СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психологический комфорт на уроке, как условие развития личности обучающегося

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Психолого-дефектологический  семинар о психологическом комфорте и его значимости в образовательном процессе.

Просмотр содержимого документа
«Психологический комфорт на уроке, как условие развития личности обучающегося»

Семинар: «Психологический комфорт на уроке,

как условие развития личности обучающегося»


Эпиграф: «Из всех показателей оценки школы главным следует считать самочувствие в ней человека. Школа хороша, если в ней хорошо каждому ребенку и взрослому. В.А. Караковский


Цель:

Сформировать мотивацию педагогического коллектива на создание комфортной среды на уроках.

Задачи:

  1. Расширить представления участников семинара о психологическом комфорте и его значимости в образовательном процессе.

  2. Рассмотреть приёмы и способы создания психологического комфорта на уроках.

  3. Дать представление об упражнениях, способствующих созданию психологического комфорта.

  4. Рассмотреть эффективные способы влияния на ребенка.

Ход семинара


 Вступительное слово. Обоснование темы семинара.


 1. Психологический настрой.

Уважаемые коллеги, наш семинар мне хотелось бы начать с психологической разминки.

Тихое озеро

«Сядьте по удобнее, расслабьтесь. Теперь закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите легко и спокойно».

(На фоне музыки)

Представьте себе чудесное солнечное утро. Вы находитесь возле тихого прекрасного озера. Слышны лишь ваше дыхание и плеск воды.

Солнце ярко светит, и это заставляет вас чувствовать себя все лучше и лучше. Вы чувствуете, как солнечные лучи согревают вас. Вы слышите пение птиц и стрекотанье кузнечика. Вы абсолютно спокойны. Солнце светит, воздух чист и прозрачен. Вы ощущаете всем телом тепло солнца. Вы спокойны и неподвижны, как это тихое утро.

Вы чувствуете себя спокойными и счастливыми, вам лень шевелиться.. Вы отдыхаете…

А теперь открываем глаза. Мы снова в школе, в этом кабинете, мы хорошо отдохнули, у нас бодрое настроение. С таким же отличным настроением мы поработаем на нашем семинаре.

Я не зря начала семинар с психологической разминки. Ведь создание положительного настроя перед любым видом деятельности – важная составляющая психологического комфорта при дальнейшей работе.

И тема нашего психологического семинара«Психологический комфорт на уроке как условие развития личности школьника».

Упражнение «Разогревка - самооценки»

  1. если вы считаете, что ваше эмоциональное состояние помогает общению с окружающими, похлопайте в ладоши;

  2. если вы умеете слышать только хорошее, независимо от того, какие звуки произносятся вокруг, улыбнитесь соседу;

  3. если вы полагаете, что при обучении эмоции не столь важны, закройте глаза;

  4. если вы не можете удержаться от спора, когда люди не согласны с вами, топните ногой;

  5. если вы выражаете гнев тем, что стучите кулаком по столу, стукните кулаком по столу

  6. если вы можете удивить знакомых неординарным поступком, помашите рукой;

  7. если вы считаете, что не всегда получаете то хорошее, что заслуживаете, подпрыгните;

  8. если вы уверены, что переживаемые вами отрицательные эмоции имеют для вас только нежелательные последствия, кивните головой;

  9. если вы верите в то, что эмоции ваших учеников зависят от того эмоциональны ли вы, потопайте ногами.

- Что нового вы узнали о себе и о ваших коллегах, выполняя эти  задания?

Мультфильм о значимости группы и коллектива

Вхождение в тему.

 Метод «Ассоциации»

Комфорт - заимствовано из английского языка, что означает «поддержка, укрепление» (Этимологический словарь Н.М. Шанский).
  Словарь Ожегова определяет понятие «комфорт» как бытовые удобства, условия жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающие удобство, спокойствие и уют.

А какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово «комфорт»?

Придумайте ассоциации на каждую букву, связанную с образовательным процессом. От каждой группы один отвечающий.

