СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Психологический портрет травмированной личности"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Психологический портрет травмированной личности"»

 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ТРАВМИРОВАННОЙ ЛИЧНОСТИ Педагог-психолог Орлова Карина Константиновна

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ТРАВМИРОВАННОЙ ЛИЧНОСТИ

Педагог-психолог

Орлова Карина Константиновна

Психологическая травма Психологическая травма - событие в жизни субъекта, вызывающее особенно сильные переживания и неспособность субъекта к адекватной реакции; устойчивые патологические перемены и их последствия в душевной жизни (Л.А. Пергаменщик). Психологическая травма - витальное переживание дисбаланса между угрожающими обстоятельствами и индивидуальными возможностями их преодоления, сопровождающееся чувством беспомощности и незащищенности, и вызывающее длительное потрясение в понимании себя и мира». (Готфрид Фишер)

Психологическая травма

  • Психологическая травма - событие в жизни субъекта, вызывающее особенно сильные переживания и неспособность субъекта к адекватной реакции; устойчивые патологические перемены и их последствия в душевной жизни (Л.А. Пергаменщик).
  • Психологическая травма - витальное переживание дисбаланса между угрожающими обстоятельствами и индивидуальными возможностями их преодоления, сопровождающееся чувством беспомощности и незащищенности, и вызывающее длительное потрясение в понимании себя и мира». (Готфрид Фишер)
Можно выделить два вида травм : (внешняя) травма как реакция на внешнее событие, и кумулятивная травма - травма, полученная постоянным или систематическим травмированием психики. Последние, как правило, касаются детей и возникают в родительской семье, сюда же относится и травма развития - это проживание детства или части детства в условиях дефицита необходимых для развития ребенка условий
  • Можно выделить два вида травм : (внешняя) травма как реакция на внешнее событие, и кумулятивная травма - травма, полученная постоянным или систематическим травмированием психики. Последние, как правило, касаются детей и возникают в родительской семье, сюда же относится и травма развития - это проживание детства или части детства в условиях дефицита необходимых для развития ребенка условий
Внешние травмы Внешние травмы возникают при внезапных сильных потрясениях, тяжелых известиях, в обстановке, угрожающей жизни, т.е. при таких обстоятельствах, которые по силе воздействия на человека могут вызвать так называемую эмоцию-шок (стихийное бедствие, терроризм, катастрофа на транспорте, ужасающее зрелище, терроризм, пожар в многолюдном помещении, социальные кризисы, политические репрессии и т.д.). Согласно исследованиям, наиболее патогенными для психики человека (по уровню последствий) являются изнасилование и участие в боевых действиях, плохое обращение в детстве и пренебрежение ребенком, а также сексуальное домогательство.

Внешние травмы

  • Внешние травмы возникают при внезапных сильных потрясениях, тяжелых известиях, в обстановке, угрожающей жизни, т.е. при таких обстоятельствах, которые по силе воздействия на человека могут вызвать так называемую эмоцию-шок (стихийное бедствие, терроризм, катастрофа на транспорте, ужасающее зрелище, терроризм, пожар в многолюдном помещении, социальные кризисы, политические репрессии и т.д.). Согласно исследованиям, наиболее патогенными для психики человека (по уровню последствий) являются изнасилование и участие в боевых действиях, плохое обращение в детстве и пренебрежение ребенком, а также сексуальное домогательство.
Критерии психологической травмы Внешний фактор - опасность исходит из окружающей среды. Ощущение беспомощности и бессилия. Существенные изменения привычной жизни после происшествия (самоограничения, сценарии). Попытки избежать повторных травматических переживаний во что бы то ни стало. Ощущение невозможности контролировать свои эмоции. Важность субъективного критерия! ВАЖНО. Если вы не уверены в том, была ли травма, работайте так, как если бы она была.

Критерии психологической травмы

  • Внешний фактор - опасность исходит из окружающей среды.
  • Ощущение беспомощности и бессилия.
  • Существенные изменения привычной жизни после происшествия (самоограничения, сценарии).
  • Попытки избежать повторных травматических переживаний во что бы то ни стало.
  • Ощущение невозможности контролировать свои эмоции.
  • Важность субъективного критерия!

