Просмотр содержимого документа
«Психологические особенности подростков 12-13 лет»
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ 12-13 ЛЕТ
ПЕРИОД ПОЛОВОГО СОЗРЕВАНИЯ
- Первый этап (5-6 классы): неуравновешенное состояние центральной нервной системы, которое проявляется в нарушениях поведения. Зачастую неадекватно резкая реакция на внешние воздействия: на замечания взрослых, учителей и сверстников, на происходящие события.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКА
ПОДРОСТКОВЫЙ КОМПЛЕКС
- Перепады настроения
- Чувствительность к оценке себя посторонними
- Полярные качества, выступающие попеременно
- Эгоизм
ОЦЕНКА ТРУДА, ВЛОЖЕННОГО В УЧЕНИЕ
- Должен быть оценен не только итог труда, но и собственный вклад
- Результат труда рассматривает как объективное свидетельство личных достижений
- В структуре оценки своего труда определяющими становятся такие критерии, как степень трудности и проблемности решаемой задачи, самостоятельность и творчество, проявленные в процессе решения.
УСПЕВАЕМОСТЬ И ПРИЧИНЫ ЕЕ СНИЖЕНИЯ
Ведущими причинами неуспеваемости подростков многие авторы считают следующие:
- недостатки в развитии познавательных процессов;
- педагогическая запущенность;
- интеллектуальная пассивность;
- индивидуально – типологические особенности;
- отсутствие адекватной мотивации учения.
Интеллектуальная пассивность подростков также может быть спровоцирована семьей:
- Неудовлетворительные показатели познавательного климата в семье;
- Наличие избыточной поверхностно-развлекательной информации.
Субъективные причины неуспеваемости (М.К.Тутушкина) могут быть следствием того, что:
- родители сами плохо учились, не любили читать, учить уроки;
- в семье не формируется ценность овладения знаниями цивилизации и культуры;
- родители высокомерно относятся к людям вообще, к школе и учителям в частности;
- в семье нет установки на труд, на приложение усилий для достижения цели;
- в начальной школе родители эмоционально не вовлекались в учебный процесс, не проявляли интереса к школьным заботам.
РЕАКЦИЯ ЭМАНСИПАЦИИ
- Стремление высвободиться из под опеки, контроля, покровительства старших (родных, учителей, людей старшего поколения)
- Реакция возникает при чрезмерной опеке со стороны старших, при мелочном контроле, когда лишают свободы, относятся как к маленькому
- Одна из крайних форм - побег из дома и бродяжничество, обусловленное желанием «пожить свободной жизнью».
НЕГАТИВНОЕ ОТНОШЕНИЕ КО ВЗРОСЛЫМ
- Стремление к снижению ценности желаемого общения
- Стремление к замещающей деятельности
- Погружение в мир фантастических образов
- Агрессия или уход от общения
- Реакция оппозиции
- Реакция отказа
- Реакция изоляции
ЧУВСТВО ВЗРОСЛОСТИ ПОДРОСТКА
- Претендует на роль взрослого
- Стремление к внешней взрослости (изменение внешнего облика, преувеличенный интерес к проблемам пола, курение, употребление спиртных напитков и т.д)
- Смена ориентации подростка со взрослых на сверстников
ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ…
1)Считаете ли вы, что в вашей семье есть взаимопонимание с детьми?
2) Говорят ли с вами дети «по душам», советуются ли «по личным делам»?
3)Интересуются ли они вашей работой?
4) Знаете ли вы друзей ваших детей?
5)Участвуют ли дети вместе с вами в хозяйственных делах?
6) Есть ли у вас общие занятия и увлечения?
7)Участвуют ли дети в подготовке к праздникам ?
8) Предпочитают ли дети, чтобы во время праздников вы были вместе с ними?
9)Бываете ли вы вместе с детьми на выставках, концертах, в театре?
10) Обсуждаете ли вы с детьми телепередачи?
11)Обсуждаете ли вы с детьми прочитанные книги?
12) Есть ли у вас общие занятия, увлечения?
13)Участвуете ли вы в экскурсиях, походах, прогулках?
14) Предпочитаете ли вы проводить свободное время с детьми?
БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!