(Слова должны начинаться с букв данного слова).

(ответы педагогов)

Приготовить шесть таблиц(+1)

К

Культура, красота, качество образовательного процесса, критичность учителя к самому себе, компромисс, контроль

О

Обаяние, отношение, общение, ободрительный.

М

Мир, мотивация, мудрость, мастерство, мажор, миссия.

Ф

Формирование, форма

О

Обогатить, образовать, обстановка.

Р

Радость, развитие, разум, равенство, размеренность, разнообразие, радушие.

Т

Толерантность, творчество, такт, талант, терпимость, технология.



2. Теоретический ввод.

В настоящее время ученые в области педагогики и психологии, учителя-практики говорят и пишут о гуманизации образования, об индивидуальном подходе к ученику в процессе обучения и воспитания, о внимании к каждому ребенку, о создании в школе атмосферы психологического комфорта.

Существует три структурные составляющие данного понятия.

- Комфортность:

- Психологическая

- Интеллектуальная

- Физическая

Психологический комфорт – условия жизни, при которых ребёнок чувствует себя спокойно, нет необходимости защищаться.

Источником психологической комфортности является: положительное эмоциональное состояние как ученика, так и учителя; доброжелательное отношение между учителем и учеником, т.к. в школе главной фигурой был и остается учитель.

Никакие успехи в учёбе не принесут пользы, если они замешаны на страхе перед взрослыми, подавлении личности ребёнка.

Как писал Борис Слуцкий:

Ничему меня не научит

То, что тычет, талдычит, жучит …

Психологическое упражнение «Стул»

Приглашается участник, который садится на стул. Ведущий дает ему в руки нитку от клубка, которым начинает опоясывать участника вокруг и говорит при этом слова: «Неумеха, неудачница, ничего не умеешь, ничего не знаешь, лентяйка, как же мне трудно с тобой, объясняю, объясняю, все в пустую…». Останавливается. Делает паузу. Обратно распутывает со словами: « Золотце, умничка, звездочка моя, помощница, все схватываешь на лету, за что не возьмешься, все отлично получается, как же я горжусь тобой, я очень рада, что ты у меня есть, что бы я без тебя делала?». (затем обговаривается, как чувствовал себя «испытуемый» в том и другом случае).

Однако психологическая комфортность необходима не только для развития ребёнка и усвоения им знаний. От этого зависит физическое состояние детей. Адаптация к конкретным условиям, к конкретной образовательной и социальной среде, создание атмосферы доброжелательности позволяет снять напряженность и неврозы, разрушающие здоровье детей. 

Нельзя допустить у детей комплексов, неуверенности в себе. В классе не должно быть деления на «хороших» и «плохих», «умных» и «глупых». Каждый ребёнок должен ощущать веру учителя в свои силы. Ситуация успеха (Я могу!) формирует у ребёнка веру в себя, учит преодолевать трудности, помогает осознать своё продвижение вперед.

Действия педагога по конструированию комфортной среды заключаются в обеспечении наиболее благоприятных условий для взаимодействия, в том, чтобы дать возможность ребенку проявиться в полной мере как личности. Для этого учителю необходимо использовать в своей работе:

  • просьбы, а не требования;

  • убеждения, а не агрессивное словесное воздействие;

  • четкую организацию, а не жесткую дисциплину;

  • компромисс, а не конфронтацию и т.д.

Из чего же складывается психологический комфорт на уроке? Выделим следующие необходимые условия:

  • доброжелательные взаимоотношения в системах «учитель – ученик», «ученик – ученик»;

  • создание ситуации успеха на уроке;

  • использование на уроках методов эмоциональной раскачки, упражнений на релаксацию;

  • комфортная внутришкольная среда (благоприятные внешние условия школы).


Таким образом, для создания благоприятного климата мы должны выполнять три функции.

Первая функция – “открытие” ребенка на общение”, которая призвана создать ему комфортные условия на уроке, в классе, школе.

