СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психологические особенности подросткового возраста

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация поможет подготовиться к родительскому собранию в шестых классах. В презентации рассмотрены психологические особенности подросткового возраста. Даны рекомендации родителям по воспитанию подростков

Просмотр содержимого документа
«Психологические особенности подросткового возраста»

Психологические особенности подросткового возраста  (родительское собрание )

Психологические особенности подросткового возраста

(родительское собрание )

Каждый человек всегда чей-нибудь ребенок . П. Бомарше

Каждый человек всегда чей-нибудь ребенок .

П. Бомарше

Что такое кризис?

Что такое кризис?

Кризисы – это те самые остановки, во время которых человек: осмысливает отрезок пройденного пути,  утверждается в его значимости,  иногда переоценивает ценности,  ищет и находит новое в самом себе, удивляется этому и ИДЁТ ПО ЖИЗНИ ДАЛЬШЕ, СЧАСТЛИВЫЙ И ЗДОРОВЫЙ

Кризисы – это те самые остановки,

во время которых человек: осмысливает отрезок пройденного пути,

  • утверждается в его значимости,
  • иногда переоценивает ценности,
  • ищет и находит новое в самом себе,
  • удивляется этому и

ИДЁТ ПО ЖИЗНИ ДАЛЬШЕ,

СЧАСТЛИВЫЙ И ЗДОРОВЫЙ

Кризис – ЭТО НОРМА, а не отклонение Это необходимый этап развития каждого человека!!!

Кризис – ЭТО НОРМА, а не отклонение

Это необходимый этап развития каждого человека!!!

Подростковый возраст, возраст – один из самых важных, существенно влияющий на дальнейшее развитие человека.

Подростковый возраст, возраст – один из самых важных, существенно влияющий на дальнейшее развитие человека.

Избавление от родительской опеки является  универсальной психологической целью  подросткового возраста .

Избавление от родительской опеки является  универсальной психологической целью  подросткового возраста .

.  Учебная деятельность  разворачивает подростка от направленности  на мир  к направленности  на самого себя,  и центральным становится вопрос

Учебная деятельность  разворачивает подростка от направленности  на мир  к направленности  на самого себя,  и центральным становится вопрос "Что я такое?".

• запреты, чтобы иметь возможность собственными усилиями раздвинуть рамки, задающие пределы их возможностям. • Через это столкновение они узнают себя, о своих возможностях, удовлетворяют потребность в самоутверждении. • .

• запреты, чтобы иметь возможность собственными усилиями раздвинуть рамки, задающие пределы их возможностям.

• Через это столкновение они узнают себя, о своих возможностях, удовлетворяют потребность в самоутверждении.

• .

  П одросток  обращает свой критичный взор к семейным традициям, ценностям. .

  П одросток  обращает свой критичный взор к семейным традициям, ценностям.

.

Фазы подросткового кризиса: 1) негативная, или предкритическая, когда происходит ломка старых привычек, стереотипов, распад сформировавшихся ранее структур; 2) кульминационная точка кризиса (13 лет, достаточно условна); 3) посткритическая фаза, т.е. период формирования новых структур, построения новых отношений и т.п.

Фазы подросткового кризиса:

1) негативная, или предкритическая, когда происходит ломка старых привычек, стереотипов, распад сформировавшихся ранее структур;

2) кульминационная точка кризиса (13 лет, достаточно условна);

3) посткритическая фаза, т.е. период формирования новых структур, построения новых отношений и т.п.

Варианты протекания кризиса: • Симптомы первого –строптивость, упрямство, негативизм, своеволие, недооценка взрослых, отрицательное отношение к их требованиям, ранее выполнявшимся, протест-бунт. • Некоторые авторы добавляют сюда также ревность к собственности. • Для подростка требование не трогать ничего у него на столе, не входить в его комнату, а главное – «не лезть ему в душу» остро ощущаемое переживание собственного внутреннего мира. Это главная собственность, которую он оберегает и ревниво защищает от других.

Варианты протекания кризиса:

Симптомы первого –строптивость, упрямство, негативизм, своеволие, недооценка взрослых, отрицательное отношение к их требованиям, ранее выполнявшимся, протест-бунт.

Некоторые авторы добавляют сюда также ревность к собственности.

Для подростка требование не трогать ничего у него на столе, не входить в его комнату, а главное – «не лезть ему в душу» остро ощущаемое переживание собственного внутреннего мира. Это главная собственность, которую он оберегает и ревниво защищает от других.

Ведущая деятельность этого периода- общение Главное новообразование данного возраста - чувство взрослости 11-12 лет все дети пересекают рубеж подросткового возраста

Ведущая деятельность этого периода- общение

Главное новообразование данного возраста - чувство взрослости

11-12 лет все дети пересекают рубеж подросткового возраста

Второй путь противоположен: это чрезмерное послушание, зависимость от старших или сильных, возврат к старым интересам, вкусам, формам поведения. в первом случае это: «Я уже не ребенок», во втором: «Я ребенок и хочу оставаться им».