ВАЖНО. Если вы не уверены в том, была ли травма, работайте так, как если бы она была.

Симптомы повторного переживания: повторяющиеся воспоминания, образы или мысли о травматическом событии; повторяющиеся сновидения, воспроизводящие образы травматического события; flashback – чувства или действия, испытываемые или совершаемые, как если бы травматическое событие происходило здесь и сейчас; переживание интенсивных чувств и повышенной физиологической активности при появлении каких либо аспектов, напоминающих о травматическом событии

Симптомы повторного переживания:

  • повторяющиеся воспоминания, образы или мысли о травматическом событии;
  • повторяющиеся сновидения, воспроизводящие образы травматического события;
  • flashback – чувства или действия, испытываемые или совершаемые, как если бы травматическое событие происходило здесь и сейчас;
  • переживание интенсивных чувств и повышенной физиологической активности при появлении каких либо аспектов, напоминающих о травматическом событии
Симптомы избегания проявляются в отношении всего, что может вызывать воспоминания о травме: стремление избегать любых мыслей, чувств, разговоров, кинофильмов и т.д., связанных с травмирующим событием; стремление избегания видов деятельности, мест или людей, напоминающих о травмирующем событии; неспособность четко вспомнить травмирующее событие; снижение интереса к тем видам деятельности, которые ранее представляли интерес, нередко сопровождаемое «уходом» в виртуальный мир или телеэкран, отказ от общения с близкими;

Симптомы избегания проявляются в отношении всего, что может вызывать воспоминания о травме:

  • стремление избегать любых мыслей, чувств, разговоров, кинофильмов и т.д., связанных с травмирующим событием;
  • стремление избегания видов деятельности, мест или людей, напоминающих о травмирующем событии;
  • неспособность четко вспомнить травмирующее событие;
  • снижение интереса к тем видам деятельности, которые ранее представляли интерес, нередко сопровождаемое «уходом» в виртуальный мир или телеэкран, отказ от общения с близкими;
Симптомы повышенной возбудимости (не проявлявшиеся до травмы): различные нарушения сна, такие как бессонница, трудности с засыпанием или прерывистый сон, неприятные сновидения, отсутствие чувства отдыха после сна; повышенная раздражительность и периодические вспышки гнева без особых внешних причин; нарушения концентрации внимания и снижение функции памяти; постоянная «готовность» и сверхбдительность, направленные на предупреждение возможного повторения травматичной ситуации.

Симптомы повышенной возбудимости (не проявлявшиеся до травмы):

  • различные нарушения сна, такие как бессонница, трудности с засыпанием или прерывистый сон, неприятные сновидения, отсутствие чувства отдыха после сна;
  • повышенная раздражительность и периодические вспышки гнева без особых внешних причин;
  • нарушения концентрации внимания и снижение функции памяти;
  • постоянная «готовность» и сверхбдительность, направленные на предупреждение возможного повторения травматичной ситуации.
Психологические особенности человека после переживания психической травмы зависят от совокупности нескольких критериев: вид травмирующей ситуации и сила её воздействия на человека; длительность травмирующей ситуации; пол, возраст, психофизиологическая конституция и индивидуальные особенности; возраст и психическое состояние на момент произошедшего события, степень предыдущей травмированности до произошедшего; окружение человека, наличие истинных эмоциональных связей с близкими людьми и их способность к помощи и поддержке; обращение к психотерапии до или после травмы;

Психологические особенности человека после переживания психической травмы зависят от совокупности нескольких критериев:

  • вид травмирующей ситуации и сила её воздействия на человека;
  • длительность травмирующей ситуации;
  • пол, возраст, психофизиологическая конституция и индивидуальные особенности;
  • возраст и психическое состояние на момент произошедшего события, степень предыдущей травмированности до произошедшего;
  • окружение человека, наличие истинных эмоциональных связей с близкими людьми и их способность к помощи и поддержке;
  • обращение к психотерапии до или после травмы;
Основное проявление травмированной личности это нарушения в эмоциональной сфере. Как правило, из-за подавления чувств боли, страха, отчаяния и других негативных эмоций, возникающих как реакция на травмирующее событие, человек теряет контакт со своими эмоциями и истинными потребностями. Аффективная сфера истощается и человек становится неспособен ощущать какие либо эмоции, как отрицательные, так и положительные. Для детской травмы в таком случае может быть характерно формирование ложного «Я», когда личность выстраивается вокруг разного вида психических защит, которые являются доминирующими при формировании психики. Эмоциональная «замороженность» проявляется не только к своим чувствам и потребностям, но и к чувствам других - утрачивается способность к эмпатии.