1. Выбор пластической позы.

Поза, которую принимает человек, содержит в себе большое количество информации, не требующей специальной расшифровки, она легко прочитывается даже ребенком. Учеными установлено, что невербальным языком (языком пластики, мимики, жеста) передается от 55% до 80% информации.

Трансляция информации с помощью пластического образа влияет на настроение, самочувствие, поэтому поза учителя на уроке способствует или препятствует их “открытию” на общение.

Допустим, преподаватель находится в так называемой позе льва (широко расставленными руками опирается на край стола). Как это влияет на детей? Они внутренне  “сжимаются”, опускают глаза, бояться взгляда учителя, и понятно, что доверительного общения между ними не будет.

2. Подача информации с позиции “МЫ”.

Реализация этой операции становится возможной при устранении трех барьеров: физического, социального и терминологического.

Физический барьер общения возникает при нарушении границы личного пространства, размеры которого составляют примерно 60 сантиметров. Каждый человек избирательно регулирует присутствие  в этом пространстве других людей и осуществляет это на основе личных симпатий и привязанностей  (за исключением тех случаев, когда у него нет выбора.

Социальный барьер возникает, когда учитель занимает позицию, выражаемую словами: “ на 5 знаю только я” или “ не мешайте мне работать”, то его роль становится непреодолимым барьером в общении с учениками.

Терминологический барьер его причина кроется в чрезмерном использовании преподавателем всевозможных специальных научных терминов и слов иностранного происхождения. Это создает для детей препятствие в общении, так как они спонтанно сравнивают свою лексику с лексикой учителя.

Устранив эти барьеры, педагог действительно получает возможность выстраивать общение с позиции “МЫ”.

Работа в группах

Психологи выделяют две формы общения с людьми: «ты» и «я» сообщение. «Ты» - сообщение часто нарушает коммуникацию, так как вызывает у учащегося чувство обиды и горечи, создает впечатление, что прав всегда учитель (Ты всегда оставляешь грязь в тетради, ты никогда не делаешь домашнее задание, прекрати это делать, ты срываешь мне урок…). «Я» -сообщение является более эффективным способом влияния на ребенка с целью изменения его поведения. В то же время они сохраняют благоприятные отношения между учеником и учителем (Мне хотелось бы, чтобы мы договорились, я был бы рад, если начал выполнять домашнее задание)» Переформулируйте«ты» -сообщения в «я» -сообщения.

- Ты сегодня опять забыл тетрадь?

- Тебе не надоело весь урок болтать?

- Ты опять не выполнил домашнее задание?

Обсуждение.

(Ответы: «Я огорчена, что ты опять забыл тетрадь», «Я надеюсь, ты понимаешь, что разговорами мешаешь остальным ученикам», «Я не довольна, что ты опять не подготовил домашнее задание»)


Вторая функция “соучастия” ребенку в процессе с ним имеет свои частные операции:

1. Демонстрация расположенности.

Это так называемое зеркальное отражение. Демонстрируя свои чувства искренней радости, благожелательность, расположенность, человек тем самым влияет  на улучшение самочувствия окружающих людей, человек в ответ получает ту же реакцию, которая усиливает его положительные эмоциональные переживания. В итоге выигрывают все.

Представим себе на секунду состояние школьника, взирающего на разъяренного, кричащего учителя. А ведь ему находиться в классе целых 40 минут, в течение которых у него не будет возможности “разрядиться”, снять свое психическое напряжение. Такая возможность появиться только на перемене, и то если не будет наблюдать дежурный учитель. И вот перемена заканчивается, и начинается следующий урок. А если все повториться? Тогда ребенок выйдет из школы абсолютно больным, и завтра с ним будет работать не учитель, а психотерапевт.

2. Проявление интереса эта операция проявляется в двух умениях – умении слышать и умении задавать вопросы.

Для педагога услышать ребенка – это не только и не столько воспринять информацию, сколько расслышать его боль, вникнуть в его переживания, понять причины его тревоги и отчаяния, а также радости, восторга и восхищения.

