СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психолого- педагогическая диагностика детей с ОВЗ. Проективная методика: «Рисунок семьи»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Психолого- педагогическая диагностика детей с ОВЗ. Проективная методика: «Рисунок семьи»»

ФГБОУ ВО «ЮУрГГПУ»   Психолого- педагогическая диагностика детей с ОВЗ  ПРОЕКТИВНАЯ МЕТОДИКА: «РИСУНОК СЕМЬИ» Подготовила Никитченко Т.Г. Челябинск, 2021

ФГБОУ ВО «ЮУрГГПУ»

Психолого- педагогическая диагностика детей с ОВЗ

ПРОЕКТИВНАЯ МЕТОДИКА: «РИСУНОК СЕМЬИ»

Подготовила Никитченко Т.Г.

Челябинск, 2021

Методика предназначена для выявления особенностей внутрисемейных отношений. Она поможет прояснить отношения ребенка к членам своей семьи, то, как он воспринимает их и свою роль в семье, а также те характеристики отношений, которые вызывают в нем тревожные и конфликтные чувства.

Методика предназначена для выявления особенностей внутрисемейных отношений. Она поможет прояснить отношения ребенка к членам своей семьи, то, как он воспринимает их и свою роль в семье, а также те характеристики отношений, которые вызывают в нем тревожные и конфликтные чувства.

При выполнении теста «Нарисуй свою семью» испытуемому предлагается лист, белой бумаги (желательно стандартный), хорошо отточенный карандаш или цветные карандаши и дает­ся инструкция «Нарисуй свою семью».  Больше не следует никаких пояснений и только в том случае, если испытуемый нервничает и проявляет нерешительность, его слегка подбад­ривают.  Время выполнения задания не ограничивается, обычно выполнение рисунка длится не более 35 минут.

При выполнении теста «Нарисуй свою семью» испытуемому предлагается лист, белой бумаги (желательно стандартный), хорошо отточенный карандаш или цветные карандаши и дает­ся инструкция «Нарисуй свою семью».

Больше не следует никаких пояснений и только в том случае, если испытуемый нервничает и проявляет нерешительность, его слегка подбад­ривают.

Время выполнения задания не ограничивается, обычно выполнение рисунка длится не более 35 минут.

 Эксперимен­татору следует внимательно  наблюдать за ходом рисования и отмечать  в протоколе последовательность рисования,  паузы в ходе рисования, которые длятся более 15 минут, стирание деталей изображения, спонтанные комментарии и различного  рода эмоциональные реакции, связанные с,  изображением.

Эксперимен­татору следует внимательно

наблюдать за ходом рисования и отмечать

в протоколе последовательность рисования,

паузы в ходе рисования, которые длятся

более 15 минут, стирание деталей изображения,

спонтанные комментарии и различного

рода эмоциональные реакции, связанные с,

изображением.

Инструкция к тесту  Ребенку дают простой карандаш средней мягкости и стандартный чистый лист бумаги формата А4.  Использование каких-либо дополнительных инструментов исключается. Инструкция:  «Нарисуй, пожалуйста, свою семью».  Не следует давать какие-то указания или уточнения.  На возникающие у ребенка вопросы, такие, как «Кого надо рисовать, а кого не надо?», «Надо нарисовать всех?», «А дедушку рисовать надо?» и т. д., отвечать следует уклончиво, например: «Рисуй так, как тебе хочется». 

Инструкция к тесту

Ребенку дают простой карандаш средней мягкости и стандартный чистый лист бумаги формата А4.

Использование каких-либо дополнительных инструментов исключается.

Инструкция: 

«Нарисуй, пожалуйста, свою семью».

Не следует давать какие-то указания или уточнения.

На возникающие у ребенка вопросы, такие, как «Кого надо рисовать, а кого не надо?», «Надо нарисовать всех?», «А дедушку рисовать надо?» и т. д., отвечать следует уклончиво, например: «Рисуй так, как тебе хочется». 

