ДОКЛАД
на педсовет
«Психологическое здоровье школьника»
В последнее время охрана и укрепление здоровья подрастающего поколения, его интеллектуальное и физическое развитие становятся важнейшими государственными задачами. Здоровье – одна из важнейших ценностей человека. Прежде чем мы начнем разговор о психологическом здоровье, давайте определим, что же включается в понятие «здоровье».
Определение здоровья, данное Всемирной организацией здравоохранения, звучит так:
Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов
Основываясь на определении Всемирной организации здравоохранения выделяют три составляющие здоровья:
1. Физическое здоровье, которое можно поддерживать занятиями спортом, здоровым питанием, экологией.
2. Социальное здоровье, проявляется способностью общаться с другими без конфликтов, чувствовать себя ответственным за общество в котором мы живем, работать для этого и в то же время быть способным ощущать красоту жизни.
3. Психологическое здоровье.
Что же такое психологическое здоровье. Самое простое определение психологического здоровья состоит в отсутствии психических расстройств.
В психологии термин «психологическое здоровье» толкуется как состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психических проявлений, обеспечивающее адекватную условиям действительности регуляцию поведения и деятельности».
«Психологическое здоровье» характеризует личность в целом (в отличие от "психического здоровья", которое имеет отношение к отдельным психическим процессам и механизмам),
Критерии психологического здоровья
Понимание себя;
Способность ставить цель;
Способность планировать и организовывать свою деятельность;
Сформированность жизненных ценностей и планов;
Способность контролировать свое поведение;
Способность к сопереживанию и принятию других;
Наличие гармонических отношений с окружающими;
Наличие душевных сил, необходимых для нормальной жизнедеятельности;
Позитивное самовосприятие;
Способность к самоуправлению;
Включенность в эмоционально-доверительное общение со сверстниками.
Формируемое психологическое здоровье предполагает активную позицию самого ребенка, его заинтересованность в своем психическом и личностном развитии. Растущий человек начинает все больше ориентироваться в своем поведении и отношениях не только на задаваемые нормы, но и опираться на внутренние, личностно осознаваемые и принятые самоориентиры.
Ответственность за психическое развитие как основы психологического здоровья ребенка лежит на взрослых – родителях, воспитателях, педагогах, психологах, которые должны уметь грамотно организовать жизнь, деятельность и отношения ребенка, сообразуясь как с возрастными закономерностями, так и с индивидуальными особенностями развития.
Психологическое здоровье обеспечивается в образовательном учреждении тем, что взрослые помогают растущему человеку находить достойное с его точки зрения, удовлетворяющее его место в познаваемом, переживаемом им мире, отношения с которым при благоприятных условиях все более гармонизируются на каждой возрастной ступени.
Одним из самых травматичным факторов, оказывающих влияние на ухудшение психологического здоровья школьников, является общая стрессогенная система организации образовательного процесса и проведения уроков учителями. До 80% учащихся постоянно испытывают учебный стресс. Отсюда стремительно ухудшающиеся показатели нервно-психического и психологического здоровья.
Основные критерии наличия психологического здоровья:
Наличие у ребенка позитивного образа «Я», позитивного самоощущения, а также в целом позитивного восприятия окружающего мира.
Высокий уровень развития рефлексии, то есть умения осознавать свое внутреннее состояние, причины и последствия своего поведения, знание своих личностных качеств, проблем и ресурсов.
Наличие стремления улучшать качество основных видов деятельности – общения, учебы, спортивных занятий и др.
Сформированность соответствующих возрасту новообразований.
Адаптированность к социуму, то есть к условиям школьного обучения.
На психологическое здоровье оказывает влияние социальная среда (родители, сверстники, педагоги) , следовательно очень важна оптимизация качества учебной деятельности, а точнее ее соответствие индивидуальным особенностям учащихся.
Для сохранения и повышения уровня психологического здоровья необходимо, чтобы социальная среда обладала следующими качествами:
обеспечивала ребенку чувство любви и принятия окружающими, способствуя позитивному самоощущению, давая возможность проявлять такое же чувство к другим
побуждать ребенка понимать себя, других людей, причины и последствия своего поведения, ставить цели, думать над способами их достижения
побуждать ребенка к саморазвитию в значимых для него видах деятельности – учебе, общении и т.п.
создавать условия для развития возрастных новообразований
соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям, с тем, чтобы они могли успешно адаптироваться к среде, приобретая при этом опыт преодоления трудностей и, как следствие, уверенность в себе.
Важную роль играют педагоги. Взаимодействие педагога с ребенком может существенно оптимизировать его развитие, а может – вызвать появление различных негативных новообразований:
социальных страхов;
школьной тревожности;
чувство неполноценности;
негативное отношение к школе вплоть до полного ее отторжения.
Укрепление психологического здоровья предполагает внимание взрослых к внутреннему миру ребенка (любого возраста), к его чувствам и переживаниям, увлечениям и интересам, способностям и знаниям, его отношению к себе, к сверстникам, к окружающему миру, к происходящим событиям, к жизни как таковой.
Понимание себя как личности – процесс сложный. Выводы о самом себе нередко бывают ошибочными. Учащиеся разного возраста пытаются разобраться в самих себе, но их интерес к самопознанию превышает их возможности. Отсюда – неадекватные способы познания себя и других, неудовлетворенность этим познанием, неопределенность в оценках и самооценках, намерениях, поступках и т.п. Неумение понять свои личностные проблемы, отсутствие представлений о возможных способах их разрешения нарушают позитивное отношение школьников к себе, деформируют образ жизни в целом, толкают детей к социально неодобряемым формам поведения, препятствуют позитивному формированию важнейшего личностного образования – психологической готовности к самоопределению.
Необходимо, чтобы ребенок чувствовал себя принятым педагогами.
Предлагаем вам пройти интересный тест на психологическое и эмоциональное здоровье. Выберите эфирное масло, запах которого хотите ощутить сейчас больше всего:
лаванда,
корица,
мята,
герань:
1. Лаванда – означает, что вам нужно отдохнуть. Она поможет избавиться от бессонницы, истерии, снизит агрессию.
2. Корица – показывает, что возможно у вас сейчас нет сил, корица снимет депрессивное состояние, избавит от чувства одиночества и страха.
3. Мята – означает, что у вас бывают спады жизненных сил. Мята снимет нервное напряжение, восстановит силы, повысит активность.
4. Герань – показывает, что вас беспокоит беспричинная раздражительность. Герань улучшит настроение, устранит зависимость от чужого мнения, чувство страха.