Основное проявление травмированной личности

  • это нарушения в эмоциональной сфере. Как правило, из-за подавления чувств боли, страха, отчаяния и других негативных эмоций, возникающих как реакция на травмирующее событие, человек теряет контакт со своими эмоциями и истинными потребностями. Аффективная сфера истощается и человек становится неспособен ощущать какие либо эмоции, как отрицательные, так и положительные. Для детской травмы в таком случае может быть характерно формирование ложного «Я», когда личность выстраивается вокруг разного вида психических защит, которые являются доминирующими при формировании психики. Эмоциональная «замороженность» проявляется не только к своим чувствам и потребностям, но и к чувствам других - утрачивается способность к эмпатии.
Непроработанные травматические ситуации проецируются на все личные контакты человека и составляют их эмоциональный фон. У людей, переживших злоупотребление в детстве – теряется способность верить в надежность и стабильность отношений. Возникают сложности в установлении близких эмоциональных контактов, попытки выстроить взаимоотношения могут оборачиваться постоянными разочарованиями (в партнере или в себе), возвращая к уже знакомому ощущению бессилия. В некоторых случаях травмированная личность будет проявлять равнодушие к объекту, который постепенно начинает становится важным для него. Для травмированного человека оказывается невозможным выдерживать постепенное нарастание глубокой личной вовлеченности и заботы о другом, т.к. у него отсутствуют внутренние инвестиции, которые необходимо вкладывать для установления глубокой эмоциональной привязанности.
  • Непроработанные травматические ситуации проецируются на все личные контакты человека и составляют их эмоциональный фон. У людей, переживших злоупотребление в детстве – теряется способность верить в надежность и стабильность отношений. Возникают сложности в установлении близких эмоциональных контактов, попытки выстроить взаимоотношения могут оборачиваться постоянными разочарованиями (в партнере или в себе), возвращая к уже знакомому ощущению бессилия. В некоторых случаях травмированная личность будет проявлять равнодушие к объекту, который постепенно начинает становится важным для него. Для травмированного человека оказывается невозможным выдерживать постепенное нарастание глубокой личной вовлеченности и заботы о другом, т.к. у него отсутствуют внутренние инвестиции, которые необходимо вкладывать для установления глубокой эмоциональной привязанности.
У переживших травму может проявляться ощущение беспомощности перед жизненными обстоятельствами и невозможность влиять на ход событий и других людей, что временами влечет за собой неспособность управлять ходом собственной жизни, использовать свои таланты и достигать успехов в карьере. Результаты получаемых достижений могут приносить разочарования и неудовлетворенность собой. Травмированный человек может утратить способность чувствовать себя комфортно в социуме и чувство безопасности существования. Он может ощущать чувство отстранённости от других людей и ощущение себя по другую сторону от окружающей жизни в связи с ощущением, что никто не способен понять то, что он пережил.
  • У переживших травму может проявляться ощущение беспомощности перед жизненными обстоятельствами и невозможность влиять на ход событий и других людей, что временами влечет за собой неспособность управлять ходом собственной жизни, использовать свои таланты и достигать успехов в карьере. Результаты получаемых достижений могут приносить разочарования и неудовлетворенность собой.
  • Травмированный человек может утратить способность чувствовать себя комфортно в социуме и чувство безопасности существования. Он может ощущать чувство отстранённости от других людей и ощущение себя по другую сторону от окружающей жизни в связи с ощущением, что никто не способен понять то, что он пережил.
Решение проблемы Важно, чтобы дети, пережившие травму, проходили терапию у квалифицированных психологов, психиатров и/или социальных работников. Однако у многих студентов и их семей нет доступа, мотивации и способности успешно участвовать в терапии и следовать планам лечения. Для большинства студентов посещение колледжа является самой регулярной и предсказуемой рутиной в их жизни. В некоторых случаях дети могут получить помощь за счёт консультирования у педагога-психолога. Но и поддержка других преподавателей тоже важна. Хотя преподаватели не являются терапевтами или психологами, и не обучены или не всегда готовы углубляться в личные истории травм со своими учениками, есть методы, которые они могут использовать, чтобы помочь ребенку, переживающему травму

