СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация прилагается. 

Просмотр содержимого документа
«Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата»




Сообщение по дисциплине:

Теория и практика специального образования

По теме: Психолого-педагогическая характеристика детей

с нарушениями опорно-двигательного аппарата









План

  1. Общее понятие нарушений опорно-двигательного аппарата.

2. Виды нарушений опорно-двигательного аппарата:

2.1 ДЦП

2.2 Нарушение осанки (сколиоз)

2.3 Плоскостопие

2.4 Полиомиелит

3. Причины нарушений опорно-двигательного аппарата

4. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
























1. Общее понятие нарушений опорно-двигательного аппарата:



При всем разнообразии врожденных и рано приобретенных заболеваний и повреждений опорно-двигательного аппарата у большинства этих детей наблюдаются сходные проблемы. Ведущим в клинической картине является двигательный дефект (задержка формирования, недоразвитие, нарушение или утрата двигательных функций).

Часть детей с такой патологией не имеют отклонений в развитии познавательной деятельности и не требуют специального обучения и воспитания. Но все дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата нуждаются в особых условиях жизни, обучения и последующей трудовой деятельности.

Большую часть детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата составляют дети с церебральными параличами. Детский церебральный паралич (ДЦП)– это тяжелое заболевание нервной системы, которое нередко приводит к инвалидности ребенка.

ДЦП возникает в результате недоразвития или повреждения мозга на ранних этапах развития (во внутриутробный период, в момент родов и на первом году жизни). Двигательные расстройства у детей с ДЦП часто сочетаются с психическими и речевыми нарушениями, с нарушениями функций других анализаторов (зрения, слуха). Поэтому эти дети нуждаются в лечебной, психолого-педагогической и социальной помощи.

Опорно-двигательный аппарат - это система, которая состоит из костной ткани, образующей скелет, который придает телу внешнюю форму и обеспечивает его надежное строение, защищающее от повреждений внутренние органы; мышц, покрывающих скелет и вместе с костями обеспечивающий двигательную активность человека, и, наконец, суставов и сухожилий, соединяющих мышцы и кости между собой.

Нарушение опорно-двигательного аппарата включает в себя двигательные расстройства, которые имеют генез органического или периферического типа. Нарушения функций опорно-двигательного аппарата могут носить как врожденный, так и приобретенный характер. Отклонения в развитии у детей этой категории отличаются значительной полиморфностью и диссоциацией в степени выраженности различных нарушений. Наблюдаются заболевания и повреждения опорно-двигательного аппарата примерно у 5-7 % детей.


95 %




































Вопросы по 1 главе:


1. Двигательный дефект это?

А) ограниченность возможности двигаться;

Б) задержка формирования, недоразвитие, нарушение или утрата двигательных функций;

В) нет правильного ответа.


2. Большую часть детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата составляют дети с:

А) детским церебральным параличом;

Б) плоскостопием;

В) нарушением осанки.


3. Верно ли утверждение «ДЦП возникает в результате недоразвития или повреждения мозга на ранних этапах развития»?

А) нет

Б) да


4. Нарушение опорно-двигательного аппарата включает в себя…

А) двигательные расстройства, которые не имеют генез органического или периферического типа;

Б) психические и речевые нарушения, нарушения функций других анализаторов;

В) двигательные расстройства, которые имеют генез органического или периферического типа.


5. У скольких процентов детей наблюдаются заболевания и повреждения опорно-двигательного аппарата?

А) 5-7 %

Б) 7-9 %

В) 11-13 %

















2. Виды нарушений опорно-двигательного аппарата


Отмечают различные виды патологии опорно-двигательного аппарата:

1. Заболевания нервной системы:

- детский церебральный паралич;

- полиомиелит.

2. Врожденная патология опорно-двигательного аппарата:

- врожденный вывих бедра;

- кривошея;

- косолапость и другие деформации стоп;

- аномалии развития позвоночника (сколиоз);

- недоразвитие и дефекты конечностей;

- аномалии развития пальцев кисти;

- артрогрипоз (врожденное уродство).

3. Приобретенные заболевания и повреждения опорно-двигательного аппарата:

- травматические повреждения спинного мозга, головного мозга и конечностей;

- полиартрит;

- заболевания скелета (туберкулез, опухоли костей, остеомиелит);

- системные заболевания скелета (хондродистрофия, рахит).

К двигательным нарушениям, которые обусловленные поражениями двигательных мозговых зон относятся :

- Нарушение мышечного тонуса (по типу спастичности, ригидности, гипотонии, дистонии). Для любого двигательного акта необходим нормальный мышечный тонус. Регулирование мышечного тонуса обеспечивается согласованной работой различных звеньев центральной нервной системы. При спастичности мышцы чрезмерно напряжены. При попытках выполнить то или иное движение происходить нарастание мышечного тонуса. У детей с ДЦП ноги сведены, согнуты в коленных суставах, опора на пальцы, руки приведены к туловищу, согнуты в локтевых суставах, пальцы согнуты в кулаки. Резкое повышение мышечного тонуса приводит к различным деформациям конечности. Дистония– непостоянный изменчивый характер мышечного тонуса. В покое мышцы расслаблены, при попытках к движению тонус резко нарастает, в результате чего оно может оказаться невозможным.

- Ограничение или невозможность произвольных движений в сочетании со слабостью мышц (например, ребенок не в состоянии поднять руки вверх, развести в стороны, вытянуть вперед, разогнуть ногу и т.д.). В зависимости от тяжести поражения мозга может наблюдаться полное (паралич) или частичное (парез) отсутствие возможности выполнения тех или иных движений. Ребенок затрудняется или не может поднять руки вверх, вытянуть их вперед, в стороны, согнуть или разогнуть ногу, что затрудняет развитие важнейших двигательных функций и прежде всего манипулятивной деятельности и ходьбы.

При парезах страдают в первую очередь тонкие и дифференцированные движения, например, изолированные движения пальцев рук. Спазм отдельных групп мышц конечностей обусловливает характерную позу ребенка. Например, при одной из форм ДЦП – болезни Литтля (с преимущественным поражением нижних конечностей), если ребенка поставить на ноги, для его позы будут характерны следующие особенности: колени сжаты, ноги перекрещены, ребенок стоит на носках.

В более легких случаях, у детей, которые могут научиться ходить, обращает на себя внимание походка с опорой на носки пальцев; движения детей размашисты, замедленны; они быстро устают.

- Наличие насильственных движений, которые проявляются в виде гиперкинезов и тремора. Гиперкинезы – непроизвольные насильственные движения, которые могут быть выражены в мышцах артикуляционного аппарата, шеи, головы, различных отделов конечностей. Тремор – дрожание конечностей (особенно пальцев рук и языка). Тремор наиболее выражен при целенаправленных движениях. Тремор усиливается в конце целенаправленного движения (например, при приближении пальца к носу при закрытых глазах).

- Нарушения равновесия и координации движений – атаксия. Атаксия проявляется в виде неустойчивости при сидении, стоянии и ходьбе.

