СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психологические факторы, влияющие на школьную успеваемость детей в условиях детского дома

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Неуспеваемость учащихся возникает в силу внутренних и внешних причин, неблагоприятных социально-экономических условий жизни, недостаточной квалификации учителей, просчетов в организации учебно-воспитательного процесса, отсутствия индивидуального подхода к детям, перегрузки учащихся и других факторов. Наряду с социальными причинами на успеваемость школьников также оказывают влияние различного рода нарушения в деятельности анализаторов (снижение слуха, зрения, речи), наследственные, врожденные и приобретенные заболевания, отставание в физическом и умственном развитии.    Что должен сделать воспитатель, чтобы добиться высокой успеваемости у всех воспитанников, получить результаты, соответствующие поставленным целям и задачам обучения? Эти и другие вопросы рассматриваются в данной публикации.

Просмотр содержимого документа
«Психологические факторы, влияющие на школьную успеваемость детей в условиях детского дома»

Психологические факторы, влияющие на школьную успеваемость



Причины и приёмы преодоления неуспеваемости воспитанников:

Неуспеваемость воспитанников - систематическое отставание обучающихся в уровне усвоения содержания образования по сравнению с предусмотренной учебной программой и образовательными стандартами, в результате которых дальнейшее полноценное обучение становится невозможным. Неуспевающие ученики плохо усваивают школьный материал, не справляются с классными и домашними заданиями, теряют интерес к занятиям. Отсутствие своевременной помощи приводит к изменениям в личности ребенка. У школьников возникает негативное отношение к учению и учителю. В конечном итоге они начинают себя хуже вести, дезорганизуют класс и группу, нередко бросают школу и пополняют ряды так называемых трудных подростков.

     Неуспеваемость учащихся возникает в силу внутренних и внешних причин, неблагоприятных социально-экономических условий жизни, недостаточной квалификации учителей, просчетов в организации учебно-воспитательного процесса, отсутствия индивидуального подхода к детям, перегрузки учащихся и других факторов. Наряду с социальными причинами на успеваемость школьников также оказывают влияние различного рода нарушения в деятельности анализаторов (снижение слуха, зрения, речи), наследственные, врожденные и приобретенные заболевания, отставание в физическом и умственном развитии.

   Что должен сделать педагог совместно с воспитателем, чтобы добиться высокой успеваемости у всех учащихся, получить результаты, соответствующие поставленным целям и задачам обучения?

   Прежде всего, необходимо выявить факторы, причины и условия, оказывающие отрицательное влияние на успеваемость школьников, определить методы и формы их устранения.

   Для предупреждения неуспеваемости необходима система дидактических мер, направленная на усиление дифференцированного, индивидуального подхода, учет особенностей каждого ученика. Когда речь идет об организации учебно-воспитательного процесса, формах преодоления неуспеваемости, можно рекомендовать различные методы обучения, группировать учащихся по уровню подготовленности в классы выравнивания (коррекционные классы), способностям, интересам, индивидуальным особенностям или другим признакам.

   Интеллектуальная и вся познавательная деятельность тесно связана с функциями мозга, состоянием сенсорных функций, здоровьем человека.

Генетические, внутриутробные и постнатальные заболевания, которые затрагивают функции мозга, отражаются на развитии интеллекта и всей познавательной деятельности детей, приводят их к значительному отставанию в развитии. Такие дети нуждаются в специальном обучении.

Наряду с социальными факторами на успеваемость учащихся оказывают влияние специфические возрастные моменты, особенности физического и психического развития. Известно, что наименьшее число успевающих приходится на пятые, шестые и девятые классы. Эта тенденция характерна для многих стран и, очевидно, отражает некоторые общие закономерности.

Медико-биологические и психологические исследования школьников позволили предположить, что на снижении школьной успеваемости в младшем подростковом и раннем юношеском возрасте сказываются специфические возрастные моменты. В частности, в этот период отмечается замедление темпов роста, качества интенсивности умственной деятельности, повышаются утомляемость и возбудимость нервной системы. Особенности протекания психических процессов, индивидуально-типологические свойства нервной системы детей сказываются на успеваемости.

Индивидуальные особенности учебных действий, психофизиологических реакций и состояний учебной деятельности зависят от общего типа нервной системы и темперамента. Ученики со слабым возбудительным процессом медленно работают, делают больше ошибок по невнимательности, быстрее утомляются, дают более низкие показатели в контрольной работе, вследствие нервно-психического перенапряжения на плохие отметки реагируют длительной депрессией. В то же время их речь более эмоциональна и образна, они более склонны к сопереживанию.

Успеваемость и дисциплина учащихся не зависят от типа нервной системы и темперамента в тех случаях, когда учитель применяет разнообразные приемы и методы. Нет учеников, которые по особенностям темперамента были бы неспособны к обучению. Но положительный эффект достигается лишь в тех случаях, когда применяемые методы обучения и воспитания соответствуют индивидуальным особенностям каждого ученика.

   Одной из очень серьёзных школьных проблем на пути повышения качества обучения до сих пор остаётся формирование прочных навыков грамотного письма. Известно, что любой навык, в том числе и орфографический, формируется в деятельности, является результатом многократных действий, легче вырабатывается в эмоционально благоприятной обстановке и при постоянном самоконтроле и самоанализе умственных действий. С Учётом этих условий и следует искать пути решения «орфографических» проблем.

  Одним из приёмов повышения грамотности является усиление произвольности психических процессов, развитие внутреннего плана действий и рефлексии. Подобная работа учителя создаёт возможности для осуществления контрольно-оценочных и контрольно-корректировочных действий самими школьниками.

