СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психолого-педагогические аспекты формирования представлений о мире профессий у младших школьников

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

В современном мире школой приобретен достаточно обширный опыт применения различных форм и методов профориентационной работы в старшем звене, которой хорошо освящен в разнообразных методических материалах. Стоит обратить внимание, что в последние годы, когда интенсивно развиваются отрасли хозяйства, появляются новые технологии труда, становится иной экономика и социальная ситуация в обществе, выпускнику школы необходимо приять осознанный выбор будущей профессии, а также предвидеть возможную перемену деятельности. В таком случае появляется необходимость организации целенаправленной систематической профориентационной работы на протяжении всего периода обучения в школе.

Просмотр содержимого документа
«Психолого-педагогические аспекты формирования представлений о мире профессий у младших школьников»

Психолого-педагогические аспекты формирования представлений о мире профессий у младших школьников

Юткина Мария Геннадьевна, учитель начальных классов


Профессиональная ориентация включает в себя профессиональное просвещение. Профессиональное просвещение — это знакомство учащихся с современными видами трудовой деятельности и особенностями различных профессий [5].

Л. Д. Столяренко дает определение: «Профориентация — это систематические мероприятия, которые направлены на выявление у личности особенностей, интересов и способностей для оказания помощи в верном выборе профессий, соответствующих его индивидуальным возможностям» [4].

В 2015 году разработан проект Концепции сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывного образования [17].

В данном проекте определены основные задачи и ведущие средства сопровождения профессионального самоопределения (по ступеням образования), для начального и среднего образования в проекте концепции поставлена цель: последовательное формирование профориентационных компетенций, обеспечивающих готовность к успешному профессиональному выбору. Также в концепции определены основные средства игровая деятельность педагогическое Просвещение родителей о целях, задачах, формах и методах поддержки профессионального самоопределения.

В младшем школьном возрасте начинает складываться новый тип отношений с окружающими людьми. Безусловный авторитет взрослого постепенно утрачивается и концу младшего школьного возраста всё большее значение для ребёнка начинают приобретать сверстники, возрастает роль детского сообщества. [16].

Начало обучения в школе способствует: изменению социального развития ребенка, он становится «общественным» субъектом и имеет социальные обязанности, за выполнение которых может получить общественную оценку. [3]

Ведущей деятельностью у детей младшего школьного возраста становится учебная деятельность, определяющая изменения, происходящие в развитии психики. В процессе учебной деятельности определяются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников являющиеся основой, способствующей развитию в следующем возрастном периоде. [2]

На начальном этапе школьного обучения основным становится развитие мышления. В процессе усвоения научных знаний происходит развитие словесно-логического и рассуждающий его мышления.

В младшем школьном возрасте происходят изменения в развитии внимания усиленное развитие его свойств: повышается объем, устойчивость, а также развиваются навыки переключение и перераспределения. [13]

В завершении младшего школьного возраста дети усваивают способность достаточно долго сохранять внимание и выполнять заданную программу действий. Дети младшего школьного возраста обладают такими особенностями как: импульсивность, действует быстро без промедления, не взвесив все обстоятельства. [1]

Помимо учебной деятельности, для ребенка младшего школьного возраста свойственны общение, игра и труд, выполняющие своеобразные функции его развития.

В младшем школьном возрасте ребёнок меньше двигается, игра занимает меньше времени, в отличие от детей дошкольного возраста. Базовой нагрузкой этого возраста становится умственная, учебная деятельность, но у ребенка по-прежнему присутствует необходимость в игровой деятельности. [10]

Младший школьник во время общения совершенствует коммуникативные структуры интеллекта, умение воспринимать, понимать и оценивать других детей, а также улучшается обмен информацией со сверстниками.