Второй путь противоположен: это чрезмерное послушание, зависимость от старших или сильных, возврат к старым интересам, вкусам, формам поведения.

в первом случае это: «Я уже не ребенок»,

во втором: «Я ребенок и хочу оставаться им».

Психологические особенности подросткового возраста: Биологические изменения • перепады настроения; • категоричность высказываний; • желание быть признанным и оцененным другими, сочетающееся с показной независимостью и бравадой; • борьба с авторитетами и обожествление кумиров; • Эгоистичность наряду с преданностью и самопожертвованием; • грубость и бесцеремонность с неимоверной собственной ранимостью, • колебания ожиданий – от сияющего оптимизма к самому мрачному пессимизму; • обострѐнная чувствительность к оценке другими его внешности, способностей, силы, умений.

Психологические особенности подросткового возраста:

Биологические изменения

• перепады настроения;

• категоричность высказываний;

• желание быть признанным и оцененным другими, сочетающееся с показной независимостью и бравадой;

• борьба с авторитетами и обожествление кумиров;

• Эгоистичность наряду с преданностью и самопожертвованием;

• грубость и бесцеремонность с неимоверной собственной ранимостью,

• колебания ожиданий – от сияющего оптимизма к самому мрачному пессимизму;

• обострѐнная чувствительность к оценке другими его внешности, способностей, силы, умений.

Психофизические изменения: половое созревание; смена интересов; критическое отношение к прежним авторитетам; повышенная утомляемость; эмоциональная неустойчивость; интерес к противоположному полу; поиск смысла жизни.

Психофизические изменения:

половое созревание;

смена интересов;

критическое отношение к прежним авторитетам;

повышенная утомляемость;

эмоциональная неустойчивость;

интерес к противоположному полу;

поиск смысла жизни.

Личностные черты подростка непримиримость ко злу; стремление к идеалу; стремление быть личностью; непостоянство влечений; романтическая восторженность и грубые выходки.

Личностные черты подростка

  • непримиримость ко злу;
  • стремление к идеалу;
  • стремление быть личностью;
  • непостоянство влечений;
  • романтическая восторженность и грубые выходки.
Ведущая деятельность Общение со сверстниками принимает характер первоочередной необходимости, т.к.: 1. Общаясь со сверстниками подростки получают информацию, которую не могут получить от взрослых. 2. Приобретают необходимые навыки социального взаимодействия. 3. Наилучшим образом удовлетворяется потребность в эмоциональных контактах. РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ!!!

Ведущая деятельность Общение со сверстниками принимает характер первоочередной необходимости, т.к.:

1. Общаясь со сверстниками подростки получают информацию, которую не могут получить от взрослых.

2. Приобретают необходимые навыки социального взаимодействия.

3. Наилучшим образом удовлетворяется потребность в эмоциональных контактах.

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ!!!

Воспитание детей представляется сложным делом только до тех пор, пока мы хотим, не воспитывая себя, воспитать своих детей или кого бы то ни было . Если же поймешь, что воспитывать других мы можем только через себя, то упраздняется вопрос о воспитании и остается один вопрос: как надо самому жить? Л.Н. Толстой

Воспитание детей представляется сложным делом

только до тех пор, пока мы хотим, не воспитывая себя,

воспитать своих детей или кого бы то ни было .

Если же поймешь, что воспитывать других мы можем

только через себя, то упраздняется вопрос о воспитании

и остается один вопрос: как надо самому жить?

Л.Н. Толстой

Тест «Готовы ли вы к переходному возрасту ребенка?»

Тест

«Готовы ли вы к переходному возрасту ребенка?»

На ваш взгляд, самая большая проблема переходного возраста заключается в том, что ребенок… На ваш взгляд, самая большая проблема переходного возраста заключается в том, что ребенок… На ваш взгляд, самая большая проблема переходного возраста заключается в том, что ребенок… На ваш взгляд, самая большая проблема переходного возраста заключается в том, что ребенок… На ваш взгляд, самая большая проблема переходного возраста заключается в том, что ребенок…   а)  перестает прислушиваться к мнению родителей; б) может попасть в плохую компанию; в) начинает осознавать себя как самостоятельную личность .
  • На ваш взгляд, самая большая проблема переходного возраста заключается в том, что ребенок…
  • На ваш взгляд, самая большая проблема переходного возраста заключается в том, что ребенок…
  • На ваш взгляд, самая большая проблема переходного возраста заключается в том, что ребенок…
  • На ваш взгляд, самая большая проблема переходного возраста заключается в том, что ребенок…
  • На ваш взгляд, самая большая проблема переходного возраста заключается в том, что ребенок…

а) перестает прислушиваться к мнению родителей;

б) может попасть в плохую компанию;

в) начинает осознавать себя как самостоятельную личность .