Пока ребенок рисует, педагог производить наблюдение за ним, отмечая такие моменты, как: - порядок заполнения свободного пространства; - порядок появления персонажей рисунка; - время начала и окончания работы; - возникновение трудностей при изображении того или иного персонажа или элементов рисунка (чрезмерная сосредоточенность, паузы, заметная медлительность и т. д.); - время, затраченное на выполнение отдельных персонажей; - эмоциональный настрой ребенка во время изображения того или иного персонажа рисунка. По окончании рисунка попросите ребенка подписать или назвать всех изображенных персонажей рисунка. После того как рисунок будет завершен, наступает второй этап исследования – беседа.

Пока ребенок рисует, педагог производить наблюдение за ним, отмечая такие моменты, как:

- порядок заполнения свободного пространства;

- порядок появления персонажей рисунка;

- время начала и окончания работы;

- возникновение трудностей при изображении того или иного персонажа или элементов рисунка (чрезмерная сосредоточенность, паузы, заметная медлительность и т. д.);

- время, затраченное на выполнение отдельных персонажей;

- эмоциональный настрой ребенка во время изображения того или иного персонажа рисунка.

По окончании рисунка попросите ребенка подписать или назвать всех изображенных персонажей рисунка. После того как рисунок будет завершен, наступает второй этап исследования – беседа.

Вот вопросы, которые следует задать: -Чья семья изображена на рисунке, – семья ребенка, его друга или вымышленного лица? -Где эта семья находится и чем заняты ее члены в настоящее время? -Как ребенок описывает каждого из персонажей, какую роль отводит каждому в семье? -Кто в семье самый хороший и почему? -Кто самый счастливый и почему? -Кто самый грустный и почему? -Кто больше всех нравится ребенку и почему? -Как в этой семье наказывают детей за плохое поведение? -Кого одного оставят дома, когда поедут на прогулку?

Вот вопросы, которые следует задать:

-Чья семья изображена на рисунке, – семья ребенка, его друга или вымышленного лица?

-Где эта семья находится и чем заняты ее члены в настоящее время?

-Как ребенок описывает каждого из персонажей, какую роль отводит каждому в семье?

-Кто в семье самый хороший и почему?

-Кто самый счастливый и почему?

-Кто самый грустный и почему?

-Кто больше всех нравится ребенку и почему?

-Как в этой семье наказывают детей за плохое поведение?

-Кого одного оставят дома, когда поедут на прогулку?

Можно задать ребенку для выбора решения 6 ситуаций: 3 из них должны выявить негативные чувства к членам семьи, 3 — позитивные. Представь себе, что ты имеешь два билета в цирк. Кого бы ты позвал с собой? Представь, что вся твоя семья идет в гости, но один из вас заболел и должен остаться дома. Кто он? Ты строишь из конструктора дом (вырезаешь бумажное платье для куклы), и тебе не везет. Кого ты позовешь на помощь? Ты имеешь … билетов (на один меньше, чем членов семьи) на интересную кинокартину. Кто останется дома? Представь себе, что ты попал на. необитаемый остров. С кем бы ты хотел там жить? Ты получил в подарок интересное лото. Вся семья села играть, но один из вас лишний. Кто не будет играть?

Можно задать ребенку для выбора решения 6 ситуаций: 3 из них должны выявить негативные чувства к членам семьи, 3 — позитивные.

Представь себе, что ты имеешь два билета в цирк. Кого бы ты позвал с собой?

Представь, что вся твоя семья идет в гости, но один из вас заболел и должен остаться дома. Кто он?

Ты строишь из конструктора дом (вырезаешь бумажное платье для куклы), и тебе не везет. Кого ты позовешь на помощь?

Ты имеешь … билетов (на один меньше, чем членов семьи) на интересную кинокартину. Кто останется дома?

Представь себе, что ты попал на. необитаемый остров. С кем бы ты хотел там жить?

Ты получил в подарок интересное лото. Вся семья села играть, но один из вас лишний. Кто не будет играть?