Нарушения координации проявляются в несоразмерности движений (прежде всего движений рук), неточности. Такому ребенку не удается захватить предмет и переместить его, при выполнении этих движений у него наблюдается тремор. Наблюдается также нарушение координации тонких, дифференцированных движений.

- Нарушение ощущения движений. Ощущение движений осуществляется с помощью специальных чувствительных клеток, расположенных в мышцах, суставах, связках, сухожилиях и передающих информацию о положении конечностей и туловища в пространстве, степени сокращения мышц.

- Недостаточное развитие статокинетических рефлексов, которые обеспечивают формирование вертикального положения тела и произвольной моторики. При недоразвитии этих рефлексов ребенку трудно удерживать в нужном положении голову и туловище. Отсюда трудности в овладении навыками самообслуживания, трудовыми и учебными навыками.

Синкинезии – непроизвольные со дружественные движения, которые сопровождающие выполнение произвольных движений (например, при попытке взять предмет одной рукой происходит сгибание другой руки). Например, у ребенка при попытки согнуть одно колено, сгибается и второе, или при движении пальцев одной руки, аналогичное движение второй руки. Так же синкинезия наблюдаются и у здоровых детей, просто со временем она уменьшается, а в подростковом возрасте вообще не наблюдается.

У детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата ведущим является двигательный дефект (недоразвитие, нарушение или утрата двигательных функций). Основную массу среди них составляют дети с церебральным параличом (89%). У этих детей двигательные расстройства сочетаются с психическими и речевыми нарушениями, поэтому большинство из них нуждается не только в лечебной и социальной помощи, но и в психолого-педагогической и логопедической коррекции. В их социальной адаптации определяются два направления. Первое имеет целью приспособить к ребенку окружающую среду. Для этого существуют специальные технические средства передвижения (коляски, костыли, трости, велосипеды), предметы обихода (тарелки, ложки, особые выключатели электроприборов), пандусы, съезды на тротуарах. Второй способ адаптации ребенка с двигательным дефектом — приспособить его самого к обычным условиям социальной среды.


2.1 ДЦП.


ДЦП возникает в результате недоразвития или повреждения мозга в раннем онтогенезе. При этом наиболее тяжело страдают «молодые» отделы мозга — большие полушария, которые регулируют произвольные движения, речь и другие корковые функции. Детский церебральный паралич проявляется в виде различных двигательных, психических и речевых нарушений. Таким образом, при ДЦП страдают самые важные для человека функции: движение, психика и речь. Ведущими в клинической картине детского церебрального паралича являются двигательные нарушения, которые часто сочетаются с психическими и речевыми расстройствами, нарушениями функций других анализаторных систем (зрения, слуха, глубокой чувствительности), судорожны ми припадками.

Степень тяжести двигательных нарушений варьирует в широких пределах, где на одном полюсе находятся грубейшие двигательные нарушения, на другом — минимальные. Психические и речевые расстройства, так же как и двигательные, варьируют в широком диапазоне и может наблюдаться целая гамма различных сочетаний. Например, при грубых двигательных нарушениях психические и речевые расстройства могут отсутствовать или быть минимальными и, наоборот, при легких двигательных нарушениях наблюдаются грубые психические и речевые расстройства.

Причиной ДЦП могут быть различные неблагоприятные факторы, воздействующие во внутриутробном (перенетальном) периоде, в момент родов или на первом году жизни. Наибольшее значение в возникновении ДЦП придается поражению мозга во внутриутробном периоде и в момент родов. К вредным факторам, неблагоприятно действующим на плод внутриутробно, относятся:

инфекционные заболевания, перенесенные будущей матерью во время беременности (вирусные инфекции, краснуха, токсиплазмоз);

сердечно-сосудистые и эндокринные нарушения у матери; токсикозы беременности;

физические травмы, ушибы плода;

несовместимость крови матери и плода по резус-фактору;

психические травмы, в том числе и отрицательные эмоции;

физические факторы (перегревание или переохлаждение, действие вибрации, облучение, в том числе и ультрафиолетовое в больших дозах);

некоторые лекарственные препараты;

экологическое неблагополучие (загрязненные отходами производства вода и воздух, содержание в продуктах питания большого количества нитратов, ядохимикатов, радионуклидов, различных синтетических добавок).

В настоящее время многочисленными исследованиями доказано, что более 400 факторов могут оказать повреждающее действие на центральную нервную систему развивающегося плода. Сочетание внутриутробной патологии с родовой травмой считается в настоящее время одной из наиболее частых причин возникновения детского церебрального паралича, действие родовой травмы обычно сочетается с асфиксией (патологическим состоянием организма, характеризующимся недостатком кислорода в крови и избыточным накоплением углекислоты, нарушением дыхания, сердечной деятельности). У детей, перенесших состояние асфиксии и особенно клиническую смерть (отсутствие дыхания и сердечной деятельности), имеется высокая степень риска для возникновения ДЦП.

Детский церебральный паралич может возникать и после рождения в результате перенесенных нейроинфекций (менингита, энцефалита), тяжелых ушибов головы.

У детей с церебральным параличом задержано и нарушено фор­мирование всех двигательных функций: с трудом и опозданием фор­мируется функция удержания головы, навыки сидения, стояния, ходьбы, манипулятивной деятельности. Двигательные нарушения, являясь ведущим дефектом, без соответствующей коррекции ока­зывают неблагоприятное влияние на формирование психических функций и речи.

Разнообразие двигательных нарушений у детей с церебральным параличом обусловлено действием ряда факторов, непосредственно связанных со спецификой самого заболевания.

  1. Нарушение мышечного тонуса.

  2. Ограничение или невозможность произвольных движений (парезы и параличи).

  3. Наличие насильственных движений (гиперкинезы (насиль­ ственные движения) и тремор (дрожание пальцев рук и языка)).

  4. Нарушения равновесия и координации движений (атаксия: дети ходят на широко расставленных ногах, пошатываясь, отклоня­ ясь в сторону).

  5. Нарушение ощущений движений (кинестезии, например дви­ жение пальцев рук по прямой может ощущаться детьми как движе­ ние по окружности или в сторону).

  6. Непроизвольные содружественные движения (сипкинезии: например при попытке взять предмет одной рукой происходит сги­ бание другой руки; ребенок не может разогнуть согнутые пальцы рук, а при выпрямлении всей руки пальцы разгибаются).

7. Неправильные патологические позы и положения, нарушение походки, движения недостаточно ловкие, замедленные, снижена мышечная сила.

Структура нарушения при ДЦП включает в себя специфические отклонения в психическом развитии. Механизм нарушения разви­тия психики сложен и определяется временем, степенью и локали­зацией мозгового поражения.

Особенности развития психики при ДЦП включают наруше­ния формирования познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и личности.

Нарушения умственной работоспособности у детей с ДЦП про­являются в виде синдрома раздражительной слабости, включающе­го два основных компонента: повышенную истощаемость психиче­ских процессов; чрезвычайную раздражительность, плаксивость, капризность.