   Самоконтроль и самоанализ, например, способствуют продуктивному усвоению правописания трудных слов при индивидуальной работе с ними. Использование различных видов работы над словарными словами, упражнений, основанных на анализе и сравнении, всегда даёт положительные результаты. Место каждого вида упражнения должно определяться психологическими особенностями усвоения материала и той умственной работой, которую производят учащиеся.



Факторы, влияющие на успеваемость

Если сделать общий вывод по всем причинам неуспеваемости, то на ее возникновение влияют следующие факторы:

1.     Условия воспитания в семье, роль родителей в интеллектуальном развитии своих детей, начиная с дошкольного возраста (развивают и поддерживают ли родители в своих детях познавательные интересы, готов ли ребенок к школьному обучению, вырабатывается ли и поддерживается ли на должном уровне учебная мотивация и т.д.)

2.     Условия для интеллектуального развития в дошкольных учреждениях – как происходит развитие познавательных интересов, знаний, учений и навыков, которыми должны владеть дети дошкольного возраста.

3.     Многое зависит от учителей начальной школы. Например, корни таких проблем, как интеллектуальная пассивность, несформированность навыков и способов учебной деятельности, недобросовестное отношение к учебному труду, тянутся из дошкольного детства и времени обучения в первом классе.

4.     Учителям средней школы уже труднее бороться с неуспеваемостью учащихся. Им приходится много времени тратить на ее преодоление, потому что у неуспевающих или слабоуспевающих школьников уже закрепились те или иные формы поведения и учебной деятельности. Учителям, пытающимся решить эту проблему, приходиться сталкиваться с бессознательным упорством учеников, не желающих трудиться. И честно говоря, настойчивости и сил у педагогов часто не хватает.

5.     Большую роль в преодолении неуспеваемости играют родители – они должны не отмахиваться от проблем своего ребенка, а поддерживать тесный контакт с педагогами, мотивировать в ребенке стремление преодолевать свои учебные проблемы.  



Причины неуспеваемости:

1.     Низкая мотивация

2.     Интеллектуальная пассивность

3.     Неправильные навыки учебной деятельности

4.     Неправильное отношение к учебному труду

5.     Неразвитые познавательные интересы



Традиционные технологии обучения

Традиционные технологии обучения представляют собой технологии, построенные на основе объяснительно-иллюстративного способа обучения, применяемые по традиции, часто неосмысленно, по образцу. В основе этих технологий – информирование, просвещение учащихся и организация их репродуктивных действий с целью выработки у школьников общеучебных умений и навыков. 

Основные признаки традиционных технологий обучения:

1.     Просвещение обучающихся (трансляция готового учебного содержания; изложение нового материала (монолог учителя); диалог между учащимися нормативно исключен; низкий уровень навыков общения у учащихся).

2.     Доминирование обучения над учением (три основные функции учителя – информирующая, контролирующая и оценивающая). 



Положительные стороны учащихся со слабой нервной системой

  • Могут работать в ситуации, требующей монотонной работы по алгоритму или шаблону.

  • Любят работать обстоятельно, последовательно, планомерно, по расписанным этапам работы;

  • Планируют предстоящую деятельность, составляют планы в письменной форме.

  • Предпочитают использовать опоры, наглядные изображения (графики, схемы, таблицы).

  • Склонны к тщательному контролю заданий и проверке полученных результатов.



Затрудняющие ситуации

  • Длительная, напряженная работа (быстро устает, теряет работоспособность, допускает ошибки, медленнее усваивает)

  • Работа, сопровождающаяся эмоциональным напряжением (контрольные, самостоятельные ограниченные во времени)

  • Высокий темп постановки вопросов.

  • Работа в ситуации, требующей отвлечения.

  • Работа в ситуации, требующей распределения внимания и его переключения.

  • Ситуация, в которой необходимо усвоить большой по объему и разнообразию содержания материал.



Современный взгляд на содержание и пути умственного развития школьников тесно связан с теоретическими представлениями о когнитивных структурах, с помощью которых человек извлекает информацию из окружающей среды, осуществляет анализ и синтез всех поступающих новых впечатлений и сведений. Чем больше они развиты, тем больше возможности получения, анализа и синтеза информации, тем больше видит и понимает человек в окружающем его мире и в самом себе.

В связи с этим представлением главной задачей школьного обучения должно быть призвано формирование структурно организованных и хорошо внутренне расчлененных когнитивных структур, являющихся психологической базой приобретаемых знаний. Только такая база может обеспечить гибкость и подвижность мышления, возможность мысленного сопоставления разных объектов в самых разных отношениях и аспектах, другими словами, приобретенные знания будут не формальными, а действенными, дающими возможность широкого и разностороннего оперирования ими. Поэтому в процессе школьного обучения ребенку нужно не просто сообщить сумму знаний, но и сформировать у него систему знаний, образующих внутренне упорядоченную структуру. Добиться этого можно двумя путями:

  • целенаправленно и систематически развивать мышление учащихся;

  • предлагать для усвоения систему знаний, составленную с учетом формирования когнитивных структур, что приводит к повышению качества мыслительной деятельности.

Оказывая существенное влияние на школьную успеваемость, умственное развитие не всегда однозначно определяет школьные успехи или неуспехи ребенка. В средних и старших классах на успешность школьного обучения начинают оказывать сильное влияние и другие факторы, размывая влияние фактора умственного развития. Другими словами, прямая связь между уровнем умственного развития школьника и средним баллом его школьной успеваемости не всегда находит подтверждение в школьной практике. Это значит, что достаточно хорошо может учиться ребенок, характеризующийся невысоким уровнем умственного развития, а ученик, показывающий высокие результаты по интеллектуальным тестам, может демонстрировать средние или ниже среднего успехи в учении. Это свидетельствует о многообразии причин, порождающих школьную неуспеваемость, где уровень умственного развития – только один из них.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!