Часто продуктивными оказываются проективные вопросы,  например: -«Если бы вместо птички был нарисован человек, то кто бы это был?», -«Кто бы выиграл в соревнованиях между братом и тобой?», -«Кого мама позовет идти с собой?» Для дальнейшей интерпретации предварительно узнать: возраст исследуемого ребенка; состав его семьи, возраст братьев и сестер; если возможно, иметь сведения о поведении ребенка в семье, детском саду или школе.

Часто продуктивными оказываются проективные вопросы,

например:

-«Если бы вместо птички был нарисован человек, то кто бы это был?»,

-«Кто бы выиграл в соревнованиях между братом и тобой?»,

-«Кого мама позовет идти с собой?»

Для дальнейшей интерпретации предварительно узнать:

  • возраст исследуемого ребенка;
  • состав его семьи, возраст братьев и сестер;
  • если возможно, иметь сведения о поведении ребенка в семье, детском саду или школе.

На основании особенностей изображения можно определить:

1. Степень развития изобразительной культуры, стадию изобразительной деятельности, на которой находится ребенок. Примитивность изображения или четкость и выразительность образов, изящество линий, эмоциональная выразительность — те характерные черты, на основе которых можно различить рисунки.

2. Особенности состояния ребенка во время рисования. Наличие сильной штриховки, маленькие размеры часто свидетельствуют о неблагоприятном физическом состоянии ребенка, степени напряженности, скованности и т. п. , тогда как большие размеры, применение-ярких цветовых оттенков часто говорят об обратном: хорошем расположении духа, раскованности, отсутствии напряженности и утомления.

3. Особенности внутрисемейных отношений и эмоциональное самочувствие ребенка в семье можно определить по степени выраженности положительных эмоций у членов семьи, степени их близости (стоят рядом, взявшись за руки, делают что-то вместе или хаотично изображены на плоскости листа, далеко отстоят друг от друга, сильно выражены отрицательные эмоции и т. д.).

Приведем основные критерии, по которым можно оценить особенности внутрисемейных отношений (Лосева В. К., 1995; Дилео Д., 2001). Отсутствие на рисунке одного из   членов семьи означает: А. Наличие бессознательных негативных чувств к этому человеку, которые субъект воспринимает как запретные:  «Я должен любить этого человека, а он меня раздражает, и это плохо, поэтому я не буду его рисовать».  Б. Отсутствие эмоционального  контакта с данным персонажем — его как бы нет во внутреннем мире  субъекта.

Приведем основные критерии, по которым можно оценить особенности внутрисемейных отношений

(Лосева В. К., 1995; Дилео Д., 2001).

  • Отсутствие на рисунке одного из

членов семьи означает:

А. Наличие бессознательных

негативных чувств к этому человеку,

которые субъект воспринимает как

запретные:

«Я должен любить этого человека,

а он меня раздражает, и это плохо,

поэтому я не буду его рисовать». Б. Отсутствие эмоционального

контакта с данным персонажем —

его как бы нет во внутреннем мире

субъекта.

2. Отсутствие на рисунке самого автора рисунка: А. Трудности самовыражения в отношениях с близкими людьми, связанные  с чувством неполноценности: «Меня здесь не замечают», «Мне трудно найти здесь свое место»;  Б. Безразличие к близким (отсутствие вовлеченности): «Я не стремлюсь найти здесь свое место», «Меня здесь ничто не волнует».

2. Отсутствие на рисунке самого

автора рисунка:

А. Трудности самовыражения в

отношениях с близкими людьми,

связанные с чувством неполноценности:

«Меня здесь не замечают»,

«Мне трудно найти здесь свое место»; Б. Безразличие к близким

(отсутствие вовлеченности):

«Я не стремлюсь найти

здесь свое место»,

«Меня здесь ничто не волнует».