2.  Вспоминая свое детство, вы обычно рассказываете ребенку…  а) о том, что хорошо учились;  б) о похожих проблемах и способах их решения;  в) забавных случаях.

2. Вспоминая свое детство, вы обычно рассказываете ребенку…

а) о том, что хорошо учились;

б) о похожих проблемах и способах их решения;

в) забавных случаях.

Сколько времени в день вы проводите с ребенком, беседуя о его делах?  а) не больше часа; б) около 2 часов; в) больше 2 часов.
  • Сколько времени в день вы проводите с ребенком, беседуя о его делах?

а) не больше часа;

б) около 2 часов;

в) больше 2 часов.

4. Учитель жалуется на поведение ребенка, в то время как сын или дочь сами утверждают, что виновником происшествия является их одноклассник. Ваши действия… а) отругаете ребенка, потому что учитель не станет жаловаться беспричинно; б) встанете на сторону сына или дочери и будете обвинять одноклассника; в) дома подробно расспросите ребенка и объясните ему, почему учитель счел его виноватым.

4. Учитель жалуется на поведение ребенка, в то время как сын или дочь сами утверждают, что виновником происшествия является их одноклассник. Ваши действия…

а) отругаете ребенка, потому что учитель не станет жаловаться беспричинно;

б) встанете на сторону сына или дочери и будете обвинять одноклассника;

в) дома подробно расспросите ребенка и объясните ему, почему учитель счел его виноватым.

5. Каких проблем подросткового возраста вы боитесь больше всего? а) отчуждения; б) употребления алкоголя и наркотиков; в) ранних половых контактов.

5. Каких проблем подросткового возраста вы боитесь больше всего?

а) отчуждения;

б) употребления алкоголя и наркотиков;

в) ранних половых контактов.

6. В каком возрасте нужно начинать беседовать с ребенком о взаимоотношениях полов? а) с 12 лет; б) с 14 лет; в) когда он сам начнет задавать вопросы.

6. В каком возрасте нужно начинать беседовать с ребенком о взаимоотношениях полов?

а) с 12 лет;

б) с 14 лет;

в) когда он сам начнет задавать вопросы.

7. Ребенок признается, что девочка (мальчик), которая (-ый) ему нравится, не отвечает взаимностью. Что вы ему скажите? а) предложите немного изменить внешность, вести себя более открыто и дружелюбно; б) успокоите, что в его жизни еще будет много других девочек (мальчиков), в сто раз лучше; в) постараетесь отвлечь ребенка от печальных мыслей и переживаний.

7. Ребенок признается, что девочка (мальчик), которая (-ый) ему нравится, не отвечает взаимностью. Что вы ему скажите?

а) предложите немного изменить внешность, вести себя более открыто и дружелюбно;

б) успокоите, что в его жизни еще будет много других девочек (мальчиков), в сто раз лучше;

в) постараетесь отвлечь ребенка от печальных мыслей и переживаний.

8. Ребенок наотрез отказывается заниматься в кружке, который раньше посещал с удовольствием. Ваши действия? а) предложите выбрать ему другое занятие; б) постараетесь убедить продолжить занятие, чтобы довести начатое дело до конца; в) упрекнете его в лени и нежелании развивать свои способности.

8. Ребенок наотрез отказывается заниматься в кружке, который раньше посещал с удовольствием. Ваши действия?

а) предложите выбрать ему другое занятие;

б) постараетесь убедить продолжить занятие, чтобы довести начатое дело до конца;

в) упрекнете его в лени и нежелании развивать свои способности.

9. Подросток просит вас отпустить его с друзьями в клуб, на дискотеку. Ваша реакция… а) придумаете благовидный предлог, из-за которого ребенку придется отложить встречу с друзьями; б) поговорите с ним об опасных соблазнах, которые таят в себе клубы, и запретите посещать подобные места до 18 лет; в) отпустите при условии, что ребенок будет «выходить на связь» в условленное время.

9. Подросток просит вас отпустить его с друзьями в клуб, на дискотеку. Ваша реакция…

а) придумаете благовидный предлог, из-за которого ребенку придется отложить встречу с друзьями;

б) поговорите с ним об опасных соблазнах, которые таят в себе клубы, и запретите посещать подобные места до 18 лет;

в) отпустите при условии, что ребенок будет «выходить на связь» в условленное время.

10. Подросток считает себя непривлекательным из-за угрей. Как его можно успокоить? а) обратить внимание на его выразительные глаза и красивую форму носа; б) сказать, что это временное явление, и у всех подростков бывают прыщи; в) собрать информацию о существующих косметических средств борьбы с угрями и пообещать купить их.