Структура интеллектуального нарушения при ДЦП характери­зуется рядом специфических особенностей.

1. Неравномерно сниженный запас сведений и представле­ний об окружающем вызван патологией зрения, слуха, мышечно- суставного чувства. Это существенно сказывается на восприятии в целом, ограничивает объем информации, затрудняет интеллекту­альную деятельность детей с церебральным параличом.

Ощупывание предметов, манипулирование с ними, т.е. действен­ное познание, при ДЦП существенно нарушены. Дети с церебраль­ным параличом не знают многих явлений окружающего предмет­ного мира и социальной сферы, а чаще всего имеют представления лишь о том, что было в их практике.

  1. Неравномерный, дисгармоничный характер интеллектуальной недостаточности, т.е. нарушение одних интеллектуальных функций, задержка развития других и сохранность третьих. У неко­торых детей развиваются преимущественно наглядные формы мыш­ления, у других, наоборот, особенно страдает наглядно-действенное мышление при лучшем развитии словесно-логического.

  2. Выраженность психоорганических нарушений проявляется в замедленности, истощаемое психических процессов, трудно­сти переключения на другие виды деятельности, недостаточности концентрации внимания, снижении объема механической памяти. Характерны расстройства эмоционально-волевой сферы, достаточ­но высокий уровень интеллектуального развития часто сочетается с отсутствием уверенности в себе, самостоятельности, с повышен­ ной внушаемостью, чувствительностью, обидчивостью, впечатли­ тельностью, замкнутостью.

В структуре психофизических нарушений у детей с церебраль­ным параличом значительное место занимают нарушения речи, ча­стота которых составляет примерно 80%. Как отмечает Е.М. Мастюкова, у детей с ДЦП в силу специфики их заболевания оказываются нарушенными предпосылки развития речи (возможность накопле­ния сенсорного опыта, развития двигательной сферы).

Особенности нарушений речи и степень их выраженности за­висят в первую очередь от локализации и тяжести поражения моз­га. Как отмечают исследователи, отставания в развитии речи при ДЦП связаны с ограничением объема знаний и представлений об окружающем мире, недостаточностью предметно-практической деятельности. Неблагоприятное влияние на развитие речи оказы­вают допускаемые родителями ошибки воспитания. Часто родите­ли чрезмерно опекают ребенка, стремятся многое сделать за него, предупреждают все его желания или выполняют их в ответ на жест или взгляд. При этом не формируется потребность в речевой дея­тельности, ребенок лишается важного для него речевого общения.

Большое значение в механизме речевых нарушений при ДЦП имеет двигательная патология. Отмечается взаимосвязь между ре­чевыми и двигательными нарушениями у детей с церебральным па­раличом, проявляющаяся в нарушении иннервации артикуляцион­ного аппарата, мышц языка, затрудненности дыхания, голосообразования, произвольном открывании рта, движениях языка вперед и вверх. Для каждой формы детского церебрального паралича харак­терны специфические нарушения речи.

У детей с церебральным параличом чаще других встречаются такие формы речевых нарушений: дизартрия, задержка речевого развития, алалия, нарушения письменной речи. При этом в изоли­рованном виде речевые нарушения при ДЦП встречаются редко, гораздо чаще они проявляются в сочетании, например дизартрия и ОНР.


2.2. Нарушение осанки (сколиоз)


Сколиоз и нарушения осанки являются наиболее распространенными заболеваниями опорно-двигательного аппарата у детей и подростков. Эти заболевания служат предпосылкой для возникновения ряда функциональных и морфологических расстройств здоровья в детстве и оказывают отрицательное влияние на течение многих заболеваний у взрослых. По последним данным, число детей с нарушениями осанки достигает 30 - 60 %, а сколиоз поражает в среднем 10 - 15 % детей.

Сколиоз- это боковое искривление позвоночника во фронтальной плоскости. Реберный горб, который при этом наблюдается, образует деформацию с выпуклостью вбок и кзади - кифосколиоз.

Сколиоз встречается гораздо чаще, чем об этом думают. По данным Петербургского детского ортопедического института им. Г. И. Турнера, у 40% обследованных школьников старших классов выявлено нарушение статики, требующее лечения. Название сколиоз получает по уровню изгиба: шейный, грудной или поясничный и соответственно выпуклой стороны искривления. Таким образом можно встретить например правосторонний грудной сколиоз.

Сколиоз может быть простым, или частичным, с одной боковой дугой искривления, и сложным - при наличии нескольких дуг искривления в разные стороны и, наконец, тотальным, если искривление захватывает весь позвоночник. Он может быть фиксированным и нефиксированным, исчезающим в горизонтальном положении, например при укорочении одной конечности. Одновременно со сколиозом обычно наблюдается и торсия его, т.е. поворот вокруг вертикальной оси, причем тела позвонков оказы-ваются обращенными в выпуклую сторону, а остистые отростки в вогнутую. Торсия способствует деформации грудной клетки и ее асимметрии, внутренние органы при этом сжимаются и смещаются.

Начальные явления сколиоза могут быть обнаружены уже в раннем детстве, но в школьном возрасте (10 - 15 лет) он проявляется наиболее выражено.

Этиологически различают сколиозы врожденные (по В.Д. Чаклину они встречаются в 23,0%), в основе которых лежат различные деформации позвонков:

недоразвитие;

клиновидная их форма;

добавочные позвонки и. т. д.

К приобретенным сколиозам относятся:

1. ревматические, возникающие обычно внезапно и обуславливающиеся мышечной контрактурой на здоровой стороне при наличии явлений миозита или спондилоартрита;

2. рахитические, которые очень рано проявляются различными деформациями опорно-двигательного аппарата. Мягкость костей и слабость мышц, ношение ребенка на руках (преимущественно на левой), длительное сидение, особенно в школе, - все это благоприятствует проявлению и прогрессированию сколиоза;

3. паралитические, чаще возникающие после детского паралича, при одностороннем мышечном поражении, но могут наблюдаться и при других нервных заболеваниях;

4. привычные, на почве привычной плохой осанки (часто их называют “школьными”, так как в этом возрасте они получают наибольшее выражение). Непосредственной причиной их могут быть неправильно устроенные парты, рассаживание школьников без учета их роста и номеров парт, ношение портфелей с первых классов, держание ребенка во время прогулки за одну руку и. т. д.

Этим перечнем, конечно, охватываются не все виды сколиозов, а лишь основные.

Принято считать, что причиной травмы поясницы являются тренировочные перегрузки. Между тем, боли в нижнем отделе позвоночника куда чаще вызваны обычной повседневной деятельностью человека. В этом и кроется объяснение, казалось бы, странного противоречия, когда на боль в пояснице жалуются люди никогда не знавшие спорта. Самое вредное - это сидеть. Удивительно, но при сидении позвоночник нагружен сильнее, чем когда мы стоим! Впрочем, повышенная нагрузка - это еще пол дела. По многу часов нам приходиться сидеть в самой вредной позе - наклонившись вперед. В таком положении края позвонков сближаются и защемляют межпозвоночный диск из хрящевой ткани. Вообще эта ткань отличается замечательной эластичностью, позволяющей ей успешно сопротивляться компрессии. Однако надо учитывать, что при сидении сила давления на внешний край диска возрастает в 11 раз. Да к тому же продолжается не только в течение рабочего и учебного дня, но часто и дома.