3.Оказание помощи - данная операция полностью реализует функцию, к которой относится. Операция считается осуществленной только тогда, когда помощь действительно оказана. В противном случае она подменяется советами и рекомендациями, которые должны присутствовать в работе с детьми, но без реальной, ощутимой помощи школьники будут чувствовать себя обманутыми.

Третья функция “возвышение” ребенка:

1. Просьба о помощи.

В целях создания положительной репутации ученику, повышения его самооценки, когда бы ребенок поверил в себя, свои силы, свои способности, преподаватель обращается к нему за помощью и тем самым действительно «возвышает» его. Непременными условиями здесь выступают три положения: во-первых, помощь, о которой просят ребенка, должна быть посильной для него; во-вторых, эта помощь должна реально осуществляться, в-третьих, форма обращения должна быть этически выдержанной.

После того, как помощь оказана, следует поблагодарить школьника за участие, которое он принял, за то облегчение, которое доставил своими усилиями.

2. Поддержание оптимистического рубежа.

Оптимизм – это радость жизни, это надежда и вера в будущее, вера, основанная на логике, факте.

Ученик должен с удовольствием ходить на урок, понимая, что учитель всегда поддержит, научит, поможет, учитывая его индивидуальные возможности и способности. Учителю важно помнить, что психологический комфорт на уроке начинается создаваться вне урока. 

Вывод: Учитывая эти условия, мы сможем создать доброжелательную атмосферу на уроке, позволяющую развить здоровую, полноценную личность.

Сейчас мы отвлечемся от темы и немного отдохнем и узнаем о ваших особенностях характера, которые помогают в различных ситуациях. Предлагаю небольшой тест «Синяя птица».

Тест «Синяя птица»

Однажды синяя птица неожиданно влетает в окно Вашей комнаты и попадает в ловушку. Что-то в этой заблудившейся птице привлекает Вас, и Вы решаете оставить ее у себя. Но, к Вашему удивлению, на следующий день птица меняет цвет с синего на золотой! Эта очень необычная птица меняет цвет каждую ночь — на утро третьего дня она ярко-красная, а на четвертый день она становится совершенно черной.

Какого цвета птица, когда Вы просыпаетесь на пятый день?

  1. Птица не меняет цвет; она остается черной.

  2. Птица возвращается к своему изначальному синему цвету.

  3. Птица становится белой.

  4. Птица становится золотой.

Представили?

Птица, которая влетает в Вашу комнату, кажется символом удачи, но неожиданно она меняет цвет, заставляя Вас беспокоиться о том, что счастье будет непродолжительным. Ваша реакция на эту ситуацию демонстрирует то, как Вы реагируете на трудности и неопределенность в реальной жизни.

  1. Те, кто сказали, что птица осталась черной, смотрят на жизнь пессимистически.
    Вы склонны полагать, что, если ситуация однажды ухудшилась, то она никогда уже снова не нормализуется?

Может быть, Вам необходимо попробовать думать в таком ключе: если все так плохо, то хуже уже не будет. Помните, нет дождя, который не закончился бы, и нет ночи, после которой не наступил бы рассвет.

  1. Те, кто сказали, что птица снова стала синей, практичные оптимисты.
    Вы верите в то, что жизнь — это смесь хорошего и плохого и что не стоит бороться с этой реальностью. Вы принимаете неприятности спокойно и позволяете вещам идти своим чередом без излишнего беспокойства и стресса. Этот взгляд позволяет Вам благополучно переносить волны бедствий и не давать им унести себя.

  2. Те, кто ответили, что птица стала белой, под давлением ведут себя спокойно и решительно.
    Вы не тратите время на волнения и нерешительность, даже когда развивается кризис. Если ситуация становится слишком скверной, Вы чувствуете, что лучше вовремя прекратить это невыгодное дело и поискать другой путь к своей цели, чем увязнуть никому не нужном горе. Этот подход означает, что все, вроде бы, происходит естественным образом и, по-вашему.