3. Пространство листа — это аналог жизненного пространства. Как и в реальной жизни, в плоскости листа каждый человек бессознательно стремится занять собой и продуктами своей деятельности столько места, сколько он, по его мнению, заслуживает. Иными словами, если у него низкая самооценка, то он занимает мало места в реальном мире и, рисуя на листе бумаги, займет лишь небольшую его часть. Напротив, люди уверенные, хорошо приспособленные, рисуют свободно, с размахом, и могут занять весь лист.

3. Пространство листа — это аналог жизненного пространства.

Как и в реальной жизни, в плоскости листа каждый человек бессознательно стремится занять собой и продуктами своей деятельности столько места, сколько он, по его мнению, заслуживает. Иными словами, если у него низкая самооценка, то он занимает мало места в реальном мире и, рисуя на листе бумаги, займет лишь небольшую его часть. Напротив, люди уверенные, хорошо приспособленные, рисуют свободно, с размахом, и могут занять весь лист.

4. Положение рисунка на листе.    Если группа маленьких фигур изображена внизу листа, это указывает на сочетание низкой самооценки с низким же уровнем притязаний: «Я в жизни и так уже много от чего отказался, но даже та малость, на которую я претендую, у меня не получается». Если маленькое по размеру изображение помещено наверху листа, а большая нижняя часть листа пустая, это говорит о том, что низкая самооценка сочетается с высоким уровнем притязаний: «Мне в жизни много чего хочется, но у меня мало что получится».

4. Положение рисунка на листе.

  Если группа маленьких фигур изображена внизу листа, это указывает на сочетание низкой самооценки с низким же уровнем притязаний: «Я в жизни и так уже много от чего отказался, но даже та малость, на которую я претендую, у меня не получается». Если маленькое по размеру изображение помещено наверху листа, а большая нижняя часть листа пустая, это говорит о том, что низкая самооценка сочетается с высоким уровнем притязаний: «Мне в жизни много чего хочется, но у меня мало что получится».

5. Неодушевленные предметы, изображенные на рисунке, являются объектом особой привязанности семьи и нередко замещают ее членов.

5. Неодушевленные предметы, изображенные на рисунке, являются объектом особой привязанности семьи и нередко замещают ее членов.

6. Размер изображенного персонажа или предмета выражает его субъективное значение для ребенка и показывает, какое место в его душе занимают отношения с этим персонажем или предметом в данный момент времени. Размер используется для выражения значимости, страха и уважения.

6. Размер изображенного персонажа или предмета выражает его субъективное значение для ребенка и показывает, какое место в его душе занимают отношения с этим персонажем или предметом в данный момент времени. Размер используется для выражения значимости, страха и уважения.

7. Изображение головы.  Самым «умным» членом семьи автор считает того, кому он нарисовал самую большую голову.

7. Изображение головы. 

Самым «умным» членом семьи автор считает того, кому он нарисовал самую большую голову.

8. Изображение рта.  Большой по размеру и/или заштрихованный рот — символ агрессии, нападения. Если рот у человека отсутствует или изображен точечкой, то он не имеет права высказывать свое мнение и влиять на других.

8. Изображение рта. 

Большой по размеру и/или заштрихованный рот — символ агрессии, нападения. Если рот у человека отсутствует или изображен точечкой, то он не имеет права высказывать свое мнение и влиять на других.

9. Изображение рук.   Чем более могущественным воспринимается персонаж, тем большие у него руки. Отсутствие рук у детей старше 6 лет — показатель застенчивости, пассивности, ЗПР. Спрятанные руки выражают чувство вины. Преувеличенный размер рук, выделение рук и пальцев — указывает на склонность к агрессии.

9. Изображение рук.

  Чем более могущественным воспринимается персонаж, тем большие у него руки. Отсутствие рук у детей старше 6 лет — показатель застенчивости, пассивности, ЗПР. Спрятанные руки выражают чувство вины. Преувеличенный размер рук, выделение рук и пальцев — указывает на склонность к агрессии.