Решение проблемы

  • Важно, чтобы дети, пережившие травму, проходили терапию у квалифицированных психологов, психиатров и/или социальных работников. Однако у многих студентов и их семей нет доступа, мотивации и способности успешно участвовать в терапии и следовать планам лечения. Для большинства студентов посещение колледжа является самой регулярной и предсказуемой рутиной в их жизни.
  • В некоторых случаях дети могут получить помощь за счёт консультирования у педагога-психолога. Но и поддержка других преподавателей тоже важна. Хотя преподаватели не являются терапевтами или психологами, и не обучены или не всегда готовы углубляться в личные истории травм со своими учениками, есть методы, которые они могут использовать, чтобы помочь ребенку, переживающему травму
Саморегуляция Физическая регуляция. Необходимы ритмические соматосенсорные вмешательства, которые могут выглядеть как песни, игры в круге, барабанная дробь и другие виды сенсорной интеграции, главное, чтобы они были ритмичные. Большое количество повторений способствует регуляции сердечного ритма и частоты сердечных сокращений до состояния покоя, одновременно создавая сплоченность группы и готовность к обучению. Для старших студентов ритмическая, шаблонная и регуляторная деятельность может принимать форму осознанного дыхания, визуализации, адаптаций йоги или тай-чи, игры на барабанах или музыкальной деятельности.

Саморегуляция

  • Физическая регуляция. Необходимы ритмические соматосенсорные вмешательства, которые могут выглядеть как песни, игры в круге, барабанная дробь и другие виды сенсорной интеграции, главное, чтобы они были ритмичные. Большое количество повторений способствует регуляции сердечного ритма и частоты сердечных сокращений до состояния покоя, одновременно создавая сплоченность группы и готовность к обучению. Для старших студентов ритмическая, шаблонная и регуляторная деятельность может принимать форму осознанного дыхания, визуализации, адаптаций йоги или тай-чи, игры на барабанах или музыкальной деятельности.
  • Эмоциональная регуляция . Это еще один приоритет обучения, учитывающего травму. Ученикам, пострадавшим от травмы, нужна возможность регулировать эмоции, выявляя и признавая сложные чувства, связывая свои внутренние чувства с внешними переживаниями и изучая личные стратегии для успокоения повышенных эмоций, которые позволяют им вернуться в спокойное состояние после возбуждения. Обучающиеся должны иметь возможность в течение дня развивать эмоциональные регуляторные способности, чтобы замечать, понимать и передавать свои чувства другим. Преподаватели могут проектировать и включать учебные возможности, такие как анализ текстов через призму эмоций, драматические действия, в которых учащиеся отыгрывают эмоции, или совместно решать проблемы, используя примеры учащихся. Например, это можно делать с помощью занятий по литературе или родному языку, где ученики используют различные цвета маркеров для текста и выделяют в нем эмоциональные состояния и эмоциональные сдвиги персонажей, уделяя особое внимание тому, когда стрессовая реакция персонажа усиливается и, соответственно, ослабевает.
Воссоздание привязанности Прочные отношения между преподавателем и студентом строятся на эмпатии преподавателя, теплоте, искренности, неавторитарности и поощрении критического мышления. Построение прочных отношений в группе с помощью многочисленных, последовательных и ежедневных взаимодействий. Развитие эмоционального интеллекта для понимания себя и других. Включение игры и веселья в обучение как способ изменить эмоциональный настрой и подготовиться к обучению.

Воссоздание привязанности

  • Прочные отношения между преподавателем и студентом строятся на эмпатии преподавателя, теплоте, искренности, неавторитарности и поощрении критического мышления.
  • Построение прочных отношений в группе с помощью многочисленных, последовательных и ежедневных взаимодействий.
  • Развитие эмоционального интеллекта для понимания себя и других.
  • Включение игры и веселья в обучение как способ изменить эмоциональный настрой и подготовиться к обучению.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!