Кстати, как же тогда объяснить тот простой факт, что устав от длительного стояния мы стремимся сесть? Причина в том, что боль в пояснице не всегда бывает следствием перегрузки межпозвоночных дисков. Часто боль провоцирует мышцы низа спины, которые при стоянии оказываются в состоянии статического напряжения. Стоит сесть, как мышцы расслабляются, и боль утихает. Кстати, напряжение дисков редко бывает причиной боли. Болит травма, которая возникла давно и теперь дает себя знать. Когда человек садится, травмированная область меняет положение. Отсюда иллюзия облегчения.

Интересно разобраться, почему все-таки сидение сильнее нагружает позвоночник, чем стоячее положение. Объяснение в том, что вертикально тело поддерживает как скелет в целом, так и большой массив мускулатуры. В итоге нагрузка “распыляется” по всему телу, и позвоночнику делается “легче”.

Когда человек садится, то поддерживающий мышечный корсет туловища расслабляется, и вся тяжесть тела ложится на позвоночный столб. Отсюда и травмы, возникающие при длительном сидении.

Надо подчеркнуть, что в позвоночных дисках скрыт огромный потенциал само коррекции. Даже если вы травмировали диск, он восстановится, если вы сумеете исключить травмирующее его воздействие.

Давления на межпозвоночные диски (в процентах от положения стоя) приведены в таблице 1.

Давление на межпозвоночные диски, в процентах от положения стоя


Положение тела

Давление на межпозвоночные диски

Лежа на спине

25%

Лежа на боку

75%

Стоя

100%

Лежа на боку

75%

Стоя, с наклоном вперед, в руках вес

220%

Лежа на боку

75%

Сидя с наклоном вперед

185%

Лечение зависит от возраста больного, типа сколиоза и степени деформации позвоночника.


2.3. Плоскостопие


Плоскостопие – деформация стоп, сопровождающаяся уплощением сводов. Плоскостопие – самая распространенная деформация опорно-двигательного аппарата у детей. При уплощении поперечного свода стопы говорят о поперечном плоскостопии, при уплощении продольного свода – о продольном.

В зависимости от этиологии принято различать 5 видов плоскостопия: врожденное, травматическое, статическое, рахитическое и паралитическое.

Врожденное плоскостопие встречается очень редко. Рахитическое плоскостопие развивается после перенесенного рахита и обусловлено мягкостью костной ткани при рахите, а также ослаблением мышечно-связочного аппарата, что приводит к уплощению стопы под действием массы тела.

Паралитическое плоскостопие развивается вследствие полиомиелита и встречается редко. Травматическое плоскостопие развивается в результате разного рода переломов. Статическое плоскостопие – самый распространенный вид заболевания, возникающее в результате нарушения тонуса мышц и связок, а также из-за неправильно подобранной обуви.

Плоскостопие в ребенка раннего возраста, как правило, не вызывает каких-либо неприятных ощущений. В более старшем возрасте, когда увеличивается двигательная нагрузка, ребенок может жаловаться на боли в области свода стопы, икроножных мышц; при длительном движении или стоянии появляется быстрая утомляемость.

Плоскостопие гораздо легче предупредить, чем лечить.

Профилактика плоскостопия у детей подразумевает правильный подбор обуви, специальные упражнения, направленные на укрепление мышц и связок нижних конечностей (катание стопами мячей, ходьба на носках, на наружном крае стопы, хождение по ребристой поверхности и др), хождение ребенка босиком по неровной почве.


2.4. Полиомиелит


Полиомиелит – это острое вирусное заболевание, поражающее нервную систему (преимущественно серое вещество спинного мозга). Помимо этого могут возникать воспалительные явления в слизистой оболочке кишечника и носоглотки. Инфекция обычно передается фекально-оральным путем, реже - воздушно-капельным.

Симптомы полиомиелита:

Выделяют две формы заболевания: паралитическая и непаралитическая.

  • • Паралитическая - протекает в 4 стадии: препаралитическая, паралитическая, период восстановления и стадия остаточных явлений.

  • А) Препаралитическая стадия (3-5 дней). Заболевание начинается остро, с резкого повышения температуры тела. Первые 3 дня болезни пациенты жалуются на головную боль, тошноту, насморк, боли в горле, иногда появляются расстройства пищеварения (запор или диарея). Симптомы могут стихнуть на несколько дней, после чего снова наступает ухудшение состояния, возникают боли в конечностях и спине, сознание у больных может быть спутанным.

  • Б) Паралитическая стадия. Параличи развиваются в течение нескольких часов. В конечностях происходит снижение тонуса мышц, активные движения ограничены или полностью отсутствуют. С возникновением параличей появляются и мышечные боли. Стадия может длиться от нескольких дней до 2 недель.

  • В) Восстановительный период продолжается от нескольких месяцев до 2-3 лет. Вначале восстановление движений в парализованных мышцах идет быстрыми темпами, но затем замедляется.

  • Г) Стадия остаточных явлений характеризуется атрофией мышц, стойкими вялыми параличами конечностей, деформацией туловища.

  • • Непаралитическая (абортивная, стертая) форма полиомиелита протекает с появлением непродолжительной лихорадки, катаральных явлений (кашель, боль в горле, насморк), и диспепсических расстройств (тошнота, рвота, диарея). Эти симптомы обычно исчезают в течение нескольких дней.

Противовирусных препаратов для специфического лечения заболевания не существует. Больных помещают в бокс инфекционного стационара, изоляция длится 40 дней. Больным показано соблюдение постельного режима на 2-3 недели. Проводится симптоматическая терапия: жаропонижающие (нурофен, парацетамол), витаминотерапия (витамины группы В, аскорбиновая кислота). При поражении дыхательных мышц может понадобиться искусственная вентиляция легких. Процедуры, выполняемые в восстановительный период, очень важны. Большая роль отводится лечебной физкультуре, массажу, физиотерапии, водным процедурам, электростимуляции.

В периоде остаточных явлений при необходимости показано ортопедическое лечение с целью коррекции развивающихся деформаций и контрактур конечностей и туловища.

В очаге инфекции проводятся санитарно-гигиенические мероприятия: дезинфекция помещения, посуды, игрушек, постельного белья и других предметов, которые могут быть заражены. Дети, контактировавшие с заболевшим, находятся на карантине от 15 дней до 3 недель. На сегодняшний день единственным эффективным методом профилактики этого опасного заболевания является прививка.






Вопросы по 2 главе:


1. К приобретенным заболеваниям и повреждениям опорно-двигательного аппарата относятся:

А) заболевания скелета, детский церебральный паралич, полиартрит, недоразвитие и дефекты конечностей;

Б) травматические повреждения спинного мозга, головного мозга и конечностей, полиартрит, туберкулез, хондродистрофия, рахит;

В) детский церебральный паралич, полиартрит, аномалии развития позвоночника, полиомиелит.