10. Подросток считает себя непривлекательным из-за угрей. Как его можно успокоить?

а) обратить внимание на его выразительные глаза и красивую форму носа;

б) сказать, что это временное явление, и у всех подростков бывают прыщи;

в) собрать информацию о существующих косметических средств борьбы с угрями и пообещать купить их.

11. Вы обнаружили, что от куртки ребенка пахнет табаком. Что вы предпримете? а) будите искать сигареты в карманах его куртки; б) строго спросите, не начал ли ребенок курить; в) заведете разговор о том, что многие подростки рано начинают курить, и как бы невзначай спросите, нет ли таких среди его друзей, и как он сам относится к курению.

11. Вы обнаружили, что от куртки ребенка пахнет табаком. Что вы предпримете?

а) будите искать сигареты в карманах его куртки;

б) строго спросите, не начал ли ребенок курить;

в) заведете разговор о том, что многие подростки рано начинают курить, и как бы невзначай спросите, нет ли таких среди его друзей, и как он сам относится к курению.

12. Вы увидели личный дневник, в котором ребенок описывает свой переживания в отношении первой любви… а) признаетесь, что читали дневник, и выскажите свое беспокойство; б) при случае заведете разговор о любви между подростками и вытекающими из этого последствиями; в) вызовите ребенка на откровенный разговор, чтобы детально разобраться в ситуации.

12. Вы увидели личный дневник, в котором ребенок описывает свой переживания в отношении первой любви…

а) признаетесь, что читали дневник, и выскажите свое беспокойство;

б) при случае заведете разговор о любви между подростками и вытекающими из этого последствиями;

в) вызовите ребенка на откровенный разговор, чтобы детально разобраться в ситуации.

13. Если вам не нравится кто-то из друзей ребенка, вы обычно… а) просите его меньше общаться с этим другом; б) не разрешаете приглашать друга к вам домой; в) откровенно высказываете свое мнение о нем.

13. Если вам не нравится кто-то из друзей ребенка, вы обычно…

а) просите его меньше общаться с этим другом;

б) не разрешаете приглашать друга к вам домой;

в) откровенно высказываете свое мнение о нем.

14. Что вы скажите ребенку, если услышите, как он грубит бабушке? а) «Как ты разговариваешь с бабушкой?!»; б) «Что у вас произошло?»; в) «Пожалуйста не обижай бабушку!»

14. Что вы скажите ребенку, если услышите, как он грубит бабушке?

а) «Как ты разговариваешь с бабушкой?!»;

б) «Что у вас произошло?»;

в) «Пожалуйста не обижай бабушку!»

15. Ребенок увлекся музыкальной группой, творчество которой вам не нравится. Вы… а) постараетесь понять, что именно привлекает ребенка в музыке любимого коллектива; б) предложите послушать записи других современных и классических исполнителей; в) подвергните критике тексты песен и аранжировку, чтобы ребенок осознал свое заблуждение.

15. Ребенок увлекся музыкальной группой, творчество которой вам не нравится. Вы…

а) постараетесь понять, что именно привлекает ребенка в музыке любимого коллектива;

б) предложите послушать записи других современных и классических исполнителей;

в) подвергните критике тексты песен и аранжировку, чтобы ребенок осознал свое заблуждение.

Ключ к тесту а) 1 5 2 б) 3 3 в) 5 5 1 1 4 3 3 5 5 1 1 3 6 5 1 3 7 5 1 8 3 1 9 1 5 3 3 10 5 3 3 11 5 3 1 12 5 1 5 5 13 1 3 3 14 1 5 5 15 1 1 1 3 3 5

Ключ к тесту

а)

1

5

2

б)

3

3

в)

5

5

1

1

4

3

3

5

5

1

1

3

6

5

1

3

7

5

1

8

3

1

9

1

5

3

3

10

5

3

3

11

5

3

1

12

5

1

5

5

13

1

3

3

14

1

5

5

15

1

1

1

3

3

5

Анализ результатов теста  16 – 35 баллов – готовность номер один. 36 – 55 баллов – у страха глаза велики. 56 – 75 баллов – без диктатуры.

Анализ результатов теста

16 – 35 баллов – готовность номер один.

36 – 55 баллов – у страха глаза велики.

56 – 75 баллов – без диктатуры.

Ничто не действует в младых душах детских сильнее всеобщей власти примера, а между всеми другими примерами ничей другой в них не впечатлевается глубже и тверже примера родителей . Н.И. Новиков

Ничто не действует в младых душах детских

сильнее всеобщей власти примера, а между всеми другими

примерами ничей другой в них не впечатлевается глубже

и тверже примера родителей .

Н.И. Новиков


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!