10. Изображение постороннего персонажа.  Изображение на рисунке персонажа, который к семье официально не принадлежит (например, члена родственной семьи, друга семьи и пр.) говорит о неудовлетворенных потребностях по отношению к этому персонажу. Эти желания субъект реализует в своей фантазии, в воображаемом общении с данным человеком. На эту же тенденцию указывает наличие вымышленного (например, сказочного) персонажа.

10. Изображение постороннего персонажа. 

Изображение на рисунке персонажа, который к семье официально не принадлежит (например, члена родственной семьи, друга семьи и пр.) говорит о неудовлетворенных потребностях по отношению к этому персонажу. Эти желания субъект реализует в своей фантазии, в воображаемом общении с данным человеком. На эту же тенденцию указывает наличие вымышленного (например, сказочного) персонажа.

11. Расположение себя в пространстве листа напротив другого лица говорит о хороших (близких) отношениях с ним. 12. Согласно принципу вертикальной иерархии, выше всего на рисунке расположен персонаж, обладающей по мнению автора наибольшей властью в семье (хотя он может быть самым маленьким по размеру). Ниже всех расположен тот, чья власть в семье минимальна.

11. Расположение себя в пространстве листа напротив другого лица говорит о хороших (близких) отношениях с ним.

12. Согласно принципу вертикальной иерархии, выше всего на рисунке расположен персонаж, обладающей по мнению автора наибольшей властью в семье (хотя он может быть самым маленьким по размеру). Ниже всех расположен тот, чья власть в семье минимальна.

13. Расстояние между персонажами (линейная дистанция) связан с дистанцией психологической. Кто субъекту ближе всех в психологическом отношении, того он изображает ближе к себе пространственно. То же относится и к другим персонажам: его данный человек воспринимает как близких между собой, тех он нарисует рядом друг с другом. 14. Персонажи, которые непосредственно соприкасаются друг с другом прибывают в столь же тесном психологическом контакте. Персонажи, которые не соприкасаются, таким контактом не обладают.

13. Расстояние между персонажами (линейная дистанция) связан с дистанцией психологической. Кто субъекту ближе всех в психологическом отношении, того он изображает ближе к себе пространственно. То же относится и к другим персонажам: его данный человек воспринимает как близких между собой, тех он нарисует рядом друг с другом.

14. Персонажи, которые непосредственно соприкасаются друг с другом прибывают в столь же тесном психологическом контакте. Персонажи, которые не соприкасаются, таким контактом не обладают.

15. Персонаж или предмет, вызывающий у субъекта наибольшую тревогу, изображается или с усиленным нажимом, либо сильно заштрихован, либо его контур обведен несколько раз. Но в некоторых случаях он может быть обведен очень тоненькой, дрожащей линией. Автор как бы не решается его изобразить.

15. Персонаж или предмет, вызывающий у субъекта наибольшую тревогу, изображается или с усиленным нажимом, либо сильно заштрихован, либо его контур обведен несколько раз. Но в некоторых случаях он может быть обведен очень тоненькой, дрожащей линией. Автор как бы не решается его изобразить.

16. Персонажи с большими, расширенными глазами воспринимаются автором как тревожные, беспокойные, нуждающиеся в том, чтобы их спасли. Персонажи с глазами –«точечками», «щелочками» несут в себе внутренний запрет на плач, то есть бояться просить о помощи.

16. Персонажи с большими, расширенными глазами воспринимаются автором как тревожные, беспокойные, нуждающиеся в том, чтобы их спасли. Персонажи с глазами –«точечками», «щелочками» несут в себе внутренний запрет на плач, то есть бояться просить о помощи.

17. Изображение ног. Чем больше площадь опоры у ног, тем более твердо стоящим на земле воспринимается персонаж. Отсутствие ступней, маленькие, неустойчивые ноги – признак неуверенности, нестабильности, отсутствия крепкого основания, недостатка базового чувства защищенности.

17. Изображение ног. Чем больше площадь опоры у ног, тем более твердо стоящим на земле воспринимается персонаж. Отсутствие ступней, маленькие, неустойчивые ноги – признак неуверенности, нестабильности, отсутствия крепкого основания, недостатка базового чувства защищенности.