2. ДЦП возникает в результате:

А) недоразвития или повреждения мозга в раннем онтогенезе;

Б) перенесенного рахита и обусловлено мягкостью костной ткани;

В) непродолжительной лихорадки, катаральных явлений (кашель, боль в горле, насморк), и диспепсических расстройств.


3. К приобретенным сколиозам относятся:

А) недоразвитие, паралитические, добавочные позвонки;

Б) клиновидная их форма, добавочные позвонки, ревматические;

В) ревматические, рахитические, паралитические, привычные.


4. В зависимости от этиологии, сколько принято различать видов плоскостопия?

А) 6

Б) 5

В) 4


5. Непаралитическая стадия полиомиелита протекает в 4 стадии?

А) да

Б) нет


















3. Причины нарушений опорно-двигательного аппарата:


1. Внутриутробная патология (в настоящее время многими исследователями доказано, что более 400 факторов могут оказать воздействие на ЦНС развивающегося плода, особенно в период до 4 мес. внутриутробного развития):

- инфекционные заболевания матери: микробные, вирусные (за последние годы распространённость нейроинфекций возросла, особенно вирусных – таких, как гриппозные, герпес, хламидиозы и др.);

- последствия острых и хронических соматические заболевания матери (сердечно-сосудистые, эндокринные нарушения);

- тяжелые токсикозы беременности;

- несовместимость по резус-фактору или группам крови;

- травмы, ушибы плода;

- интоксикации;

- экологические вредности.

2. Родовая травма, асфиксия.

3. Патологические факторы, действующие на организм ребенка на первом году жизни:

- нейроинфекции (менингит, энцефалит и др.);

- травмы, ушибы головы ребенка;

- осложнение после прививок.

Сочетание внутриутробной патологии с родовой травмой считается в настоящее время одной из наиболее частых причин возникновения ДЦП.
















Вопросы по 3 главе:


1. Причины нарушений опорно-двигательного аппарата:

А) внутриутробная патология, родовая травма, асфиксия, патологические;

Б) дисплазия, порок первичной закладки, неправильное родовспоможение;

В) рефлекторная, родовая травма, мышечная.


2. Патологические факторы, действующие на организм ребенка на первом году жизни:

А) нейроинфекции, несовместимость по резус-фактору или группам крови, интоксикации;

Б) осложнение после прививок, экологические вредности, родовая травма, асфиксия;

В) травмы, ушибы головы ребенка, осложнение после прививок, нейроинфекции.


3. К внутриутробной патологии относится:

А) родовая травма, асфиксия;

Б) несовместимость по резус-фактору или группам крови;

В) травмы, ушибы головы ребенка.





























4. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Кроме двигательных и речевых нарушений, структура дефекта при церебральном параличе включает в себя специфические отклонения в психическом развитии. Они могут быть связаны как с первичным поражением мозга, так и с задержкой его постнатального созревания. Большая роль в отклонениях психического развития детей с церебральным параличом принадлежит двигательным, речевым и сенсорным нарушениям. Так, глазодвигательные нарушения, недоразвитие и задержка формирования важнейших двигательных функций способствуют ограничению полей зрения, что, в свою очередь, обедняет процесс восприятия окружающего, приводит к недостаточности произвольного внимания, пространственного восприятия и познавательных процессов.

Двигательные нарушения ограничивают предметно-практическую деятельность. Последнее обуславливает недостаточное развитие предметного восприятия. Двигательная недостаточность затрудняет манипуляцию с предметами, их восприятие на ощупь. Сочетание этих нарушений с недоразвитием зрительно-моторной координации и речи препятствует развитию познавательной деятельности.

Отклонения в психическом развитии у детей с церебральным параличом в большой степени обусловлены недостаточностью их практической деятельности и социального опыта, коммуникативных связей с окружающими и невозможностью полноценной игровой деятельности. Двигательные нарушения и ограниченность практического опыта могут быть одной из причин недостаточности высших корковых функций и, в первую очередь, несформированности пространственных представлений. Большую роль в нарушениях познавательной деятельности у детей с церебральным параличом играют и речевые расстройства.

Особенности психических отклонений в большой мере зависят от локализации мозгового поражения.

Нарушения умственной работоспособности у детей с церебральными параличами проявляются в виде синдрома раздражительной слабости. Этот синдром включает два основных компонента: с одной стороны, это повышенная истощаемость психических процессов, утомляемость, с другой — чрезвычайная раздражительность, плаксивость, капризность. Иногда при этом наблюдаются более стойкие дистимические изменения настроения. Дети с церебральным параличом стойко психически истощаемы, недостаточно работоспособны, не способны к длительному интеллектуальному напряжению.

Синдром раздражительной слабости обычно сочетается у этих детей с повышенной чувствительностью к различным внешним раздражителям.

Определенная роль в утяжелении указанных нарушений принадлежит социальным факторам, в частности, воспитанию по типу гиперопеки. В результате может произойти недоразвитие мотивационной основы психической деятельности. В этих случаях более четко проявляется астеноадинамический синдром. Дети с этим синдромом вялые, заторможенные. Они малоактивны при выполнении любых видов деятельности, с трудом начинают выполнять задания, двигаться, говорить. Их мыслительные процессы крайне замедленны.

Астеноадинамический синдром по большей части отмечается у детей со спастической диплегией, а также при атонически-астатической форме церебрального паралича.

При гиперкинетической форме, когда у ребенка, в первую очередь, наблюдаются непроизвольные движения — гиперкинезы, часто наблюдается астеногипердинамический синдром с проявлениями двигательного беспокойства, повышенной раздражительностью и суетливостью.

Церебрастенические синдромы наиболее отчетливо начинают проявляться в старшем дошкольном возрасте, когда с ребенком начинаются систематические педагогические занятия. Резко проявляется недостаточность внимания, памяти и других корковых функций. Кроме того, более четкими становятся специфические особенности мыслительной деятельности.

Нарушения мыслительной деятельности проявляются в задержанном формировании понятийного, абстрактного мышления. Несмотря на то, что у многих детей к началу обучения может быть формально достаточный словарный запас, наблюдается задержанное формирование слова как понятия, имеет место ограниченное, часто сугубо индивидуальное, иногда искаженное понимание значения отдельных слов. Это связано, в первую очередь, с ограниченным практическим опытом ребенка. Можно предполагать, что обобщающие понятия, сформированные вне практической деятельности, не способствуют в должной мере развитию интеллекта, общей стратегии познания.

Особенности мышления у детей с церебральным параличом наиболее четко обнаруживаются при выполнении заданий, требующих симультанного характера интеллектуальных процессов, т.е. целостной интеллектуальной операции, основанной на взаимодействии анализаторных систем.

У детей с церебральным параличом обычно отмечаются не только малый запас знаний и представлений, за счет бедности их практического опыта, но и специфические трудности переработки информации, получаемой в процессе предметно-практической деятельности.

