Психологические особенности подросткового возраста
(родительское собрание )
Каждый человек всегда чей-нибудь ребенок .
П. Бомарше
Что такое кризис?
Кризисы – это те самые остановки,
во время которых человек: осмысливает отрезок пройденного пути,
- утверждается в его значимости,
- иногда переоценивает ценности,
- ищет и находит новое в самом себе,
- удивляется этому и
ИДЁТ ПО ЖИЗНИ ДАЛЬШЕ,
СЧАСТЛИВЫЙ И ЗДОРОВЫЙ
Кризис – ЭТО НОРМА, а не отклонение
Это необходимый этап развития каждого человека!!!
Подростковый возраст, возраст – один из самых важных, существенно влияющий на дальнейшее развитие человека.
Избавление от родительской опеки является универсальной психологической целью подросткового возраста .
. Учебная деятельность разворачивает подростка от направленности на мир к направленности на самого себя, и центральным становится вопрос "Что я такое?".
• запреты, чтобы иметь возможность собственными усилиями раздвинуть рамки, задающие пределы их возможностям.
• Через это столкновение они узнают себя, о своих возможностях, удовлетворяют потребность в самоутверждении.
• .
П одросток обращает свой критичный взор к семейным традициям, ценностям.
.
Фазы подросткового кризиса:
1) негативная, или предкритическая, когда происходит ломка старых привычек, стереотипов, распад сформировавшихся ранее структур;
2) кульминационная точка кризиса (13 лет, достаточно условна);
3) посткритическая фаза, т.е. период формирования новых структур, построения новых отношений и т.п.
Варианты протекания кризиса:
• Симптомы первого –строптивость, упрямство, негативизм, своеволие, недооценка взрослых, отрицательное отношение к их требованиям, ранее выполнявшимся, протест-бунт.
• Некоторые авторы добавляют сюда также ревность к собственности.
• Для подростка требование не трогать ничего у него на столе, не входить в его комнату, а главное – «не лезть ему в душу» остро ощущаемое переживание собственного внутреннего мира. Это главная собственность, которую он оберегает и ревниво защищает от других.
Ведущая деятельность этого периода- общение
Главное новообразование данного возраста - чувство взрослости
11-12 лет все дети пересекают рубеж подросткового возраста
Второй путь противоположен: это чрезмерное послушание, зависимость от старших или сильных, возврат к старым интересам, вкусам, формам поведения.
в первом случае это: «Я уже не ребенок»,
во втором: «Я ребенок и хочу оставаться им».
Психологические особенности подросткового возраста:
Биологические изменения
• перепады настроения;
• категоричность высказываний;
• желание быть признанным и оцененным другими, сочетающееся с показной независимостью и бравадой;
• борьба с авторитетами и обожествление кумиров;
• Эгоистичность наряду с преданностью и самопожертвованием;
• грубость и бесцеремонность с неимоверной собственной ранимостью,
• колебания ожиданий – от сияющего оптимизма к самому мрачному пессимизму;
• обострѐнная чувствительность к оценке другими его внешности, способностей, силы, умений.
Психофизические изменения:
половое созревание;
смена интересов;
критическое отношение к прежним авторитетам;
повышенная утомляемость;
эмоциональная неустойчивость;
интерес к противоположному полу;
поиск смысла жизни.
Личностные черты подростка
- непримиримость ко злу;
- стремление к идеалу;
- стремление быть личностью;
- непостоянство влечений;
- романтическая восторженность и грубые выходки.
Ведущая деятельность Общение со сверстниками принимает характер первоочередной необходимости, т.к.:
1. Общаясь со сверстниками подростки получают информацию, которую не могут получить от взрослых.
2. Приобретают необходимые навыки социального взаимодействия.
3. Наилучшим образом удовлетворяется потребность в эмоциональных контактах.
РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ!!!
Воспитание детей представляется сложным делом
только до тех пор, пока мы хотим, не воспитывая себя,
воспитать своих детей или кого бы то ни было .
Если же поймешь, что воспитывать других мы можем
только через себя, то упраздняется вопрос о воспитании
и остается один вопрос: как надо самому жить?
Л.Н. Толстой
Тест
«Готовы ли вы к переходному возрасту ребенка?»
- На ваш взгляд, самая большая проблема переходного возраста заключается в том, что ребенок…
- На ваш взгляд, самая большая проблема переходного возраста заключается в том, что ребенок…
- На ваш взгляд, самая большая проблема переходного возраста заключается в том, что ребенок…
- На ваш взгляд, самая большая проблема переходного возраста заключается в том, что ребенок…
- На ваш взгляд, самая большая проблема переходного возраста заключается в том, что ребенок…
а) перестает прислушиваться к мнению родителей;
б) может попасть в плохую компанию;
в) начинает осознавать себя как самостоятельную личность .