  3. Тех, кто сказал, что птица стала золотой, можно описать словом «бесстрашный».
    Вы не знаете, что такое давление. Для Вас каждый кризис — это благоприятная возможность. Вас можно сравнить с Наполеоном, который сказал: «…Невозможно — это не французское слово». Но будьте осторожны, не давайте своей безграничной уверенности взять над вами верх. Грань между бесстрашием и безрассудностью очень тонкая.

3. Практическая часть

Выполнение специальных упражнений на уроках.

«Созданию психологического комфорта также способствуют игры и упражнения, включенные в урок. Эти упражнения являются соединением обучения и психологического тренинга. Помогают развивать способности личности эффективно взаимодействовать с окружающими людьми, вырабатывать жизненно важные навыки и создавать благоприятный психологический климат на уроке.

«Мы проиграем с вами несколько таких игр. Остальные упражнения и игры вы можете увидеть в брошюре»

У вас на столе лежат тексты психологического настроя ребят на урок. Сейчас каждая группа попробует проинсценировать вариант начала урока (т.е. обыграть то, что у вас написано на карточке), можно предложить свой вариант психологического настроя. Таким образом, мы с вами наглядно увидим, как можно начать урок, настроить детей на работу, создать комфорт в аудитории. Покажите.

Одна группа выбирает один настрой (по жребию), возвращается в группу, и обыгрывают, а потом демонстрируют, что у них получилось.

Примеры карточек:

1. “Здравствуйте, ребята! Мы как всегда рады видеть друг друга и готовы к совместной работе. Перед вами на столах лежат цветные полоски: красная, синяя, зеленая. Посмотрите на них внимательно и выберите ту, которой соответствует ваше эмоциональное настроение именно сейчас. Красный цвет – вы полны энергии, готовы активно работать. Зеленый цвет – вы спокойны. Синий цвет – вы хотите узнать что-то новое".

 №2. На доске три облачка — белое, голубое, серое, выражающие разные эмоции. Ребята, какое облачко вам больше нравится? (после того, как дети выбрали). Белое облачко – спокойствие, умиротворение. Голубое – радость, энергия, серое – грусть, усталость. Я рада, что у большинства из вас хорошее настроение. Надеюсь, что к концу урока хорошее настроение будет у всех.

3. Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что этот день принесет вам радость, общение друг с другом. Сядьте удобно, закройте глаза и слушайте меня: «Я в школе, я на уроке. Я радуюсь этому. Внимание мое растет. Я как разведчик, все замечу. Память моя крепка. Голова мыслит ясно. Я хочу учиться. Я готов к работе. Я работаю.

4.Дерево достижений. Обратите внимание на наше одинокое дерево. У каждого из вас есть листочки разного цвета. Я попрошу вас взять один из них (любого цвета), который вам больше нравится и помочь нашему дереву покрыться разноцветной листвой.

Тех, кто выбрал зеленый лист, ожидает успех на сегодняшнем занятии (уроке).

Те, кто выбрал красный, — желают общаться.

Желтый — проявят активность.

Синий — будут настойчивы.

Помните, что красота дерева зависит от вас, ваших стремлений и ожиданий.

5. Подари улыбку. На бумаге нарисованы красивые улыбающиеся мордашки.Улыбка ничего не стоит, но много дает. Она обогащает тех, кто ее получает, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает. Она длится мгновение, а в памяти остается порой навсегда. Она создает счастье в доме, порождает атмосферу доброжелательности в деловых взаимоотношениях и служит паролем для друзей. Подарите друг другу улыбку. Улыбайтесь, и вы будете нравиться людям. (Вместе с улыбкой дети обмениваются картинками.)

6. Ребята, выберите фигуру, которая наиболее ярко показывает ваше настроение. Если вы выбрали солнышко – отличное настроение, тучку – плохое, елочку – могло быть и лучше. Фигурки прикрепите на одежду.