Игра улучшает предметную деятельность, логику и мышление, а также формирует и развивает умения и навыки делового взаимодействия с окружающими. [2]

Труд совершенствует и укрепляет практическое, пространственное и образное мышление. Без участия ребенка в любом из этих видов деятельности, его психологическое развитие был бы неполным. [12]

В младшем школьном возрасте труд играет важную роль в интеллектуальном развитии ребенка. Для детей этого возраста, труд - это новый вид деятельности, он совершенствует интеллекта, необходимые для различных видов будущий творческой и профессиональной деятельности. Важно, чтобы труд был достаточно разнообразным и интересным. В любое задание по дому или в школе необходимо делать интересным и творческим, предоставив возможность размышления и принятия самостоятельного решения. [2]

На данном этапе ребёнок может самостоятельно выбрать решение, как ему поступить в определенной ситуации в этом возрасте появляется важное новообразование произвольное поведение. В основе этого вида поведения формируются нравственные мотивы ребёнка, он впитывает в себя моральные ценности, старается придерживаться определенных правил и законов, зачастую это связано с желанием быть одобренным взрослым или укрепить свое личностное положение в группе сверстников. То есть их поведение связано с мотивом достижения успеха. [16]

Важной частью жизни ребёнка становится его смысловая ориентировка в действиях — это сопряжено с его переживаниями по поводу боязни изменений в отношениях с окружающими. Ребенка волнует, что он потеряет свою значимость. Он может давать оценку своим поступкам исходя из его результатов, тем самым изменить поведение. Младший школьник способен перебороть в себе свои желания, если результат будет соответствовать определённым нормам или достигнет определённой цели. [8]

Основными достижениями младшего школьного возраста являются важнейшими и определяющими для последующих лет обучения: концу данного этапа жизни, ребёнок должен иметь желание учиться уметь учиться, а также верить в свои силы. Полноценное проживание младшего школьного возраста, его приобретение является обязательным основанием, благодаря которому, происходит дальнейшее развитие ребенка как субъекта познания и деятельности. Важнейшие задачи для взрослых - создание благополучных условий для раскрытия возможностей детей, относительно особенностей каждого ребенка. [9]

В начальных классах реализуется первый этап профессиональной ориентации. Происходит формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и общества; развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанном на пассивном практическом включении в различные её виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую. Становление интереса к специальности младших школьников происходит исходя из профессий, которые их окружают: профессии родителей, родственников, учителей. Подражание взрослым - это одна из особенностей характера ребенка младшего школьного возраста. По определению К.Д. Столяренко, «Профориентация - это систематические мероприятия, которые направлены на выявление у личности особенностей, интересов и способностей для оказания помощи в верном выборе профессии, соответствующих его индивидуальным возможностям». [13]

По мнению исследователей Е.А. Климанова, Т.Н. Чистяковой, Н.С. Пряжникова и др., существует теория самоопределения школьника. На осознанное решение выбора своей будущей профессии влияет понимание, а значимости труда для общества, умение различать профессии и знать их особенности, а также собственный интерес. [15]

В результате проведенных исследований по методикам и теория профессионального просвещения педагоги и психологи (О.Ю. Елькина, Е.Н. Прошицская, С.Н. Чистякова и др.) пришли к выводу, что младший школьный возраст является подготовительным этапом к выбору профессии, так как формирование представлений о профессиях и труде происходит во время учебной деятельности. [7]

По мнению А.И. Кочетова, проявление у детей интереса к профессии и усвоения новых знаний о специальностях происходят при раннем ознакомлении с особенностями той или иной профессии. Он считал, что учителя не обладают достаточным количеством методик, по которым можно определить у школьников интересы склонности какой-либо специальности. Также А.И. Кочетов определил, что такие методики как беседы, наблюдения и сочинение лучше всего помогают выявить у школьников интерес к профессии. [6]

С.Н. Чистякова считает, что профессиональное просвещение, которое заключается в формировании у школьников знаний о профессиях и их особенностях, помогает ознакомить младших школьников с миром профессий в учебно-воспитательном процессе. [16]

Основной целью пропедевтики профессионального самоопределения, по мнению С.Н. Чистяковой определяет формирование у младших школьников интереса к профессии через решения определенных задач: формирование осознанного представления о мире труда и профессии; развитие интеллектуальной сферы; развитие рефлексии и навыков самопознания; развитие самооценки. [16]

По мнению Г.В. Резапкиной, учителю необходимо учитывать особенности самооценки младших школьников, так как чем младше дети, тем более они склонны оценивать свою работу не по реальным достижениям, а по величине приложенных усилий. Сначала формируется самооценка по отношению к другим, после по отношению к себе, так как младшему школьнику легче оценить свои результаты качество работы других, чем личные качества. [11]