18. Точка реальности. Если персонажи на рисунке изображены в один ряд, необходимо мысленно провести горизонтальную линию по самой нижней точке ног. Тогда опору в реальности имеют только те люди, которые стоят на этой линии. Остальные, «повисшие в воздухе», по мнению субъекта, самостоятельной опоры в жизни не имеют.

18. Точка реальности. Если персонажи на рисунке изображены в один ряд, необходимо мысленно провести горизонтальную линию по самой нижней точке ног. Тогда опору в реальности имеют только те люди, которые стоят на этой линии. Остальные, «повисшие в воздухе», по мнению субъекта, самостоятельной опоры в жизни не имеют.

Симптомокомплексы детского рисунка семьи   1.  Благоприятная семейная ситуация  - Общая деятельность всех членов семьи  - Преобладание людей на рисунке  - Изображение всех членов семьи  - Отсутствие изолированных членов семьи  - Отсутствие штриховки  - Хорошее качество линии                         - Отсутствие показателей враждебности  - Адекватное распределение людей на листе

Симптомокомплексы детского рисунка семьи

 

1.  Благоприятная семейная ситуация 

- Общая деятельность всех членов семьи - Преобладание людей на рисунке - Изображение всех членов семьи - Отсутствие изолированных членов семьи - Отсутствие штриховки - Хорошее качество линии                        - Отсутствие показателей враждебности - Адекватное распределение людей на листе

2.  Тревожность у ребенка  - Штриховка                                              - Указана линия основания                         - Линия над рисунком                                - Линия с сильным нажимом                        - Стирание                                            - Преувеличенное внимания к деталям           - Преобладание вещей                                 - Двойные или прерывистые линии                 - Подчеркивание отдельных деталей  

2.  Тревожность у ребенка 

- Штриховка                                             - Указана линия основания                        - Линия над рисунком                               - Линия с сильным нажимом                       - Стирание                                           - Преувеличенное внимания к деталям          - Преобладание вещей                                - Двойные или прерывистые линии                - Подчеркивание отдельных деталей  

3. Конфликтность в семье - Барьеры между фигурами                                          - Стирание отдельных фигур                                         - Отсутствие основных частей тела у некоторых фигур  - Выделение отдельных фигур                                       - Изоляция отдельных фигур                                          - Неадекватная величина отдельных фигур                      - Член семьи, стоящий спиной                                       - Отсутствие на рисунке какого-то члена семьи    

3. Конфликтность в семье

- Барьеры между фигурами                                         - Стирание отдельных фигур                                        - Отсутствие основных частей тела у некоторых фигур - Выделение отдельных фигур                                      - Изоляция отдельных фигур                                         - Неадекватная величина отдельных фигур                     - Член семьи, стоящий спиной                                      - Отсутствие на рисунке какого-то члена семьи    

4.  Чувство неполноценности самого автора в семейной ситуации   Автор рисунка непропорционально маленький           Расположение фигур на нижней части листа              Изоляция автора от других                                       Все фигуры маленькие                                             Неподвижная по сравнению с другими фигура автора - Отсутствие автора                                                   - Автор стоит спиной                          

4.  Чувство неполноценности самого автора в семейной ситуации  

  • Автор рисунка непропорционально маленький          
  • Расположение фигур на нижней части листа             
  • Изоляция автора от других                                      
  • Все фигуры маленькие                                            
  • Неподвижная по сравнению с другими фигура автора

- Отсутствие автора                                                  

- Автор стоит спиной                          

5.  Враждебность в семейной ситуации  Агрессивная позиция фигуры                                            Одна фигура на другом листе или на другой стороне листа Зачеркнутая фигура                                                        - Деформированная фигура                                               Обратный профиль                                                           Руки раскинуты в стороны                                                Непропорционально большие кисти рук        

5.  Враждебность в семейной ситуации 

  • Агрессивная позиция фигуры                                           
  • Одна фигура на другом листе или на другой стороне листа
  • Зачеркнутая фигура                                                       