Если в течение дня настроение меняется, дети имеют возможность поменять фигуру.


Спасибо всем, вот такие варианты психологического настроя можно использовать в начале урока.

На этапе организационного момента и основной части можно использовать следующие упражнения.

Один очень простой, но эффективный методический прием создающий психологический комфорт во время урока  – это «Светофор». Это длинная полоска картона длиной 9 см. и шириной 4 см. С одной стороны оклеена красным цветом, с другой зеленым.  При проведении устного опроса ученики сигнализируют учителю,  готовы ли они отвечать или нет. Красный – не готов, зеленый готов. Положительным моментом в этой ситуации является то, во время проведения опроса пассивность неприемлема. Хочешь, не хочешь – карточку надо поднять.

Перед выполнением контрольных работ полезно делать упражнения на дыхание, которое способствует снятию напряжения у детей и настраивает на важную работу: дыхание – глубокое, медленное сначала только через левую, а затем только через правую ноздрю. Дыхание через левую ноздрю активизирует работу правого полушария головного мозга, способствует успокоению и релаксации. Дыхание через правую ноздрю активизирует работу левого полушария, что способствует решению рациональных задач. Упражнение проводится по команде учителя.

Комплимент внешности. Посмотри на своего партнера и скажи ему, как он сегодня выглядит, используй известные тебе прилагательные для описания внешности. Начни свое высказывание с обращения по имени. Используй модель «Ты сегодня такой…!»

 Комплимент-похвала. Скажи своему другу, что у него хорошо получается.

Создание ситуации успеха как один из факторов обеспечения психологического комфорта на уроке. С психологической точки зрения успех — это переживание состояния радости, удовлетворения от того, что результат, к которому личность стремилась в своей деятельности, либо совпал с ее надеждами, ожиданиями (или, строго говоря, с уровнем притязаний), либо превзошел их. На базе этого состояния могут сформироваться устойчивые чувства удовлетворения, формируются новые, более сильные мотивы деятельности, меняется уровень самооценки, самоуважения. В том случае, когда успех делается устойчивым, постоянным, может начаться цепная реакция, высвобождающая огромные, скрытые до поры возможности личности, несущая неисчерпаемый заряд человеческой духовной энергии.

Упражнение «Это классно!»

Все участники становятся в круг. Один участник выходит на середину и продолжает фразу: «Я узнал на уроке…», а остальные участники после каждого высказывания выбрасывают вперед руку с выставленным вверх пальцем и произносят: «Это классно!».

Упражнение «Подари подарок»

Ведущий предлагает участникам по очереди взять из коробки камешек и подарить его тому, кому захотите, но обязательно со словами: «Я дарю тебе этот камешек, потому что ты самый…».

Заканчивать урок можно и с помощью игры «Давайте похлопаем». Можно использовать как одну из форм оценивания и поощрения, например, «Сегодня Ваня получил  пятерку за контрольную работу», «Кто на уроке ответил на большинство вопросов учителя», «Маша была самой внимательной на уроке». Дети встают, а остальные ученики им аплодируют.

Чтобы стать хорошим учителем, надо: любить детей, быть строгим, проверять тетради и контрольные непременно к следующему уроку. Рассмотрим принципы создания атмосферы психологического комфорта в классе, разработанные психологом-гуманистом  КарломРоджерсом:

1) С самого начала и на всем протяжении учебного процесса учитель должен демонстрировать детям свое полное к ним доверие;

2) Он должен помогать учащимся в формулировании и уточнении целей и задач, стоящих как перед группами, так и перед каждым учащимся в отдельности;

3) Он должен всегда исходить из того, что у учащихся есть внутренняя мотивация к учению;

4) Он должен выступать для учащихся как источник разнообразного опыта, к которому всегда можно обратиться за помощью, столкнувшись с трудностями в решении той или иной задачи;

5) Важно, чтобы в такой роли учитель выступал для каждого ученика;

6) Он должен развивать в себе способность чувствовать эмоциональный настрой группы и принимать его;

7) Он должен быть активным участником группового взаимодействия;

8) Он должен открыто выражать группе свои чувства;

9) Он должен стремится к достижению эмпатии, позволяющей понимать чувства и переживания каждого школьника;

10) Наконец, он должен хорошо знать самого себя.