Эти специфические особенности мышления часто сочетаются с нарушенной динамикой мыслительных процессов. Наиболее часто наблюдается замедленность мышления, некоторая его инертность. У отдельных детей отмечается недостаточная последовательность и целенаправленность мышления, иногда со склонностью к резонерству и побочным ассоциациям. Замедленность мышления обычно сочетается с выраженностью церебрастенического синдрома.

Во всех случаях наблюдается взаимосвязь нарушений мышления и речевой деятельности.

По состоянию интеллекта дети с церебральным параличом представляют крайне разнородную категорию: одни имеют нормальный интеллект, у многих наблюдается своеобразная задержка психического развития, у некоторых имеет место олигофрения.

Для детей с церебральным параличом также характерны нарушения формирования высших корковых функций. Наиболее часто отмечаются оптико-пространственные нарушения. В этом случае детям трудно копировать геометрические фигуры, рисовать и писать.

Недостаточность высших корковых функций может проявляться также в задержке формирования пространственных и временных представлений, фонематического анализа и синтеза, стереогноза .

Для детей с церебральным параличом характерны разнообразные эмоциональные и речевые расстройства. Эмоциональные расстройства проявляются в виде повышенной эмоциональной возбудимости, повышенной чувствительности к обычным раздражителям окружающей среды, склонности к колебаниям настроения. Повышенная эмоциональная лабильность сочетается с инертностью эмоциональных реакций.

Повышенная эмоциональная возбудимость может сочетаться с радостным, приподнятым, благодушным настроением, со снижением критики. Нередко эта возбудимость сопровождается страхами, особенно характерен страх высоты.

Повышенная эмоциональная возбудимость может сочетаться с нарушениями поведения в виде двигательной расторможенности, аффективных взрывов, иногда с агрессивными проявлениями, с реакциями протеста по отношению к взрослым. Все эти проявления усиливаются при утомлении, в новой для ребенка обстановке и могут быть одной из причин школьной и социальной дезадаптации. При чрезмерной физической и интеллектуальной нагрузке, ошибках воспитания эти реакции закрепляются и возникает угроза формирования патологического характера.

Специфические нарушения деятельности и общения при детском церебральном параличе могут способствовать своеобразному формированию личности.

Наиболее часто наблюдается диспропорциональный вариант развития личности. Это проявляется в том, что достаточное интеллектуальное развитие сочетается с отсутствием уверенности в себе, самостоятельности, повышенной внушаемостью. Личностная незрелость проявляется в эгоцентризме, наивности суждений, слабой ориентированности в бытовых и практических вопросах жизни. Причем, с возрастом эта диссоциация обычно увеличивается. У ребенка легко формируются иждивенческие установки, неспособность и нежелание к самостоятельной практической деятельности, так ребенок даже с сохранной ручной деятельностью долго не осваивает навыки самообслуживания.

При нарушениях интеллекта особенности развития личности сочетаются с низким познавательным интересом, недостаточной критичностью.

Особенности психического развития детей с церебральным параличом во взаимокомплексе со спецификой речевых расстройств должны учитываться при подготовке их к обучению.

Для развития речи и мышления детей с церебральным параличом, важное значение имеет расширение их кругозора, обогащение их жизненного опыта. Работа по развитию речи проводится поэтапно в тесной взаимосвязи с развитием моторики и коррекцией двигательных нарушений.

Основной контингент этой категории-дети, страдающие церебральным параличом.

ДЦП - заболевание незрелого мозга, которое возникает под влиянием различных вредных факторов, действующих в период внутриутробного развития, в момент родов и на первом году жизни ребенка. При этом в первую очередь поражаются двигательные зоны головного мозга, а также происходит задержка и нарушение его созревания в целом.

Когда мы видим ребенка с нарушениями двигательных функций, то понимаем, что его воспитание, в том числе подготовка к взрослой жизни требует от всех членов семьи особых усилий. Вообще, дети с такими нарушениями составляют довольно большую группу. Объединяет всех этих детей то, что у них имеется двигательный дефект. В настоящее время большую часть (89%) среди них составляют дети с церебральным параличом. Особенностью таких детей является то, что у них двигательные расстройства нередко сопровождаются комплексом других нарушений: психическими и речевыми. Поэтому такие дети нуждаются не только в лечебной и социальной помощи, но и в психолого-педагогической и логопедической коррекции.

При органической задержке психического развития у детей с дцп может выявляться вторичная задержка развития, которая может быть связана с дефектностью двигательной и речевой сферы, и так же с условиями окружения и воспитания ребенка. Задержка главным образом выявляется на начальных этапах обучения и характеризуется нехваткой знаний и представлений об окружающем его мире, задержка формирования высших корковых функций и вербального мышления. В отличие от задержки в развитии, не отмечается каких-либо нарушений внимания, восприятия, памяти, мышления, эмоционально-волевой сферы.

Внимание детей с нарушением опорно-двигательного аппарата характеризуется неустойчивостью, повышенной отвлекаемостью, недостаточной концентрированностью на объекте. Недостатки внимания сказываются негативно и на процессах ощущения и восприятия. Так как формирование образов окружающего мира осуществляется на основе способности ощущать отдельные простейшие свойства предметов и явлений, то недостаточность психической сферы значительно снижает у детей качество знаний и представлений об окружающем мире. Также недостатки памяти ведут к медленному накоплению знаний и умений по учебным дисциплинам.

У многих детей отмечаются нарушения восприятия и формирования пространственных и временных представлений, схемы тела. Следует отметить, что у большинства этих детей имеются значительные потенциальные возможности развития высших психических функций, но, тем не менее, физические недостатки (нарушения двигательных функций, слуха, зрения), нередко множественные, Рече двигательные трудности, астенические проявления и ограниченный запас знаний вследствие социально-культурной депривации маскируют эти возможности.

У большинства учащихся отмечаются нарушения умственной работоспособности, которые, проявляются двумя вариантами:

  • Во-первых, как стойкое равномерное снижение работоспособности, астенические проявления. У таких детей низкая активность восприятия учебного материала, ослабленное внимание. У детей быстро наступает психическое истощение, на которое ребенок может реагировать вспышками раздражения, активным избеганием от контакта или полным отказом.

  • Во-вторых, как неравномерный (мерцательный) характер умственной работоспособности. У таких детей состояние меняется иногда в течение одного урока несколько раз. Короткий период познавательной активности сменяется резким утомлением, внимание неустойчиво. Нарушение умственной работоспособности является главным препятствием продуктивного обучения.

Отмеченные нарушения психической деятельности затрудняют усвоение этими детьми программного материала, овладение трудовыми умениями и навыками. У некоторых детей особенности учебной деятельности могут быть обусловлены несформированностью зрительно-моторной координации, т.е. несогласованной работой руки и глаза. Например, ребенок следит глазами за движением рук и контролирует их взором зашнуровывая ботинок, при конструировании, письме, рисовании.