- Деформированная фигура                                              

  • Обратный профиль                                                          
  • Руки раскинуты в стороны                                               
  • Непропорционально большие кисти рук        
 «Рисунок семьи» доступен и детям с пониженным интеллектуальным развитием.  Анализ таких рисунков, выполненных учащимися вспомогательной школы, показывает, что дети «читают» свои рисунки, вкладывая в них определенное эмоциональное содержание.   Характерно, что они адекватно осознают и оценивают свое одиночество в семье, улавливают симпатии и антипатии к себе со стороны членов семьи, передают в рисунке отношение к членам семьи.  Так, в рисунках были показаны ситуации отдаленности, отчужденности детей от родителей. Образ «Я» помещался вдали от остальных членов семьи, а в одном случае ребенок нарисовал себя лежащим высоко на шкафу, в то время как другие члены семьи располагались вместе в комнате.  Дети изображали себя в стороне от своих братьев и сестер. Причем, характерен тот факт, что у несимпатичных членов семьи (отчим, брат и т. д.) дети не рисовали лиц.   В «Рисунке семьи» строгие родители изображались большими, а сам ребенок — очень маленьким.

«Рисунок семьи» доступен и детям с пониженным интеллектуальным

развитием.

Анализ таких рисунков, выполненных учащимися вспомогательной школы, показывает, что дети «читают» свои рисунки,

вкладывая в них определенное эмоциональное содержание.

Характерно, что они адекватно осознают и оценивают свое одиночество в семье, улавливают симпатии и антипатии к себе со стороны членов семьи, передают в рисунке отношение к членам семьи.

Так, в рисунках были показаны ситуации отдаленности, отчужденности детей от родителей. Образ «Я» помещался вдали от остальных членов семьи, а в одном случае ребенок нарисовал себя лежащим высоко на шкафу, в то время как другие члены семьи располагались вместе в комнате.

Дети изображали себя в стороне от своих братьев и сестер. Причем, характерен тот факт, что у несимпатичных членов семьи (отчим, брат и т. д.) дети не рисовали лиц.

В «Рисунке семьи» строгие родители изображались большими, а сам ребенок — очень маленьким.

Список используемой литературы

1. Дружинин В.Н.  Психология семьи. Екатеринбург: Деловая книга, 2000. Альманах психологических тестов. М.: КСП, 1996, с. 325–330. 2. Бернс Р.С., Кауфман С.Х.  Кинетический рисунок семьи: введение в понимание детей через кинетические рисунки. Пер. с англ. М.: Смысл, 2000. 3. Хоментаускас Г.Т.  Использование детского рисунка для исследования внутрисемейных отношений. Вопросы психологии, № 1, 1986, с. 165–171. 4. Ширн Ч., Расселл К.  «Рисунок семьи» как метод изучения детско-родительских взаимоотношений. Проективная психология. Пер. с англ. М.: Апрель Пресс, ЭКСМО-Пресс, 2000, с. 345–354. 5. Романова Е.С., Потемкина О.Ф.  Графические методы в психологической диагностике. М.: Дидакт, 1992. 6. Шванцара Л. и Й.  Развитие детских графических представлений. Диагностика психического развития. Под ред. Й. Шванцара. Прага: Мед. изд-во АВИЦЕНУМ, 1978 . 7. Остер Дж., Гоулд П.  Рисунок в психотерапии. Методическое пособие для слушателей курса «Психотерапия». М.: ИЦПК, 2000. 8. Беляускайте Р.Ф.  Рисуночные пробы как средство диагностики развития личности ребенка. В сб: Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога. Под ред. И.В. Дубровиной. М.: АПН СССР, 1987. 9. Захаров А.И.  Происхождение детских неврозов и психотерапия. М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. 10. Лосева В.К.  Рисуем семью: Диагностика семейных отношений. М.: А.П.О., 1995.

11. Интернет ресурсы

  СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!