Учитывая сказанное, мы сможем создать доброжелательную атмосферу на уроке, позволяющую развить здоровую, полноценную личность.

Упражнение «Короны»

Описание: На участников одеваются импровизированные «короны» с различными надписями: Игнорируй меня, Соглашайся со мной, Спорь со мной, Критикуй меня, Сомневайся во мне и т.д. Каждый участник видит надпись на короне других, но что написано у него самого он не знает. Далее участникам дается проблемная ситуация (например, куда поехать отдыхать), которую нужно обсудить действуя соответственно тому, что написано на «короне» у каждого участника. Причем всем участникам нужно приди к единому мнению. Тогда ведущий объявляет о решении группы и приступает к обсуждению упражнения.

Обсуждение: Понял ли каждый участник, что за надпись была на его «короне»: Какие эмоции и переживания испытывал каждый участник во время упражнения? Было ли вам комфортно/дискомфортно и почему? Что было сложно в этом упражнении? А что легко?

4. Заключительная часть семинара.

Притча древнегреческого мудреца Эзопа.

Однажды Солнце и сердитый северный Ветер затеяли спор о том, кто из них сильнее.

         Долго они спорили и, наконец, решились померяться силами с путешественником, который в это самое время ехал верхом по большой дороге.

 - Посмотри, - сказал Ветер, - как я налечу на него: и мигом сорву с него плащ. Сказал – и начал дуть, что было мочи. Но чем более старался Ветер, тем сильнее закутывался путешественник в свой плащ: он ворчал на непогоду, но ехал все дальше и дальше. Ветер сердился, свирепел, осыпал бедного путника дождем и снегом; проклиная Ветер, путешественник надел свой плащ в рукава и подвязался поясом. Тут уж Ветер сам убедился, что ему плаща не сдернуть.

Солнце, видя бессилие своего соперника, улыбнулось, выглянуло из-за облаков, обогрело, осушило землю, а вместе с ней и бедного полузамерзшего путешественника. Почувствовав теплоту солнечных лучей он приободрился, благословил Солнце, сам снял свой плащ и привязал его к седлу.

         - Видишь ли, - сказало тогда кроткое Солнце сердитому Ветру, - лаской и добротой можно сделать гораздо больше, чем яростью и гневом!

5. Рефлексия (“Все в твоих руках”)

На листе бумаги обводят левую руку. Каждый палец – это какая-то позиция, по которой надо высказать свое мнение.

Большой – для меня, было важным и интересным…

Указательный – по этому вопросу я получил конкретную рекомендацию.

Средний – мне было трудно (мне не понравилось).

Безымянный – моя оценка психологической атмосферы.

Мизинец – для меня было недостаточно…



Заповеди учителя

– Уважай детей! Защити их любовью и правдой.

– Не навреди! Ищи в детях хорошее.

– Замечай и отмечай малейший успех ученика. От постоянных неудач дети озлобляются.

– Не приписывай успех себе, а вину ученику.

– Ошибся – извинись, но ошибайся реже. Будь великодушным, умей прощать.

– На уроке создавай ситуацию успеха.

– Не кричи, не оскорбляй ученика ни при каких обстоятельствах.

– Хвали в присутствии коллектива, а прощай наедине.

– Только приблизив к себе ребенка можно влиять на развитие его духовного мира.

– Не ищи в лице родителей средство для расправы за собственную беспомощность в общении с детьми.

– Оценивай поступок, а не личность.

– Дай ребенку ощутить, что сочувствуешь ему, веришь в него, хорошего мнения о нем, несмотря на его оплошность.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!