, которые не сформированы в должной степени ;  структура индивидуальной образовательной программы, её цели и задачи ; индивидуальный учебный план .

Структура индивидуальной образовательной программы

  • т итульн ый лист ( назначение программы, срок реализации, адресность );
  • краткая психолого-педагогическая характеристика ребенка с перечнем сформированных умений и навыков и тех, которые не сформированы в должной степени ;
  • структура индивидуальной образовательной программы, её цели и задачи ;
  • индивидуальный учебный план .
Вывод: в основе проектирования и адаптации программ дополнительного образования потребностям детей с ОВЗ лежит понимание как их особенностей , так и возможностей , обусловленных процессами компенсации, учете общего и частного в особых образовательных потребностях, выборе способа включения ребенка с ОВЗ в процесс дополнительного образования путем модификации (адаптации) или индивидуализации программ, а также пониманием новой роли педагога в организации образовательного процесса для детей с ОВЗ.

Вывод:

  • в основе проектирования и адаптации программ дополнительного образования потребностям детей с ОВЗ лежит понимание как их особенностей , так и возможностей , обусловленных процессами компенсации, учете общего и частного в особых образовательных потребностях, выборе способа включения ребенка с ОВЗ в процесс дополнительного образования путем модификации (адаптации) или индивидуализации программ, а также пониманием новой роли педагога в организации образовательного процесса для детей с ОВЗ.
БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!