Г.В. Резапкина считает, что с развитием личности школьника, устанавливается более точное знание ребенка о себе, умение понимать свои возможности в разнообразных ситуациях, отталкиваясь от собственной самооценки, а не от мнения окружающих. [10]

Работа по профориентации раскрывает такие понятия как: «труд», «профессия» и «специальность». При употреблении слова в «профессии», имеют в виду общественность людей, занимающихся определенным видом деятельности, «труд» - это целесообразная и полезная деятельность, а «специальность» является профессией. [6]

В наше время О.Ю. Елькина связывает профессиональное просвещение младших школьников с формированием его продуктивного опыта. В результате исследования О.Ю. Елькина, определила, что, используя в процессе обучения методики разноуровневых заданий формирующих отношения школьников к образцу «Я», и трудовой деятельности; методики сочинение о профессиях и, а также игровые средства, повышается уровень сформированности представлений о профессиях и подготовки к выбору той или иной специальности. [4]

Таким образом, изучив психолого-педагогические аспекты формирование представления о мире профессий у младших школьников можно сделать вывод, что формирование представлений о мире профессии, понимание значение труда в обществе является основной целью работы с младшими школьниками. Школьный возраст требует применения определенных методов и приемов работы по профориентации.






СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] / Просвещение, 2018. – С. 53.

  2. Бендюков, М.А. Ступени карьеры: азбука профориентации [Текст] /М.А. Бендюков. - Санкт-Петербург: Речь.: 2015 – С. 236.

  3. Битянова, М.Р. Работа психолога в начальной школе [Текст] / М.Р. Битянова – М.:Генезис, 2015 – С. 127.

  4. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор/ Д.В. Григорьев, П.В. Степанов М.: Просвещение, 2016

  5. Диагностика деятетельностного компонента [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cposo.ru/images/2018/79/mp.pdf (дата обращения 08.02.2021)

  6. Илюхина, Н.А. Профориентационная работа вузов со школьниками: новые возможности традиционных форм. // Вестник РГГУ №4 (6) – 2016.– С. 83–89.

  7. Ищенко О.К. Формирование первичных профессиональных ориентиров у младших школьников. // Педагогическое обозрение № 1 – 2015. – С. 142–143.

  8. Климов, Е.А. Как выбирать профессию [Текст] / Е.А. Климов – М.: 2016 – С. 158.

  9. Климов, Е. А. Психолого-педагогическая профконсультация [Текст] / Е. А. Климов. Л., 2016. - 326 с.

  10. Лейтес, Н.С. Возрастные предпосылки умственных способностей [Текст] / Лейтес, Н.С. // Хрестоматия по возрастной психологии / сост. Л.М.Семенюк. – 2017 – С.64-75.

  11. Лизинский, В.М. Классный руководитель. [Текст] /В.М. Лизинский/ Научно-методический журнал. – М. : 2015 - № 4 – С. 46.

  12. Леонтьев, Д.А. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего / Д.А. Леонтьев, Е.В. Шалобанова. // Вопросы психологии. – 2017 – № 1.– С.57-66.

  13. Подласый, И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов // учебное пособие для вузов/ И. П. Подласый - М. : ВЛАДОС-пресс, 2016 – 365 с.

  14. Пряжников Н.С. Работа по профориентации в младших классах [Текст] /Н.С.Пряжников // Педагогика. – 2015 - № 5 – С. 33 – 37.

  15. Примерная основная образовательная программа начального общего образования. – 2015 // Электронный ресурс http://fgosreestr.ru/wp- content/uploads/2015/06/primernaja-osnovnaja-obrazovatelnaja-programma- nachalnogo-obshchego-obrazovanija-1.pdf (дата обращения 13.02.2021).

  16. Сазонова, А.Д. Профессиональная ориентация учащихся [Текст] /А.Д. Сазанова Учебное пособие для студентов пед. - М. : Просвещение, 2015 – С. 223.

  17. Федорова Т. А. Формирование интереса у младших школьников к миру профессий как психолого-педагогическая проблема / Оловникова И. Н. // Молодой ученый. — 2017 — №14. — С. 662-664. — URL https://moluch.ru/archive/148/41536/ (дата обращения: 18.02.2021).








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!