2. Вспоминая свое детство, вы обычно рассказываете ребенку…
а) о том, что хорошо учились;
б) о похожих проблемах и способах их решения;
в) забавных случаях.
- Сколько времени в день вы проводите с ребенком, беседуя о его делах?
а) не больше часа;
б) около 2 часов;
в) больше 2 часов.
4. Учитель жалуется на поведение ребенка, в то время как сын или дочь сами утверждают, что виновником происшествия является их одноклассник. Ваши действия…
а) отругаете ребенка, потому что учитель не станет жаловаться беспричинно;
б) встанете на сторону сына или дочери и будете обвинять одноклассника;
в) дома подробно расспросите ребенка и объясните ему, почему учитель счел его виноватым.
5. Каких проблем подросткового возраста вы боитесь больше всего?
а) отчуждения;
б) употребления алкоголя и наркотиков;
в) ранних половых контактов.
6. В каком возрасте нужно начинать беседовать с ребенком о взаимоотношениях полов?
а) с 12 лет;
б) с 14 лет;
в) когда он сам начнет задавать вопросы.
7. Ребенок признается, что девочка (мальчик), которая (-ый) ему нравится, не отвечает взаимностью. Что вы ему скажите?
а) предложите немного изменить внешность, вести себя более открыто и дружелюбно;
б) успокоите, что в его жизни еще будет много других девочек (мальчиков), в сто раз лучше;
в) постараетесь отвлечь ребенка от печальных мыслей и переживаний.
8. Ребенок наотрез отказывается заниматься в кружке, который раньше посещал с удовольствием. Ваши действия?
а) предложите выбрать ему другое занятие;
б) постараетесь убедить продолжить занятие, чтобы довести начатое дело до конца;
в) упрекнете его в лени и нежелании развивать свои способности.
9. Подросток просит вас отпустить его с друзьями в клуб, на дискотеку. Ваша реакция…
а) придумаете благовидный предлог, из-за которого ребенку придется отложить встречу с друзьями;
б) поговорите с ним об опасных соблазнах, которые таят в себе клубы, и запретите посещать подобные места до 18 лет;
в) отпустите при условии, что ребенок будет «выходить на связь» в условленное время.
10. Подросток считает себя непривлекательным из-за угрей. Как его можно успокоить?
а) обратить внимание на его выразительные глаза и красивую форму носа;
б) сказать, что это временное явление, и у всех подростков бывают прыщи;
в) собрать информацию о существующих косметических средств борьбы с угрями и пообещать купить их.
11. Вы обнаружили, что от куртки ребенка пахнет табаком. Что вы предпримете?
а) будите искать сигареты в карманах его куртки;
б) строго спросите, не начал ли ребенок курить;
в) заведете разговор о том, что многие подростки рано начинают курить, и как бы невзначай спросите, нет ли таких среди его друзей, и как он сам относится к курению.
12. Вы увидели личный дневник, в котором ребенок описывает свой переживания в отношении первой любви…
а) признаетесь, что читали дневник, и выскажите свое беспокойство;
б) при случае заведете разговор о любви между подростками и вытекающими из этого последствиями;
в) вызовите ребенка на откровенный разговор, чтобы детально разобраться в ситуации.
13. Если вам не нравится кто-то из друзей ребенка, вы обычно…
а) просите его меньше общаться с этим другом;
б) не разрешаете приглашать друга к вам домой;
в) откровенно высказываете свое мнение о нем.
14. Что вы скажите ребенку, если услышите, как он грубит бабушке?
а) «Как ты разговариваешь с бабушкой?!»;
б) «Что у вас произошло?»;
в) «Пожалуйста не обижай бабушку!»
15. Ребенок увлекся музыкальной группой, творчество которой вам не нравится. Вы…
а) постараетесь понять, что именно привлекает ребенка в музыке любимого коллектива;
б) предложите послушать записи других современных и классических исполнителей;
в) подвергните критике тексты песен и аранжировку, чтобы ребенок осознал свое заблуждение.
Ключ к тесту
а)
1
5
2
б)
3
3
в)
5
5
1
1
4
3
3
5
5
1
1
3
6
5
1
3
7
5
1
8
3
1
9
1
5
3
3
10
5
3
3
11
5
3
1
12
5
1
5
5
13
1
3
3
14
1
5
5
15
1
1
1
3
3
5
Анализ результатов теста
16 – 35 баллов – готовность номер один.
36 – 55 баллов – у страха глаза велики.
56 – 75 баллов – без диктатуры.
Ничто не действует в младых душах детских
сильнее всеобщей власти примера, а между всеми другими
примерами ничей другой в них не впечатлевается глубже
и тверже примера родителей .
Н.И. Новиков