На начальном этапе обучение очень важна зрительно-моторная координация при обучении к чтению, когда ребенок следит глазом за пальцем, которым определяет последовательность букв, слогов, слов. Учащиеся с тяжелой двигательной патологией (ДЦП) не удерживают рабочую строку в тетради или при чтении, поскольку соскальзывают с одной строки на другую, вследствие чего не могут понять смысл прочитанного и проверить свое письмо.

Несформированность зрительно-моторной координации может проявляться также при овладении навыками самообслуживания и другими трудовыми и учебными умениями. Так, например, на уроках труда таким ученикам очень трудно правильно расположить и разметить материал, прикрепить выкройку. По этой же причине замедляется процесс формирования навыков самообслуживания. Невозможность проследить глазами за действиями своих рук, скоординировать движения руки и глаза приводит к недостаточной организации произвольного двигательного акта на уроках физкультуры: дети не могут удержать цель, затрудняются выполнять броски и ловлю мяча, овладеть умениями и навыками в других спортивных играх.

Бывают также дети с нарушением пространственного анализа и синтеза, что проявляется при овладении конструированием, навыками самообслуживания, при чтении и письме, такие дети затрудняются в определении левой и правой стороны, сложить из частей целое. Они не смогут соблюдать линейку в тетради, могут начинать рисовать в любом месте в тетради, или читать с середины страницы.

Степень выраженности указанных затруднений значительно увеличивается при сочетании несформированности пространственного анализа и синтеза с недостаточностью зрительно-моторной координации. Такие дети с опозданием овладевают многими умениями и навыками самообслуживания. Они длительное время затрудняются в различении и в соотнесении правого и левого ботинка, в определении правого и левого рукава пиджака, платья, при надевании фартука не могут найти верх и низ.

Таким образом, двигательные нарушения в значительной степени определяет специфику учебной деятельности учащихся этой группы. Несформированность двигательных навыков и умений – результат не только нарушенной моторики, но и недостаточности более сложных функций, в основе которых лежит движение (зрительно-моторная координация, пространственный анализ и синтез).

Можно наблюдать еще и нарушения речи, для которого характерны проявления речевых расстройств (разнообразные нарушения звука произносительной стороны речи). Бывают случаи, когда звуки вообще не произносятся, в других может произноситься искаженно, или вообще может замениться другим звуком. Тяжесть нарушений звук произносительной стороны речи усиливается за счет дыхательных расстройств: речевой выдох укорочен, во время речи ребенок производит отдельные вдохи, речь теряет плавность и выразительность.

Наблюдаются разного вида нарушения голоса, он может отличаться монотонностью, немодулированностью, может иметь гнусавый оттенок. Словарный запас у детей с НОДА, бывает, ограничен, в частности недостаточность понимания некоторых слов и понятий, которые могут встречаться при прохождении школьной программы. У детей лимитировано понимание многозначности слов, различение смысловых оттенков отдельных выражений в зависимости от контекста. В последствие, это приводит к тому, что дети начинают использовать в речи только короткие, шаблонные, парой даже стереотипные фразы, а парой просто общаются отдельными словами, или жестами. Это, конечно же, должны в первую очередь развивать родители, воспитатели, иначе могут упустить главные проблемы в развитии детей с НОДА.

При всем нарушение произношения звуков, у детей с церебральным параличом, может быть нарушение в письменной речи, т.е. он может заменять или пропускать слова, искажаемые при произношении им самим же. Бывают дети, у которых грубые нарушения звук произносительной стороны никак не отражаются на письме, и наоборот, в некоторых случаях незначительное нарушения звукопроизношения, может вызвать нарушение в письме.

При взаимодействии органических, социальных, психологических факторов приводит к нарушению формирования личности у детей с НОДА, которое приводит к искаженному взаимодействию с окружающим миром, и приводит к трудностям социальной адаптации.

Наличие двигательной патологии, изнеживающее воспитание, социальная депривация способствуют закреплению или выявлению конституционально обусловленных черта стеноневротического, сенситивного и психастенического типов акцентуаций характера, что позволяет рассматривать подростков с НОДА как «группу риска» в отношении дезаптационных срывов.

Все вышеназванные особенности развития и трудности в нарушении опорно-двигательного аппарата необходимо учитывать при организации учебно - воспитательной работы с детьми, имеющими двигательные нарушения. Особую важность это приобретает в условиях инклюзивного образования, т.к. включение детей с двигательными нарушениями в педагогический процесс общеобразовательной школы создает для них дополнительные трудности и негативные особенности развития проявляются более ярко.



















Вопросы по 4 главе:


1. Нарушения умственной работоспособности у детей с церебральными параличами проявляются в виде синдрома раздражительной слабости. Сколько основных компонентов включает этот синдром

А) 2

Б) 3

В) 4


2. Особенностью детей с ДЦП является то, что у них

А) двигательные расстройства нередко сопровождаются комплексом других нарушений: речевыми и эмоциональными;

Б) двигательные расстройства нередко сопровождаются комплексом других нарушений: психологическими и эмоциональными;

В) двигательные расстройства нередко сопровождаются комплексом других нарушений: психическими и речевыми.


3. Стойкое равномерное снижение работоспособности, астенические проявления - это проявление каких нарушений?

А) речи;

Б) умственной работоспособности;

В) зрения.



4. Когда ребенок следит глазами за движением рук и контролирует их взором зашнуровывая ботинок, при конструировании, письме, рисовании - это свидетельствует о нефсормированности …

А) умственной работоспособности;

Б) зрительной;

В) зрительно-моторной координации.


5. Верно ли утверждение «Несформированность двигательных навыков и умений – результат не только нарушенной моторики, но и недостаточности более сложных функций, в основе которых лежит движение (зрительно-моторная координация, пространственный анализ и синтез)»?

А) да

Б) нет











СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Архипова Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом. М., 1989.

  2. Сермеев Б. В.Методика воспитания двигательных качеств у аномальных детей. Горький, 1976 г.

  3. Власова Т. А. (ред.) Особенности психофизического развития учащихся специальных школ с нарушениями опорно-двигательного аппарата М., 1985г.

  4. Бабенкова Р. Д. Дети с церебральными параличами: пути обучения и коррекции нарушенных функций.- М., 1981 г.

  5. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии.- М.:Просвещение,1995.- 527с.

  6. Корекционная педагогика / В.С. Кукушин, Г.Г. Лорин, Н.А. Румега, В.И. Шатохина и др.; Под ред. В.С. Кукушина. Серия «Педагогическое образование» - Ростов н/Д: Изд-ий центр «МарТ», 2002. - 304 с.

  7. Абрамова И. В. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья: проблемы, поиски, решения / И. В. Абрамова // Педагогическое образование и наука. – 2012. – № 11. – С.98-102.

  8. Аксенова Л.И. Специальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высших. пед. С 71 учеб. Заведений / Л.И.Аксенова, Б.А.Архипов, Л.И.Белякова и др.; под ред. Н.М.Назаровой. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 400 с.

  9. Алехина С.В. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании / С. В. Алехина, М. Н. Алексеева, Е. Л. Агафонова // Психологическая наука и образование. – 2011. – №1. –С. 83-92.

  10. Алехина С.В. Создание и апробация модели психолого-педагогического сопровождения инклюзивной практики: методическое пособие / под общ. ред. С.В. Алехиной, М.М. Семаго. – М.: МГППУ, 2012. – 156 с.

  11. Алехина С.В. Создание специальных условий для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в общеобразовательных учреждениях: методический сборник / отв. ред. С.В. Алехина; под ред. Е.В.Самсоновой. – М.: МГППУ, 2012. – 64 с.

  12. Артюшенко Н.П. Организация процесса включения детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательные учреждения / Н. П. Артюшенко // Практический психолог и логопед в школе и ДОУ. – 2011. – №1. – С.57-76.

  13. Архипова Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом / Е.Ф. Архипова. – М.: Просвещение, 2010. – 77 с.

  14. Бургасова Н.Е. Модернизация системы обучения детей с ОВЗ в условиях инклюзии / Н. Е. Бургасова, С. Ю. Танцюра // Логопед. – 2014. – № 8. – С. 112-117.

  15. Варенова Т.В. Коррекция развития детей с особыми образовательными потребностями: учебно-метод. пособие / Т.В. Варенова. – М.: Форум, 2012. – 272 с.

  16. Виневская А.В. Педагогика. Словарь-справочник коррекционного педагога / А. В. Виневская. – Ростов н/Д.: Феникс, 2013. – 268 с.

  17. Голубева Л.В. Инклюзивное образование: идеи, перспективы, опыт / Авт.-сост. Л.В.Голубева. – Волгоград: Учитель, 2011. – 96 с.

  18. Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики: учеб. пособие для вузов / А.Д. Гонеев, Н.И. Лифинцева, Н.В. Ялпаева; под ред. В.А. Сластенина. – М.: Аcademia, 2011. – 272 с.

  19. Ипполитова М.В. Особенности умственного и речевого развития учащихся с церебральным параличом / под ред. М.В. Ипполитовой. – М.: Просвещение. – 2012. – 265 с.

  20. Кузнецова Л.В. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; под ред. Л. В. Кузнецовой. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 480 с.

  21. Кумарина Г.Ф. Коррекционная педагогика в начальном образовании: учеб. пособие для сузов / под ред. Г.Ф. Кумариной; авт. М.Э. Вайнер и др. – М.: Аcademia, 2011. – 314 с

  22. Курнешова Л.Е. Адаптивные ресурсы детей с ограниченными возможностями: теория и практика / Л.Е. Курнешова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2013. – № 5. – С.4-10.

  23. Кутепова Е.Н. Организация инклюзивного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья: Учебное пособие/ Е.Н.Кутепова. - М.: МПГУ, 2013. – 324 с.

  24. Левченко И.Ю. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / И.Ю. Левченко. – М.: «Академия», 2011. – 186 с.

  25. Переслени Л.И. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 480 с.

  26. Петрова В.Г. Кто они, дети с отклонениями в развитии? / В.Г. Петрова, И.В. Белякова. – М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2008. – 104 с.

  27. Попова Е.В. Педагогика и психология инклюзивного образования: учебно-практическое пособие / Е.В. Попова. – Челябинск: Изд-во Юж.-Урал. гос. гумна.-пед. ун-та, 2016. – 149 с.

  28. Семаго Н.Я. Инклюзивное образование / Н.Я. Семаго, А.К. Фадина. – Выпуск 1. – М.: Центр «Школьная книга», 2010. – 272 с.

  29. Сунцова А.С. Теории и технологии инклюзивного образования: учебное пособие / А.С. Сунцова. − Ижевск, 2013. − 110 с.

  30. Тонконог Л.М. Коррекционно-развивающая среда для детей дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата / Л.М. Тонконог. – М.: Школьная Пресса, 2013. – 233 с.

  31. Тупоногов Б.К. Основы коррекционной педагогики: учеб. пособие / Б.К. Тупоногов. – М.: Логос, 2014. – 375 с.

  32. Шипицына Л.М. Детский церебральный паралич / Л.М. Шипицына, И.И.Мамайчук. – М.: Ин-т общегуманитарных. исследований, 2011. – 271 с.

  33. Шипицына Л.М. Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата: учеб. пособие для вузов / Л. М. Шипицына, И.И.Мамайчук. – М.: Владос, 2014. – 367 с.

  34. Щеплягина Л.А. Физиология роста и развития детей и подростков / Л.А. Щеплягина // Теоретические и клинические вопросы, 2006. С.228–240.




СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Бадалян Л.О. Невропатология: Учебник для студ. дефектол. фак. высш. пед. учеб. завед. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 368 с.

  2. Детский церебральный паралич. Хрестоматия. Учебное пособие для студентов высших и средних педагогических, психологических и медицинских учебных заведений./ Составители – Л. М. Шипицына и М. М. Мамайчук.- СПб., Изд-во « Дидактика Плюс», -2003.- 520 с.

  3. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте: Учеб. Пособие для студ. психол. Фак. Высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2003.-144с.

  4. Левченко И. Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: Учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. -М.: Издательский центр «Академия»,2001.-192 с.

  5. Мастюкова Е. М., Московина А. Г. Основы генетики: Клинико- генетические основы коррекционной педагогики и специальной психологии: Учеб. пособие для студ. пед. высш. учеб. заведений /Под ред. В. И. Селеверстова, Б. П. Пузанов. - М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2001.- 368 с. - (коррекционная педагогика).

  6. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии. Ранняя диагностика и коррекция. М. 1992.

  7. Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Основы генетики: клинико-генетические основы коррекционной педагогики и специальной психологии: Учеб. пособие /под ред. В.И. Селиверстова, Б.П. Пузанова. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 368с.- (коррекционная педагогика).

  8. Меженина Е.П. Врожденные уродства. Киев .1974.

  9. Причины возникновения и пути профилактики аномалий развития у детей. Сб. науч. тр./Т.А.Власова. М.:1985.

  10. Смирнова И.А. Специальное образование дошкольников с ДЦП. Учебно-методическое пособие. СПб.-2003. – 160 с.

  11. Специальная педагогика: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И.Белякова и др.; Под ред. Н.М. Назаровой. - М.: издательский центр «Академия», 2000.- 400с.

  12. Специальная психология: Учеб пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.И. Лубовский, Т.В. Розанова, Л.И.Солнцева и др.; Под ред. В.И. Лубовского. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.- 464 с.

  13. Справочник-путеводитель практикующего врача.2000 болезней от А до Я. /под ред. И.Н. Денисова. М.: 1998.

  14. Шипицына Л.М., Мамайчук И.И Детский церебральный паралич.- СПб., Изд-во «Дидактика Плюс»,-2001.- 272 с.

  15. Шипицына Л.М., Мамайчук И.И. Психология детей с нарушениями функций опорно- двигательного аппарата: Учеб. Пособие для студентов высш. Учеб. Заведений.- М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004.-368с.- (Коррекционная педагогика).




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!